Консультация для педагогов: «Двигательная деятельность детей на прогулке в ДОУ».
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация включает в себя повторение организации прогулки в разное время года, структуру проведения и примеры организации двигательной активности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов:
«Двигательная деятельность детей на прогулке в ДОУ».
В режиме дня ДОУ выделяется достаточно время для пребывания детей на свежем воздухе. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня- до обеда и во вторую половину дня- после дневного сна или перед уходом домой (СанПиН ).
Любая прогулка должна включать в себя трудовую, игровую деятельности, индивидуальную работу с детьми и наблюдение.
В зависимости от предыдущего занятия и погоды изменяется и последовательность разных видов деятельности на прогулке. Если в холодное время дети находились на занятии, требующем больших умственных усилий, усидчивости, то на прогулке необходимо вначале организовать свободную игровую деятельность, провести подвижные игры, пробежки, а затем перейти к наблюдениям. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то начинать надо с наблюдений, спокойных игр. Необходимо так организовать воспитательную работу на прогулке, чтобы дети любили физические упражнения и игры, стремились бы совершенствовать свои движения, проявляя при этом выдержку, смелость, решительность и инициативу.
Игра для дошкольника является ведущей формой деятельности. При подборе подвижных игр важно учитывать индивидуальные возможности и способности детей. Дети младшего дошкольного возраста активны, они много двигаются, ходят, бегают, лазают, но их опыт двигательной активности еще невелик, а движения недостаточно координированы, ориентировка в пространстве затруднительны. Малыши еще не владеют рядом двигательных навыков, поэтому часто содержание их деятельности однообразно. Для повышения активности и обогащения движений младших дошкольников большое значение имеет создание необходимых условий, использование различных предметов, игрушек (мячей, шариков, обручей, кубиков, совков и т. п.), побуждающих их к различным двигательным действиям. Дети 5 – 7 лет более самостоятельны и активны, чем младшие дошкольники. Их движения становятся более точными, быстрыми, ловкими, они лучше ориентируются в пространстве, увереннее действуют в коллективе. Но несмотря на достаточный двигательный опыт, самостоятельность и активность, дети старшего дошкольного возраста нуждаются в помощи и руководстве воспитателя при организации подвижных игр и развлечений. Главная задача педагога старших групп при организации игровой деятельности заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Самостоятельные игры детей с движениями требуют со стороны воспитателя систематического и внимательного наблюдения. Нужно поддерживать инициативу детей, вовремя приходить им на помощь в организации коллектива, в распределении ролей, следить за взаимоотношениями играющих, за выполнением правил игры, выполнением движений. Чтобы дети, увлеченные игрой, не переутомлялись и своевременно меняли характер движения, их переключают с одной игры на другую.
Подвижные игры организуются со всей группой, с подгруппами или индивидуально с одним ребенком. Дети старшего дошкольного возраста должны уметь играть самостоятельно без воспитателя.
Дидактические игры и движения. Это игры на закрепление видов и способов движений, на развитие умения найти верный способ движения в определенных условиях, на ориентировку в пространстве: «Угадай, что задумали», «Преодолей препятствие», «Найди свой домик», «Кто знает больше движений?» и др.
Спортивные игры: городки, футбол, хоккей, бадминтон. Вначале детей учат элементам техники движений на занятиях, затем элементарным правилам. Необходимо планировать к прогулке и спортивные упражнения: зимой - катание на санках, скольжение по ледовым дорожкам, ходьба на лыжах; весной, летом, осенью - катание на велосипедах, самокатах. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность.
В постоянном обиходе у детей всех групп должен быть мяч. Игры с ним разнообразны и способствуют всестороннему развитию организма ребенка.
Особенно разнообразны игры с мячом в подготовительной к школе группе. Дети играют с ним по одному, вдвоем, небольшими группами, всей группой. Перебрасывание мяча друг другу с постепенным увеличением расстояния, бросание мяча о пол, о стенку, вверх; ловля его обеими руками и одной рукой, с хлопком, меняя положение рук; через сетку, попадание мячом в определенную цель развивают у детей гибкость позвоночника, укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают мышцы.
