Деловая игра для педагогов "Играем вместе с детьми"
учебно-методический материал

Баева Юлия Сергеевна

Деловая игра для педагогов «Играем с детьми с нарушением речи»

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями.

Цель семинара-практикума: Оказание помощи воспитателям и логопедам в организации коррекционной работы по речевому развитию на занятиях.

Задачи:

  • Развивать  творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
  • Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.
  • Совершенствовать педагогическую компетентность логопедов и воспитателей  по проблемам речевого развития дошкольников.
  • Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителями-логопедами  ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_dlya_pedagogov_igraem_vmeste_s_detmi.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра для педагогов «Играем с детьми с нарушением речи»

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями.

Цель семинара-практикума: Оказание помощи воспитателям и логопедам в организации коррекционной работы по речевому развитию на занятиях.

Задачи:

  • Развивать  творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
  • Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.
  • Совершенствовать педагогическую компетентность логопедов и воспитателей  по проблемам речевого развития дошкольников.
  • Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителями-логопедами  ДОУ.

Интеграция образовательных областей:

  • речевое развитие
  • познавательное развитие
  • физическое развитие.

Структура проведения деловой игры

1. Организационный момент

2. Речевые игры на развитие зрительного восприятия, памяти, активизации речи и мышления

  • артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики);
  • игра «Похожие слова»;
  • игра «Кошка» (обогащение словаря);
  • «Скороговорки» (развитие дыхания и голоса);
  • Физкультурная минутка ;
  • «Чудесный мешочек» (развитие общей моторики, мелкой моторики);
  • игры-перевёртыши;
  • игры на развитие фонематического слуха;
  • игры на развитие фонематического восприятия.

3. Заключительная часть. Итог

1. Организационная часть

Ведущий:

-  Добрый день, уважаемые коллеги!

Внимание! Внимание!
Сегодня на повестке дня гениальная идея одна:
Всем предлагаю активное участие принять!
С коллегами опытом поделиться,
В педагогической работе это пригодится!

- Предлагаю поиграть в  речевые игры - активизируем речь и мышление.

Участники семинара – практикума делятся на две команды : «Говоруньи»  и «Болтуньи». Затем проводятся конкурсы. Жюри  оценивает каждый конкурс от одного до трёх баллов.

Основная часть

Задание № 1.

Разминка

Ведущий :

- Как называется гимнастика для языка? (артикуляционная)

- С помощью стихотворной сказки и показом движений предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику:

- В недалёкой деревушке жили-были,
Не грустили - старичок со своею старушкой.
Утром, открыв окошко, проветривали свою избушку. - (
открываем широко рот)

В деревню к ним пожаловали гости:
Толстые внуки приехали в гости -  (
надуваем щёки),
А  с ними худые - лишь кожа да кости -  (
втягиваем щёки).
Старик со старухою всем улыбнулись-  (
губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
Поцеловать они всех пытались -  (
губы тянутся вперёд).

Утром проснулись - в улыбочке губы, -  (снова широкая улыбка).
Чистили  все свои верхние зубы -  (
широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи-  (
соответствующие движения широким языком)
С нижними зубками тоже мы дружим-  (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Не забываем: полощем свой ротик чистой водою,
Чтоб свежим был ротик!-  (
втягиваем щёки, надуваем)
Чашечки ставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На чай подули и остудили -  (
подуть с «чашечки» вверх).

Блин испекут и на блюдца положат -  (широкий язык лежит на нижней губе)
Блин пожуём, завернём и прикусим - (покусываем распластанный язык, затем заворачиваем  за нижние зубы и покусываем)
Блинчик с вареньем  - малиновым вкусным -  (
облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чаю попили - никто не обижен - («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак - варенье  мы слижем! - (кончик языка облизывает губы по кругу).
Скажем: «Спасибо!», вприпрыжку из дома!

