Консультация для родителей: "Комплекс упражнений для разминки"
консультация

Студенко Оксана Геннадьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiyano2.docx12.87 КБ
Файл rekomendatsii_pedagogam.docx11.35 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для разминки

Перед тем, как начать занятие, нужно помассировать ручки детей или побудить их выполнить упражнения, которые представляют собой своеобразную разминку перед основным комплексом:

- малыши кругообразными движениями охватывают правую и левую кисти;

- необходимо провести от ногтя до основания каждого пальца сначала на правой руке, затем повторить эту процедуру на левой;

- под предводительством взрослого дети ведут рукой от основания кисти до кончиков пальцев на каждой руке поочерёдно.

После этого можно проводить игры, которые сделают пальцы ребёнка с ДЦП более подвижными:

- попросите малышей сжать пальцы в кулак, за исключением среднего и указательного, вытянуть руку вперёд, а затем повернуть кисть вправо и влево;

- указательный и средний пальцы дети вытягивают вверх (напомним, что остальные пальцы остаются сжатыми в кулака), а затем сгибают и разгибают их поочерёдно;

- особенность следующего упражнения заключается в том, чтобы коснуться большого пальца всеми остальными поочерёдно;

- указательным пальцем малыши рисуют круг, причём делают это правой рукой, а затем левой. Впоследствии это упражнение можно выполнять двумя руками сразу.

Как уже говорилось ранее, специфика упражнений зависит от того, насколько сложно протекает заболевание и я предлагаю, начать знакомство с играми-занятиями для развития мелкой моторики у детей с тяжелой формой ДЦП.

Итак, начнем.

1) Первая игра – занятие называется Баночки.

Прежде, чем начать, мне понадобится помощь двух коллег.

Цели.

1. Формирование ручных умений в откручивании и закручивании крышек баночек.

2. Коррекция зрительно-моторной координации на основе практических действий с предметами.

3. Воспитывать терпение.

Материалы: 3-4 разных баночек из-под косметических средств с разными  предметами внутри: пуговица, камешек, орех, конфета.

Ход занятия.

1. Массаж кистей и пальцев рук.

Раз, два, три, четыре                 (Дети сжимают и разжимают кулачки.)

Мы посуду перемыли.              (Трут одной ладошкой о другую.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.   (Загибают пальчики, начиная с большого пальчика.)

Мы посуду перемыли,              (Опять трут одной ладошкой о другую.)

Только чашку мы разбили,       (Загибают пальчики, начиная с мизинца.)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.        (Сжимают и разжимают кулачки.)

Так посуду мы помыли.

1.     Раскручивание и закручивание баночек.

Педагог расставляет на столе баночки из-под косметических средств. Дает возможность  рассмотреть их, подержать в руках, потрясти.

— Посмотрите, какие разные баночки, приятно пахнут, бренчат. Интересно, а что там внутри?  Давайте посмотрим? Чтобы посмотреть, что внутри, возьмите баночку и открутите крышку.

Педагог берет баночку в одну руку, а пальцами другой руки откручивает крышку, при необходимости педагог помогает. Содержимое  баночки выкладывается на стол, рассматривается, называется предмет. Баночка с конфетой берется последней и представляется как приз, за правильно выполненное задание.

— Молодцы! Открутили все баночки и нашли конфетки. Конфеты оставим вам, вы сможешь ее съесть, но сначала надо сложить предметы в баночки и закрутить их обратно.

Педагог закручивает баночки.

- Молодцы! Вы замечательно справились с заданием!

2) Следующая игра -  Солнышко.

Мне также понадобится помощь двух коллег.

Цели.

1. Формирование ручных умений: прицеплять прищепки.

2. Коррекция зрительно-слухового внимания на основе сосредоточения на речи  и действиях взрослого.

3. Воспитание чувства радости от правильно выполненного задания.

Оборудование и материалы: 6-7 прищепок, заготовка солнышка без лучиков.

