Выступление на методическом объединении педагогических работников ДОО по теме: «Дистанционные формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников».
статья

Кузенкова Ирина Борисовна

Представленный материал может помочь педагогам ДОУ использовать в практической деятельности дистанционные формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

на методическом объединении педагогических работников ДОО по теме:

«Дистанционные формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

Цель практикума: активное применение в практической деятельности воспитателей ДОУ дистанционных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников.

Добрый день, уважаемые коллеги. Вашему вниманию я представлю выступление по теме «Дистанционные формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

Самое сложное в работе с детьми –

это работа с их родителями.

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Цель взаимодействия – установить партнерские отношения участников педагогического процесса и приобщить родителей к жизни образовательной организации. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимоуважение, взаимодоверие и взаимопомощь, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в дошкольном учреждении, а также обоюдное желание педагогов и родителей поддерживать контакты друг с другом.

Согласно Федеральной образовательной программе в детском саду должна быть сформирована информационно-образовательная среда, т.е. мы, педагоги, родители и дети должны общаться друг с другом не только лично, но и с помощью дистанционных технологий. На сегодняшний день работа с компьютером и программами - это не дополнительные обязанности, а всего лишь новое средство, чтобы выполнять свою обычную работу, когда очное взаимодействие невозможно, поэтому если для обучения и воспитания детей, а также для работы в коллективе необходимо использовать дистанционные технологии, значит, делать это надо. Эта деятельность регламентирована также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция, действующая с 1 сентября 2021 года), который устанавливает возможность применения при реализации образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (статья 13), а при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части при невозможности перенесения сроков освоения образовательной программы дошкольного образования - необходимость осуществления реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (статья 108).

Дистанционные образовательные технологии - это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Дистанционное взаимодействие с родителями в ДОУ осуществляется в двух направлениях:

  • когда группы не функционируют, и дети не посещают детский сад, то реализация образовательной программы осуществляется в дистанционном формате. В отличие от школьников, дошкольники не могут свободно пользоваться компьютером, электронной почтой, социальными сетями в отсутствие родителей. Поэтому дистанционное обучение на уровне дошкольного образования предполагает непосредственное участие родителей и основную работу при организации дистанционного обучения воспитатель должен вести прежде всего с родителями.
  • когда группы открываются, но в соответствии с требованиями Роспотребнадзора есть ограничения, то родители по-прежнему остаются на дистанционном общении.

В настоящее время в нашем Яковлевском городском округе дистанционный формат в работе с родителями остаётся актуальным, поэтому использование нами, педагогами, дистанционных образовательных технологий помогает родителям организовать образовательную деятельность детей дома, общение с дошкольниками становится интересным и насыщенным. Кроме того, в рамках дистанционного формата взаимодействия родители становятся полноценными участниками образовательных отношений.

В дошкольных образовательных учреждениях можно использовать такие формы дистанционного взаимодействия с родителями как:

  • групповые (так, например, в нашей группе № 1 по реализации текущей темы недели мы предлагаем консультационный материал всем родителям);
  • подгрупповые (консультационный материал мы в группе предлагаем не всем родителям, а только тем, кто в этом нуждается);
  • индивидуальные онлайн - консультации воспитателей или специалистов (такие консультации мы даем нашим родителям в соответствии с планом или по запросу. Участники онлайн -консультации могут получить оперативную обратную связь, задать вопросы и сразу получить на них ответы);
  • онлайн - информирование (в мессенджерах мы предлагаем родителям воспитанников группы рекомендации, памятки, буклеты);
  • как одну из форм взаимодействия с родителями можно в ДОУ использовать онлайн - и офлайн - мастер - классы.

Онлайн-мастер-классы можно проводить для родителей вместе с детьми с помощью записи видеоролика. Для этого необходимо написать сценарий из трёх частей. Во вступительной части ведущий приветствует аудиторию и озвучивает проблемный вопрос. Затем в основной части он рассказывает и показывает, как решить обозначенную проблему. В заключительной - подводит итоги, дает зрителям задание нарисовать/слепить/пересказать и прощается.

