Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию "Весеннее путешествие"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Прохорова Татьяна  Игоревна

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию "Весеннее путешествие"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района  Санкт-Петербурга

Конспект  занятия с детьми подготовительной группы по познавательному развитию

Тема: «Весеннее путешествие»

Составила и провела:

Прохорова Т. И., воспитатель

Санкт – Петербург

2024 г

Образовательная деятельность в подготовительной группе осуществляется в соответствии с ОПДО ГБДОУ д/сад № 6.

Группу посещает 25 ребенка: 17 девочек, 8 мальчиков.  Дети соответствуют возрасту подготовительной группы. Дети активны, любознательны, подвижны. У детей сформирован познавательный интерес.

Занятие проходит в соответствии комплексно-тематического планирования.

Методы и приёмы организации занятия разнообразны и подобраны с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей: проблемные ситуации, игровые моменты, вопросы и ответы (словесный), наглядный, практический, индивидуальная работа.

Конспект занятия с детьми выстроен с учетом принципа интеграции образовательных областей:

1. Познавательное развитие.

2. Речевое развитие.

3. Художественно-эстетическое развитие.

4. Физическое развитие.

5. Социально-коммуникативное.

В ходе мероприятия используются следующие педагогические технологии:

- игровая;

- мнемотехника;

- здоровьесбережение.

Планируемый результат: в результате проведённого мероприятия у дошкольников развивается умение логически мыслить, умение работать в парах; формируются предпосылки учебной деятельности. В ходе мероприятия систематизируются  знания детей о  времени года весна, о перелётных птицах, первоцветах, природных явлениях.

Данный конспект занятия можно использовать в ДОУ  воспитателями подготовительных групп.

Цель: углубление и систематизация знаний о характерных признаках весны посредством интеграции образовательных областей.

Задачи мероприятия:

1. Образовательные:

- Обобщить представления детей о весенних изменениях в природе.

- Упражнять в порядковом счёте, решении примеров на сложение и вычитание в пределах 10.

- Упражнять в ориентировке на листе бумаги при решении математических заданий.

- Закреплять умение составлять целое изображение из отдельных частей (разрезные картинки).

2. Развивающие:

- Обогащать и активизировать словарь по теме: «Весна».

- Развивать интерес к явлениям живой и неживой природы, умение делать выводы на основе собственных наблюдений.

- Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, разговорную речь при выполнении заданий по мнемотаблице.

3. Воспитательные:

- Воспитывать любовь к родной природе.

- Воспитывать дружелюбие, коммуникативные навыки, умение договариваться со сверстниками, работать в паре.

- Воспитывать умение внимательно слушать своих товарищей, дополнять ответы.

Предварительная работа:

- Беседы о весне, об изменениях в природе весной, первоцветах, о перелётных птицах.

- Заучивание стихотворений о весне, о птицах и чтение рассказов о природе.

- Рассматривание иллюстраций с изображением весенней природы.

- Конструирование оригами «Кораблик».

- Целевые прогулки по участку детского сада.

Оборудование для педагога (демонстрационный материал): коллаж «Март – ворота весны», изображения первоцветов и перелётных птиц, аудиозапись пьесы П. И. Чайковского «Подснежник».

Оборудование для воспитанников (раздаточный материал): разрезные картинки «Первоцветы», бумажные кораблики разных цветов с примерами на сложение и вычитание, листы бумаги с изображением ручейков и числами на них, клей.

Ход занятия:

Часть 1. Вводная часть. Проблемная ситуация.

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте вместе поздороваемся! (Дети хором здороваются).

- А сейчас я приглашаю вас послушать музыку. Садитесь на ковер, закрывайте глазки и попробуйте представить о чем эта музыка.

(Звучит пьеса П. И. Чайковского «Подснежник»)

Воспитатель: - Вам понравилась музыка? А что вы представляли когда её слушали? (Ответы детей)

- Эта музыка называется «Подснежник», а написал её П. И. Чайковский. Скажите, приметой какого времени года является появление подснежника? (Ответы детей)

- Правильно. И сегодня мы с вами отправимся в путешествие по весне. Давайте сделаем гимнастику для глаз, чтобы в пути всё рассмотреть и  не пропустить ничего интересного:

Вот стоит весенний лес, в нём полным-полно чудес                                                             (круговые движения глазами).                                                                                                              Слева – сосны, справа – ели (глазами влево-вправо).                                                                             Дятел сверху – тук да тук (глазами вверх-вниз).                                                                                Глазки ты закрой, открой и скорей иди за мной.

Часть 2. Основная.

«Март – ворота весны» (Работа с коллажом)

Воспитатель: - Ребята, скажите, сколько месяцев у весны? Какие? Какой первый?     (Ответы детей).                                                                                                                                     - Правильно и поэтому март называют «воротами весны». Давайте вместе рассмотрим картину (см. Приложение 1):                                                                                                                  - как изобразил художник март? (Ответы детей)                                                                                                             - как художник украсил ворота? (Ответы детей)                                                                                               - давайте внимательно рассмотрим эти необычные ворота. Что они нам расскажут? (Ответы детей)                                                                                                                                                                       - какие изменения происходят в жизни растений? Животных? Птиц? (Ответы детей)                                                                                                                                            - как люди помогают скворцам весной? (Ответы детей)                                                                           - какие два замечательных праздника мы отмечаем в марте? (Ответы детей)                                              - как люди готовятся к работе на огороде? (Ответы детей)                                                                            - какие развлечения у детей весной? (Ответы детей)                                                Воспитатель: - Молодцы, ребята. Вы много рассказали и много заметили на картине художника. А теперь я приглашаю вас пройти на ковёр.

