"Неделя психологии" в ДОУ
методическая разработка

Неделя психологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_psihologii.docx35.48 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающиеся по программе дошкольного образования, возраст 4-6 лет

Блок 1. Развитие навыков жизнестойкости Занятие (игровое) для обучающихся дошкольных образовательных организаций, возраст: 4-6 лет Цель: научить обучающихся пользоваться языком эмоций для передачи своих переживаний, чувств, обучить техникам релаксации. Форма проведения: игровое занятие. Необходимые материалы: листы белой бумаги А4, цветные карандаши. Процедура проведения Вступительная часть Ведущий приглашает участников встать в круг и рассказывает о предстоящем занятии. Ведущий: «Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с Вами поиграем в необычные игры и познакомимся с целыми миром – миром Ваших эмоций, узнаем, кто в нем живет, и как нам подружиться с его жителями». Разминка Упражнение 1 «Приветствие»1 Время: 3 минуты. Цель упражнения: создание благоприятной обстановки в группе. Участники рассаживаются в круг. Ведущий: «Ребята, давайте начнем наше занятие с необычного приветствия! Пускай каждый попробует пройти круг по комнате и поздоровается с каждым участником разными способами: кивком головы, хлопая ладошками, слегка 1 Ковалева, Н.А. Программа тренинга жизнестойкости «Школа выживания» / Н.А. Ковалева. – Курган, 2017. – 15 с. 16 подпрыгивая. Поздоровайтесь интересным или приятным для вас способом. Когда вы пройдете круг, садитесь на свои места, и мы продолжим наше занятие». Участники группы по кругу перемещаются по комнате, пока не пройдут полный круг (~3 минуты), встречаясь друг с другом, здороваются выбранным способом. Примечание: если в группе есть дети, которые отказываются выполнять упражнение, ведущий может поздороваться с ребенком самостоятельно и попросить лично принять участие. В конце упражнения ведущий предлагает ответить на вопросы: «Понравилось ли вам здороваться необычным способом? Какие чувства вы испытывали, когда здоровались с вами?» Основная часть Упражнение 2 «Настроение в кармашке»2 Время: 10 минут Цель упражнения: развития умений распознавать и демонстрировать свои эмоции. Ведущий рассаживает детей полукругом и инструктирует участников. Ведущий: «Ребята, мне очень интересно узнать, какое у вас сегодня настроение. Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру, давайте я начну. Я прочту вам стихотворение и покажу позой и мимикой свое настроение, а вам нужно будет угадать, какое оно у меня сегодня. После того, как я покажу, давайте каждый выйдет, тоже повторит это стихотворение и покажет свое настроение!» Ведущий встает, читает стихотворение: «Утром рано поутру в детский садик я иду И в кармашке я с собой настроение несу». После ведущий показывает позой и мимикой свое настроение (радость, восторг, интерес, задумчивость). Дети пробуют угадать настроение ведущего. Далее 2 Егорова, М.В. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения. ФГОС ДО / М.В. Егорова. – Волгоград : Учитель, 2020. – 67 с. 17 участники по очереди выходят и произносят те же самые слова, изображают мимикой и позой свое настроение, а остальные отгадывают настроение ребенка. Ребенок после этих слов говорит о том, почему у него сегодня такое настроение, например: «Я сегодня радостный, потому что…» или «Я сегодня злой, потому что…». Ведущий: «Ребята, вы молодцы! Вы очень хорошо справились, а теперь давайте все вместе, дружно, хором скажем: «Из кармашка ты достал Настроение свое. Только где его ты взял, Нам теперь не все равно!» В конце упражнения ведущий предлагает детям поделиться эмоциями от упражнения, говорит о важности внимания к эмоциям – важно понимать, какую эмоцию мы чувствуем сейчас, и что чувствуют другие. Ведущий: «Для того чтобы понимать, что происходит с нашим настроением, мы учимся называть эмоции, больше обращать на них внимания: какую эмоцию вы испытываете, когда вам плохо (грустно, страшно), а какую эмоцию, когда у вас хорошее настроение (радость, счастье). Еще очень важно понимать, что могут чувствовать другие люди; для этого можно задать вопрос «какое у тебя сейчас настроение?» Упражнение 3 «Я и мое настроение»3 Время: 15 минут. Цель упражнения: снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного, эмоционального настроя в группе. Необходимые материалы: листы белой бумаги А4, цветные карандаши (по числу участников). Ведущий: «Давайте каждый из вас попробует продолжить предложения: – Я радуюсь, когда… 3 Егорова, М.В. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения. ФГОС ДО / М.В. Егорова. – Волгоград : Учитель, 2020. – 67 с. 18 – Я горжусь тем, что… – Мне бывает грустно, когда… – Мне бывает страшно, когда… – Я злюсь, когда… – Я был удивлен, когда… – Когда меня обижают,… – Я сержусь, если…» Обучающийся слева от ведущего продолжает каждую фразу, затем высказывается следующий по часовой стрелке участник. Выполнение упражнения продолжается, пока все участники не выскажутся. Ведущий: «А теперь, ребята, я вас попрошу нарисовать, какое у вас сейчас настроение». Ведущий предлагает детям сесть на свои места и раздает карандаши и листы бумаги А4. После того, как дети нарисуют, ведущий просит их вернуться в круг, и по очереди рассказать о настроении, которое они нарисовали. Если это было плохое настроение, стоит дать ребенку высказаться и предложить ему помочь победить это настроение. Попросите других детей поделиться своим настроением, а рисунок с плохим настроением, если ребенок согласится, можно вместе порвать. Примечание: возможные варианты, чтобы победить плохое настроение: поделиться с близкими своими переживаниями, отвлечься на то, что ребенку приятно делать (рисовать, танцевать, играть). Упражнение 4 «Ледышки и веснушки»4 Время: 10 минут. Цель упражнения: снятие эмоционального, мышечного напряжения. Ведущий делит детей поровну на две команды, дает названия командам «Ледышки» и «Веснушки» и инструктирует их. Ведущий: «Встаньте напротив друг друга и посмотрите внимательно друг на друга, чтобы запомнить членов своей команды. По моей команде «Начали!» все 4 Егорова, М.В. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения. ФГОС ДО / М.В. Егорова. – Волгоград : Учитель, 2020. – 67 с. 19 медленно и свободно перемещаются по комнате, не толкая друг друга. Затем, когда я хлопну в ладоши, «ледышки» должны замереть на месте в той позе, которую они приняли в момент хлопка. «Веснушки» продолжают перемещаться по комнате. Когда я хлопну в ладоши два раза, замирают «веснушки», двигаться начинают «ледышки». Не перепутайте, следите за количеством хлопков: один – приводит в движение «веснушек», а два – «ледышек». После окончания упражнения ведущий объявляет: «Молодцы, ребята! Как вы себя сейчас чувствуете после нашей подвижной игры?» Упражнение 5 «Воздушный шарик»5 Время: 5-10 минут. Цель упражнения: снятие эмоционального напряжения, освоение приемов саморегуляции. Участники встают или садятся в круг. Ведущий: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру, которая может помочь вам справиться с негативными эмоциями. Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные красивые воздушные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза. После выполнения упражнения ведущий завершает его. Ведущий: «Сегодня мы с вами научились одному простому способу, как можно справляться с негативными эмоциями, к примеру, когда вы злитесь или плачете, с помощью него вы можете почувствовать, как вам становится спокойнее». Упражнение 6 «Волшебный карандаш»6 Время: 5 минут. 5 Дыхательные упражнения для детей // Московский институт коррекционной педагогики : [ сайт]. – URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/dyixatelnyie_uprazhneniya_dlya_detej/ (дата обращения: 21.03.2024). 6 Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе / Под редакцией С.В. Кривцовой. – Москва : Генезис, 2004. – 176 с. – ISBN 5-85297-094-8. 