Проект "Права ребенка"
проект (подготовительная группа)
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
В условиях современной жизни, нам, сотрудникам ДОУ, приходится вступать в противоборство с окружающей средой, защищая детей. Часто представителями этой агрессивной среды становятся родители. Изучив ситуацию, анкеты для родителей, мы установили, что нарушения прав в семье связано с низким уровнем правовой и психологической культуры родителей.
Как показали наблюдения, у детей слабо развито чувство собственного достоинства, терпимость друг к другу, сочувствия, сопереживания.
Прежде всего дети нашей группы испытывают трудность осознания абстрактного понятия «право».
И так как дети проводят основную часть своего времени в детском саду и основной вид деятельности – игра, мы увидели, что используем мало игр и пособий для правового воспитания детей, не достаточные условия для самореализации каждого ребенка.
Одной из форм работы по правовому воспитанию детей в ДОУ является метод проектов, позволяющий сочетать интересы всех субъектов ДОУ: детей, родителей, педагогов, специалистов ДОУ, социальное окружение, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для проявления творчества детей, деятельность организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, а родители имеют возможность активно участвовать в правовом воспитании детей.
Основная идея работы по проекту – признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим людям. Данный проект представляет собой систему организационно-педагогических мероприятий и действий, обеспечивающих интеграцию методов и форм организации правового воспитания, отвечающий ФГОС ДО и построен на принципах развивающего обучения, научной обоснованности и практической применимости воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pravo_podgotovitelnaya.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
В условиях современной жизни, нам, сотрудникам ДОУ, приходится вступать в противоборство с окружающей средой, защищая детей. Часто представителями этой агрессивной среды становятся родители. Изучив ситуацию, анкеты для родителей, мы установили, что нарушения прав в семье связано с низким уровнем правовой и психологической культуры родителей.
Как показали наблюдения, у детей слабо развито чувство собственного достоинства, терпимость друг к другу, сочувствия, сопереживания.
Прежде всего дети нашей группы испытывают трудность осознания абстрактного понятия «право».
И так как дети проводят основную часть своего времени в детском саду и основной вид деятельности – игра, мы увидели, что используем мало игр и пособий для правового воспитания детей, не достаточные условия для самореализации каждого ребенка.
Одной из форм работы по правовому воспитанию детей в ДОУ является метод проектов, позволяющий сочетать интересы всех субъектов ДОУ: детей, родителей, педагогов, специалистов ДОУ, социальное окружение, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для проявления творчества детей, деятельность организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, а родители имеют возможность активно участвовать в правовом воспитании детей.
Основная идея работы по проекту – признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим людям. Данный проект представляет собой систему организационно-педагогических мероприятий и действий, обеспечивающих интеграцию методов и форм организации правового воспитания, отвечающий ФГОС ДО и построен на принципах развивающего обучения, научной обоснованности и практической применимости воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Паспорт проекта:
Тема проекта | Правовое воспитание старших дошкольников | |
Направление | Социально- личностное | |
Название организации | Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 346 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников | |
Ф.И.О. автора, должность | Воспитатели: Соболева Ольга Михайловна; Чикишева Алена Игоревна | |
Нормативно –правовая база проекта | Конвенция о правах ребёнка Устав МКДОУ Нормативно – правовая база дошкольного образовательного учреждения. Сборник документов. | |
Проблема | Дети слабо знают свои права и отдельные мероприятия по правовому воспитанию, проводимые в детском саду, не сложились в единую и стройную систему. | |
Краткое описание проекта | Чтобы ребёнок мог осмысленно ориентироваться в мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе. | |
Участники проекта | Участники: воспитатели группы; воспитанники и их родители | |
Сроки реализации проекта | С февраля по май 2023 года. | |
Цель проекта | Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правовых знаний, через ознакомление с Конвенцией о правах ребёнка | |
Задачи проекта | 1.Познакомить детей старшего дошкольного возраста с основными статьями Конвенцией о правах ребёнка. 2.Развивать у детей уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков), к достоинствам другого человека. 3.Способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово). 4.Разъяснять детям общепринятые нормы и правила поведения. 5.Активизировать словарь детей в связи с расширением его кругозора, через понятия: Конвенция, права и обязанности детей, генеалогическое древо семьи, получение информации, свидетельство о рождении. |
Основное содержание и принципы правового воспитания дошкольников.
Правовое воспитание - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний, и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.
