Проектная деятельность
проект
Метод проекта -способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога,воспитанника и окружающей средой. А так же поэтапной деятельности по достижению намеченных целей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Наша Родина Россия" | 185.81 КБ |
Проект "Моя семья" 2022-2023 гг. | 46.15 КБ |
Проект "Профессии моих родителей" (средняя группа) | 36.32 КБ |
Проект "Занимательная математика" | 32.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Наша Родина - Россия»
Нравственно-патриотическое воспитание детей
подготовительной к школе группы № 22
Воспитатели:
Квашнина А. А.
Самойлова Г.Г.
Вид проекта: групповой, детско-педагогический, информационно – познавательный
Продолжительность проекта: (Ноябрь2023-май2024).
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция с образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
«Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» К.Г. Паустовский.
Актуальность: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Л. С. Лихачев. В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения. Задачи патриотического воспитания в дошкольном учреждении решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Проектная деятельность является отличной формой работы для актуализации и систематизации знаний детей по патриотическому воспитанию детей.
Итоговое мероприятие (событие):Оформление результата проекта в виде презентации. Обогащение предметно-пространственной среды.
Проблема: Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Между тем многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы, при условии целенаправленного воспитания, закладываются основы моральных качеств личности, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственного облика ребенка.
В связи с этим нравственно-патриотическое воспитание детей следует рассматривать как одно из основных направлений педагогической деятельности во всех дошкольных образовательных учреждениях, в том числе нашей группы.
Цель: формировать у детей подготовительной к школе группы, представление о важнейших нравственных ценностях российского народа; осуществлять комплексный подход к воспитанию патриотизма, приобщать дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитать любовь и привязанность к Родине, воспитание любви и уважения к истории своей страны - России, к своей нации; к представителям других национальностей. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи: формировать представление о празднике «День народного единства», знания об особенностях национального быта, костюмов разных народов;развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей. Развивать интерес к истории, традициям, жизни людей; воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям; воспитывать уважение к Российской Армии, чувство гордости за мужество и героизм наших воинов, чтить память погибших в Великой Отечественной войне; создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края; привлечь родителей к активному участию в реализации проекта; обогатить предметно-развивающую среду.
Прогнозируемый результат:
педагоги:повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно -патриотического воспитания дошкольников;
дети:формирование у детей чувств патриотизма: гордости за свою Родину, уважение традиций людей разных национальностей, проживающих на территории России; совершенствование уровня знаний детей о своей стране;дети будут обладать ценностно-нравственными качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России;умение выражать собственное мнение, анализировать, расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,освоение детьми доступных знаний об истории родного края;
родители:повыситсяуровеньзаинтересованностиродителейввозможности
сотрудничествасосвоимидетьми,своспитателямиидетскимсадом;повысится уровня знаний родителей в нравственно-патриотическом воспитании.
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный.
Изучение уровня знаний и представлений воспитанников по предлагаемой теме.
Подбор методической литературы, художественной литературы и интернет-ресурсов.
II этап – основной.
Работа по перспективному плану.Создание развивающей среды. Подбор игр и оборудования. Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности. Разработка конспектов занятий и других мероприятий. Совместная деятельность детей и воспитателя с подключением родителей.
III этап – заключительный.
Подведение итогов, оформление проекта.
Перспективное планирование.
Ноябрь. Тема: «День народного единства».
- Беседы:об истории праздника «Какие народы живут в России», «День народного единства», «Наша Родина – Россия», «Россияне – граждане России»,«Государственные и негосударственные символы России», «Культура и традиции народов России», «Детям о народах Севера», «Береза – символ России».
- Использование кубика Блума «День народного единства»
- Просмотр презентации «День народного единства»
- Рисование «Я, ты, он, она – вместе мы одна страна!».
- Слушание аудиозаписей о празднике «День народного единства», аудиозаписей игры на балалайке, музыки из сборника «Северное сияние».
- Чтение художественной литературы: В. Степанов «Российская семья», Я. Аким «Есть одна планета – сад»; К.Д. Ушинский «Наше Отечество». чувашская народная сказка «Девушка на луне»; удмуртская народная сказка «Красавица береза»; М. Лисянский «Моя Родина»; А.М. Конькова «Откуда северное сияние пошло». Чтение русских народных сказок, былин о богатырях русских: «Никита Кожемяка «Сказка о славном, могучембогатыре Еруслане Лазаревиче», «Добрыня и Алёша», «Илья Муромец и Калинин Царь». «Берегите Россию», «Я – русский человек» - В.Гусев.
- Чтение стихотворений: В. Степанов «Необъятнаястрана», Г. Ладонщиков «Наш дом», З.Александрова «Родина», А. Прокофьев «Родимаястрана». «Берегите Россию», «Я – русскийчеловек» - В. Гусев. Отгадывание загадок разных народов России.
- Дидактическая игра «Найди по описанию», «Хорошие, плохие поступки».
- Просмотр презентации «Заповедники России».
- Рассматривание иллюстраций на тему «Народы России», «Дома разных народов»; иллюстраций блюд национальной кухни разных народов, национальных промыслов России.
- Рассматривание альбома на липучках «Моя Родина – Россия».
- Дидактическая игра «Костюмы народов России».
- Рассматривание альбома «Народные промыслы».
- Лото «Народные промыслы».
- Контурное лото «Моя Россия».
- Дидактическая игра «Чей костюм».
- Раскрашивание раскрасок по теме.
Работа с родителями.
- Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.
- Наглядная информация «Картотека литературного материала – стихи, пословицы, поговорки о России».
- Наглядная информация «Дружат дети всей России».
- Буклеты для родителей «Толерантность надо воспитывать».