20 Цель упражнения: прощание, рефлексия прошедшего занятия. Необходимый инструментарий: карандаш. Ведущий: «Ребята, у меня в руках волшебный карандаш, который способен исполнять желания, но только, если поделиться с ним эмоциями и хорошими пожеланиями. Его волшебство состоит в том, что, когда его держат в руках, нужно непременно рассказать о своих эмоциях и о том, что больше всего запомнилось за время занятия, и обязательно в конце про себя загадать желание и никому о нем не рассказывать». Таким образом, участники дают обратную связь по занятию и загадывают желание. Блок 2. Развитие навыков общения, социальной гибкости, дружелюбия Занятие (игровое) для обучающихся дошкольных образовательных организаций, возраст: 4-6 лет Цель: развитие коммуникативных навыков, умения координировать свои усилия с действиями остальных участников, формирование доверия, групповой сплоченности. Форма проведения: игровое занятие. Необходимые материалы: игровые кубики или веревка для имитации мостика, игрушка, изображающая тигра, имеющая размер до 10 см (должна помещаться полностью в сомкнутые ладони ребенка), ручки или карандаши, стол, стулья, любые мягкие предметы для создания «горы», любой длинный предмет для создания «реки», тканевый мешок, гладкий камешек, который может поместиться в руку ребенка. Процедура проведения Разминка Участники садятся в круг, ведущий встает в центре круга. Ведущий: «Сейчас у нас будет возможность поздороваться по-особенному. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, у кого есть что-то одинаковое. 21 Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть сестры», – и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге». Упражнение позволяет лучше узнать друг друга и помочь преодолеть стеснение, включиться в работу группы. Основная часть Примечание: в зависимости от целей ведущий может выбрать упражнение 1 или 2. Упражнение 1 «Дождик» 7 Время: 10 минут. Цель упражнения: развитие коммуникативных навыков, снятие эмоционального и физического напряжения. До начала упражнения подготавливаются препятствия: создаются «горы» из больших мягких подушек или других мягких предметов, устанавливается скамейка («река»), размещаются стулья в разных местах комнаты («камни»). Ведущий: «Ребята, мы сейчас перенесемся на волшебную полянку, и на нас капает волшебный дождик. Он склеивает нас между собой. Давайте встанем в одну линию, положим руки друг другу на пояс и таким вот «паровозиком» пойдем вперед. Но впереди нас ждут высокие горы, глубокие реки, огромные камни». Участники выстраиваются друг за другом и по указанию ведущего проходят все препятствия. После того, как участники завершат маршрут, ведущий подводит итог для получения обратной связи и рефлексии. Ведущий: «Ребята, расскажите, было ли вам трудно выполнять это упражнение?» Дети рассказывают о своих трудностях (при их наличии). Если дети обозначили наличие трудности, ведущий задает вопрос: «А что именно было тяжело для вас?» Далее с детьми обсуждаются их положительные впечатления от упражнения: 7 Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 240 с. 22 «А теперь расскажите, что в упражнении вам понравилось? Было ли проще выполнять упражнение, когда вы помогали друг другу преодолеть препятствие?» Упражнение 2 «Давайте жить дружно»8 Время: 10 минут. Цель упражнения: сформировать чувство принадлежности к группе, помочь каждому ребенку чувствовать себя более защищенным, преодолеть трудности в общении. Обучающиеся рассаживаются в круг. Ведущий: «Ребята, посмотрите внимательно друг на друга. Давайте по кругу по очереди ласковыми словами назовем своего соседа справа. Это может быть ласковый вариант его имени или нежное, доброе пожелание». Дети по кругу по очереди придумывают соседу доброе пожелание. Ведущий: «Ребята, видите, как может быть приятно, когда к вам ласково и по-доброму обращаются! А теперь мы поиграем с вами в игру, которая поможет нам еще больше подружиться. Мы поиграем в поезд. Этот поезд у нас непростой: его вагончики очень дружные, они крепко держатся друг за друга, никто не отстает, но никто и не убегает вперед. Вставайте друг за другом, положите руки на плечи впереди стоящего. Тот, кто стоит первым, будет машинистом. Наш поезд пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает ритм и подстраивается под соседей. Поезд едет в разных направлениях, быстро, медленно, поворачивая. Машинист меняется. Но помните: как бы поезд ни ехал, вагончики крепко держатся друг за друга!» Дети встают друг за другом и кладут руки на плечи стоящего впереди. Первый ребенок – «машинист», он задает темп и характер движения. Задача остальных детей – двигаться максимально слаженно, не сбиваясь, крепко держась друг за друга. «Машинист» может меняться несколько раз за время игры. 8 Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет : Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И.