Симфония блокадного Ленинграда
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Музыкально- тематическое занятие. Музыкальный руководитель знакомит ребят старшего дошкольного возраста с произведениями написанными во время блокады Ленинграда. Дети знакомятся с новыми композиторами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
simfoniya_blokadnogo_leningrada.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
музыкально-тематическое занятие на тему
«СИМФОНИЯ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА»
Цель:
Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить воспитанников с историей блокадного Ленинграда.
- Познакомить с историей создания композитором Д. Шостаковичем «Ленинградской» симфонии (№7).
- Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальный и поэтический материал.
- Совершенствовать вокально-певческие способности.
- Воспитывать у дошкольников уважение к героям, почтить память жертв блокады.
Содержание:
- БЛОКАДА Надежда Радченко / стихотворение
- ДЕДУШКИН РАССКАЗ Андрей Порошин / стихотворение
- фонограмма Симфонии № 7 Д. Шостаковича «ВТОРЖЕНИЕ»
- МИНУТА МОЛЧАНИЯ / фонограмма
- фонограмма Реквием Моцарта Лакримоза
- БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ Лидия Хямелянина / стихотворение
- фонограмма «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» Д. Тухманова
Ход занятия:
Звучит фонограмма «Ленинградский метроном». Дети входят в музыкальный зал и садятся на стулья.
Муз. рук:
Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о блокадном Ленинграде. Это сейчас город называется Санкт-Петербург, а много лет назад он носил это имя – Ленинград.
Много лет назад на нашу Родину напали фашисты. Они напали неожиданно, когда все люди мирно спали в своих домах. Весь советский народ поднялся на защиту нашей Родины. В городе шла мобилизация. Все люди шли на фронт добровольцами.
(слайд №5-6)
Фашисты стремились захватить Ленинград. Для них это было очень важно. Город бомбили днём и ночью.
(слайд № 7-11)
Фашисты, не сумевшие завоевать город в сражении, решили взять его измором. Они окружили город в кольцо и стали ждать, пока город сам сдастся. В Ленинграде наступили тяжёлые дни. Было отключено отопление, свет, не было горячей воды. Люди устанавливали в квартирах печки-буржуйки и, как могли, отапливали свои квартиры. Часто люди сидели тесно прижавшись друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. Давайте мы сейчас с вами обнимемся, чтобы ощутить тепло друг друга.
Послушайте, какое стихотворение «Блокада» Надежды Радченко
(читает ребёнок)
БЛОКАДА Надежда Радченко
Чёрное дуло блокадной ночи. Холодно, холодно, холодно очень.
Вставлена вместо стекла картонка. Вместо соседнего дома - воронка.
Поздно. А мамы всё нет отчего-то. Еле живая ушла на работу.
Есть очень хочется. Страшно. Темно. Умер братишка мой. Утром. Давно.
Вышла вода. Не дойти до реки. Очень устал. Сил уже никаких.
Ниточка жизни натянута тонко. А на столе - на отца похоронка.
(слайд № 12-15)
Муз. рук:
Ребята, посмотрите на тарелочку с кусочком хлеба. Это ровно 125 грамм. Столько в день получали люди, которые находились в блокадном Ленинграде.
Люди очень страдали от голода. Взрослые и дети слабели и умирали прямо на улицах осаждённого Ленинграда.
(слайд № 16)
Послушайте стихотворение «Дедушкин рассказ» Андрея Порошина.
(читает ребёнок)
ДЕДУШКИН РАССКАЗ Андрей Порошин
Вчера мне рассказывал дедушка Женя: отряд партизанский попал в окруженье.
Осталось у них восемнадцать гранат, один пистолет и один автомат.
Всё больше в отряде погибших бойцов, всё крепче фашисты сжимают кольцо, -
Они за кустами, они за камнями. И крикнул мой дедушка: "Родина с нами!".
И все побежали навстречу врагу, и стали гранаты бросать на бегу.
Все храбро сражались, о смерти забыв, - и вот, удалось совершить им прорыв.
Сквозь лес по болоту они уходили: а деда медалью потом наградили.
Муз. рук: В городе Ленинграде в это время жил наш великий советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
(слайд № 17)
Когда враг напал на Ленинград, он, вместе с другими, рыл окопы, сбрасывал зажигательные бомбы с крыш домов, голодал, но с огромным энтузиазмом писал свою великую симфонию, получившую название Ленинградской.