- Наглядная информация «Сказки о символах России».
- Создание картотеки народных подвижных игр разных стран.
- Наглядная информация «Национальные блюда разных стран».
- Настольная игра «Бумажная кукла, костюмы народов России»
Цель: расширение знаний об истории возникновения праздника «День народного единства»; воспитание у детей уважительного, доброго чувства к людям разных наций; формирование представления о России, о государственном флаге и гербе Российской Федерации; формирование понятия «гражданин», ознакомление детей с государственными и негосударственными символами России, развитие познавательного интереса и уважения к символам России; ознакомление детей с особенностями жизни северных народов; формирование чувства гордости за Родину; любви и уважения к разным народам; расширение представлений о празднике; развитие творческой активности, формирование у детей навыка находить и называть национальный костюм по описанию, закреплять знания о костюмах народов России; формирование в детях дружеских взаимоотношений, чувство самоуважения и уважения к другим, умения и желания прийти на помощь взрослым и сверстникам.
Декабрь. Тема: «Мой край родной – мой город Когалым»
- Беседа и рассматривание иллюстраций «Мой край, моя малая Родина», «Достопримечательности нашего города», «Мой Когалым».
- Чтение художественной литературы «Когалым – это Что-то» Е. Стомина, «Люблю я город Когалым» Н. Комышена.
- Презентации: «История и достопримечательности г. Когалыма».
- Рисование «Осень в нашем городе», «Дома в нашем городе», «Люблю березу русскую»
- Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в семье»
- Проигрывание сказки «Морозко»
- «Дымковская игрушка» - народные промыслы России
- Конкурс чтецов «Я, ты, он, она-вместе дружная семья»
Цель: воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом и любви к своему родному городу, расширение кругозора; дать знания детям о родном городе и его истории, развивать бережное отношение к нему, его достопримечательностям, культурным ценностям; формировать представлений о малой Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением; развивать доброжелательные отношения к родному городу; воспитывать у детей чувства гордости, восхищения красотой родного города, уважение к труду людей, создающих современный город; способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Работа с родителями.Мини-музей «Когалым-город нефтяников»
Февраль:Тема: «Защитники Родины»
- Беседы «Что значит быть настоящим мужчиной?»
- Развлечение совместно с папами: «Папы могут…»,
- Презентация «Олени севера на войне»
- Фотовыставка: «Они защищали нашу Родину
- Беседы: «Мой папа», «Наша армия родная»
- Участие в акции «Окопная свеча»
- «Гжель» - народные промыслы России
- Участие в акции «Поздравление солдату с Новым годом»
- Участие в акции «Открытка солдату на 23 февраля»
- Консультация для родителей «Воспитание настоящего мужчины»
Задачи: формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии.
Работа с родителями.Сбор необходимого материала для изготовления окопной свечи.
Март. Тема: «Это ласковое слово- мама»
- Беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле» Составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»
- Рисование «Портрет моей мамы»
- Чтение стихов о маме
- «Матрёшка» - народные промыслы России
- Праздник мам 8 Марта
- Рисование поздравительной открытки для мам в нетрадиционной технике ППР
Задачи: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей. Воспитывать желание поздравить мам, бабушек, заботиться о них.
Совместное времяпровождение с мамой на кухне.
Работа с родителями.Мини-музей «Игрушки наших мам и бабушек»
Апрель. Тема: «Полет в космос»
- Беседа с детьми на темы: «Земля – наш дом во Вселенной», «Что такое солнечная система», «Первооткрыватели космоса», «Животные космоса»
- Просмотр познавательных мультфильмов про космос «Какие есть планеты», «Ракеты и другой космический транспорт», «Планеты солнечной системы для детей, учим названия планет», «Фиксики. Лучший сборник про космос»
- Словесная игра «Ассоциации» на тему Космоса.
- Чтение Н.Носов «Приключение Незнайки и его друзей»
- Чтение «Первый в космосе» В.Бороздин, «Шаги над планетой» А.Леонов, «Как мальчик стал космонавтом»
- Игры со строит. материалом «Строим космодром»
- Рассматривание альбома «Первые космонавты»
- Рисование: «Звездочки в небе»
- Аппликация: «Космонавт в космосе»
- Лепка: «Ракета в космосе»
Задачи: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать.
Работа с родителями.Выставка рисунков и поделок ко дню космонавтики. Распечатывание материала для лэпбука про космос, картотека опытов «Космос», картотека бесед «Тайны космоса»
Май. Тема: «Этот день победы»
- Беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»
- Рассказ о детях-героях войны
- Экскурсия к стеле Победы
- Рисование на тему «Салют в честь дня Победы»
- Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне
- Конкурс военной песни.
Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике; подготовка музыкального номера для участия в конкурсе военной песни.
Задачи: познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России. Донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
Заключение. Данный проект позволит сформироватьнравственные основы и чувство патриотизма. Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, но и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество». Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.
Результаты реализации проекта: задачи проекта были реализованы. Повысилась познавательная активность детей. Они стали задавать больше вопросов, проявляют интерес по данной теме. Проект оказался интересным для всех его участников. Проектная деятельность позволила родителям активно участвовать в образовательно-воспитательном процессе и способствовала укреплению детско-родительских отношений. У детей сформированы знания об истории праздника День народного единства, понятие о России, как о многонациональном государстве, народы которого проживают в дружбе и согласии между собой.
Списоклитературы:
1. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада.-М.: Просвещение.1987
2.Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3.
3.Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
4.Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.
5.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
6.Интернет – ресурс: Википедия
7.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2014
Методическая литература:
1. Ветохина А.Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий». СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
2. Н.В. Нищева, Ю.А. Кириллова «Я люблю Россию!». СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2023.