А. Пазухина. – Санкт-Петербург : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 272 с. 23 Ведущий: «Ребята, какие вы молодцы! Вы так дружно управляли поездом! Видите, как можно дружно делать одно дело. Я очень рад(-а), что сегодня мы научились, как можно выражать добро и делать вместе дружно одно дело». Упражнение 3 «Охота на тигров»9 Время: 10 минут. Цель упражнения: развитие коммуникативных навыков. Необходимые материалы: игрушка, изображающая тигра, имеющая размер до 10 см (должна помещаться полностью в сомкнутые ладони ребенка). Обучающиеся встают в круг. Ведущий: «Я сейчас отвернусь к стене и посчитаю до десяти. В это время вы передаете друг другу игрушку, изображающую тигра. Когда я закончу считать, то тот, у кого оказалась игрушка в этот момент, закрывает ее ладошками и вытягивает руки вперед. Остальные тоже должны сложить ладошки вместе и вытянуть их вперед. Когда я обернусь, мне нужно будет найти игрушку». Я отворачиваюсь к стене. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять!» Пока он считает, обучающиеся передают друг другу игрушку. Ведущий: «Я поворачиваюсь… Так, у кого же игрушка?». Ведущий угадывает, где игрушка. Когда ведущий высказал предположение, все раскрывают ладошки, и если ведущий отгадал, то тот, у кого была игрушка, становится водящим. Если же не отгадал, он вновь становится водящим. Ведущий (вариант 1): «Я угадал(-а), у кого была игрушка. Теперь ты (ребенок, у которого была игрушка) отвернись и посчитай до десяти, а мы снова спрячем игрушку. Как только ты досчитаешь, подходи к нам и угадывай». Ведущий (вариант 2): «Я не угадал(-а), у кого была игрушка. Теперь мне необходимо заново стать водящим, я снова отвернусь, а вы спрячете игрушку, затем я попробую еще раз угадать». 9 Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей 3-5 лет // Московский институт коррекционной педагогики : [сайт]. – URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/dyixatelnyie_uprazhneniya_dlya_detej/ (дата обращения: 21.03.2024). 24 Примечание: если дети еще не могут самостоятельно посчитать, то ведущий может сделать это вместе с ними или за них. Игра продолжается 3-4 раунда, после ведущий спрашивает у тех, кто был водящим, что помогло им угадать. Ведущий: «Когда вы пытались «поймать тигра», что помогло вам угадать, кто из участников его прячет?» Обучающиеся называют разные способы угадывать. Ведущий предлагает подумать еще об одной примете, по которой можно догадаться про игрушку. Ведущий: «Ребята, в этом упражнении мы с вами научились владеть выражением своих эмоций на лице, а также тихо и слаженно действовать, передавая «тигра», ведь если бы вы не справились с этим, ведущий бы сразу понял, у кого игрушка». Упражнение 4 «Поварята»10 Время: 10 минут. Цель упражнения: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе. Выбирается ведущий, которым может быть взрослый или ребенок из числа участников упражнения. Все участвующие дети встают в круг – это «кастрюля» или «миска». Ведущий: «Ребята, сейчас мы будем «готовить» еду. Для этого в первую очередь нам нужно решить, что мы хотим сегодня «приготовить»: суп, салат или компот. Дети, давайте все по очереди скажут, какое блюдо вы хотите приготовить». Каждый ребенок по очереди говорит свое предложение, что они будут «готовить»: суп, салат и т.д. Задача ведущего на данном этапе – если дети не пришли к единому решению, что именно они хотят «готовить», помочь им принять решение методом голосования. Ведущий: «Большинство из вас хотят готовить суп, но есть те, кто хочет приготовить салат. Давайте сначала сделаем то блюдо, которое хотят приготовить 10 Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л. Кряжева. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 208 с. 25 большинство, а потом мы можем приготовить и другие блюда. А если мы не успеем, вы можете приготовить его самостоятельно с друзьями или дома с родителями». Затем, когда дети пришли к единому решению, ведущий говорит: «Отлично! Теперь нам нужно узнать, из чего это блюдо готовится. Расскажите, что входит в блюдо?» Дети рассказывают о том, какие ингредиенты входят в состав блюда. Ведущий: «Хорошо, а знаете ли вы, как на «кулинарном» языке называются перечисленные вами продукты? Когда мы говорим о них, как составных частях блюда, то называем ингредиентами. А теперь нам нужно решить, кто каким ингредиентом будет». Дети по очереди говорят, какими они будут ингредиентами «блюда». Ведущий: «А сейчас я буду называть ингредиент, и тот, кого я назову, должен впрыгнуть в центр круга. Следующий, кого мы называем, запрыгнет в круг и возьмет его за руку». Ведущий громко говорит названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий «компонент» берет за руку его и т.д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда». Ведущий: «У нас получилось очень вкусное блюдо. Каждый из вас сделал это блюдо вкуснее. В этом блюде важен каждый из вас! Во всем, что вы делаете вместе, каждый важен и очень нужен другим». Упражнение 5 «Ладонь в ладонь»11 Время: 10 минут. Цель упражнения: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах. Необходимые материалы: стол, стулья, любые мягкие предметы для создания «горы», любой длинный предмет для создания «реки». 11 Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 240 с. 26 Ведущий: «Ребята, сейчас вам нужно встать в пары. Прижмите правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друг друга». Дети разбиваются на пары и прижимаю друг к другу ладошки. Когда все дети разбились на пары и встали, ведущий говорит: «Теперь вам нужно ходить по комнате, не меняя положения рук. Вам нужно обходить препятствия вместе и не сталкиваться с другими парами». Дети ходят парами в одном направлении по комнате. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, «гору» (в виде кучи подушек), «реку» (в виде разложенного полотенца или веревки) и т. д. Упражнение заканчивается, когда все пары перейдут из одного конца комнаты в другой. Ведущий: «Сегодня вы научились идти на компромиссы ради того, чтобы оба члена пары смогли успешно пройти все препятствия. Что помогло вам преодолевать препятствия с успехом?» Упражнение 6 «Зеркало» 12 Время: 10-15 минут. Цель упражнения: развитие коммуникативных навыков. Дети встают в круг. Ведущий: «Ребята, сейчас я буду изображать эмоцию – страх, обиду, радость, удовольствие и т.п. Все остальные должны повторять за мной эту эмоцию». Ведущий изображает эмоцию, остальная группа повторяет эту эмоцию. Ведущий может корректировать, если эмоция изображена некорректно. Ведущий: «А теперь вы будете по очереди изображать эмоции, которые вы хотите, а все остальные должны повторять за вами». Далее дети по очереди изображают те эмоции, которые они хотят, при этом остальная группа продолжает повторять эмоции (становится зеркалом). 12 Методический портфель для подготовки ребенка к переходу в замещающую семью / Под общ. ред. О.В. Иониной. – Тула : ГУ ТО «Региональный центр «Развитие», 2019. – 84 с. 27 Ведущий: «Как вам кажется, важно ли нам понимать эмоции другого человека? Всегда ли мы правильно понимаем эмоции другого человека? А свои эмоции? Чему нас учит это упражнение?» Упражнение 7 «Обыкновенное чудо»13 Время: 10 минут. Цель упражнения: формирование благоприятного климата, развитие эмпатических способностей. Необходимые материалы: тканевый мешок, гладкий камешек, который может поместиться в руку ребенка. Ведущий: «Давайте сядем поудобней, чтобы видеть друг друга. Посмотрите, у меня в руках камешек (ведущий достает камешек из мешочка), поиграем с этим камнем. Этот камень не простой, а волшебный. С его помощью можно сотворить чудо». Дети садятся в круг. Ведущий: «Сейчас мы будем передавать камешек по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть свое имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня. Итак, я – (роль ведущего, имя). Больше всего люблю гулять, играть в парке…». Далее по очереди высказываются дети. Ведущий по необходимости дополняет ответы или задают уточняющие вопросы. Ведущий: «Вы все огромные молодцы! У некоторых из вас есть одинаковые интересы, однако есть и различия. Давайте узнаем, что любите вы все? Может быть, играть, или есть мороженое?» (ведущий предлагает разнообразные варианты). Ведущий: «Вот видите, как много у вас всех общего!» Камешек возвращается ведущему. Ведущий: «Сейчас я держу в руках камешек и чувствую, что он теплый. Он согрелся в наших руках. Каждая ваша ладонь сделала его теплее, вы вместе смогли его нагреть. Многие вещи делать в команде гораздо эффективнее, чем одному. 