Ход занятия.

1. Массаж кистей и пальцев рук.

Движения, как при растирании замерзших рук.

Заморозил нас Морозко,

— Влез под теплый воротник,

Как воришка, осторожно

В наши валенки проник.

Разжимать и сжимать кулачки.

Вышли пальчики гулять.

В домик спрятались опять.

2.Упражнение с прищепками.

— Пришла зима. На улице стоят сильные морозы. Солнышко совсем не греет.

Где ты, солнце, в самом деле?

Мы совсем окоченели.

Без тебя вода замерзла,

Без тебя земля промерзла.

Выйди, солнышко, скорей.

Приласкай и обогрей!  (М. Эльчин.)

Педагог показывает солнышко без лучиков.

— А вот и солнышко, но что случилось? Где же лучики? Вот почему солнышко не греет, лучиков у него нет. Давайте поможем солнышку вернуть лучики.

На стол высыпаются прищепки. Педагог показывает, как прицепить «лучик» к солнышку. Помощники выполняет задание.

3. Итог.

— Какое красивое солнышко у вас получилось.

Солнце, солнышко, гори!

Всем нам радость подари!

Вы прекрасно справились, молодцы!

3) Следующая игра для детей с более лёгкой формой ДЦП.

"Кулак и ладонь" (5-7 лет).

В этой малоподвижной игре можно участвовать в положении сидя или лежа. Для начала всем участникам необходимо сжать левую ручку в кулак и развернуть его к правой, пальцы которой должны в вытянутом состоянии упереться в него. Потом, наоборот, кисть правой руки сжимается в кулак, а пальчики левой в вытянутом состоянии касаются его. Это упражнение нужно проделывать быстро и четко. Таким образом очень хорошо разрабатываются суставы.

4) Для демонстрации следующей игры, мне понадобится 2 помощника.

"Чья лошадка быстрее?" (4-7 лет).

Дети усаживаются на стулья, и им в руки даются палочки, на кончиках которых привязаны веревочки. К ним прикреплены игрушки-лошади на колесах. Эти предметы ставятся в двадцати шагах от участников этой малоподвижной игры. Победителем объявляется тот, кого лошади быстрее докатятся до хозяина. Для этого нужно наматывать веревку на палочку.

5) Сейчас я предлагаю поиграть вам всем и выполнить аппликацию, которую я делала с детьми более старшего возраста.

Аппликация из семян.

Цели:

1. Учить выполнять относительно точные движения кончиками пальцев: вдавливание, прикладывание.

2. Коррекция зрительно-моторной координации на основе действия с предметами.

3. Воспитывать чувство прекрасного.

Материалы и оборудование: одноразовая тарелочка, покрытая пластилином (солёным тестом), семена тыквы.

Ход занятия.

1. Массаж кистей и пальцев рук.

Наша Маша кашу сварила, (Указательным пальчиком водить по ладошке.)

Кашу сварила, малышей покормила.

Этому дала, этому дала,   (Разминают поочередно каждый пальчик.)

Этому дала, этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил

 И тарелочку разбил.

2. Выполнение аппликации.

Педагог показывает тарелочку облепленную пластилином и семена тыквы.

— Вам нравится эта тарелочка? А давайте ее украсим семенами, сделаем аппликацию. Не так давно мы отмечали праздник «День флага». Посмотрите, перед вами семена разных цветов, назовите их мне. (ответы).

Сегодня я предлагаю вам сделать аппликацию нашего флага. Скажите какой цвет будет первым, какой вторым, какой третьим? (ответы)

Посмотрите, как я делаю. (Показывает, как можно вдавить семена.)

Вот и положено начало нашему флагу. А теперь попробуйте вы.

(самостоятельная работа педагогов)

3. Итог.

Молодцы! У вас получилась прекрасная работа.

Сегодня я показала лишь малую часть игр, которые вы можете использовать в работе с особыми детьми. Для вас были приготовлены брошюры с играми и я надеюсь, что данный материал вам пригодится.