3. Гамаль Е. В. «Герб, флаг и гимн России: методические рекомендации по изучению государственной символики». СПб.: Полиграфуслуги, 2006.
4. Зеленова Н. Г. «Мы живем в России: гражданскопатриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа». Москва: Издательство Скрипторий 2003, 2016.
Литература
1. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. –М.:ТЦ Сфера, 1999.
2. Суслова Э. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников. Детский сад о А до Я.№3.2003г
3. Трифонова Г.Е. Проектная деятельность воспитании у детей любви к родному городу. Управление ДОУ,2009г №1.
4. Шаламова Т.П. Как помочь ребенку полюбить родной город. Детский сад от А до Я.№3 .20003г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Берёзка» г. Когалым
Проект
для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
на тему «Моя семья»
Разработали воспитатель
старшей группы:
Квашнина А.А.
2022 - 2023
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………3- 9 стр.
- Цель, задачи
- Предполагаемый результат
- Участники проекта
- Новизна
- Планирование
2. Литература……………………………………………………………..10 стр.
3. Приложение……………………………………………………………11 – 51 стр.
Пояснительная записка
«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».
В. А. Сухомлинский
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша, приобщает его к окружающей жизни.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых дней его жизни – основная обязанность родителей. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Но часто родители перекладывают ответственность не только за образование, но и за воспитание детей на государственные учреждения: детские сады, школы, дополнительные центры развития. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Именно поэтому мы считаем, что необходимо обогащать детско-родительские отношения опытом эмоционального диалогического общения и, соответственно, налаживать контакты с родителями воспитанников, сотрудничество с ними.
В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. Каждая семья интересна по-своему; у каждой – свои традиции: встречать гостей, организовывать труд и отдых, проводить семейные торжества. Семьи отличаются друг от друга привычками, укладом, обычаями, атмосферой. Там, где родители в семье уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых.
Опрос детей показал, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья», с целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка, который поможет детям понять значимость семьи, воспитать у них любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Исходя из этого, были поставлены следующие цели и задачи.
Цель: формирование ценностного отношения у детей старшего дошкольного возраста к своей семье.
Задачи проекта:
- Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
- Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
- Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Принципы построения проекта
- доступность;
- систематичность;
- индивидуальный подход;
- практичность.
Название проекта: «Моя семья».
Предметная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Вид проекта: интегрированный: игровой, творческий, практический.
Срок реализации: 1 год, сентябрь 2022 г. - май 2023 г.
Участники проекта:
- воспитанники старшей группы № 22 (5-6 лет);
- педагоги ДОУ (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре);
- родители воспитанников.
Новизна: организация нетрадиционных форм работы с родителями через детско-родительский клуб «Встреча с интересными людьми».
Предполагаемый результат:
Дети:
- больше узнают о своей семье: членах семьи, традициях, совместных праздниках, жизни бабушек и дедушек; сформируется чувство уважения к своей семье;
- смогут организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье;
- смогут поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
Родители:
- повысится интерес родителей к данной теме;
- полученные знания, будут активно использоваться в играх и занятиях, беседах с детьми дома;
- активно примут участие в совместных мероприятиях с детьми и педагогами.
Педагоги:
- между педагогами и родителями наладится успешное взаимодействие, которое позволит оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии и воспитании ребёнка, установится эмоциональный контакт с детьми и продуктивное сотрудничество с родителями;
- в процессе работы над проектом воспитатели ближе познакомятся с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
Реализация этапов проекта:
1.Подготовительный:
- выбор темы, постановка цели и задач;
- подбор литературы по теме;
- создание картотеки пальчиковых игр, подборка дидактических игр и пособий по теме «Семья»;
- знакомство родителей воспитанников с реализуемым проектом и привлечение их к работе по насыщению предметно-развивающей среды в группе;
- пополнение РППС дидактическими пособиями и развивающими играми, иллюстрированным материалом, атрибутами для игровой, театрализованной деятельности по теме «Семья»;
- опрос детей «Что я знаю о семье?».
2.Основной:
- систематическое проведение запланированной работы с детьми в разных режимных моментах (проведение бесед, дидактические и развивающие игры на занятиях и в свободной деятельности);
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении;
- совместное изготовление родителей с детьми сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин»;
- разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме;
- подготовка консультативного материала для родителей.
3.Заключительный.
- подведение итогов работы по проекту;
- проведение совместно с музыкальным руководителем развлечения «Неразлучные друзья – бабушка, дедушка и я!», с инструктором по физической культуре «Богатырские состязания», Дня именинников и чаепития с родителями.
Продукт проекта:
- Книга «Детский сад, семья и я – мои самые лучшие друзья!».
- Перспективный план работы.
- Картотека консультаций для родителей.
- Дидактические игры и пособия, изготовленные родителями воспитанников и педагогами, способствующие развитию моторики рук и речи детей.
