Консультация для воспитателей "Развитие логического мышления у детей 6-7 лет"
консультация (подготовительная группа)
Содержится материал с описанием игр, которые способствуют развитию логического мышления у старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kdv_myshlenie_.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Развитие логического мышления
у детей 6-7 лет»
Подготовила и провела
Эфендиева Р.Ш.
08.02.2023
Консультация для воспитателей
«Развитие логического мышления в дошкольном возрасте»
Большинство родителей желают, чтобы их дети были успешны и добились во взрослой жизни определенных высот. Важно понимать, что секрет успешных людей заключается не только в полученном ими образовании, а в умении логически мыслить, анализировать. Если у ребенка развито логическое мышление дополнительно с наличием у него воображения, то он априори способен мыслить творчески и также нестандартно подходить к поставленным перед ним задачам.
Развивать логическое мышление у ребенка следует до того момента, когда он пойдет в школу, а именно в дошкольном возрасте. Невозможно родиться со сложившимся логическим мышлением, его нужно всячески развивать, ему необходимо учиться, а именно, решать различные загадки и задачи, как стандартные логические, так и нестандартные головоломки. Так как это формирует у них логику, воображение и интеллект.
Развитие психологических качеств у дошкольника позволяет им легко усваивать полученные знания, использовать их для решения различных задач. При поступлении в школу, не так важны знания, как важно стремление самого ребенка к получению новых знаний, умение фантазировать, делать правильные выводы, логически мыслить и рассуждать.
Дети дошкольного возраста, прежде всего, ориентируются на то, что они могут увидеть. Данному возрастному периоду характерно образное мышление. При грамотной помощи взрослого развитие образного мышления приведет ребенка - дошкольника к успешному решению логических задач. Для этого, следует использовать игры и упражнения, направленные на включение активного мышления игры «головоломки», ребусы, а также, такие игры, как: «Назови одним словом», игра «Классификация», игра «Найди лишнее слово», упражнение «Чередование», игра «Сравнение предметов», игра «Отгадывание небылиц», игра «Четвертый лишний» и другие.
Такие игры способствуют развитию логики, пластичности мыслительного процесса, сообразительности, смекалки.
Игры на развитие логического мышления
1. Игры на формирование умений выполнять классификацию.
«Разложи предметы»
Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по 2; две одинаковые коробочки.
Ход игры:
Педагог рассматривает с ребенком все игрушки по одной, а затем говорит: «Эти игрушки надо разложить в 2 коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки – чем-то похожие между собой». В случае затруднения педагог первую пару игрушек – елочки ставит их рядом и просит ребенка сравнить: «чем эти елочки различаются между собой?». Если ребенок не может найти основное отличие, педагог обращает внимание ребенка на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем ребенок действует самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «в одной коробке – все деревянные игрушки, а в другой – все пластмассовые».
«Летает – не летает»
Ход игры:
Педагог предлагает детям быстро назвать предметы, которые летают, когда он скажет слово «летает», а затем назвать предметы, которые не летают, когда он скажет слово «не летает».
Игру можно проводить на прогулке.
«Съедобное – не съедобное»
Игра проводится по аналогии с предыдущей. Педагог произносит слова «съедобное», «не съедобное».
«Будь внимательным»
Ход игры: Педагог говорит детям: «я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать лишнее слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул и т.д. После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов.
2. Игры на формирование умений выполнять систематизацию.
«Новоселье у матрешек»
Цель: учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.
Ход игры: педагог рассказывает: «матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая – на первом этаже, на втором – немного побольше, на третьем – еще побольше, на четвертом – еще больше. А на пятом, последнем этаже – самая большая. Они порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры. Расскажи им, где их квартиры.
Рассказы – загадки.
«Что было ночью?»
«В д.с воспитатель подошел к окну и сказал: «Дети, посмотрите в окно, все вокруг белое – земля, крыши домов, деревья. Как вы думаете, что было ночью?». Что ответили дети?».
«Дождливая погода»
«Девочка Таня гуляла на улице, потом побежала домой. Мама ей открыла дверь и воскликнула: «Ой, какой пошел сильный дождь!». Мама в окно не смотрела. Как мама узнала, что на улице идет сильный дождь?».
«Не покатались»
«Два друга – Дима и Никита взяли лыжи и пошли в лес. Ярко светило солнышко. Журчали ручьи. Кое-где проглядывала первая травка. Когда мальчики пришли в лес, то покататься на лыжах не смогли. Почему?».
Продолжи предложения:
- Мы включили свет, потому что … .
- Мама вернулась, чтобы взять зонт, потому что … .
- Дети надели теплую одежду, потому что … .
- Щенок громко залаял, потому что … .
- Алеша выглянул в окно и увидел … .
- Таня проснулась утром и … .
Игра «Чем похожи и чем отличаются? »
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.