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Развитие моторной сферы и слухо-моторной координации у детей дошкольного возраста с ОВЗ

 Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 5-6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

В результате целенаправленного и систематического обучения на этих занятиях ребенок научится ориентироваться на листе, складывать его, что разовьёт координацию его рук и обеспечит ему глазной контроль за движением руки с тем или иным инструментом. Он будет свободно владеть техникой линейной графики, что в дальнейшем позволит избежать проблем с почерком и другими навыками письма. Разовьются его способности к анализу и синтезу впечатлений от окружающего мира, выработается сознательный подход к выбору тем, сюжетов, графических техник. Сформируются понятия о плоскости, рельефе, объеме, пространстве и времени, что позволит ему в дальнейшем учиться без лишнего напряжения психических и физических сил.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не всё в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако, даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и чётче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребёнка с миром.

     У детей с ОНР отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере: снижение мотивации, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности в общении с окружающими, неуверенность в себе и, как следствие, негативизм, агрессивность, обидчивость, раздражительность.

     Развитие моторной сферы ребёнка необходимо начинать с первых дней пребывания в логопедической группе. Работа ведётся сразу в нескольких направлениях:

1 – Развитие навыков самообслуживания. Ребёнка нужно постоянно тренировать в застёгивании пуговиц, молний, завязывании бантов, шнурков на обуви, узелков на платке, складывании своей одежды в шкафчик и пр.

2 – Проведение специальных логопедических занятий по развитию артикуляционных умений и навыков.

3 – Проведение специальных упражнений, занятий и дидактических игр, направленных на развитие мелкой моторики.

К специальным упражнениям относятся: массаж и самомассаж рук специальными мячами, самомассаж ладоней и пальцев рук природным материалом (шишками, каштанами, желудями, орешками и пр.), самомассаж карандашами, пальчиковая гимнастика, запускание волчков, прикрепление прищепок, нанизывание бус, плетение, вязание, обводки по трафаретам и лекалам.

К занятиям относятся – рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда.

К дидактическим играм следует отнести мозаику, складывание кубиков, разрезных картинок, пазлов, головоломок.

4 – Проведение физкультурных и музыкальных занятий, подвижных игр и динамических пауз, в результате которых у детей развиваются равновесие, ловкость, координация движений, умения произвольно менять положение тела, сенсомоторные функции.

     В коррекционную работу включается серия подготовительных упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, а также развитие тонкой моторики пальцев рук. Одновременно у ребёнка формируется умение точно и ловко выполнять те или иные движения.

Основные задачи:

1. Научить детей ходить в определённом направлении( по прямой, по кругу) под заданный ритм.

2. Научить детей стоять попеременно на правой( левой) ноге.

3. Научить детей ловить мяч после нескольких ударов об пол.

4. Научить детей перекатывать (перебрасывать) мяч с одной руки на другую.

5. Используя ленты, верёвочки. Научить детей завязывать  и развязывать узел, бант.

6. Научить детей поочерёдно сгибать и разгибать пальцы правой,  левой руки, делать решётку из пальцев.

7. Научить детей поочерёдно соединять большой палец и указательный палец, средний, безымянный, мизинец.

8. Научить детей ритмично выполнять движения «ладонь – кулак – ладонь».

Развитию общей и мелкой моторики способствует выполнение ребёнком комплекса заданий , игр, упражнений, которые можно проводить в домашних условиях совместно с родителями.

Работа с шариками. Перед ребёнком на столе кладётся несколько шариков. На некотором расстоянии от них ставится коробочка. Взрослый показывает и объясняет, как надо катить шарик, чтобы он ударился о коробочку. Сначала взрослый помогает ребёнку в выполнении этого задания, затем постепенно ограничивает помощь и добивается того, чтобы ребёнок выполнял задание самостоятельно.