Планирование работы по проекту «Моя семья» в старшей группе (5-6 лет) на 2022-2023 учебный год
№ | Мероприятие | Сроки | Участники | Результат (продукт) |
1 | Создание и пополнение картотеки физминуток, пальчиковых игр на тему «Семья». | сентябрь | воспитатели | Картотека игр по развитию речи и мелкой моторике пальцев рук. |
2 | Пополнение предметно-пространственной развивающей среды, изготовление дидактических пособий | сентябрь | воспитатели, родители воспитанников | Дидактические и развивающие игры и пособия, атрибуты к с/р играм. |
3 | Подбор материала для консультаций, информация на официальный сайт детского сада для родителей на тему «Семья» | в течение года | воспитатели | Ознакомление родителей с консультациями «Что такое семья», «Семья и семейные ценности», «Роль семьи в воспитании ребёнка» |
4 | Подбор иллюстративного материала, загадок, пословиц и поговорок, стихотворений на тему «Семья» | октябрь | воспитатели, родители | Альбом с иллюстрациями, картотека пословиц и поговорок, загадок, сборник стихотворений на тему «Моя семья» |
5 | Экскурсия в городской осенний парк, выставка поделок из природного материала «Осенняя фантазия» | октябрь | воспитатели, родители | Участие мам в экскурсие, сбор природного материала для изготовления поделок |
6 | Семейный праздник, посвящённый Дню пожилого человека «Неразлучные друзья - бабушка, дедушка и я!» | октябрь | воспитатели, дети, дедушки, бабушки | Фотогазета «Мои любимые бабушка и дедушка», участие дедушек и бабушек в празднике, их рассказы о детстве, игрушках, чаепитие со сладостями, приготовленными с бабушками. |
7 | День открытых дверей: Мастер – класс для педагогов и родителей «Игры с мамой в домашних условиях», подборка фотографий детей по игровой деятельности дома | ноябрь | воспитатель, родители | Буклет «Игры с детьми дома», участие родителей в практических играх с детьми изготовлению игрушки, экспериментальной деятельности, фотогазета «Игры детей дома». |
8 | Утренник, посвящённый Дню матери, подборка фотографий детей с мамой для создания фотогазеты к Дню матери | ноябрь | воспитатели, музыкальный руководитель, мамы, дети | Участие мам в празднике, подарки мамам, фотогазета «Мамочка – любимая моя!», презентация «Моя мама – лучше всех!». |
9 | Акция «Почитай мне сказку, мама!» | декабрь | воспитатели, дети, родители | Чтение в группе мамами сказок у камина по вечерам, фотовыставка «Читаем дома сказки», книжная выставка «Добрые сказки для детей» |
10 | Родительское собрание (практический семинар) «Развитие творческих способностей у ребёнка 5 – 6 лет» | январь | воспитатели, музыкальный руководитель, родители, дети | Буклет «Развитие творческих способностей в семье», обмен опытом родителей по развитию творчества в семье, показ детьми музыкально - театрализованного кружка «Веснушки» сказки «Пожар в лесу» |
11 | Составление детьми рассказов о своей семье, разгадывание загадок о семье, рисунки детей на тему «Моя семья» | февраль - март | воспитатели, дети, родители | Творческий рассказ детей на тему «Моя мама», «Мой папа», «Мой дедушка», «Моя бабушка», «Моя семья», «Праздники в нашей семье», «Как я помогаю дома», рисунки детей на тему «Моя семья», фотоальбом «Моя семья» |
12 | Спортивный семейный праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества на тему «Богатырские состязания» | февраль | воспитатели, инструктор по физической культуре, дети, папы | Разучивание стихов к празднику. Участие в празднике, подарки детей папам. Фотогазета «Мой папа в армии» |
13 | Просмотр мультфильмов | в течение года | воспитатели, дети | Коллекция мультфильмов на тему «Семья» «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «Разноцветная семейка», «Мама для мамонтёнка». |
14 | Разучивание и систематическое проведение пальчиковых, речевых игр, физминуток, логоритмических упражнений с детьми. | в течение года | воспитатели, учитель-логопед, дети, музыкальный руководител | Картотека речевых игр, логоритмических упражнений на тему «Моя семья» |
15 | Организация и проведение праздника для мам и бабушек на тему «Бал в королевстве бантиков» | март | воспитатели, родители воспитанников. | Разучивание детьми стихотворений к празднику. Участие мам и бабушек в утреннике, вручение подарков мамам и бабушкам. |
16 | Знакомство детей с литер. произведениями: В. Осеева «Хорошее», «Сыновья», «Волшебное слово», «Отомстила», татарская сказка «Три дочери», нанайская сказка «Айога», ненецкая сказка «Кукушка». | в течение года | воспитатели, дети | Выставка детских книг по нравственному воспитанию на тему «Семья» |
17 | Организация итогового развлечения для детей «День именинника» и чаепитие с родителями. | май. | воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители | Развлечение «День именинника», чаепитие с детьми и родителями. |
18 | Оформление информационного материала к празднику «День семьи» 15 мая | май | воспитатели | Ознакомление родителей с консультацией «Дружная семья - здоровый ребёнок» |
19 | Субботник с детьми и родителями на участке группы | май | воспитатели, дети, родители | Участие в уборке участка, фотогазета «Мы на субботнике» |
20 | Подведение итогов работы по проекту. Презентация проекта, книги «Детский сад, семья и я – мои самые лучшие друзья!». | май | воспитатели | Проект «Моя семья», книга «Детский сад, семья и я – мои самые лучшие друзья!». |
Список литературы:
1.Формирование у детей интереса к семейным традициям. Журнал «Ребенок в детском саду» №5 2009 г.
2.Журнал «Воспитатель ДОУ» №3 2011, №4 2010
3.Журнал «Дошкольное образование» №7 2009, №2 2010
4.Журнал «Управление ДОУ» №3 2007, №2 2006 •6. Детство – пресс, 2003. «Играйка»: восемь игр для развития речи дошкольников. Н. В. Нишева 5.Дошкольная педагогика под редакцией В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. Просвещение 1988
6.«Вместе с семьей» (Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик) Москва, 2005
7.«Книга для чтения в детском саду и дома» составитель в. В. Гербова Москва ОНИКС 2008
8.Конвенция ООН о правах ребенка ст. 5, 7, 9, 10 от 20 ноября 1989 приложение
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Березка»
ПРОЕКТ
«Профессии моих родителей»
Автор-составитель:
Квашнина А.А.
