Проект "Коренные жители Сибири"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Марковский детский сад комбинированного вида»
ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ:
«Коренные жители Сибири-Буряты»
Старшая группа
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Подготовительный этап:
Наименование проекта | «Коренные жители Сибири-Буряты» |
Актуальность проекта | Нашу группу посещают дети разных национальностей. Основную часть группы составляют русские дети. В группу пришли дети по национальности буряты. Дети обратили внимание на внешние различия и стали задавать по этому поводу вопросы. Возникла необходимость познакомить детей с коренными жителями Сибири-бурятами. |
Участники проекта | Дети старшей группы, педагоги, родители, библиотекарь Марковского Дома культуры |
Цель проекта | Формирование у детей старшей группы первичных представлений о коренных народах Сибири через ознакомление с национальной культурой бурят. |
Задачи проекта | Для детей: Образовательные: - формировать знания о национальном жилище бурят - юрта, музыкальных инструментах, орнаменте, играх бурят; - знакомить детей с обычаями, традициями, особенностями и своеобразием бурятского народного фольклора. Развивающие: - развивать умение самостоятельно добывать знания из различных источников; - повысить речевую активность детей, активизировать словарь новыми словами: юрта, улус, зимник, бурятские народные музыкальные инструменты-чанза, иочин, лимба, бишхур и др; бурятский национальный костюм-малгай, дэгэл, гутулы; - закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности. Воспитательные: - воспитывать интерес к культурному наследию бурятского народа; -воспитывать уважение к традициям людей других национальностей; - формировать у детей понятие дружбы между людьми разных национальностей; - способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств |
Для педагогов: - подобрать и изучить художественную, методическую и научно –познавательную литературу по данной теме (легенды, рассказы, загадки, стихи и др); - подготовить практический и дидактический материал по теме; - составить план проекта «Коренные жители Сибири- Буряты»; - подготовить консультацию для родителей «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями»; - подготовить консультацию для родителей: «Знакомим детей с бытом народов Прибайкалья»; - подобрать видео, аудио по теме. | |
Для родителей: - способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми по теме проекта (пополнение предметно-развивающей среды); - активизировать взаимодействие с родителями по формированию у детей познавательной активности; - создать условия для совместной деятельности детей и родителей в подборе и изготовлении необходимых атрибутов для игр. | |
Сроки реализации | Краткосрочный-7 дней |
Тип проекта | Информационно-творческий |
Продукт проекта | 1. Макет «Байкал-жемчужина Сибири» 2. Макеты «Бурятская юрта» 3. Настенное панно «Животные, рыбы и птицы, населяющие Сибирь» 4. Настольная игра лото «Найди такой же узор» 5. Настольная игра «Сложи узор» (по мотивам народных бурятских узоров) 6. Дидактическая игра: «Одень куклу в национальный костюм» 7. Картотека бурятских народных игр 8. Картотека бурятских народных сказок 9. Альбом «Народные бурятские куклы» 10.Презентация: «Традиции и быт Бурят» |
Особенности проекта | В проекте доминирует творческий вид деятельности. Проект носит фронтальный характер так как проводится со всей группой детей. Ребенок выступает заказчиком, исполнителем и непосредственным участником проекта. |
Условия реализации проекта | Материально-технические: компьютер, принтер, проектор, различные материалы (бумага, клей, краски, карандаши, раскраски по теме, трафареты орнамента; спортивные принадлежности-лук со стрелами, щит для метания в цель, канат) Финансовое оснащение: не потребовалось Кадровое: дети старшей группы № 1-24 человека, два педагога, родители воспитанников Информационные: 1. Журнал «Сибирячок» № 3, 4,5 -2018г., № 3 2019 г., № 3 -2021г., № 5-2016г. 2.В.Стародумов. Байкальские сказки. Иркутск. Восточно –Сибирское книжное издательство 1979г. 3.«Сказки народов Сибири» Г.А.Смирнова Красноярск, Издательство «Витал» 1992г. Интернет – ресурсы: - https://skazkibasni.com/buryatskie-skazki - https://abesu.org/origami-yurta - https://ru.wikipedia.org/wiki/Буряты - https://ru.wikipedia.org/wiki/Праздники_Бурятии - https://burjatskie-skazki.larec-skazok.ru/ - https://stihi.ru/2014/01/12/4749 - https://www.bestreferat.ru/referat-109208.html |
Планируемые результаты | - Дети приобретут знания о национальности буряты. Познакомятся с культурой, традициями и обычаями бурятского народа. - Словарь детей пополниться таким терминами как: юрта, улус, зимник, чанза, иочин, лимба, бишхур, гутал, малгай, дэгэл; - В ходе проектной деятельности дети научаться самостоятельно действовать, добывать нужную информацию делать выводы, обобщать, логически мыслить. - Дети приобретут опыт публичного выступления при защите результатов продуктов проекта. |
Основной этап.