На улице ждёт интересного  много!
Дед  для внучат приспособил качели-  (
широкий язык ставим по очереди то за верхние, то за нижние зубы)
Все дети на них покачаться успели.
Дед пересел на коня, внуки тоже,
Он перешёл на галоп, дети тоже…-  (
щёлкаем языком),

Вот замедляет лошадка шажочки,-  (медленное цоканье с растягиванием подъязычной уздечки),
Что же мы видим?  Мы видим грибочки! - (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
Мы их срезаем, в корзинку кладём,
И на лошадке домой привезём!- (цокаем языком)

Вот и сказке нашей подошёл конец,
Кто слушал «Молодец!»

Конкурс №1

- Знание органов артикуляции (от 1 до 3 баллов)

Ведущий по очереди задаёт вопросы командам :

- Какой главный артикуляционный орган у человека? (язык)

- Какие части языка вы можете назвать? ( кончик , спинка, корень, боковые края)

Какие органы артикуляции участвуют в образовании звуков? ( язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость)

Как образуется голос?  (воздух проходит через голосовые связки,  которые то смыкаются , то размыкаются)

- Знание артикуляционных упражнений (от 1 до 3 баллов)

Каждая команда получает картинки с изображением артикуляционных упражнений ( можно на слайдах). Команды должны назвать упражнения, показать , как они выполняются и сказать для постановки каких звуков  они используются :

1 команда – «Горка», «Чашечка», «Грибок», «Качели»

2 команда – «Лопатка», «Чистим верхние зубки», «Маляр», « Иголочка»

«Горка», «Лопатка» - свистящие,

«Чашечка», «Чистим верхние зубки» - шипящие

« Лошадка», «Маляр» - Р

«Иголочка», «Качели» - Л

Конкурс №2

Речевые игры (для активизации речи и мышления).

Задание № 2Игра «Похожие слова»

Ведущий :

- Есть сладкое слово - конфета,
 Есть быстрое слово - ракета,

  Есть кислое слово - лимон! ....

Задание:

- Вы, коллеги, не зевайте,
 Слово к слову подбирайте!

- Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.(1 балл за слово)

Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)

Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар)

Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)

Кислые слова – ( лимон, клюква, виноград, яблоко)

Задание № 3. Игра «Кошка»

Ведущий :

- Отгадайте загадку:

- Вчера была мышегонятельная,
 Вполне сметаноуплетательная,
 Сегодня я диваноспальная,
 Вполне подушкоодеяльная 

(кошка).

Задание:

- Подберите как можно больше глаголов к этому существительному.

- Что умеет делать кошка? : (1 балл за слово)

бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться.

- Подберите как можно больше  прилагательных.

- Кошка бывает какая?(1 балл за слово) :

Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая.

- Подберите как можно больше существительных.

Что любит  кушать кошка? (1 балл за слово) :

 Молоко, мышку, рыбу, мясо, сметану, корм для кошек.

Конкурс №3

Задание № 4. 

Cкороговорки

Ведущий :

- С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.

- Мы же используем скороговорки  при автоматизации поставленных звуков  у воспитанников.

-  В народе говорили  - «Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»

Ведущий предлагает командам карточки со скороговорками ( каждая скороговорка  оценивается от 1 до 3 баллов)

( на карточках скороговорки и определённый эмоциональный настрой)

- Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем:

  • На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).
  • Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).
  • Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,

Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. (удивленно).

  • Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
    Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» 
    (раздраженно)

Конкурс №4

Задание № 5. «Чудесный мешочек»

Команды по очереди  достают из «чудесного мешочка»  предметы, рассказывают о его использовании в работе с детьми.

Предметы шишка, прищепка, пуговица, шнурок, бусы, карандаш, погремушка, зубная щётка, мячик, вата, конструктор, пирамидка.  (1 балл за предмет).

Конкурс № 5

Задание № 6. «Игры-перевёртыши»

Ведущий :

- Дети не всегда чётко умеют выразить свои мысли, но в любом случае мы должны уметь их понимать.

- «Переведите» пословицы и поговорки на русский язык. (1 балл за правильный ответ)

Пословицы и поговорки:

  • Счастье перемещается кучами - «беда не ходит одна».
  • Уйти от новой стиральной машины - «остаться у разбитого корыта».
  • От смелости затылок мал - «У страха глаза велики».
  • Тот не заблудится , кто спрашивает –« Язык до Киева доведёт».
  • Молчаливый рот – золотой рот – «Слово серебро, а молчание золото».
  • Сын леопарда – тоже леопард – « Яблоко от яблони недалеко падает».