2020 г.
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Профессии моих родителей» |
Автор проекта | Воспитатель Квашнина Алена Анатольевна |
Характер проекта | Познавательный, игровой, творческий |
Форма проекта | Подгрупповой, групповой |
Участники проекта | Воспитатели средней группы, дети средней группы, родители |
Продолжительность проекта | Краткосрочный |
Место проведения проекта | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Березка» |
2020г
Актуальность проекта
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Поэтому и возникла идея создания проекта «Профессии наших родителей».
Цель проекта: Формировать познавательный интерес к профессиям людей разных профессий
Задачи проекта: 1. Расширять представления о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы;
2. Пробуждать у детей любознательность и интерес к деятельности своих родителей.
3. Воспитывать уважение к людям разных профессий нашего города, в том числе к работникам детского сада.
Роль родителей в реализации проекта:
- Участие в подборе иллюстраций по теме;
- Участие в подборе атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Профессии».
План реализации проекта:
I. Подготовительный этап:
- Подбор материала о разных профессиях, встречающих в нашем городе.
- Создание картотеки сюжетно-ролевых игр «Профессии» и дидактических игр.
2. Беседы с детьми о профессиях их родителей.
- Подбор наглядного материала.
- Разработка НОД.
II. Основной этап (реализация проекта):
1.Беседа: «Где работают мои родители? Чем занимаются?», «Зачем работают папа и мама?», «Кем я мечтаю стать!»,
- Рассматривание иллюстраций.
- Чтение С. Маршак «Почта», В. Маяковского «Кем быть?». Сочинение сказок. Чтение стихотворений по теме. Разучивание.
- Создание картотеки пословиц и поговорок о труде.
- Дидактические игры: «Кто чем занимается?», «Для чего нужен этот предмет?», «Кто что делает?», «Кому, что нужно для работы?», «Кем я хочу стать?», «Исправь ошибку», «Знаю все профессии», «Кто это умеет и знает». Игры с конструктором Лего: «Мы строим дом».
- Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта», «Супермаркет», «Поликлиника», «Пожарные», «Детский сад», «Салон красоты», «Строители», «Банк», «Турагентство», «Школа», «Аптека», «Стоматология».
- Экскурсия по детскому саду (кухня, прачка, медицинский кабинет)
- НОД: «Все профессии важны»
- Художественное творчество: рисование на тему: «Путешествие в необыкновенный мир профессий».
- Оформление альбома «Мама и папа на работе».
III. Заключительный этап:
Презентация проекта.
Выставка детских рисунков (совместно с родителями) «Кем я стану, когда вырасту».
Предполагаемый результат:
Повышение уровня знаний детей о разных видах профессий в Когалыме; умение называть профессию своих родителей; уважительное отношение к труду взрослых.
Продукт проектной деятельности: создание альбома «Мама и папа на работе».
Сюжетно - ролевая игра «Магазин»
Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.
Возраст: дошкольный, 3 – 7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями.
Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»
Цель: Игра учит детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закрепляет навыки общения в общественных местах. Закреплять знания о профессии продавца.
Оборудование: Игрушки.
Возраст: дошкольный, 4 – 5 лет.
Ход игры: дети садятся полукругом перед столом и полочкой с игрушками. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: - У нас открылся магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы сможете их купить, но, чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам. Короткой считалочкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры: - Здравствуйте! Я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть дети. Продавец подает покупателю мяч. -Спасибо, какой красивый мяч! - говорит воспитатель и садится на стул, держа в руках мяч. Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки: - А мне продайте, пожалуйста, такую игрушку: она пушистая, оранжевая, у нее длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки. Продавец подает игрушку — лису. Покупатель благодарит и садится на место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки, играют с ними в комнате или на прогулке. Воспитатель приносит в магазин и такие игрушки, с которыми дети давно не играли, чтобы пробудить интерес к ним, напомнить, какие они интересные, красивые.
Сюжетно-ролевая игра «Аптека».
Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».
Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.
Возраст: 4-5 лет.
Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.
Сюжетно-ролевая игра «Строим дом».
Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Возраст: дошкольный, 3-7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.
Сюжетно - ролевая игра «Парикмахерская»
Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера - расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.
Возраст: дошкольный.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.
Сюжетно - ролевая игра «Детский сад»
Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Возраст: дошкольный.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.
Сюжетно - ролевая игра «Поликлиника-аптека»
Цель: закрепить умение принимать на себя и обыгрывать роли врача, больного, аптекаря, кассира, медсестры. Продолжать учить детей сопровождать игру речью.
Оборудование: атрибуты игр «Поликлиника» и «Аптека».
Возраст: дошкольный.
Ход игры: Педагог беседует с детьми о работе врача и аптекаря, предлагает ход игры, помогает распределить роли.
Перед кабинетом врача в поликлинике рассаживаются посетители. Врач вызывает по очереди больных. Он беседует с пациентом о его болезни, слушает, смотрит, назначает лечение, выписывает рецепт, дает указания медсестре. Затем больной-ребенок отправляется в аптеку, покупать лекарство. В это время врач принимает следующего посетителя. Далее игра «Поликлиника» идет параллельно с игрой «Аптека».
Сюжетно - ролевая игра «Скорая помощь»
Цель: закрепить умение детей брать на себя роли врача, шофера, мамы, папы, больного, действовать соответственно взятой роли. Учить адекватно пользоваться атрибутами игры, закрепить их назначение и действия с ним.
Оборудование: машина «Скорая помощь» (игрушка, напольная машина с рулем, халат, шапочка, сумка с инструментами для врача, кровать-кушетка для больного.
Возраст: дошкольный 4-5 лет.