  • видеомарафоны;
  • онлайн - акции (так, например, мы предлагали оформить родителям «Окна Победы» и выложить фото в мессенджере, принять участие в дистанционной акции «Бессмертный полк»);
  • можно предложить родителям принять участие в онлайн-выставке, в онлайн-конкурсах;
  • онлайн - диагностика; онлайн - анкетирование.

 В рамках педагогической диагностики воспитанников в детском саду можно предложить родителям анкеты с характеристиками, которые соответствуют возрастному этапу развития их ребенка, и попросить их заполнить. Отправлять эту информацию необходимо персонально каждому родителю и лично обсуждать результаты диагностики. Онлайн - диагностику или онлайн - анкетирование можно провести на сайте «Веб-анкета». Чтобы провести анкетирование в таком формате, заранее необходимо сформулировать вопросы. Затем проинформировать родителей, в какой срок и где они могут ответить на вопросы. Воспитатель каждой группы отправляет ссылку на анкету в родительский чат в мессенджере, который они используют для общения с родителями. Старший воспитатель размещает информацию на сайте детского сада. Можно использовать другие платформы для анкетирования, главное условие - чтобы родители имели свободный доступ к анкете в любое удобное для них время. Ещё один важный критерий - возможность сохранить готовые результаты опроса и не подсчитывать их вручную.

  • Взаимодействие с родителями воспитанников нашей группы мы осуществляем и через сайт дошкольного образовательного учреждения (где представлена полная информация о дошкольном учреждении, его деятельности и др.);
  • через социальные сети (Одноклассники и Вконтакте, Телеграмм и др.)
  • организация взаимодействия может осуществляться через вовлечение родителей в деятельность с детьми в онлайн-режиме

         («Виртуальный гость группы», «Онлайн-поздравления детей» и др.)

При дистанционном взаимодействии с родителями необходимо соблюдать следующие принципы:

  • доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, позитивный настрой на совместную деятельность;
  • индивидуальный подход к каждой семье;
  • сотрудничество, а не наставничество: создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь;
  • повышение качества мероприятий: плохо подготовленное мероприятие может негативно повлиять на положительный имидж дошкольной организации в целом;
  • динамичность: детский сад должен представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняются формы и направления работы ДОУ с семьёй.

Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

  1. Максимальное участие родителей.

 В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого.

  1. Нет авторитета воспитателя.

Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру.

3. Не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо дорогостоящее оборудование  (компьютер или ноутбук, интернет).

4. Отсутствие общения со сверстниками.

Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе, а также они не социализируются в обществе. В последующем им сложнее выстраивать отношения в коллективе, заводить новые знакомства, у них нет друзей.

5. В виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером.

Внедряя дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность дошкольников, мы, педагоги, повышаем уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправным участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога, наставника. А это, в свою очередь, способствует:

  • индивидуализации образовательной деятельности

 (родители вместе с детьми сами выбирают темп и порядок выполнения тех или иных заданий);

  • повышению информационной культуры

(родители и дети воспринимают компьютер, не как игрушку, а средство для получения знаний);

  • поддержке очного обучения

(дети, которые находятся длительное время дома, не оторваны от образовательных отношений, а могут обучаться в домашних условиях).

Т.О., с помощью дистанционных форм взаимодействия воспитатели и специалисты могут сформировать у родителей положительную мотивацию к участию в образовательной деятельности и жизни ДОУ в целом. Они позволяют сохранить комфорт и удобство, сэкономить время, как педагогов, так и родителей, дают возможность быстро донести необходимую информацию, и самое главное быстро получить обратную связь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по вопросам физического развития"

Консультация для воспитателей, раскрывающая основные формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по вопросам физического развития"с...

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...

Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников. Доклад к выступлению на педагогическом совете ДОУ.

В материале  обощен многолетний педагогический  опыт взаимодействия   с  родителями  воспитанников (традиционные и нетрадиционные формы)....

МАСТЕР-КЛАСС в рамках методического объединения педагогических работников дошкольных организаций Тема: «Развивающие игры» «Креативный конструктор своими руками"

МАСТЕР-КЛАСС в рамках методического объединения педагогических работников дошкольных организацийТема: «Развивающие игры» «Креативный конструктор своими руками"...

Доклад на выступление городского методического объединения на тему: «Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников»

Доклад на выступление городского методического объединения на тему: «Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников»...