Собери картинку «Первоцветы» (работа в парах) 

На магнитной доске закреплены изображения первоцветов (подснежник, мать-и-мачеха, одуванчик, ветреница, крокус, медуница, ландыш).

 Детям раздаются разрезные картинки с изображением первоцветов, кроме ландыша.

Воспитатель: - Дети, а какие первоцветы вы знаете? (Ответы детей). У вас конверты с разрезными картинками.  Нужно собрать картинку и сказать, какой первоцвет у вас изображён.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: - Ребята, а теперь внимательно посмотрите на картинки друг у друга – какой из первоцветов вы не собрали? Как вы думаете почему? (Ответы детей: ландыш, он  ядовитый). Правильно, а теперь давайте поиграем.

Словесная игра «Один – много» (с мячом). 

- Одна сосулька – много сосулек.                                                                                                           - Один подснежник – много …?                                                                                                           - Одна птица – много …?                                                                                                                               - Один ручеёк – много …?                                                                                                                                   - Одно облако – много …?                                                                                                                              - Одна лужа – много …?                                                                                                                                  - Одна проталина – много …?                                                                                                                        - Один одуванчик – много …?                                                                                                                                      - Одна берёза – много …?                                                                                                                               - Один скворечник – много …?                                                                                                                       - Один ландыш – много …?                                                                                                                             - Один грач – много …?  

Воспитатель: - Да, ребята, вы всё правильно сказали.

Д/и «Птичий календарь» 

Воспитатель: - Весна полна чудес. Она пробуждает природу ото сна: всё вокруг зеленеет. К нам возвращаются пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях (на магнитной доске закреплены изображения перелётных птиц: скворец, зяблик, грач, лебедь, дрозд, ласточка, иволга).                                                                                                                                                               -  Как называются птицы, которые прилетают с юга? (Ответы детей).                                                     - Посмотрите вокруг, узнайте и назовите перелётных птиц. (Ответы детей)                                                                                                  - Расположите птиц в таком порядке, как они эти  прилетают из тёплых стран?

Дети выполняют задание и объясняют почему.

Воспитатель: - Правильно, ребята. А сейчас мы превратимся в весенний ручеёк, чтобы запустить по нему кораблики.

П/и «Ручеёк»                                                

«Запусти кораблик в свой ручеёк» (решение примеров и ориентировка на листе)

Воспитатель: - Отлично, наш ручеёк бежал, набрал силу и разбежался на много маленьких ручейков. Теперь надо запустить кораблики, но у каждого должен быть свой ручеёк. Проходите за столы, и мы запустим наши кораблики.  

Дети выполняют задание: решают пример на кораблике и приклеивают его на нужный ручеёк. После выполнения задания воспитатель задает вопросы:                                                  - Какого цвета кораблик в правом верхнем углу? Почему?                                                                    - Где находится красный кораблик? Почему?                                                                                              - Какой кораблик находится в левом нижнем углу? Почему?                                                                - Где плывет оранжевый кораблик? Почему?                                                                                              - Какого цвета кораблик в правом нижнем углу? Почему?                                                            (Ответы детей)

- Молодцы, ребята! Вы отлично справились. Все кораблики отправились в свой путь. И наше весеннее путешествие подошло к концу.  

 Часть 3. Заключительная. Рефлексия.

Воспитатель: - Ребята, вы сегодня очень постарались, выполнили все задания, чем меня очень порадовали. Мне очень понравилось с вами сегодня путешествовать, вы такие любознательные, добрые, умные.

- Какие задания вам понравились больше всего? Какие задания показались сложными? Что помогло вам их выполнить? (Ответы детей).

- До свидания, дорогие гости! Спасибо вам, что вы сегодня пришли к нам. Мы вам всем очень рады и ждём вас снова в гости!

Список используемых источников:

  1. Дошкольное воспитание, 3/2019;
  2. О. А. Воронкевич, «Добро пожаловать в экологию» (дидактический материал для работы с детьми 6-7 лет), СПб, Детство-пресс, 2016;
  3. Н. В. Нищева, «Четыре времени года» (развитие эмоционального мира и речи старших дошкольников при рассматривании произведений пейзажной живописи), СПб, Детство-пресс, 2015.

                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Путешествие в страну Знаний»/

Программное содержание:Упражнять детей в решении задач на сложение и вычитание, закреплять названия геометрических фигур, упражнять в ориентировке на листе бумаги, употреблять слова «влево», «вп...

Конспект занятия для подготовительной группы по познавательному развитию: «Путешествие в типографию» ПРЕЗЕНТАЦИЯ и текст к ней

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Познакомить детей с трудом работников типографии; с процессом создания, оформления книги. Показать значимость каждого компонента труда в получении результата. Воспитывать любовь...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Путешествие в страну Знаний»

Программное содержание:Упражнять детей в решении задач на сложение и вычитание, закреплять названия геометрических фигур, упражнять в ориентировке на листе бумаги, употреблять слова «влево»...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Путешествие в страну Знаний»

Конспект интегрированного занятияв подготовительной группепо познавательному развитию«Путешествие в страну Знаний»...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательному развитию "Путешествие в страну профессий"

Цель: закрепить знания детей о таких профессиях: кузнец, ткачиха, лесничий; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях этих профессий. Задачи:§  закрепить пре...