Матрица по оснащению предметной развивающей среды в подготовительной к школе группе
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)

наталья александровна данилина

В материале предсьавлены рекомендации по оснащению  развивающих центров в подготовитеьной к школе группе по пяти образовательным областям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matritsa_-danilina.docx36.01 КБ

Предварительный просмотр:

Возраст : подготовительная к школе группа.

Паспорт группы-предоставлен

Сезон – весна

Реализуемые программы дошкольного образования: ФОП ДО, Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозайка синтез, 2018. – с. 109-115, Белая К.Ю. Формирование основ безопасности дошкольников 2-7 лет. – М.: Мозаика синтез, 2019. – с.8-61, Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика синтез, 2017., Н.Е.Веракса,О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников».

Для занятий с детьми 4-7 лет.–М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016., И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Подготовительная к школе группа. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016., О.В.Дыбина. Ознакомление с предметным        и социальным окружением. Подготовительная к школе группа. - М.: Мозаика –Синтез, 2016., О.А.Соломеннкова «Ознакомление с природой в детском саду». Подготовительная к школе группа.-М..МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2018., В.        В.        Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016., Н.С.Варенцова Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет. -  М.: Мозаика-Синтез, 2012 (Подготовительная группа)., Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015., Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала». Подготовительная к школе группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015., И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева «Ладушки». «Праздник каждый день» Конспекты музыкальных занятий (подготовительная группа) - СПб: Композитор. Санкт-Петербург, 2016 г, Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду: 6-7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий. ФГОС ДО. От рождения до школы» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022 г. – 120 с.; М.Б. Зацепина, «Культурно-досуговая деятельность в детском саду», 2008 г., с.16, 45, Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду». Подготовительная к школе группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Центр детской активности

Компоненты

Примеры игр и дидактических пособий и материалов

Комментарии

 Центр двигательной активности

Материалы по формированию здорового образа жизни.

Материалы по формированию

представлений о  спорте.

Оборудование для самостоятельной двигательной деятельности.

Сюжетные картинки «Здоровье»,

альбом для рассматривания «Первая помощь», иллюстрации   о  полезной  и  вредной  пище, лэпбук «ЗОЖ».

Тематические  альбомы « Виды спорта», «Олимпийские игры»

альбом  « Наши достижения»

иллюстрации  с  изображением  взрослых  и  детей, занимающихся гимнастикой ,  альбом «Виды спорта».  

 Профилактическая  дорожка;  массажные  коврики , массажеры  для рук ,  картотека  подвижных игр , мячи большие, средние, малые, обручи , маски  для проведения подвижных игр, короткие  шнуры, ленты  цветные короткие , кегли, кольцеброс , вертикальные /горизонтальные мишени , мешочки  с грузом (для бросания) , скакалки ,   султанчики.

Можно использовать в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности со сверстниками, в  совместной деятельности воспитанников и педагога.

Центр безопасности

Материалы по формированию представлений о правилах дорожного движения.

Оборудование для сюжетно-ролевых игр по правилам дорожного движения

Многофункциональное пособие - ЛЭПБУК «ПДД»,  дидактические игры по ПДД  , набор демонстрационных картин «Правила дорожного движения», альбом «Правила безопасности для детей» , подборка книг по ПДД, энциклопедия «Транспорт»

 

Макет дороги  

игрушки – различные виды транспорта (наземный, воздушный, водный) , наборы   дорожных знаков и светофор , чехлы на детскую мебель «Транспорт» , игровой маркер «Парковка» , игровое     поле    «Улица» , макеты    домов    

маленькие    машинки.

Можно использовать в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности со сверстниками, в  совместной деятельности воспитанников и педагога.

Центр трудового воспитания

Алгоритмы  и схемы выполнения трудовых действий.

Оборудование для выполнения трудовых действий.

Алгоритм сервировки стола  Алгоритмы «Ухаживаем за растениями»

Набор для трудовой деятельности: фартук, совок, щетка, тряпки, тазики, лейки,  

паспорта растений .

Можно использовать в самостоятельной деятельности детей.

Центр игровой деятельности

 Оборудование для сюжетно-ролевых игр.

Куклы: Барби, маленькие пупсы, семья , кассовый аппарат , атрибуты  для игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Почта», «Ателье», «Библиотека», «Школа» , игровые поля , куклы   из бумаги, автомобили  разного назначения (средние, мелкие)

Набор  инструментов в мастерской

Кукольный  дом с мебелью

Маркеры  игрового пространства: «Шиномонтаж», «Автосервис» .

Маски , куклы-младенцы разных рас, с аксессуарами , кукольная кровать , кукольный дом с мебелью (дерево) – комплект.

Набор принадлежностей для ухода за куклой, набор игровой мебели , кукольное постельное белье.  

Можно использовать в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности со сверстниками.

Центр патриотического воспитания

Материалы по формированию представлений о родном городе.

Материалы по формированию представлений о семье, профессиях родителей.

Дидактическое пособие «Нижний Новгород», альбом «Мой город», «Мой район», дидактическая игр: «Путешествие по Н.Новгороду», альбом «Герои ВОВ- автозаводцы», « Вклад Н.Новгорода в победу в ВОВ», карта Н.Новгорода.

Алгоритм «Расскажи о себе», «Расскажи о семье» , «Моя семья»

Дидактическая  игра: «Семья»,

Тематические альбомы «Профессии родителей».

Можно использовать в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности со сверстниками, в  совместной деятельности воспитанников и педагога.

Центр формирования элементарных математических представлений

Материалы для формирования навыков прямого  и обратного счета, знаний состава числа, умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

Материалы для формирования представлений о плоских и объемных геометрических фигурах, классификация фигур по внешним структурным признакам.

Материалы для формирования умения измерять протяженность, массу и объем веществ с помощью условной меры.

Материалы для формирования ориентации на местности по схеме, плану, на странице тетради в клетку

Материалы для формирования ориентации во времени

Счетный материал , дидактические игры  « Назови соседей числа», «Числовые домики», «Больше-меньше», счетные палочки.

Наборы геометрических фигур  Дидактические игры  «Назови фигуру», «Соотнеси предмет с формой», Блоки Дьенеша, геометрические орнаменты.

Игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей

 

Трафареты, линейки , безмен

Предметно-схематические модели

Графические модели (модели: светового дня, «термометр»)

Песочные часы, безмен, чашечные весы .

План – схемы (группа, детский сад, безопасный маршрут дом – детский сад-дом)

Календарь года , альбом с иллюстрациями «Времена года»

Календарь недели  Графические модели (модели: светового дня)

Календарь месяца года

Модели часов

Можно использовать в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности со сверстниками, в  совместной деятельности воспитанников и педагога.

Центр познавательно-исследовательской деятельности

Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности

Альбомы со схемами экспериментов,  

различные   виды   материалов   (бумага   разного качества,   ткань,   резина,   пластмасса,   дерево, металл) , емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито , лупы, магниты , фонарики.

Соломки для коктейля разной длины и толщины , песочные часы,

Материалы по разделам: песок и вода, звук, магниты, бумага, стекло, резина .

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема , мерные ложки , сита и воронки , резиновые груши разного объема , формы для льда

Пипетки с закругленными концами, шприцы без игл, деревянные палочки.

Разные виды бумаги

Прочие материалы: воздушные шары, свечи

Утилизированный материал (кусочки кожи,  дерева,винтики)

Схемы, модели, таблицы с «алгоритмами» выполнения опытов .

Индивидуальные дневники для фиксации опытов, наблюдений.

Можно использовать в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности со сверстниками, в  совместной деятельности воспитанников и педагога.

Центр речевого развития

Материалы для формирования словаря.

Материалы для формирования звуковой культуры речи

Материалы для формирования грамматического строя речи, связной речи.

Материалы для формирования готовности к обучению грамоте

Материалы для формирования интереса  к художественной литературе

Альбомы предметных и сюжетных картинок, словесное творчество (альбомчики загадок, рассказов, составленных детьми) Обучающие    карточки   «Мебель»,    «Одежда» и др.

Игрушки и пособия для развития дыхания, дидактические игры «Жадина», «Произнеси громко-тихо», «Звуковые часы».

 

Алгоритмы для составления рассказов о предметах и объектах . Дидактические игры: «Любимые сказки», «Собери сказку», «Играем  в  сказку»,  «Назови  сказку». Дидактические    игры: «Составь    рассказ   по картинке», «Составь рассказ по серии картинок» .

Набор картинок по сказкам.

Дидактические игры: «Алфавит», «Слоги», «Я учу буквы», «Найди пару», «Подбери слово по схеме»

таблицы слогов , касса букв.

Детские книги (произведения фольклора, сказки - русские народные и народов мира, произведения русской и зарубежной классики, произведения современных авторов – рассказы, сказки, стихи)

Журналы, детские энциклопедии

Книги, любимые детьми  группы

Книжкина больница

Детская библиотека

Можно использовать в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности со сверстниками, в  совместной деятельности воспитанников и педагога.

Центр художественно-эстетического развития

Материалы для приобщения детей к искусству.

Материалы для предметного и сюжетного рисования.

Материалы для развития навыков декоративного рисования.

Материалы для лепки.

Материалы для аппликации.

Альбомы с образцами архитектуры. Произведения живописи (репродукции) натюрморт,  его виды, пейзаж, его виды , портрет

Набор репродукций картин великих сражений  

Набор репродукций картин о природе  

Набор репродукций картин русских художников – иллюстраций к художественным произведениям  

Восковые  и акварельные мелки;

Цветной мел

Гуашевые , акварельные краски

Фломастеры , цветные карандаши

Свечи  , силуэты  «одежда», «овощи», «фрукты», баночки  для воды, кисти, мольберт.

Альбомы  по жанрам прикладного искусства народно-прикладного искусства (Городецкая роспись, хохломская роспись, полхово-майданская роспись), дымковские игрушки , набор карточек по народному ремесленному делу  

Пластилин , глина , доски для лепки, стеки, алгоритмы лепки различных изделий.

Цветная  и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, ленты, самоклеящаяся пленка, старые открытки, природные материалы

кисти, трафареты , лекала, геометрические формы, силуэты

Ножницы  .

Можно использовать в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности со сверстниками, в  совместной деятельности воспитанников и педагога.

Центр музыкально-театрализованной деятельности

Материалы для ознакомления с музыкальными произведениями.

Материалы для игры на детских музыкальных инструментах.

Материалы для развития пения, песенного творчества.

Материалы для развития музыкально-ритмических движений

Материалы для театрализованной деятельности.

Портреты композиторов: Арсеев, Тиличеева, Вольфензон, Банинская, Кабалевский, Шаинский, Свиридов, Бетховен,  

Иллюстрации : Машинист, Паровозик, Пасажир

Ноты , длительности

Аудиозаписи , - «Мы пришли сегодня в порт », «Шумовые звуки- чайки, прибой.»

Музыкальные  инструменты: погремушки, бубен, барабан, дудочка, маракасы, ложки, гармошка , карточки  с изображением муз. инструментов.

Карточки- схемы:  запев-припев-куплет . Книжечки -попевки – «Эхо», «Сыроежка». «На зелёном лугу»!, «Гармошка», «Скок, скок, Поскок»

Ритмические  полоски, короткие длинные.

Карточки- схемы: танец, марш, песня – карточки

Карточки- схемы: плясовая, колыбельная, марш – карточки

        

Разные виды театров (теневой, пальчиковый, настольный кукольный и др.)

Атрибуты для инсценирования детских сказок, стихов и др. литературных произведений

Русские-народные костюмы (для мальчиков и для девочек), атрибуты , маски, ширмы.

Можно использовать в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности со сверстниками, в  совместной деятельности воспитанников и педагога.

Центр конструирования

Материалы для конструирования

Крупный  и мелкий строитель

Природный  и бросовый материал для конструирования

Конструктор  типа «ЛЕГО» разных размеров

Мягкие модули

Конструктор пластмассовый напольный

Схемы   по  конструированию,

конструктор железный

Можно использовать в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности со сверстниками.

Центр ознакомления с  миром природы

Материалы для ознакомления с неживой природой.

Материалы для ознакомления с живой природой.

Оборудование для устройства огорода на окне.

Календарь природы.  Графические модели (модели: светового дня, «термометр »,  природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, минералы, разная по составу земля.  Набор   картинок  «Космос». Тематический альбом «Что весной бывает?». Лепбук «Весна».

Макеты (лес, поле, луг, водоем)

Модели «Живой организм»,

« Размножение растений».

Паспорта растений

Предметно-схематические модели:

 «живой организм», размножение растений», обобщающая модель для составления описательных рассказов)

Природный материал: различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья  .

Дидактические игры «Природные явления », «Перелетные и зимующие птицы», «Кто где живет?».

Многофункциональные дидактические  пособия

Тематические альбомы «Животные», «Растения»,

энциклопедия животного мира

гербарий ,

Лейки, семена , палочки, земля, горшки  и лотки для посева семян.

Можно использовать в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности со сверстниками, в  совместной деятельности воспитанников и педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт Развивающей Предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе.

Паспорт РППС для подготовишек, только игровой комнаты группы....

Предметно-развивающая среда в подготовительной к школе группе

    Развивающая среда – это комфортная и безопасная обстановка, в которой ребенок может спокойно заниматься любимым делом, имеет возможности для исследования, и в которой обеспе...

Консультация для воспитателей «Построение предметно-развивающей среды в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для воспитателей «Построение предметно-развивающей среды  в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС ДО»...

Предметно – пространственная развивающая среда в подготовительной к школе группе

правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, найти занятие по душе,поверить в свои силы и способности,, понимать и  оценивать их чувства и поступки....

Модель предметно - развивающей среды в подготовительной к школе группе

Развивающая предметно - пространственная среда в ДОУ должна строиться, таким образом, чтобы дать возможность развивать индивидуальность каждого ребёнка, учитывая его склонности, интересы. Она яв...

Организация предметно -развивающей среды в подготовительной к школе группе

Развивающая предметно - пространственная среда - одно из основных средств,формирующих личность ребенка. Развивающая предметно - пространственная среда - часть образовательной среды,представленная спе...

Оснащение предметно — развивающей среды в соответствии с возрастной группой.

Оснащение предметно — развивающей среды в соответствии с возрастной группой....