Большую пользу приносят детям такие игры как: кегли, городки, кольцебросы, катание обручей. Дети любят забавные игры-аттракционы, в которых они могут проявлять свою меткость, ловкость, сообразительность. К таким играм относятся: «Кто больше?», «Самый меткий» и др. Летом в детских садах можно проводить интересные спортивные развлечения: езда на самокатах, катание на роликовых коньках – все они доставляют детям большую радость и воспитывать интерес к спорту.
Игры в природе – это игры-экспромты с простыми правилами и незамысловатым сюжетом: «Прятки», «Найди по следу», «Проползи-подпрыгни», «Сколько шагов (больших, маленьких)?» и др.
Самостоятельная двигательная деятельность на прогулке. Возникает по инициативе детей. Для активизации самостоятельной двигательной активности значительную роль играет двигательная среда. Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем. Для стимулирования двигательной активности на участке можно создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.). Желательно организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Необходимо выносить игрушки (скакалки, вертушки, каталки и др.) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи и т.д.) Главное место в самостоятельной деятельности детей должны занимать подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, сближают детей. Зимой самостоятельная двигательная деятельность будет более содержательной, если на участке есть снежные постройки: горки, снежные валы, тропинки из снега, ледяные дорожки, разноцветные льдинки, снеговик с обручем, в который дети могут бросить льдинки, снежки и т. п. В разное время года воспитатель продумывает различные двигательные задания. Например, летом — добежать до березы, кустарника; проскакать по дорожке до определенного ориентира; подлезть под кустик; допрыгнуть до веревки, натянутой между деревьями и позвонить в колокольчик или снять ленту и т. п. Зимой можно пройти по снежному валу, перелезть через него, пройти по тропинке из снега, пройти след в след, перебросить снежок или льдинку через снежный вал, съехать с горки, подняться на горку и т. п.
Младший и средний возраст больше всего любит играть с песком. Для этого возраста можно проводить игры с песком.
«Из одной руки в другую». Стоя на месте, пересыпаем из одной руки в другую. Делаем это аккуратно, так, чтобы ни одна песчинка не упала (10 -12) раз.
«Побегаем и не рассыплем». (Дети бегают или ходят до обозначенного места, песок остается в зажатых ладошках). Откроем ладошки и покажем, не смог ли от нас песочек убежать (40 сек).
«Песочная горка». Присядем, сделаем маленькую горку из песка. Обойдем горку, переступим (5 – 7 раз) через нее, перепрыгнем (3 – 4 раза).
«Совочек – дружочек». Совочек может из одной руки в другую перебегать и не падать. (Стоя на месте, в кругу, дети перекладывают в достаточно быстром темпе совочек из одной руки в другую, можно за спиной, над головой и т.д. 8-10 раз).
«Рисуем совочком». Глубоко с совочком присесть, в приседе ножками переступать, круг совочком очертить вокруг себя (в одну сторону левой рукой, в другую – правой).
«Носим и не рассыпаем». Носим песочек в совочке в кучку, не рассыпаем по пути. (Можно поставить на пути кегли, чтобы дети их обходили).
Движение — это главное условие нормального роста и развития организма ребенка. Особенно в наше время когда, современные дети испытывают так называемый “двигательный дефицит”, когда большую часть времени малыши проводят в статическом положении (у телевизора, у компьютера, играя в тихие игры за столом). И поэтому задача всех педагогов и родителей - это поддерживать и закреплять естественный интерес к движениям, организовать жизнь малышей так, чтобы они имели возможность двигаться по потребности, чтобы упражнения в движениях способствовали не только их физическому, но и умственному, эмоциональному развитию.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский, писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для молодого специалиста "Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке".
Планирование работы по развитию движений на прогулке...
"Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке" консультация для воспитателей
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ИГР В ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ИГР В ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ. В физической культуре дошкольников традиционно все упражнения делятся на четыре группы: гимнасти...
Консультация для воспитателей "Использование элементов спортивных игр в организации двигательной деятельности детей на прогулке"
Консультация...
Консультация на тему: «Двигательная деятельность детей на прогулке»
Консультация на тему:«Двигательная деятельность детей на прогулке»...
План - сценарий консультации-практикума инструктора по физкультуре с педагогами «Двигательная активность детей на прогулке»
план -сценарий практических заданий, предлагаемых для проведения с педагогами, для повышения их практических навыков проведения двигательной прогулки с детьми в разные сезоны и при разных погодных усл...
Консультация для педагогов "Руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей на прогулке"
Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей.Двигательная активность- это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием ...