Буклет "Время лучших: выдающиеся отечественные педагоги прошлого и современности»
материал
Предварительный просмотр:
« Время лучших: выдающиеся отечественные педагоги прошлого и современности»
Лев Семенович Выготский
(1896-1934)
Советский психолог, основатель культурно – исторической теории в психологии, автор работ по педологии и когнитивному развитию ребенка.
Биография
Л.С. Выготский родился 17 ноября 1896 г. в Орше вторым ребенком в многодетной семье банковского служащего. В 1897 г. семья переехала в Гомель, где стала своеобразным культурным центром (отец — основатель публичной библиотеки).
В 1914 г. по окончании гимназии Выготский поступает в МГУ на медицинский факультет, а через месяц переводится на юридический и оканчивает его в 1917 г. Одновременно получает образование на историко-филологическом факультете университета имени Шанявского.
В 1917 г. с началом революции юноша вернулся в Гомель. Гомельский период длился до 1924 г. и был началом его психологической и педагогической деятельности. Здесь он женится, и у него появляется дочь.
В 1920 г. Лев заразился туберкулезом от брата, который умер.
В 1924 г. был приглашен в Московский институт экспериментальной психологии. С этого момента начался московский период семьи ученого.
В 1924 – 1925 гг. Выготский на базе института создал свою культурно-историческую психологическую школу. Он начал увлекаться работой с особыми детьми. Продолжая психологические исследования, он параллельно работал в наркоме просвещения, где проявил себя талантливым организатором.
Его стараниями в 1926 г. был создан экспериментальный дефектологический институт (сейчас институт коррекционной педагогики). Он его возглавлял до конца жизни.
С 1927 – 1931 гг. ученый публиковал работы по проблемам культурно- исторической психологии
Болезнь периодически обострялась, и в 1934 г. Лев Семенович умер в Москве.
Основные направления исследований Выготского
- Понятие зоны ближайшего развития имеет важное теоретическое значение и связано с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка.
- Умственное развитие детей в процессе обучения. Вопросы теории и истории психологии. Проблемы общей психологии. Проблемы развития психики. Детская психология. Основы дефектологии.
- Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка.
Научные труды Выготского
Воспитание по Льву Выготскому
- Ребенку можно уступить, чтобы в конечном итоге взять верх
- Давайте ребёнку почувствовать себя важным, ценным, уважаемым
- Достоинства есть у всех детей
- Можно превратить слабые стороны ребёнка в сильные
- Капризы — не прихоть, а проявления проблем
- За игрой можно всему научиться
- Маленькие дети не умеют обманывать, они учатся этому у нас
- Позднее развитие так же плохо, как и раннее
- Помогайте ребёнку исследовать мир
Основные идеи Выготского
1. Важно не то, что ребёнок умеет, а то, чему он может научиться. Так называемая теория зон ближайшего развития ребёнка. Не требуйте невозможного. Не ждите в пять лет правильного решения уравнений, если ребёнок не проводит дни и часы за учебником алгебры. Ставьте небольшие цели. Это задача, которую ребёнок пока не способен решить сам, но вот-вот сможет. Не надо думать, что человек отожмётся 200 раз, если сейчас может 10. Или напишет стихотворение, едва выучившись читать. Ученика можно оценивать по зонам развития: что-то он может выучить сам, а что-то — только с помощью родителя или учителя. Ставьте реальные цели.
2. Свободная игра развивает ребёнка. Навыки и умения важны, но они придут после, а первое знакомство с ними должно произойти через игру. Творческая игра развивает мышление, память, воображение, она многопредметна и всепроникающа.
3. Задача взрослых — помогать развиваться. Очень важна среда, в которой находится ребёнок. Это и родители, и педагоги, и другие дети. А важнее всего в развитии прогресс. Выготский сформулировал один из принципов образования, которое мы сейчас называем прогрессивным: важным должно быть не то, чему ребёнок уже научился, а то, чему он вообще способен в этой школе научиться и есть ли ему куда развиваться. Педагоги, по Выготскому, должны думать не о системе образования, а о судьбах детей. И школа должна сделать шаг от системного общего образования по программе и стандартам к индивидуальным вариантам развития.
