Картотека игр, направленных на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками.
картотека

Ноздрачева Светлана Васильевна

Коммуникативные игры помогают развитию у детей навыков взаимодействия со сверстниками, с окружающим миром. Помогают ребенку социализироваться и стать успешным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_obshchenie.docx49.1 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ПОЗИТИВНОГО ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ.

C:\Users\user\Desktop\s47574138.jpg

Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай

(авторы — О. Хухлаев, О.Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 2 или более человек.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

 

 

 На мостике

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 2 команды.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

 Обзывалки

 (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: не менее двух человек.

Необходимые приспособления: мячик.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать другдруга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка —картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д.   Обязательно предупредить детей,что на эти обзывалки нельзя обижаться,

 ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко» и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об 

обидных словах, о том,  после  чего люди  обычно  обижаются  и начинают  обзываться.

 

Охота на тигров 

(авторы — Е. Карпова. Е. Лютова)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: не менее 4 человек.

Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).

Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и 

громко считает до 10. Пока  водящий  считает,  дети  передают  друг  другу  игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого  оказалась  игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает  вперед  руки.  Остальные дети делают точно так же. Водящий  должен  найти  тигра.  Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Комментарий: трудности могут возникнуть во время игры  у аутичных  детей, потому им можно разрешить сначала присмотреться к тому, как  играют другие дети.

Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (игры, подобные «Море волнуется ...», « Царевна-Несмеяна »).

 

 

Сиамские близнецы

(автор — К. Фопель)

Цель: развитие коммуникативных навыков,умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко  друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка  и левую  другого от локтя докисти. Каждому в руку дают мелок.  Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут  договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование -5,6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать  глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре  без посторонних  помех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.

 

Давай поговорим 

(автор — Е. Лютова)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: любой.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, волком, маленьким).Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположениеи завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок,  но  нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе,  если он  не хочет по каким-либо причинам признаться.

Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.

На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.

Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.

  

 

Клубочек

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: от 4 лет.

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о  чем-нибудь (как тебя зовут,что ты любишь, чего ты боишься).  Ребенок ловит клубочек,наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и  задает вопрос, передавая клубок следующему игроку.  Если ребенок затрудняется  с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать  в группах малознакомых участников. Ведущим может быть выбран и ребенок.  

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Зеркала

Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают  его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.

Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

Поварята

(автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к    группе.

Возраст: старше 4 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра  заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.

Ладонь в ладонь

(авторы — Н. Клюева. Ю. Касаткина)

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Возраст: любой.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

 

 

 

 

 

Дотронься...

Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 6-8 человек.

Необходимые приспособления: игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до ... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.

Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.

 

 

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, эти правила называются этикетом.Для педагога знание и соблюдение правил этикета являются одними из обязательных элементов его професс...

Картотека игр, направленныx на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками

Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай (авторы — О. Хухлаев, О.Хухлаева)Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.Возраст: 3...

Картотека игр, направленныx на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками

Картотека игр, направленныx на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстникамиЕсли «да» — похлопай, если «нет» — потопай (авторы &mdash...

Картотека игр на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками

Картотека игр на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками...

Формирование у дошкольников навыков позитивного общения со взрослыми и сверстниками

Огромное значение в развитии ребёнка имеет игра. Именно в ней он демонстрирует своё отношение к увиденному, услышанному, пережитому. Внимательному педагогу игра ребёнка может дать очень много информац...

Картотека игр, направленных на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками

Для общения сверстников,  для привлечения их внимания друг к другу, сплочения коллектива, развития у них общности и взаимопонимания. Благодаря таким играм дети стали более внимательными друг к др...