Отчет о проделанной за год работе.
материал
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «СКАЗКА»
Аналитический отчет о работе педагога – психолога Серик Ирины Валерьевны за 2023– 2024 учебный год г. Приморско-Ахтарск |
Анализ выполнения поставленных на год задач
деятельности педагога-психолога.
Поставленные цели: повышение качества дошкольного образования воспитанников через организацию эффективного воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО. Психологическое сопровождение участников воспитательного и образовательного процессов, обеспечение комфортных психологических условий, необходимых для полноценного психического и нравственного развития воспитанников, и формирования их личности, на основе новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Профессиональные задачи:
• психологический анализ социальной ситуации развития ребенка в ДОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения;
• содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе;
• создание оптимальных условий для самореализации и раскрытия творческого потенциала воспитанников и педагогов, укрепление здоровья и эмоционального благополучия;
• профилактика и преодоление проблем в развитии, социальном и психическом здоровье воспитанников;
• участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году работа велась по основным направлениям: консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское и методическое.
Психодиагностика
В подготовительной логогруппе «Ромашка» в начале учебного года изучила общую способность к школьному обучению: мотивационную готовность, интеллектуальную готовность, речевую сферу, познавательную сферу. Психодиагностическое обследование проводила с использованием тестовой методики «Школа» (Бахурина Е.С.) По результатам диагностики сформировала группы развития, куда вошли все дети коррекционной логопедической группы. Проанализировала полученные данные и внесла некоторые изменения в существующие коррекционно-развивающие программы. Составила тематическое планирование. В середине учебного года провела повторное углубленное психодиагностическое обследование детей. Анализ результатов проведения коррекционно-развивающей работы оформила в мониторинговой диагностической справке.
Провела диагностику психологической зрелости старших дошкольников (группа «Буратино»): развития логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, особенностей внимания и восприятия цвета, формы, величины; самоконтроля и запоминания, развития речи, развития моторики и умения работать по образцу. Использовала ряд апробированных к данному возрасту методик. Дополнительно, совместно с воспитателями групп, провела диагностическую работу по опроснику Семаго, для выявления критериев отставания в развитии каждого отдельно взятого ребенка. По результатам диагностики сформировала группы развития. Составила тематическое планирование.
Провела диагностическое обследование развития когнитивных процессов детей среднего возраста группы «Звездочка». Провела психолого-педагогическое обследование каждого ребенка на соответствие уровня психического развития возрастной норме.
Представила психологические заключения в ППк ДОУ на детей с ОВЗ и инвалидностью.
В течение года осуществляла индивидуальную психодиагностическую работу во всех группах по запросам родителей и воспитателей. Оформляла поступающие запросы в спец. журнале. Выявила проблемы, послужившие причиной обращения за психологической помощью. Разработала рекомендации, создала планы инд. работы. В большинстве случаев добилась устранения проблемы после проведения коррекционных мероприятий и консультаций родителей. Считаю необходимым продолжить коррекционную работу с некоторыми детьми в следующем году.
Разработала анкеты и провела анкетирование родителей нескольких групп по следующим темам: «Готов ли ваш ребенок к школе?», «Особенности протекания адаптации» и т.д. Данный метод позволил повысить уровень информированности родителей в вопросах психического развития ребенка, повысить осведомленность педагогов по ряду вопросов. Тем самым повысить эффективность взаимодействия педагогов и воспитанников.
Психопрофилактика
Получила и проанализировала данные об уровне подготовленности к обучению в школе детей в подготовительной логогруппе, после этого определила наиболее актуальные направления работы по обучению и развитию детей. Установлено, что развитие не всех детей подготовительного возраста соответствует возрастной норме.
Совместно с воспитателями старшей логогруппы выявили детей имеющих особенности развития когнитивной сферы, с целью, в дальнейшем, провести углубленное психодиагностическое обследование (опросник Семаго).
Используя развивающие программы способствовала формированию личностной и мотивационной готовности к школе, развитию коммуникативных способностей и соц. адаптации детей, совершенствованию познавательных процессов (программы «Я и другие», «Хочу все знать!» (Е.О. Севастьянова), «Тропинка к своему «Я» (Хухлаевой).
