Формирование у дошкольников навыков позитивного общения со взрослыми и сверстниками
методическая разработка по физкультуре
Огромное значение в развитии ребёнка имеет игра. Именно в ней он демонстрирует своё отношение к увиденному, услышанному, пережитому. Внимательному педагогу игра ребёнка может дать очень много информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_doshkolnikov_navykov_pozitivnogo_obshcheniya_so_vzroslymi_i_sverstnikami.docx | 17.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование у дошкольников навыков позитивного общения со взрослыми и сверстниками»
В наше время стремительно развивается сфера дошкольного образования: строятся новые детские сады, улучшается развивающая предметно-пространственная среда, реализуются новые программы и проекты. Но, как и много лет назад самым главным объектом развития и воспитания в детском саду остаются дети. Именно для них, для их развития производятся улучшения и изменения. А самым главным человеком в детском саду для детей остаётся их педагог, от которого зависит комфорт пребывания ребёнка в группе, в ДОУ, качество получаемых знаний и т.д.
Это в свою очередь влияет на социально-эмоциональное развитие ребёнка. Приходят в детские сады дети с хорошим познавательным развитием, но с нарушениями коммуникативной сферы. Они не могут адекватно взаимодействовать с детьми и педагогами.
Как же оптимизировать взаимодействие педагога и ребёнка?
Огромное значение в развитии ребёнка имеет игра. Именно в ней он демонстрирует своё отношение к увиденному, услышанному, пережитому. Внимательному педагогу игра ребёнка может дать очень много информации.
Например, поведение в игре возбудимых детей отличается импульсивностью, конфликтностью, неумением достигать соглашения, придерживаться правил игры. А можно увидеть ребёнка, который сидит в стороне от общих игр. В работе с таким ребёнком важно соблюдать принцип постепенности, пошаговости. Поэтому важно включать в повседневную жизнь различные виды игр, в частности игры с правилами.
Как отмечает психолог Широкова Г.А., усвоение социально-эмоционального опыта идёт через взаимодействие ребёнок-взрослый. Роль взрослого – уметь замечать недостатки, анализировать их, помочь ребёнку справиться с ними. А эффективную помощь можно оказать, только находясь в непосредственном взаимодействии с ребёнком. [2]
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, эти правила называются этикетом.
Для педагога знание и соблюдение правил этикета являются одними из обязательных элементов его профессиональной культуры. Кроме того, что воспитанность и культура — это показатель личностной культуры педагога, это еще и его обязанность — в процессе воспитательной работы он должен передавать усвоенные знания и умения своим подопечным.
Конечно, не только педагоги отвечают за навыки общения у детей. В большей степени это проблема родителей.
Давайте поговорим о том, как, именно, мы в детском саду можем сформировать навыки позитивного общения у дошкольников.
Во многом поведение ребенка зависит от той социальной ситуацией, в которой он растет. Другими словами, на настроение и поступки ребенка большое влияние оказывает психологический климат, в котором он живет и общается.
Чтобы создать условия для позитивного общения и активного взаимодействия необходимо:
- к детям обращаться по имени, исключив из обращения фамилии, а уж тем более прозвища.
- к собственным высказываниям относиться очень бережно, так как один и тот же смысл фразы может быть облечен в различную словесную форму.
- четко знать возрастные особенностей детей. Ведь содержание и форма требований к ребенку пяти лет и малышу раннего возраста должны кардинально отличаться.
- ласка и бережное отношение.
А в 5 лет, кроме установления душевного контакта, дети нуждаются еще и в серьезном отношении к своим умственным поискам. У каждого ребенка в группе должна сложиться уверенность в том, что взрослый считает его хорошим, умным, что он — пример для других детей.
Хороший прием — сравнение поступков ребенка с поведением какого-нибудь сказочного героя. Это поможет ребенку понять, так ли он хорошо поступил.
Для формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества можно использовать следующие тактики взаимодействия воспитателя с детьми:
- чаще обсуждать последствия действий ребёнка или взрослого для чувств другого человека;
- предлагать игры и ситуации, в которых надо сотрудничать, помогать друг другу;
- объяснять, каким образом лучше действовать в той или иной ситуации вместе и как помочь друг другу.
- исключить нотации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести себя таким образом;
- поощрять стремление детей договариваться;
- привлекать детей к случаям нравственного исцеления ребёнка;
- последовательно игнорировать случаи отрицательного поведения, обращая внимание на ребёнка, который ведёт себя хорошо.
- поощрять различные формы сюжетно-ролевой игры и обеспечивать детей игровым материалом.
Работа с дошкольниками над правилами поведения должна осуществляться по 2 направлениям:
- Развитие представлений о нравственных нормах поведения;
- Накопление практического опыта общественного поведения в соответствии нормами морали.
Анализ показал, что, всё - таки, в нашей работе преобладает первое направление. Воспитание культуры общения тесно связано с формированием у детей навыков коллективизма.
Различные, не самые сложные тактики взаимодействия особенно актуальны в работе педагогов, если в группе имеются дети с ограниченными возможностями здоровья, а также дети с нарушениями поведения. Потому что благоприятными условиями воспитания у дошкольников гуманных чувств и отношений являются эмоциональный комфорт для каждого ребёнка, понимание и поддержка, положительные взаимоотношения между детьми.
Список литературы.
- Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. – М: ТЦ: Сфера, 2010. -272с.
- Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога/ Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 384 с.
Брала с сайта
http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news10346.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, эти правила называются этикетом.Для педагога знание и соблюдение правил этикета являются одними из обязательных элементов его професс...
Игровые ситуации на формирование навыков позитивного общения со взрослыми и сверстниками
Игровые ситуации...
Картотека игр, направленныx на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками
Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай (авторы — О. Хухлаев, О.Хухлаева)Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.Возраст: 3...
Картотека игр, направленныx на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками
Картотека игр, направленныx на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстникамиЕсли «да» — похлопай, если «нет» — потопай (авторы &mdash...
Картотека игр на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками
Картотека игр на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками...
Картотека игр, направленных на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками
Для общения сверстников, для привлечения их внимания друг к другу, сплочения коллектива, развития у них общности и взаимопонимания. Благодаря таким играм дети стали более внимательными друг к др...
Картотека игр, направленных на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками.
Коммуникативные игры помогают развитию у детей навыков взаимодействия со сверстниками, с окружающим миром. Помогают ребенку социализироваться и стать успешным....