13 Визгина, Е.Н. Профилактическая программа сопровождения обучающихся «Каменные сказки» / Е.Н. Визгина, Н.А. Дунаева, С.А. Ратманова. – URL: https://clck.ru/39futr (дата обращения: 21.03.2024). 28 Вот и свершилось чудо – сегодня мы познакомились друг с другом поближе, узнали, чем вам больше всего нравится заниматься, стали настоящей командой». Упражнение 8 «Сотворение чуда»14 Время: 10 минут. Цель упражнения: развитие коммуникативных навыков, эмпатических способностей. Необходимые материалы: карандаши, ручки или иные предметы, имитирующие «волшебные палочки». Ведущий: «Ребята, нам нужно разбиться на пары. Один из вашей пары берет «волшебную палочку». Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Ведущий: «Тот, у кого в руках палочка, должен дотронуться до друга и спросить у него: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот, до кого дотронулись, должен «загадать желание» - придумать несложное задание для своего напарника: спеть, станцевать, рассказать что-нибудь смешное или выполнить какое-либо желание попозже». Дети выполняют задание. Ведущий: «Вы сегодня не только загадали желания, но и исполнили их для других. Не правда ли, здорово не только получить загаданное вами, но и выполнить чье-то желание?» 14 Широкова, Г.А. Практикум детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Ростов на-Дону : Феникс, 2005. – 314 с. 29 Блок 3. Формирование представлений о видах профессиональной деятельности Занятие (игровое) для обучающихся дошкольных образовательных организаций, возраст: 6 лет Цель: развитие эмоционального отношения ребенка 6 лет к профессиональному миру, предоставление ему возможности проявить свои силы в различных видах деятельности, расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых. Форма проведения: игровое занятие. Необходимые материалы: мяч, карточки с изображениями представителей профессий (Приложение 1), сюжетные картинки с изображением трудовых действий (Приложение 2). Процедура проведения Вступительное слово: Ведущий: «Ребята, совсем скоро вы закончите обучение в детском саду и отправитесь учится в новое место, напомните, как оно называется? (ответы детей) Вы правы! А зачем вам учиться в школе? (ответы детей) Скажите, а что вас ждет после школы? (ответы детей)». Примечание: если ребенок отвечает не про дальнейшее образование, а выражает желание работать, то ведущий может с помощью дополнительных вопросов вывести ребенка на тему необходимости расширения знаний (Что нужно знать, чтобы работать по этой профессии? Где ты можешь этому научиться?) Ведущий: «Снова учиться? Так для чего же нужен такой долгий путь обучения в вашей жизни? (ответы детей). И вы снова верно говорите. Каждый человек в своей жизни стремится найти свое призвание и получить профессию. А вы знаете, что обозначает слово «профессия»? (ответы детей) Молодцы, даже сейчас вы уже так много знаете! Действительно, профессия – это значит, что у вас есть определенные умения. Если человек приобрел профессию, значит, он владеет специальными знаниями. Выбор профессии – это сложный 30 и ответственный шаг. Если человеку нравится его профессия, он может добиться больших успехов в своей работе. Ребята, а кем вы хотите стать, когда вырастете? (ответы детей) Как интересно! А вы знаете, какими качествами вы должны обладать, чтобы успешно работать по профессии? (ответы детей) Какие вы молодцы! А теперь давайте начнем наше путешествие в мир профессий». Разминка Упражнение 1 «Много профессий на свете у нас» Время: 5 минут. Цель упражнения: включение участников в групповую работу. Ведущий читает стихотворение и показывает движения, которые должны повторить дети. Ведущий: «Много профессий на свете у нас! (Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево) О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны) Вот швея рубашки шьет, (Движения воображаемой иглой) Повар варит нам компот, (Мешаем поварешкой) Самолет ведет пилот – (Руки – в стороны) На посадку и на взлет. (Опускают их вниз, поднимают вверх) Доктор ставит нам уколы, (Скрестить пальцы над головой,) И охранник есть у школы, (Руки согнуты в локтях, кулаки подняты вверх, показать силу руками) Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху вниз.) А охотник ловит дичь, (Делают бинокль из пальчиков) Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии) Балерина и певец. Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы) Надо много знать, уметь. (Повороты кистями – тыльная сторона ладошки) Хорошо, дружок, учись! (Погрозить пальчиком) 31 И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение указательным пальцем)»15 . Основная часть Упражнение 2 «Поймай – скажи» 16 Время: 5 минут. Цель упражнения: закрепить знания обучающихся о профессиях. Обучающиеся становятся в круг; ведущий, бросая мяч детям, называет профессию. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя, что делает человек этой профессии. Образец: врач – лечит, художник – рисует, повар – варит, пожарный – тушит, плотник – строгает. Вывод, к которому детей подводит ведущий: все профессии различаются сутью выполняемой работы, но все профессии важны. Ведущий: «Теперь мы с вами знаем, что у каждого профессионала своя работа, но все профессии важны для нашей жизни». Упражнение 3 «Отгадай профессию»17 Время: 10-15 минут. Цель упражнения: закрепить знания обучающихся о профессиях. Необходимые материалы: карточки с изображениями представителей профессий (Приложение 1). Ведущий раскладывает перед детьми карточки, чтобы им было видно, далее задает вопросы о различных действиях специалистов, занятых тем или иным делом. Обучающиеся отгадывают профессию и показывают подходящую карточку, на которой изображена профессия (Приложение 1). Ведущий: «Ребята, со многими профессиями вы уже познакомились, сейчас я хочу поиграть с вами в игру, в которой я буду задавать вопросы, а вам нужно будет 15 Левхина, И.М. Проект «Все профессии важны» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) / И.М. Левхина. – Озерск, 2023. – 30 с. 16 Мирошниченко, Е.И. Формирование у дошкольников представлений о мире профессий посредством сюжетно-ролевой игры : методические рекомендации / Е И. Мирошниченко. – Гурьевск : МБДОУ «Детский сад №17 «Улыбка», 2019. – 95 с. 17 Печатнова, Н.Б. Коррекционно-развивающая программа «Школа ждет» / Н.Б. Печатнова. – URL: https://mgppu.ru/resources/files/%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%2 0_%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%20%D0%B6%D0%B4%D0%B5%CC%88%D1%82_%20%282%29.p df (дата обращения: 21.03.2024). 32 на них ответить и показать карточку, которая подходит под это. Давайте сначала вместе попробуем потренироваться. Кто лечит животных, когда они болеют? (Дети дают ответ). Правильно, ветеринар. Покажите карточку, где изображен ветеринар». Упражнение можно проводить в 5-6 раундов. В конце упражнения ведущий проводит беседу. Ведущий: «Какие вы молодцы! Отгадали все профессии! Скажите, а встречали ли вы людей с такими профессиями когда-нибудь? Как они помогали другим людям? Как вы считаете, нужны ли все отгаданные профессии в мире?» Упражнение 4 «Кто кем хочет стать?»18 Время: 10 минут. Цель упражнения: закрепить знания детей о профессиях, сформировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями. Необходимые материалы: карточки с изображением трудовых действий (Приложение 2). Обучающимся предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий (Приложение 2). Ведущий: «Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолета) Кем они хотят стать? (Они хотят стать летчиками)». Детям предлагается придумать предложение со словом «хотим» или «хочу». Ведущий: «Очень здорово, что у каждого есть свои желания и мечты, кто кем хочет стать! Чтобы освоить профессию, вам предстоит еще многому научиться, но если трудиться – у вас все получится!» Упражнение 5 «Алфавит профессий»19 Время: 10 минут. Цель упражнения: закрепить знания обучающихся о профессиях. 18 Дворникова, М.