Оказывала помощь в период адаптации вновь прибывших детей. Составила рекомендации и памятки по предупреждению дезадаптивного поведения и эмоциональных перегрузок детей. Работала по программе «Дружная семейка» (Е.О. Севастьянова). Беседовала с педагогами и родителями об особенностях адаптационного периода. Способствовала развитию доброжелательного отношения к сверстникам, чувства принадлежности к группе, осознанию ребенком своего «Я», сохранению психологического здоровья (программа А.С. Роньжина). Проводила индивидуальную работу с детьми нового набора с тяжелой степенью привыкания, а также по запросам родителей и педагогов. Результаты адаптации детей к концу адаптационного периода были оценены по шкале К.Л. Печора.
В старшей группе работала по развитию эмоциональной сферы, психических процессов, моторики, памяти, воображения, пространственных представлений; доброжелательного отношения к сверстникам и др. Развитию коммуникативных навыков, творческих и познавательных способностей («Работа психолога с гиперактивными детьми в д\с» И.Л. Арцишевская, «Развитие эмоциональной сферы дошкольников» Н.И. Монакова).
В начале учебного года проанализировала медицинскую документацию. Составила список детей, нуждающихся в наблюдении невропатолога.
Провела ряд консультаций с молодыми педагогами ДОУ по повышению психолого-педагогической компетентности. Этим содействовала развитию у педагогов стремления к совершенствованию и обогащению своего опыта социального взаимодействия в образовательной среде; активизировала у педагогов осознанные усилия, направленные на развитие своей социальной компетентности в процессе педагогического взаимодействия. В дальнейшем планирую продолжать обучение педагогов педагогическому мастерству и особенностям взаимодействия с детьми и родителями.
Психокоррекционная и развивающая работа
В коррекционных логопедических группах в течение всего года проводила подгрупповую коррекционно-развивающую работу. Регулярные занятия были направлены на нормализацию темпов психического развития у детей с использованием программ: «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» И.Л. Арцишевская, «Развитие эмоциональной сферы дошкольников» Н.И. Монакова, «Психогимнастика в детском саду» Алябьева Е.А. Благодаря совместным с воспитателями и логопедом группы усилиям, к концу учебного года удалось повысить уровень развития детей.
В течение года вела индивидуальную коррекцонно-развивающую работу с детьми, чьи психологические особенности стали причиной обращения родителей за помощью психолога. Запросы: гиперактивность, энурез, педагогическая запущенность, адаптационные проблемы, капризы, упрямство, нарушений взаимоотношений с родителями, воспитание чувства ответственности, развитие психических процессов, задержка речевого развития, развод и т.д. Консультируя родителей, в большинстве случаев добилась понимания родителями проблемы и причин ее возникновения, путей ее преодоления. Была выработана совместная стратегия помощи ребенку. После чего нормализовались детско-родительские отношения. За всеми детьми осуществляю наблюдение.
С детьми подготовительной логогруппы работала по преодолению проблем развития личностной и коммуникативной сфер с использованием элементов игротерапии. Программа «Я и другие». Включала в занятия упражнения по психогимнастике и самомассажу для профилактики отклонений в поведении, в общении, в личностно-эмоциональной сфере. Использовала программу «Коррекция поведенческих нарушений у детей» Ю.В. Царёва. Занятия вызвали у детей живой эмоциональный отклик, уменьшилось психоэмоциональное напряжение, развилась способности к эмпатии, сформировались и отработались коммуникативные навыки.
С периодичностью один раз в неделю проводила подгрупповую коррекционно-развивающую работу в логопедической подг. гр., направленную на подготовку детей к школе. Использовала программу «Хочу все знать!». Развитие интеллекта детей 5-7 лет. Севостьянова Е.О., «Как подготовить ребенка к школе» А.А.Реан, С.Н. Костромина; а также подборку игр и упражнений из периодических изданий. Мониторинг умственного развития детей показал - к концу учебного года все дети идущие в школу «школьно зрелы».
В течение года велась работа в русле ППк, оформление диагностических данных и коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ и инвалидами.
Коррекционно-развивающую работу проводила с детьми с инвалидностью. В связи с частыми пропусками детского сада по болезни и отьездам на лечение, составленные индивидуальные планы реализованы частично. Работу планируется продолжить в следующем году.
Консультационная и просветительская работа
По плану ДОУ в течение года освещала актуальные вопросы психического развития детей на родительских собраниях. В форме круглого стола были рассмотрены следующие вопросы: «Ваш ребенок – детсадовец!», «Развитие мелкой моторики», «Психологическая готовность к школе», «Работа психолога в детском саду».
Вела работу в консультативном пункте. В работе ставила следующие задачи: повысить уровень информированности родителей в вопросах психического развития ребенка, вовлечь в дискуссию и обменять родителей воспитательным опытом, мотивировать на партнерскую работу с воспитателями и психологом.