Ход игры: В короткой вступительной беседе педагог рассказывает о том, что надо делать, если человек тяжело заболел или заболел ночью, как ему можно оказать помощь. Предлагает сюжет игры детям. Помогает распределить роли. Начиная игру, педагог рассказывает детям о том, что заболел папа, он не может встать с кровати, чтобы пойти к врачу. Взрослый спрашивает у детей, что надо делать в таком случае? Дети, в соответствии с предложенным сюжетом, догадываются о том, что надо вызвать скорую помощь. Дочка или сын вызывают скорую помощь по телефону, дежурный в скорой помощи принимает вызов и сообщает врачу. Приезжает врач, звонит в дверь, мама открывает, приглашает пройти в квартиру, помыть руки, дает мыло, полотенце. Врач моет руки и проходит к больному. Взрослый помогает, в случае необходимости, вести диалог больного и врача, сопровождать действия речью. По ходу игры врач осматривает больного, ставит ему градусник, предлагает сделать укол. При выполнении этого действия педагог может оказать помощь (показ, пояснения действий). Если врач пытается сразу уйти, педагог обращает внимание на то, что желательно понаблюдать за больным, посидеть у его кровати, еще раз смерить температуру и т. д.
Врач сидит какое-то время у постели больного, задает ему вопросы о здоровье. Члены семьи провожают его, прощаются. Врач уезжает на машине.
Сюжетно - ролевая игра «Салон красоты»
Цель: расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты», вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.
Оборудование: набор парикмахера: расческа, ножницы, фен, бутылочки с шампунем и т.д.
Возраст: дошкольный 4-6 лет.
Ход игры: Парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном. Мастер маникюра делает маникюр, покрывает ногти лаком, дает рекомендации по уходу за руками. Мастер косметического кабинета делает массаж лица, протирает лосьоном, смазывает кремом, красит глаза. Кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца, салфетки. Посетители вежливо здороваются с работниками салона, просят оказать услугу, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги.
Сюжетно - ролевая игра «Моряки»
Цель: формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельное сюжетную игру детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
Словарная работа: кок, якорь, капитан, корабль, штурвал, трап, рулевой. Оборудование: атрибуты для игры: морской воротник, фуражка капитана, медицинский халат, медицинский набор, радионаушники, якорь, штурвал, бинокли, швабра.
Возраст: дошкольный 4-6 лет.
Ход игры: Дети совместно с воспитателем строят борт корабля, на палубе размещают штурвал, устанавливают трап, якорь, места для пассажиров. Вот корабль и готов. А кто бывает на корабле? Кому что надо для работы? (Дети договариваются, кто кем будет) Дети: Капитану - бинокль, матросам- бескозырки, для врача- чемоданчик с инструментами, лекарством, для кока- плиту, посуду, для радиста- наушники. Капитан даёт команду: «Пассажирам занять свои места! Звучит гудок корабля, пассажиры танцуют танец «Гудок, отчалил.»
Занимают места на корабле. Капитан отдает команду: «Поднять якорь! Поднять трап! Полный вперёд!». Капитан постоянно отдаёт команды рулевому «Полный вперёд! Лево руля!» Рулевой после каждой команды отвечает о её выполнении. Он ведёт корабль. Капитан просит кока приготовить обед для команды. Все отправляются в плавание. После возвращаются домой, покидают корабль сначала пассажиры, доктор, матросы, последним уходит капитан.
Сюжетно - ролевая игра «Пожарные»
Цель: продолжать знакомить детей с профессией пожарный. Формировать умения детей использовать атрибуты игры по назначению.
Оборудование: накидки – плащи пожарников, руль, пожарный шланг, ведра. Возраст: дошкольный 4-5 лет.
Ход игры: Педагог предлагает детям ситуацию: "Прибегает Зайчик в гости и рассказывает историю о том, что у них в лесу волк и лиса развели костер и забили его затушить. Из-за этого в лесу начался пожар, и зайчик просит детей помочь потушить пожар…"
Распределение ролей: пожарная команда разбирают необходимые атрибуты: шланги, ведра, надевают пожарную форму. Рассаживаются в пожарной машине по местам. Обыгрывание с помощью педагога. Беседа. Подведение итога игры.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Цель: продолжать закреплять знания о профессии продавца, с различными видами магазинов и продуктов; воспитывать чувство уважения, благодарности за выполняемый труд.
Возраст: дошкольный, 4 – 5 лет.
Ход игры: Перед детьми — магазин с отделами «Обувь» и «Одежда».
«Дорогие дети! - говорит воспитатель. В нашем магазине вы можете купить одежду и обувь для своих кукол. Что вы можете купить? Сегодня в продажу поступили: красное платье с белым воротником и карманами; красивые клетчатые брюки с черным ремнем; меховые коричневые сапожки с вышивкой (достаточно назвать и описать 3-4 вещи. В магазине их вдвое больше). Воспитатель — продавец вызывает ребенка, спрашивает: «Что Вы хотите посмотреть?» («Что вам показать?»). Ответ: «Пожалуйста, покажите мне синий сарафанчик с цветочками». Или: «Хочу посмотреть белую рубашку с клетчатым галстуком». Купленную ребенком вещь (их продается 56) воспитатель кладет в пакет, а пакет — в кузов грузовика. В конце занятия воспитатель доставляет покупки адресатам. Вручая пакет, он спрашивает имя, фамилию ребенка, уточняет, в каком отделе магазина сделана покупка.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Березка»
Проект в подготовительной группе на тему «Занимательная математика»
Автор-составитель:
Воспитатели: Квашнина А.А.
2023 г.
Актуальность
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Тип проекта:
Познавательный,творческий, игровой.
По времени проведения:
Продолжительный (ежемесячная работа в течении года).