Ю. Развивающая психолого-педагогическая программа «Психологическая подготовка детей 6–7 лет к школьному обучению "Хочу все знать"» // Каталог психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде: сборник трудов конференции (Москва, 18–19 декабря 2018 г.). – Москва : Федерация психологов образования России, 2018. – С. 128-130. 19 Захарова, А. Эти разные профессии / А. Захарова // Сценарии и репертуар. – 2013 год. – № 4. 33 Рисунок 1 – Изображение школы для упражнения «Алфавит профессий» Ведущий (показывает картинку школы): «Что это? (школа). Кто учит детей в школе? (учитель). А кто из вас мечтает стать учителем? Раз мы попали в школу, значит и задание у нас будет школьное, поиграем в «Буквы». Сейчас я буду вам называть первую букву профессии, например, а вы будете называть профессию на эту букву». Образец: А – актриса, адвокат, агроном, архитектор, авиадиспетчер, автослесарь. Б – библиотекарь, бухгалтер, бизнесмен, балерина. В – врач, ветеринар, водолаз, воспитатель. Д – диктор, дирижер, дрессировщик, дизайнер. К – кинолог, кассир, композитор, космонавт, кондитер. М – медсестра, машинист, модельер, музыкант. П – повар, парикмахер, пожарный, портниха, почтальон, продавец. С – садовник, сварщик, спасатель, стоматолог, следователь, судья. Э – электрик, энергетик, экскурсовод, эколог. Ф – фельдшер, фотограф, фермер, фармацевт. После окончания упражнения ведущий подводит итог. 34 Ведущий: «Ребята, видите, как много профессий вы узнали. Каждая профессия нужна и важна. Теперь вы можете подумать, а какая профессия будет интереснее для каждого из вас». Упражнение 6 «Угадайте, какая профессия у человека» 20 Время: 10 минут. Цель упражнения: закрепить полученные знания о профессиях, подвести итог занятия. Ведущий: «Напоследок, я буду называть три слова, а вам нужно понять, к какой профессии они относятся! Готовы?». Ведущий называет слова, дети высказывают свои предположения, к какой профессии относятся термины. Ведущий: Весы, прилавок, товар _______ (Продавец) Плита, кастрюля, вкусное блюдо _______ (Повар) Поле, пшеница, урожай _______ (Фермер, колхозник) Доска, мел, учебник _______ (Учитель) Руль, колеса, дорога _______ (Водитель) Топор, пила, гвозди _______ (Плотник) Маленькие дети, игры, прогулки _______ (Воспитатель) Кирпичи, цемент, новый дом _______ (Строитель) Краски, кисти, побелка _______ (Маляр) Болезнь, таблетки, белый халат _______ (Врач) Ножницы, фен, модная прическа _______ (Парикмахер) Корабль, тельняшка, море _______ (Моряк) Небо, самолет, аэродром _______ (Летчик) Каска, шланг, вода _______ (Пожарный) Сцена, роль, грим _______ (Артист) Читальный зал, книги, читатель _______ (Библиотекарь) Ножницы, ткань, швейная машинка _______ (Портной) 20 Шорыгина, Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. – Москва : Гном, 2020. – 96 с. 35 Ведущий: «Вы молодцы, знаете так много профессий и можете сразу угадать, какие предметы к какой профессии относятся! Благодаря этому упражнению мы вспомнили все то, что обсудили сегодня на занятии, закрепили эти знания и весело провели время. Теперь я уверен, что вы знаете о профессиях все, что нужно!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя психологии

Неделя психологии...

НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ДОУ

НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ДОУ...

областная неделя психологии

VII районная Неделя психологии «Галактическое содружество»  3 – 10 октября 2011 г. в МБДОУ – детского сада комбинированного вида «Теремок»р.п. Краснообска, Новосибирского района Новосибир...

Проект совместной деятельности педагога-психолога ДОУ и родителей с целью создания «Зоны успешности педагога» на тему: «Неделя психологии в ДОУ»

Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому психологическая работа в нашем детском саду строится с учетом потр...

Отчет о Неделе психологии и логопедии "Радужная неделя"

С 20 по 24 января 2020 года в МАДОУ ДС №6 "Василек" прошла Неделя психологии и логопедии. Мы назвали ее "Радужная неделя". Вашему вниманию представляю краткий фотоотчет....

Неделя психологии «Дружим с психологией», (рекомендации)

Будет неправильно полагать, что решение детских конфликтов — это сугубо личное дело ребенка и без вас он лучше разберется. Родители должны помочь осознать маленькому человечку, что быстрей и над...