Строчки из стихотворений:

  • Во поле берёзку срубили - «В лесу родилась ёлочка».
  • Ты ненавидишь мою коровку - «Я люблю свою лошадку».
  • Ваша Маша тихо смеётся «Наша Таня громко плачет».

Названия сказок и книг:

  • Лиса и шестеро цыплят - «Волк и семеро козлят».
  • Утки - индюшки «Гуси - лебеди».
  • Бледненький кустик «Аленький цветочек».
  • Пёс без босоножек - «Кот в сапогах».
  • Квадратик - «Колобок».

Ведущий :

- А теперь, посмотрим, как мы понимаем друг друга.

Задание для педагогов - отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.

  • Василий Иванович остается на работе - «Иван Васильевич меняет профессию».
  • Грустные взрослые - «Веселые ребята».
  • Громче стоишь - ближе не будешь - «Тише едешь - дальше будешь».
  • Крик баранов - «Молчание ягнят».
  • Мужик на телеге - мерину тяжелее - «Баба с возу - кобыле легче».
  • С ленью не засунешь и птицу в море - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
  • Холодные ноги - «Горячие головы».
  • Не бойся велосипеда - «Берегись автомобиля».
  • В симфоническом оркестре не только мальчики - «В джазе только девушки».
  • Ручной кактус «Дикая орхидея».

Задание № 7. «Объявление» (1балл за предложение)

- Составьте рекламное объявление для газеты о купле, продаже, обмене из 3-5 слов так, чтобы все слова начинались на один звук

Например: на звук [К]

Куплю красивую кошечку.

Как один из вариантов, можно составить предложение, в котором все слова начинаются на один звук.

Например: на звук [П]

Петя подарил Павлику пирамидку.

Конкурс № 6

Задание № 8. «Фонематический слух»

Ведущий :

- Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».

- Продолжи предложение:  (за правильный ответ 1 балл)

  • Портфель я выронил из рук,
    Такой большой на ветке … 
    (жук)
  • Шел по лесу шустрый мишка,
    На него свалилась … (
    шишка)
  • Здесь в лесу есть злые звери,
    Запирайте на ночь … (
    двери)
  • Тише, Танечка, не плачь,
    Не утонет в речке 
    … (мяч)
  • Как-то вечером две мышки
    Унесли у Пети 
    … (книжки)
  • Не полезет Влад на ель
    У него в руках … (
    портфель)
  • «Я трудиться не привык!»
    Отвечает … 
    (грузовик)
  • Cобирали васильки
    на голове у нас … (
    венки)

Задание № 9. «Фонематическое восприятие»

Игра : « Определи место звука в слове» (физминутка)

Ведущий :

- Если в слове , которое я произнесу , звук Л слышится в начале слова_ вы поднимаете руки вверх и потягиваетесь.

- Если звук Л в середине слова – руки на пояс .

- Если звук Л в конце слова – наклонитесь вперёд и руки на колени.

Слова: лампа, кулак, стол, осёл, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, дятел.

Ведущий :

- Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»

Игра: «Отвечай - не торопясь»

Ведущий:

- Какое слово получится, если к слогу [РО] прибавить один звук?( за слово 1 балл)

(рот, ром, рог, ров, род, рок).

СО – сок, сор, сом

КО – кот, ком, код, кок

Игра : «Подбери слово к схеме» (1 балл за слово)

Ведущий:

- на слайдах схемы слов , состоящие из 3 звуков. Команды по очереди , подбирают и называют слова к этим схемам. Кто больше придумает слов.

(синий, красный, синий - сад, дуб, мак, жук, лук, рак, бак, сом, дом, кот;  зелёный, красный, синий - лес, рис, пёс, лис, кит, лев;  синий, красный, зелёный -  рысь, лось, гусь, сыч, семь, лещ, пень, день…)

3. Заключительная часть

Вот и закончилась деловая игра,
Подвести итог пора!

 Итог семинара-практикума

- Выразите одним словом свое мнение или впечатление о мероприятии, (педагоги передают мяч друг другу, высказываются).

Спасибо за внимание, за активное участие в семинаре-практикуме! Успехов в работе!