Воспитание основ правовой культуры детей в ДОУ осуществляется в соответствии с рядом педагогических принципов:
- Гуманитарно - пропедевтическим (процесс правового воспитания ребенка дошкольного возраста выполняет подготовительную по отношению к школьному образованию функцию, обеспечивая преемственность с такой гуманитарно – образовательной областью, как граждановедение; и закладывает первоначальную базу гуманитарного знания посредством ознакомления с историей человеческой цивилизации, многочисленностью и многообразием народностей, проживающих на Земле, с развитием труда человека, элементарными представлениями о возникновении и совершенствовании технического прогресса, нормах и правилах поведения в человеческом обществе);
- Содержательно - доминирующим (содержание работы по правовому воспитанию реализуется как в специально - организованных формах работы с детьми (занятия, беседы), так и свободной деятельности детей (игровой, трудовой и т.д.);
- Деятельностного и интеграционного подходов (правовое воспитание должно осуществляться в разнообразных видах детской деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, трудовой, музыкальной; интегративный подход предполагает, что правовое сознание и поведение детей нельзя формировать обособленно, отдельно от других форм сознания, он требует сочетания различных знаний об обществе, включая правовые, и использования доступных форм их донесения до ребенка. Кроме того, он предполагает комбинацию нескольких видов детской деятельности, например, речевой и изобразительной деятельности, художественной и конструктивной в рамках одного образовательного мероприятия);
- Включенности субъекта (предполагает "включенность" ребенка в образовательный процесс, когда накопление и обогащение социального опыта происходит путем полноправного участия дошкольника в событиях окружающего мира);
- Регионально - обусловленного содержания (принцип регионалъности обуславливает внесение в образовательный процесс социокультурных традиций и норм не только российского общества, но и своего региона. В процессе правового воспитания происходит знакомство детей с элементарной системой общественного устройства своего края, его знаменитыми гражданами, их вкладом в развитие нашего района);
- Открытости (предполагает использование разнообразных видов общения, совместный поиск истины путем выслушивания, взаимопонимание через организацию учебного диалога);
- Принцип взаимодействия педагогического коллектива с родителями своих воспитанников предполагает их активное участие в педагогическом процессе образовательного учреждения, просвещение их в области прав человека.
В содержании воспитания правовой культуры дошкольников выделены
следующие линии:
- «Мои права и обязанности»;
- «Моя страна»;
- «Гражданин мира».
Средствами формирования основ правовой культуры у дошкольников в соответствии с целями и задачами работы являются:
- Любая совместная деятельность, где необходимо согласовывать свою деятельность с действиями других детей. Это может быть игровая, образовательная, художественная, трудовая, двигательная деятельность, в которой детям необходимо согласовывать свои действия и поступки с действиями и поступками других членов детского коллектива. Каждый вид детской деятельности и, прежде всего игра, формирует у детей умения соподчинять свои интересы с интересами других, соотносить свои желания с желаниями других, принимать окружающих такими, какие они есть, и терпимо относиться к различиям людей, находить взаимовыгодные решения, добиваться общего результата.
- Социокультурная среда, окружающая ребенка. Социокультурная среда района
содействует обогащению восприимчивой детской души впечатлениями, развитию и поддержанию интереса к повседневной жизни, расширению кругозора, позволяет ребенку соотнести себя с окружающим миром, знакомит дошкольников с элементарными правами человека, помогает накапливать начальный нравственно - правовой опыт.
- Художественные средства. Уникальность Российской культуры заключается в том, что она собрала в себя самобытность культур разных народов в единой культуре России. Приобщаясь к ценностям культуры, особенно посредством произведений устного народного творчества, ребенок усваивает нравственно - правовые представления народов своей страны, имеет возможность сравнивать и приблизиться к пониманию единых общечеловеческих ценностей различных народов. Художественные средства обладают сверхмощным зарядом, который способствует глубокому погружению в историю и культуру своей страны, позволяет отследить преемственность российских поколений, взращивает начала понимания и взаимодействия в окружающем мире.
- Средства массовой информации (СМИ). К компонентам этой группы относятся -телевидение, радио, периодические издания (газеты, журналы). Ценность этой группы средств заключается в предоставлении дошкольнику возможности самостоятельно получать и "добывать" информацию из различных источников, перерабатывать ее и использовать в общении с детьми и взрослыми. СМИ имеют возможность приобщать детей к правам и свободам человека, демонстрировать реальную правовую культуру общества и личности, ценностные модели поведения. Хотя в настоящее время СМИ оказывают и негативное воздействие на формирование правовой культуры личности, но грамотно организованный педагогический подход позволяет предотвратить последствия полученной ребенком негативной информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе
Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...