В течение года вела индивидуальное консультирование педагогов, администрации ДОУ по проблемам обучения, воспитания и развития детей. Оказывала психологическую и методическую помощь воспитателям ДОУ.
Участвовала в педсоветах. Выступала на районных семинарах для педагогов и психологов ДОУ.
Индивидуально консультировала родителей по различным проблемам. В большинстве случаев добилась взаимопонимания с родителями, понимания проблемы и причин ее возникновения, путей ее преодоления.
Методическая работа
Принимала участие в методических объединениях практических психологов образовательных учреждений района, где происходил обмен опытом работы с другими специалистами, рассматривались теоретические вопросы детской психологии. Таким образом обогатила запас теоретических и практических знаний. Пополнила методическую базу. Получила необходимую информацию об обновлении нормативных документов педагога-психолога. Получила личное удовлетворение от общения с коллегами.
В течение года дополняла портфолио, где обобщен опыт всей предшествующей работы, подбирала и изучала методическую литературу по психологии. Портфолио пополнила сертификатами участия в различных интернет конкурсах и онлайн тестированиях (см. таблицу).
Заняла второе место в конкурсе «Лучшая методическая разработка».
Опубликовала статьи в научных сборниках (см. таблицу).
Работала с периодическими изданиями. Анализировала и пополняла имеющуюся картотеку коррекционных и развивающих игр по возрастам направленных на познавательную деятельность, развитие когнитивных процессов (память, мышление, внимание, воображение, восприятие), эмоциональное и коммуникативное развитие. Удалось собрать и апробировать новые, не используемые ранее в детском саду упражнения и методики. Для своевременной методической помощи пополнила раздел консультаций для педагогов и родителей.
Оформила пособия по диагностике психических процессов. Систематизировала имеющийся материал. Оформляла документацию педагога-психолога в соответствии с нормативным положением. Регулярно обновляла стенд с информацией для родителей.
Взаимодействие с другими структурами системы образования.
№ п\п | Сроки проведения | Форма участия | Название конкурса | ФИО участника, должность | Статус участия | |||
Муниципальный уровень | ||||||||
1. | 17.01.2023 | очное | Конкурс «Лучшая разработка образовательной деятельности с использованием регионального компонента». Тема «Поклон тебе и слава, казачка- мать» | Педагог-психолог Серик И.В. | 3 место | |||
Участие в интернет конкурсах | ||||||||
1. | 14.12.2023 | заочное | Всероссийское СМИ «Время знаний». Викторина «Про Деда Мороза». | Участник – Головко В. Куратор -педагог-психолог Серик И.В. | победитель | |||
2. | 28.11.2023 | заочное | портал «ФГОС онлайн» - Всероссийский конкурс «Волонтерское движение» работа «Путешествие в мир добрых дел и поступков» | Педагог-психолог Серик И.В. | 2 место | |||
3. | 28.11.2023 | заочное | портал «ФГОС онлайн» - Всероссийский конкурс «Время года» работа «Сказки про осень» | Участник – Лаптева А. Куратор -педагог-психолог Серик И.В. | участник | |||
4. | 31.01 2024 | заочное | Портал «Солнечный свет» региональная интернет-олимпиада по психологии | Участник – Гребенюк Д. Куратор -педагог-психолог Серик И.В. | участник | |||
5. | 21.05.2024 | заочное | Портал «Эрудит-онлайн» Международный межпредметный конкурс «Все обо всем» для дошкольников | Участник – Лаптева А. Куратор -педагог-психолог Серик И.В. | 2 место |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о проделанной воспитательно-образовательной работе с детьми средней группы за 2014 – 2015 учебный год.
Отчет о проделанной воспитательно-образовательной работе с детьми средней группы за 2014 – 2015 учебный год....
Отчет о проделанной физкультурно-оздоровительной работы на тему «Профилактика плоскостопия в старшей группе»
Выступление на пед.совете...
Отчет о проделанной воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы
В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития....
Отчет о проделанной воспитательно-образовательной работе во 2-ой младшей группе
Отчет о проделанной воспитательно-образовательной работе во 2-ой младшей группе Работа группы осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы на 201...
Отчет о проделанной воспитательно-образовательной работе с детьми
Отчет за 2016-2017 учебный год...
Отчет о проделанной воспитательно-образовательной работе
Воспитатели создали благоприятную обстановку для детей в целях проявления двигательной, игровой и интеллектуальной активности и удовлетворение интереса к разнообразным видам деятельности....