4. Оценки — не главное. Все пятёрки не равны друг другу, а тройки в дневнике вообще могут свидетельствовать только о положении ребёнка в классе и внимании к нему педагога. Главным должно быть развитие ребёнка в школе.
5. Единая трудовая школа. Воспитание — не вламывание ребёнка силой в окружающую среду, а формирование яркой личности, смотрящей в будущее, способной к творчеству и развитию. Его не надо «воспитывать», он должен самовоспитаться. Это возможно при верной организации процесса воспитания и сотрудничестве со взрослыми.
«Воспитатель должен быть наблюдателем, направлять и регулировать развитие ребенка, когда это необходимо»
6. Развитие и воспитание особых детей. Выготский ещё и автор теории аномального развития ребенка, на которой построена современная коррекционная педагогика. Её цель — социализация особых детей с дефектом, а не изучение самого дефекта. Такой подход стал революцией в дефектологии и привел к совместному обучению обычных и особых детей.
Цитаты великого ученого об обучении, развитии и воспитании детей
1. «Небывальщина нужна ребенку лишь тогда, когда он хорошо утвердится в бывальщине».
2. «Исполнение автоматического акта не задает нашему уму никакой задачи. Нет затруднения — значит, нет потребности, а следовательно, нет и сознания».
3. «В основу воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, а всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность».
4. «Человеческое обучение предполагает особую социальную природу и процесс, с помощью которого дети получают доступ к интеллектуальной жизни окружающих.
5. «Нет лучшего обучения, чем сам опыт».
6. «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».
7. «То, что ребёнок умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сумеет сделать завтра самостоятельно»
8. «Обучение похоже на башню, ее нужно строить шаг за шагом».
9. «Самая возможность единого плана в воспитании, установка его на будущее свидетельствуют о наличии такого плана в процессе развития, которым стремится овладеть воспитание. В сущности это означает только одно: развитие и формирование ребенка есть социально направленный процесс».
10. «Вся жизнь определяется в раннем детстве из элементарных комбинаций и вся без остатка сводится к изживанию детских конфликтов».
МБДОУ «Детский сад №11 г. Беслана». Название: « Моцарт в психологии» Подготовила: Маргиева Д.А. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Из прошлого в современность…» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ Ф.ФРЁБЕЛЯ в работе с детьми с ОВЗ
В статье описаны основные принципы педагогики Фридриха Фребеля и раскрывается авторское видение на возможные пути их использования в наше время....
КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ « БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ САНКТ – ПЕТЕРБУРГ. ОТ ПРОШЛОГО К СОВРЕМЕННОСТИ. МУЗЕИ ГОРОДА»
Конспект мероприятия с детьми по знакомству детей с современными музеями Санкт-Петербурга....
"Идеи великих педагогов прошлого о семейном воспитании"
Семья, по признанию учённых, - одна из велиайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования....
Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».
- Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни. Когда мы...
Методическая разработка «Проблема кризиса детей седьмого года жизни в работах отечественных педагогов и психологов»
Для исключения закрепления негативных симптомов кризиса и преодоления результатов неправильного воспитания необходимо изменить отношение к ребенку и пересмотреть систему требований к нему. Поскольку о...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА АНДРАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА: ОСМЫСЛЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ, ВОПЛОЩЕНИЕ»
Работа андрагогической мастерской «Авторская позиция педагога: осмысление, становление, воплощение» нацелена на формирование у каждого из участников ценностно-смысловой позиции по отношени...
— C начала Великой Отечественной войны прошло уже 80 лет.
mdash; Было воскресенье. И вдруг в 12 часов — выступление Молотова. Никто друг с другом не разговаривал. И на лицах было невероятное напряжение.Было ощущение беды, с которой прежде не ста...