Срок реализации проекта: Долгосрочный
Участники:
Дети подготовительной группы родители, воспитатель.
Формы работы:
Игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Цель проекта: Формировать элементарные математические представления у детей старшего дошкольного возраста ,через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи:
- Развивать творческие и интеллектуальные способностей детей.
- Развивать высокую познавательную мотивацию;
- Развивать умение детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в игры.
- Формировать готовность детей к жизни и учебе в следующей “социальной ступени развития” - школе;
- Формировать широкую любознательность;
- Воспитывать умение отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение;
- Воспитывать умение строить догадки, рассуждать, обдумывать и искать различные способы решения ситуаций, экспериментировать, радоваться и удивляться собственным “открытиям”.
Основные направления реализации проекта:
1. Отведено специальное пространство, удаленное от мест, где занимаются подвижными играми;
2. Имеются столы и стулья, где работают одновременно несколько детей, не мешая, друг другу;
3. Материалы размещаются на открытых полках;
4. Для разрезных картинок – головоломок выделена отдельная полка;
5. Создание среды и материалов для реализации раскрытия логического мышления в детском саду;
6. Создание условий для развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования;
7. Математическое просвещение родителей.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный 2023 год (октябрь). Изучение и анализ методической и педагогической литературы по теме; составление планов работы с детьми, родителями.
2 этап – основной: 2023– 2024учебный год (ноябрь-апрель), (создание развивающей среды; организация и проведение открытых занятий, КВН, викторин, круглых столов, игр, головоломок, кроссвордов, раскрасок, опытнической и экспериментальной деятельности, направленной на математическое воспитание дошкольников; привлечение родителей;).
3 этап – заключительный– 2024 учебный год (апрель), (проведение итоговых диагностических исследований; осуществление анализа работы; корректировка и дальнейшие перспективы развития).
Материально-техническое обеспечение проекта:
- магнитная доска;
-ИКТ;
- передвижной мольберт;
- детские игровые модули («кухня», «магазин», «больница», «мастерская», «парикмахерская»);
- природные уголки, уголки двигательной активности, уголки, необходимые для воспитательно-образовательной и игровой деятельности детей, оснащённые необходимым оборудованием и материалами;
- энциклопедическая, специальная, художественная и детская литература, дидактические игры и игрушки, пособия по разделам программы.
Учебно- методическое обеспечение программы
-Блоки Дьенеша
-Палочки Киюзенера
-Счетные палочки
-Дидактические игры («С какого дерева листок», «Глобусы», «Математические пазлы», «Катомино», «Найди фигуру», «Три кота», «Часы» и др.)
-Игровые комплексы Воскобовича
-Лото
-Объемные геометрические фигуры
-Шаблоны из геометрических фигур
-Конструкторы
-Раздаточный материал (цифры и математические знаки)
-Цветная бумага
-Крупа (гречка, рис)
-Цветные веревочки
-Пуговицы
-Экранные музыкальные пособия, аудио записи, презентации.
-Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (для подготовительной группы)
-Печатные пособия: демонстрационный материал, дидактический раздаточный материал, карточки с изображением цифр, дидактические игры по математике.
-Различные материалы (ткань, металл, пластмасса, стекло, деревья, бумага)
-Мозаика
-Мультимедийные презентации
-Игры на составление плоскостных изображений предметов.
-Обучающие настольно-печатные игры по математике.
-Геометрические мозаики и головоломки.
-Занимательные книги по математике.
-Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы.
-Простой карандаш; набор цветных карандашей
-Линейка и шаблон с геометрическими фигурами.
-Счетный материал, счетные палочки.
-Набор цифр.
-Пособия («Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор». «Колумбово яйцо»)
- Головоломки: («Кубик-рубик», «Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах)
-Электронные дидактические пособия.
-Головоломки.
-Лабиринты цифр
-Карточки «Соседи числа».
-Кубики с цифрами
-Развивающие пазлы «Ассоциации» (формы и фигуры);
-Игры со счетными палочками «Выложи фигуру» (по схеме).
Перспективное планирование проекта.
№ | Задачи | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Работа с родителями | Сроки |
1 | Изучение и анализ методической литературы по теме. Разработка проекта. | Диагностика математических способностей детей. Беседа с детьми (Нравится ли тебе математика?). | Анкетирование родителей «Нужна ли дошкольнику математика?» Привлечение родителей к совместной работе над проектом. Творческое задание: подобрать математические загадки, задачки, ребусы и красочно оформить этот материал. | Октябрь |
2 | Подбор методической, художественной литературы по теме проекта, подбор дидактических, подвижных игр, динамических пауз по теме проекта, изготовление развивающих игр по математике. | Занятие по математике «Письма королеве математики» Занятие по изобразительной деятельности – рисование «Забавные фигуры», лепка «Веселые цифры». Чтение математических сказок, сказок с элементами счёта «12 Месяцев», «Цветик-семицветик». В, Катаева. К. Ушинского «Четыре желания». | Оформление папки передвижки «Математика для дошкольников». Беседа для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием игрового м атериала». | Ноябрь |
3 | Развивать логическое мышление, воображение, конструкторские способности. Продолжать развивать способность концентрировать внимание. | Дидактические игры « Угадай что спрятали» Найди предмет такой же формы», «Танграм», «Колумбово яйцо». Дидактические игры « Мышиный лабиринт», « Найди и исправь ошибки», «Назови соседей». Задачи шутки, головоломки, задания на сообразительность Количественный и порядковый счет предметов в пределах 10. Отсчет предметов по образцу и заданному числу. Определение порядкового места того или иного предмета. Определение пространственных отношений (вверху –внизу, впереди(спереди) –сзади(за), слева-справа, между, рядом с, около).
