Анализ "Развивающей-Предметно Пространственной Среды" в подготовительной группе 2023-24г
рабочие листы (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города
Нижневартовска детский сад №90 «Айболит» корпус 1
Анализ развивающей предметно - пространственной среды
в группе общеразвивающей направленности от 6 – 7 лет № 205
Дата: май 2024
Воспитатели: Сазонова Н.А. Таланова И.А.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая предметно – пространственная среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». Цель создания развивающей предметно-пространственной среды Обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. Функции развивающей предметно - пространственной среды. Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. Функция воспитателя: используя развивающую предметно – пространственную среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – пространственную среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении. | ||
1 | Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию основной образовательной программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем. | РППС организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие Центр безопасности: разнообразный дидактический материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстрационный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, лото, викторины по ПДД, домино настольно - печатные игры, художественная литература, медиатека. Игровое оборудование: фигурки пожарных, разнообразные машинки, дорожные знаки, макет улицы и дороги Центр сюжетно-ролевых игр: - дидактические игры: социально-нравственного характера, направленные на знакомство с предметным миром и трудом взрослых; -картинки с изображением различных трудовых процессов; -атрибуты для сюжетно-ролевых игр; - наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки-орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей); - предметы-заместители. Познавательное развитие Центр познавательно-исследовательской деятельности: - различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых, животных и т. д. - модели строения растений, признаков живого, фенологических изменений в природе; - альбомы, фотографии, иллюстрации, картины, - календари погоды и природы - гербарии; - подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе; - рисунки о природе и поделки детей из природного материала; комнатные растения и пр - инвентарь для ухода за растениями, посадки семян и рассады: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др - серии картин с изображением природных сообществ; книги познавательного характера, атласы; тематические альбомы;), материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»; природный материал: камни, ракушки, листья деревьев, мох, семена и др.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; - медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл, контейнеры от термометров - прочие материалы: воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. - сито, воронки - половинки мыльниц, формы для льда -приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы - клеенчатые фартуки, тряпки Центр развивающих игр: в данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Веретена Монтессори, Наборы «+», «-», «Бином», «Трином», набор «Красные штанги», Разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры «Числа и цифры», «Математическое лото» «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «Целое из частей», «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домино», «Детям о времени», «От меньшего к большему» и т.д. Развивающие игры: блоки Дьенеша с приложениями, счётные палочки и схемы к ним. «Сложи узор», «танграм», «кубики Никитина», «Дуга -пирамида »,«Колумбово яйцо», « «Листик», «Волшебный квадрат», мозаики и др. Центр конструирования: хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально: - наборы конструкторов: крупногабаритный (переносной), напольный, конструктор типа «лего», магнитный; тематический; - в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов - мозаики крупные, средние, мелкие; - пазлы; - строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины; крупный строительный материал; - нетрадиционный материал: - картонные коробки, оклеенные цветной пленкой, - мелкие игрушки для обыгрывания построек; Центр патриотического развития: государственная символика родного города, ХМАО и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Здесь дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей нашего края. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, оформлен альбом «Мой город», «Моя семья», «История ситца» и др. Речевое развитие Центр книги: - детские книги по программе; - любимые книги детей (книги по интересам); - сезонная литература; - тематические альбомы; - портреты детских писателей - книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки - открытая витрина для книг, стол, стульчик; - ноутбук с детскими песнями, дисками с записью литературных произведений (сказок) Коррекционный уголок (центр речевой деятельности) Игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирования словаря, мнемотаблицы. Игры и пособия на развитие речевого дыхания. Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения. Игры на развитие связной речи. Картотека артикуляционных игр и упражнений. Картотека речевых игр. Интерактивная панель «Колибри» Мелкая моторика Картотека упражнений на развитие общей и мелкой моторики, картотека гимнастики для пальцев рук и кистей, картотека «Рисуем по клеточкам», массажёры для рук, массажёры Су-джок, конструкторы, счетные палочки, шнуровки, мозаика, рисование по клеткам, игры с прищепками, трафареты для обводки и штриховки, внутренней и внешней обводки, фломастеры, карандаши; волчки, сухой мини-бассейн, крупы, мелкие киндер игрушки, и др. Дыхание Картотека упражнений на дыхание, вертушки, дудочки, воздушные шары для надувания, мыльные пузыри, игры на воздушную струю и т. д.; Фонематический слух Игры «Шумящие коробочки», игры на дифференциацию звуков. Звуковой анализ и синтез (грамота) Игры «Цепочка слов», «Звонкий - глухой», «Схемы и слова» и т. д.; Звукопроизношение Игра «Веселый язычок» (артикуляционная гимнастика), лото-мозаика, скороговорки, «Паровоз», «Подбери и назови» и т. д.; Лексика Картинный словарь (предметные картинки на звуки) Иллюстративный материал, подобранный с учётом лексических тем. Игры в картинках с предлогами. Наборы сюжетных картинок для составления простых предложений. Наглядный