Жюри подводит итог.

Результаты конкурсов

Задания

1 команда

2 команда

Знание органов артикуляции (от 1до3баллов)

Знание артикуляционных упр. (от1 до 3)

«Похожие слова» (1балл за слово)

«Подбери слова к слову кошка»(1 б.за слово)

«Скороговорки» ( 1б. за скороговорку)

«Чудесный мешочек» (1б. за предмет)

« Игры – перевёртыши» (1б. за прав.ответ)

« Объявления» (1б. за предложение)

« Продолжи предложение» (1б. за прав.ответ)

« Отвечай не торопясь»(1б. за слово)

« Подбери слово к схеме» (1б. за слово)

ИТОГ

Список литературы

  1. Т.Б.Буденная. Логопедическая гимнастика Санкт-Петербург. «Детство – прогресс» 2001 год.
  2. М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. Москва «Сфера» 2003 год.
  3. Е.А.Каралашвили. Физкультурная минутка. Динамические упражнения. Москва ТЦ «Сфера» 2001 год.
  4. С.В.Коноваленко Развитие познавательной деятельности у детей. Москва Гном-Пресс, Новая школа 1998 год.
  5. Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. СПб: Корона 2004 год.
  6. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова Физкультурные минутки Москва ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак». 2004 год.
  7. Т.Е Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. Основы логопедии - Москва Просвещение 1989 год.
  8. Е.Л.Набойкина. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб. 2003 год.
  9. Е.А.Алябьева. Психогимнастика в детском саду. Москва. 2003 год.
  10. Е.А.Алябьева. Развитие воображения и речи детей 4-7 ле.т Москва. 2005 год.
  11. М.Ю.Картушина. Быть здоровыми хотим. Москва. 2004 год.
  12. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М.: И.Ц. Сфера, 2007.
  13. П.Деннисон, Г.Деннисон. Гимнастика для развития умственных возможностей «Брейн Джим» /перевод с английского А.В. Малушиной. М.: Изд-во Рос.откр. ун-та, 1992.
  14. Е.А.ДьяковаЛогопедический массаж. - М., 2004.
  15. Е.А.Каралашвили, Физкультурная минутка. Динамические упражнения. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  16. Е.Л.Ковалева, Ю.И. Остапенко. Учиться легко и весело. Практическое пособие по образовательной кинезиологии - Волгоград «Перемена», 1996г.
  17. В.В. Нищева.  Система коррекционной работы. - СПб.: Детство Пресс, 2001.
  18. Е.Л.Новикова. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. - М., 1999.
  19. Е.Л.Новикова. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР //Дошкольная педагогика, 2007 - №1.
  20. З.А.Репина. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи -Екатеринбург, 1996.
  21. Н.Семенова Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. - СПб., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в форме деловой игры «Планирование воспитательной работы с детьми по формированию нравственных взаимоотношений воспитанников на новый учебный год»

Родительское собрание в форме деловой игры позволяет реализовать педагогические следующие цели: привлечь родителей к составлению совместного плана воспитательной работы с детьми по проблеме формирован...

"Играем в науку вместе с детьми."

Предлагая родителям игры и опыты с детьми мы помогаем старшему поколению занимать ребёнка с полезным и интересным делом. Предложив данный материал я получила море положительных эмоций не только ...

Консультация для родителей "Играем и считаем вместе с детьми"

Консультация для родителей "Играем и считаем вместе с детьми"...

Мастер-класс для родителей "Игры в Лего вместе с детьми"

Мастеркласс для родителей по Легоконструированию...

Семинар-практикум для родителей на тему: "Виды конструкторов. Учимся играть в Лего вместе с детьми".

На данном семинаре родители знакомятся сразличными видами конмтрукторов. Подробно узнают о значимости игры в конструктор Лег одля развития творческого потенциала детей. Получают информацию о том, как ...

«Как играть в «ЛЕГО» вместе с детьми»

Мастер – класс для родителей «Как играть в «ЛЕГО» вместе с детьми»...

Играйте в куклы вместе с детьми

В куклы играли малыши сотни лет назад, но любовь к ним остаётся и в настоящее время                                ...