Оборудование: магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.
Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.
Игра «Подбери пару к слову».
Цель: развитие внимания, мышления и речи.
Оборудование: мяч.
Дети встают в круг. Воспитатель с мячом - в центре круга, он бросает мяч одному из детей и говорит: «Игрушка». Ребенок должен поймать мяч и назвать, например: «Кукла».
Игра «Что это? Кто это? »
Цель: развитие мышления и речи.
Оборудование: 24 предметные картинки.
Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших.
Игра «Скажи мне наоборот»
Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-антонимы.
Воспитатель предлагает детям назвать слова противоположного значения, например: большой – маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый и т. д.
Небылицы
Игра помогает формировать логическое мышление, творческое воображение
Необходимый инвентарь: мяч.
Как играем: в эту игру лучше играть всей семьей, тогда ребенок быстрее освоит ее.
Ведущий бросает мяч игроку и говорит какую-либо фразу. Если эта фраза — небылица, то ловить мяч не надо, например: «Волк по лесу гуляет», — игрок ловит мяч. «Волк на дереве сидит» — мяч ловить не нужно. «Девочка рисует домик» — игрок ловит мяч. «Домик рисует девочку» — мяч ловить не нужно и т. д.
Старайтесь придумать как можно больше смешных, нелепых фраз.
Выиграет тот, кто ни разу не ошибется.
Играйте в эту игру чаще, ведь ребенок этого возраста любит придумывать перевертыши, небылицы.
Закрепляем: поиграйте в «Небылицы», используя короткие рассказы. Например: «На день рождения Вани дети ели яблоки, мороженое, печенье и... соленые конфеты». Ребенок должен исправить вашу ошибку и объяснить, почему это неверно.
Вы варите на кухне борщ? Используйте и эту ситуацию для игры. «Я кладу в борщ свеклу, морковку, капусту... грушу». Посмейтесь вместе с ребенком, поменяйтесь ролями.
Можно поиграть с картинками. Например: на картинке нарисовано лето: солнце, цветы, бабочки и... снеговик. Спросите ребенка, почему снеговик лишний, что может с ним произойти? Что придумать, чтобы он не растаял?
Отрицалки
Игра учит делать логические выводы методом отрицания/исключения
Необходимый инвентарь: опорные картинки.
Как играем: предложите ребенку отгадать загадку: «У Коли и Лены по одному шарику, синий и красный. У Коли не синий шарик, какого цвета шарик у Лены?», или «У Тани и Светы по кукле. У Светы кукла не маленькая. Какая кукла у Тани, у Светы?», или «Катя и Таня стоят справа и слева от дерева. Таня стоит не справа от дерева. Где стоит Катя, Таня?» и т. п. Таких вариантов вопросов очень много. Старайтесь придумывать такие загадки сами, загадывая и цвет, и форму, и размер.
Внимание: Если ребенок вначале не справляется, можно использовать опорные картинки, например — рисунок синего и красного шарика в первом вопросе и т. д.; аналогично при других задачах.
Закрепляем: Когда ребенок будет правильно решать задачи, играть можно уже без опорных картинок. Поэтому их можно решать везде, когда будет свободное время.
Усложняем: увеличиваем количество отрицаний. Например: «У Оли, Пети и Тани три мяча: желтый, синий и красный. У Оли не желтый и не синий мяч, у Пети не синий. У кого из детей желтый мяч? Какого цвета мячи у Оли, Пети и Тани?».
Игра «Придумай предложение».
Цели: развивать логическое мышление, речевую активность; формировать чувство языка.
Игровой материал и наглядные пособия: мячик для пинг-понга.
Описание: воспитатель с детьми садятся в круг и объясняет правила игры. Он говорит какие-либо слова, а дети придумывают с этим словом предложение. Например: воспитатель называет слово «близко» и передает ребенку мяч. Тот берет мяч и быстро отвечает: «Я живу близко от детского сада». Затем ребенок называет свое слово и передает мяч рядом сидящему. Так по очереди мяч переходит от одного играющего к другому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование на математических занятиях и в свободной деятельности дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»
технология опыта и результативность...
«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений" (обобщение педагогического опыта)
Каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр и упражнений? Будет ли данная деятельность име...
Консультация для родителей "Развитие логического мышления у детей"
Консультация для родителей"Развитие логического мышления у детей"Подготовила: воспитатель старшей коррекционной группы Хоботова Светлана Валентиновна...
«Предпосылки развития логического мышления у детей 4-5 лет. Игры на развитие логического мышления»
Открытый показ в средней группе...
Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»
В данной консультации рассмотрены игры на развитие логического мышления, которые могут использовать воспитатели, студенты и родители для работы с детьми старшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей детей старшей группы "Развитие логического мышления у детей"
Консультация для родителей детей старшей группы "Развитие логического мышления у детей".Группа "Вишенка"...
Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»
Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и у...