материал для составления рассказов по картине, по серии картин «Что сначала, что потом». Схемы для составления описательных рассказов – мнемотаблицы. Карточки на классификацию предметов. Игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовёт», «Часть и целое», «Знаю все профессии», «Назови одним словом» и др.; Слоговая структура Игра «Длинные и короткие слова» Грамматический строй речи Игры «Назови ласково», «Один - много», «Чей хвост?», «Чего нет?», лото «Маленькие слова» и др.; Связная речь Игры «Что сначала, что потом», «Придумай продолжение истории», «Что перепутал художник?», «Звук, свет, вода» сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.; Высшие психические функции Игры «Найди отличия» (внимание), «Узнай, что это?» (восприятие), «Чей силуэт?», «Предметы и контуры» разрезные картинки, домино, «Четвёртый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру», «Кому что необходимо» и др… Использование коррекционного уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки. Художественно-эстетическое развитие Центр изобразительного творчества: - схемы последовательного рисования предмета;- книжки-раскраски с образцами; - картотека тематических книжек-раскрасок; - альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись» и др.; - дидактические игры для развития творческих способностей, картон, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка; - восковые и акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки; - пластилин, наборы для детского творчества; -инструменты: кисти различные, ножницы, доски для лепки, печатки, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам. Центр музыкально-театрализованной деятельности: это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров: (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый, резиновых игрушек; лопаток; картинок, магнитный), настольные игры из серии «Играем в сказку», маски персонажей и элементы костюмов, декорации дети изготавливают самостоятельно. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с музыкальным руководителем, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Поэтому в центре имеются различные музыкальные инструменты, диски с музыкой и сказками. А также:
Физическое развитие Центр двигательной активности: содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. В центре есть: - картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта; - картотеки игр: подвижных, малой подвижности, на развитие дыхания; - спортивный инвентарь, атрибуты к подвижным играм. В шумном игровом пространстве обязательно должен быть островок тишины и спокойствия. В группе также расположен «Уголок уединения». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Игры «Угадай настроение», «Угадай эмоцию». «Бутылки спокойствия», стенд «Правила нашей группы» По всем образовательным областям имеется видеотека (иллюстрации, презентации, мультфильмы, игры и т.д.) Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Таким образом, развивающая предметно – пространственная среда в нашей группе, создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие. |
2 | Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. | Периодически обновляемые съемные панели, изображающие быт, труд, природу, вещи, ситуации. Групповое пространство, по желанию играющих, может быть преобразовано в «театр», «кинотеатр», «стадион» и др. с помощью раздвижных ширм, перестановки мебели; материалы и оборудование из одной образовательной области дети могут более свободно использовать и в ходе реализации других областей.
|
3 | Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов - заместителей в детской игре). | Развивающая предметно – пространственная среда открывает ребёнку множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, должна быть многофункциональной. |
4 | Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. | Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание “своего” личного пространства). Разновысотная мебель. Чтобы позиции взрослых и детей можно было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, высота мебели легко меняется. |
5 | Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. | Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. В нашей группе большое внимание уделяется самостоятельной деятельности ребенка, во время которой он может уединиться, заняться любимым делом или игрой. Самостоятельная деятельность дошкольника не приводится к проведению игр. Во время самостоятельной деятельности ребенок должен быть предоставлен себе. Одни дети хотят уединиться, другие заниматься творчеством, третьи – спортом. Мы создали условия для уединения, релаксации и отдыха. |
6 | Безопасность предметно -пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. | Оборудование группового пространства соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. |
Вывод: развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна. Она не может быть построена окончательно, поэтому поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия. | ||
Воспитатели: Сазонова Н.А. Таланова И.А. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-пространственная среда подготовительной группы "Солнышко"
Предметно-пространственная среда подготовительной группы "Солнышко"...
Аналитическая справка педагога по развивающей предметно-пространственной среде подготовительной группы
Аналитическая справка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе»Дата проведения: 28.04.2017 года Характеристика группы: группу посещают 28 детей. Из них с I...
Развивающая предметно-пространственная среда подготовительной группы 2017г. (часть 3)
КАК МЫ МЕНЯЕМСЯ...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ развивающей предметно – пространственной среды подготовительной группы
Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребёнка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребёнок начинает сопоставлять его с действ...
Развивающая предметно- пространственная среда подготовительной группы комбинированной направленности для детей с ТНР
Развивающая предметно- пространственная среда подготовительная группы комбинированной направленности для детей с ТНР...
Описание развивающей предметно-пространственной среды подготовительной группы "Смешарики"
Описание развивающей предметно-пространсвенной среды подготовительной группы "Смешарики"...
Презентация. Создание развивающей предметно-пространственной среды подготовительной группы.
Создание развивающей предметно-пространственной среды подготовительной группы....