Можно на стол поставить пустую бутылку из-под молока, с обеих сторон от неё кладут несколько шариков Взрослый берёт шарик, который находится с правой стороны от ребёнка, и бросает его в бутылку, а потом предлагает ребёнку сделать так же. Выполнение этого задания поможет определить, насколько владеет ребёнок той и другой рукой, как он схватывает шарик(одинаково правой и левой или нет), все ли шарики вкладывает, много ли рассыпает, имеется ли выраженная неловкость движений.

Работа с кирпичиками. 

а) «Дорожка» - выкладывание в ряд несколько кирпичиков.

б) «Заборчик» - выкладывание на ребро нескольких кирпичиков.

в) «Скамеечка» - строит из двух кубиков и поперечной планки сверху.

г) «Столик» - делается так же, как скамеечка; поперечная планка накладывается на один кубик.

д) «Ворота» -кирпичики ставятся перпендикулярно к планке.

Используя строительный материал, можно предложить построить так же стульчик, кроватку, диван и т.д.

Работа с кнопочными предметами. На стол перед ребёнком ставится настольный звонок. Взрослый показывает ребёнку, что кнопку звонка можно нажать любым пальцем и просит ребёнка нажать поочерёдно всеми пальцами руки.

Работа с пульверизатором. Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, направлять при этом получаемую струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу.

Работа с бусинками. Взрослый раскладывает на столе бусинки разного размера, но одного цвета(или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие и т.п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребёнок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определённую последовательность нанизывания бусин.  Для этой цели можно использовать крышечки от разных бутылок, предварительно проделав в них отверстия, и леску.

Работа с ракушками. Выкладывать на столе различные узоры из ракушек, камушков, пуговиц,  косточек от фруктов, горошин, фасолин и других мелких предметов.

Работа с прищепками. Нарисовать и вырезать из картона круг, раскрасить так, чтобы получилось солнышко без лучей. Показать ребёнку и спросить на что похоже? Предложить сделать лучики  при помощи прищепок. Аналогичным образом можно проделать и с другими картинками, например, предложить ребёнку сделать лапки насекомому, лепестки цветку, листья дереву и т.д.

                           Игра «Волшебный карандаш».

    Цель: развитие внимания, слухо-моторной координации, формирование двигательной активности и гибкости пальцев, кистей рук.

   Оборудование: простой неотточенный карандаш с гранёной поверхностью.

    Взрослый даёт ребёнку карандаш и говорит:

-  Зажми карандаш между ладонями и покатай. Послушай, как он шумит. Разогрей ладошки. Пошуми карандашом возле правого уха. А теперь я послушаю, как шумит твой карандаш.

-  Поставь локти на стол. Возьми карандаш за концы большим, указательным, безымянным пальцами правой и левой рук, покрути его вперёд и назад.

- Положи левую руку на стол. Катай карандаш сначала по внешней стороне левой, а потом правой кисти рук.

- Поставь локти на стол, зажми два карандаша между пальцами: один карандаш держится указательными, а другой – средними пальцами обеих рук. Соединяй указательные и средние пальцы, имитируя движение ножниц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб молодой семьи Консультации для родителей "Комплекс упражнений для родителей и детей"

Консультация логопеда для родителей + памяткаЦель: показать важность участия семьи в логопедической работе, привлечь внимание родителей к формированию единого понимаия целей и задач, средств и методов...

Консультация для родителей «Комплекс специальных упражнений при плоскостопии»

В консультации предложены комплексы специальных упражнений при плоскостопии....

Консультация для родителей "Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике"

Консультация для родителей "Комплекс по дыхательной гимнастике"...

Консультация для родителей "Комплекс упражнений для растяжения подъязычной связки ("уздечки").

Материал расскажет о том, как растянуть подъязычную связку с помощью специальных упражнений....

Консультация для родителей "Комплекс упражнений дыхательной гимнастики"

Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания. При выполнении дыхательной гимнастики кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа лёгких, головно...