| Математический ринг «Папа, мама, я – считающая семья». | Декабрь |
4 | Развивать умение ориентироваться в пространстве. Развитие логического мышления. Развивать умение считать в прямом и обратном порядке. | Дидактические игры « Сосчитай и построй», « Найди свою пару», «У кого столько же», «Сделай поровну». Дидактические игры «Составь узор», «Точечки», «Чего не стало», «Конструктор». Математический досуг «Торопись, да не ошибись». Дидактические игры «Чего не стало», « Что изменилось», « Найди отличие», «Узнай по олисанию». Дидактические игры «Помоги Незнайке», « Составь задачу», «Кто быстрее», «Совушка». | Оформление папки-передвижки « Математическая игротека» | Январь |
5 | Продолжать развивать способность концентрировать внимание. Закреплять умение в решении и составлении задач. | Проведение цикла интегрированных ООД на тему: «Математика в сказках», «Порядковый счет до 10». Беседы на тему «Зачем нужна математика?», «Математика вокруг нас». Дидактические игры «Помоги Незнайке», « Составь задачу», «Кто быстрее», «Совушка» | Консультация «Учим математику дома». | Февраль |
6 | Закреплять умение в решении и составлении задач. Закрепить весь пройденный материал | Дидактические игры с математическим содержанием «Кубики для всех» Дидактические игры « Мышиный лабиринт», « Найди и исправь ошибки», «Назови соседей». Задачи шутки, головоломки, задания на сообразительность Количественный и порядковый счет предметов в пределах 20. Отсчет предметов по образцу и заданному числу. Определение порядкового места того или иного предмета. Определение пространственных отношений (вверху –внизу, впереди(спереди) –сзади(за), слева-справа, между, рядом с, около).
| Организация фотовыставки « В мире математики». | Март |
7 | Развивать умение ориентироваться в пространстве. Развитие логического мышления. | Математический ринг «Папа, мама, я – считающая семья». Дидактические игры: «Сложи узор», «Герои сказок» «Продолжи счет», «Отгадай загадку», «Какой цифры не хватает?», «Сколько всего?», «Игры со счетными палочками» и другие. Выставка развивающих игр, сделанных вместе с детьми и родителями. Использование дидактических игр по ФЭМП. | «Заседание круглова стола | Апрель |
8 | Оценка результатов работы педагога. Повторная диагностика математических способностей детей. | Итоговое мероприятие «Что, где, когда?» Обработка и оформление материалов проекта. | «Полезные ссылки» Создание онлайн упражнений для совместных игр детей с родителями. | Апрель |
Ожидаемые результаты:
*Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
*повышение уровня математических способностей воспитанников.
*знание определенного количества дидактических игр для данного возраста.
*активизация самостоятельной математической деятельности.
*Внедрение инновационных технологий по формированию элементарных математических представлений в воспитательно-образовательную работу.
*активное участие в создании развивающей предметно-пространственной среды у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;
*воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;
* самостоятельно находят способы решения познавательных задач;
*стремятся к достижению поставленной цели;
*умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
Анализ результативности проекта:
В результате итоговой диагностики выявлена положительная динамика роста математического развития детей.
• Дети проявляют познавательную активность, творческую инициативу, стараются преодолевать трудности в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности.
У детей появилась потребность в систематической мыслительной деятельности, развился интерес к математическим знаниям, дети научились логически мыслить и доказывать правильность своих суждений. ·
У детей появился интерес к занимательной математике, они научились находить применения математическим знаниям, стремятся к изучению нового материала, самостоятельно занимаются с дидактическими пособиями и настольными играми на развитие логического мышления;
Сформированы математические представления и элементы логического мышления, в совместной деятельности взрослого и ребенка, и в самостоятельной деятельности. ·
В группе обогащен математический уголок, в котором собраны наглядно-дидактические пособия, головоломки, лабиринты. Создан блок развивающих игр математической направленности, (в том числе созданные самими детьми ), способствующих успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирующий развитие творческого воображения, воспитание настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
Данные развивающие игры пользуются большим спросом и используются в самостоятельной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду и в совместной деятельности с родителями дома.
Продукт проектной деятельности:
рисунки, раскраски детей;
цифры из пластилина;
счетные палочки из воздушного пластилина;
математическая игра-ходилка;
аппликация — лес из геометрических фигур.
• Родители познакомились с различными дидактическими играми на развитие математических представлений и способами подачи игр детям.
- Результаты анкетирования родителей «Нужна ли математика дошкольнику?» свидетельствуют о повышении педагогической грамотности и заинтересованности родителей в математическом развитии детей.
Вывод: Таким образом, проект «Занимательная математика» был успешно реализован. Родителям даны рекомендации по математическому развитию будущих первоклассников.
Используемая литература:
1. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М .А. Васильевой. -М; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -336с.
2. Л. Г. Петерсон «Практический курс математики для дошкольников»
3. Позднякова «Игровые комплексы», журнал «Дошкольное воспитание» №1,2 2015г.
4. А. А. Смоленцева «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» - М.; Просвещение 2013г.
5. Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова «Математика для дошкольников» - М.; Просвещение 2015г.
6. З. А. Михайлова «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» Дошкольное воспитание – 2002 №8
7. В. Волчкова Занимательный счёт. // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 1. – С. 45.
8. З.А. Михайлова « Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике» – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
9. З.А. Михайлова « Игровые занимательные задачи для дошкольников» – М.: Просвещение, 1990.
10. К.В. Шевелев «Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет» – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
11. Лопатина А., Скребцова М. Добрая математика. 2009.
12. Михайлова З.А. Математика от трех до семи. 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...