(слайд № 19-21)
9 августа 1942 года по планам фашистов Ленинград должен был, на этот день был сдаться. И уже был назначен парад немецких войск в городе… Но в этот день в Большом зале Ленинградской филармонии, состоялась премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича. И зал был переполнен. (Организовал концерт и дирижировал оркестром Карл Элиасберг. А исполнял произведение Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета.) Музыканты были сильно истощены голодом, но они мужественно отыграли произведение от начала до конца.
А сейчас мы с вами прослушаем отрывок первой части симфонии, она называется «Вторжение».
фонограмма Симфонии № 7 Д. Шостаковича «ВТОРЖЕНИЕ»
Муз. рук: Ребята, в каком жанре написана первая часть? (песня, танец, марш)
(ответы детей)
Муз. рук: Какую картину вы представили, слушая эту музыку?
(ответы детей)
Муз. рук: Да, вы правы, эта часть написана в жанре марша. Музыка отчётливо передаёт движение вражеской силы, вышагивающей по нашей земле. Мощь движения всё усиливается, подключается дополнительное звучание, передающее образ тяжёлых танков и самолётов, двигающихся на нашу страну. А какая эта музыка по характеру?
(ответы детей)
Эту симфонию слышали все и фашисты в том числе. Это было для них шоком! Они считали, что город уже мёртв, а город не сдавался и продолжал бороться!
В эти минуты немецкое командование, окружившее Ленинград, сильно засомневалось в победе своей Армии над русским народом.
(слайд № 22 -28)
Конкурс: «Моряки». Ход: Все участники танцуют под музыку, водящий имитирует мытье палубы. Когда музыка заканчивается, играющие встают в пары, оставшийся без пары становится водящим.
Муз рук: Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога ( запись воздушной тревоги). Когда люди слышали такой сигнал, то все прятались в бомбоубежище, и чтобы их успокоить по радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается (воспитатель показывает детям метроном). Наверное, никогда ещё не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света.
Жизнь в городе становилась всё труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро, по которому пролегла « Дорога жизни». По этой дороге под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно везли детей, стариков, раненых. К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде, иногда проваливались, и водители снимали дверцы кабины, чтобы успеть выскочить из тонущего грузовика…
Конкурс: «Перейди на другой берег»
Ход: Дети перепрыгивают с льдинки на льдинку. Воображаемые льдинки-обручи
Муз. рук: Люди, пережившие войну, знают цену каждому кусочку хлеба.
БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ Лидия Хямелянина
Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был - из наших бед,
И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко - чистый просто.
Ребята, я предлагаю почтить минутой молчания всех погибших в блокадном Ленинграде.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
фонограмма Реквием Моцарта Лакримоза
На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется « Разорванное кольцо». За мужество и героизм наш город получил звание «Города- героя». Подвиг наших земляков мы никогда не забудем. На Пискарёвском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады возвышается скорбная фигура Матери-родины.
На Пискаревском кладбище горит вечный огонь, как память о великих людях, не сдавших врагу Ленинград.
(слайд № 29-30)
Муз. рук: Война ещё продолжалась целых 1, 5 года, но русский народ уже начал бить врага, выгоняя его с русской земли. И пришла долгожданная Победа! Наш народ победил, но какой ценой! Миллионы людей погибли в этой войне!
Вечная память героям! Вечная им слава!
«Вечный огонь» Филипенко (видео в записи)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блокадный Ленинград(вечер памяти посвященный 70-летнему юбилею со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады)февраль 2014года
Цель: Формировать у детей представление о будничных и праздничных дняхАктуальность проблемыПриобщение детей к истории нашей страныЗадачиРасширить представления детей о государственных праздникахПоддер...
Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы
Беседа "Дети блокадного Ленинграда"...
Познавательный информационный подгрупповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 74 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг. "Дети блокадного Ленинграда"
Одной из задач дошкольного воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патр...
Презентация к организации НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается» " Блокада Ленинграда"
Цель: Обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде Ленинграда....
тематическое занятие "СИМФОНИЯ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА"
музыкально-тематическое занятие «СИМФОНИЯ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА» для дошкольниковЦель:Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.Задачи:Познакомить во...
Музыкально-тематическое занятие на тему “Симфония блокадного Ленинграда” в подготовительной к школе группе
Формирование патриотических чувств, гражданской позиции, отражающих связь с предыдущими поколениями. Подготовка к активному участию в жизни социума....