Период | Деятельность детей | Деятельность родителей | Деятельность педагогов |
Понедельник | 1.Участие детей в беседе о родном крае -Сибири и о коренных народах, населяющих наш край, Прибайкалье с давних времен, и рассматривание иллюстраций. 2.Прослушивание песни «Цветок Байкала» 3. Участие детей в создании панно «Байкал» | 1.Консультация для родителей: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями» 2. Выучить с детьми стихотворения о Байкале | 1. Беседа с детьми о родном крае -Сибири и о коренных народах, населяющих наш край с давних времен 2. Приготовить иллюстрации по теме: (юрта, национальные бурятские музыкальные инструменты, национальная бурятская одежда, национальные блюда, национальные орнаменты и др.) 3. Собрать картотеку народных бурятских игр 4.Приготовить материал для создания коллективного панно «Байкал» |
Вторник | 1.Ррассматривание иллюстраций с изображением разных бурятских юрт, рассказ, о том, как их собирают, что находиться внутри юрты. Почему у бурят были такие жилища. 2.Слушанье бурятской сказки «Будамшу» 3.Конструирование из бумаги: «Юрта» 4.Лепка «Нерпёнок» 5. Слушание детьми бурятской народной сказки» Хитрый Будамшу» 6.Сюжетно-ролевая игра «Рыбаки на Байкале» | 1. Предложить Родителям сделать с детьми национальное жилище бурят –юрту 2. Рекомендовать для чтения с детьми бурятские народные сказки. 2. Просмотр дома познавательных фильмов по теме | 1. Знакомство детей с национальным жилищем бурят –юртой, рассказ о том, как их изготавливают, рассматривание иллюстраций 2. Собрать картотеку бурятских народных сказок 3. Чтение бурятской народной сказки «Будамшу» 3.Конструирование совместно с детьми: «Юрта» 4. Чтение бурятской народной сказки» Хитрый Будамшу» 5. Создать условия для сюжетно-ролевой игры «Рыбаки на Байкале» (приготовить атрибуты к игре) |
Среда | 1.Участие детей в беседе. Знакомство с бурятскими национальными узорами, их особенностями. 2.Игры детей в лото: «Найди такой же узор», 3.Настольная игра: «Сложи узор» 4. Раскрашивание детьми национальных узоров. 5. Презентация детьми своих юрт. 6. Слушание сказки «Курица и летучая мышь» | 1.Родителям предложить сделать альбом «Бурятские куклы» 2. Изготовить дидактическую игру: «Одень куклу в национальный костюм» | 1. Изготовить лото: «Найди такой же узор» (по мотивам бурятских национальных узоров) 2. Изготовить настольную игру: «Сложи узор» 3. Беседа с детьми. Знакомство с бурятскими национальными узорами, их особенностями. 4.Приготовить раскраски-трафареты с бурятскими национальными узорами. 5. Чтение сказки детям «Курица и летучая мышь» |
Четверг | 1. Беседа с детьми о национальном костюме бурят 2. Рисование бурятской шапки- малгай, платья-дэгэл и презентация своих работ. 3. Раскрашивание детьми трафаретов одежды 4.Настольная игра: «Одень куклу в национальный костюм» 5. Слушание сказки «Ангарские бусы» | 1.Консультация для родителей: «Знакомим детей с бытом народов Прибайкалья» 2.Предложить сделать шапки –малгай для игр и развлечения. | 1.Рассказ-беседа с рассматриванием иллюстраций «Бурятский национальный костюм 2. Приготовить раскраски –трафареты национальной одежды бурят 3. Чтение сказки «Ангарские бусы» |
Пятница | 1.Участие детей в беседе «Бурятские народные музыкальные инструменты. Прослушивание их звучания. 2. Рассматривание детьми альбома «Бурятские куклы» 3. Рисование детьми по замыслу: (юрта, национальная одежда) и презентация своих работ. 4. Слушание детьми бурятской народной сказки «Зима и лето» | 1. Предложить родителям принести в группу для создания коллекции «Сувениры Байкала» экспонаты (магниты, камни, статуэтки идр.) | 1.Создать аудиокартотеку: «Песни на бурятском языке; Звучание музыкальных инструментов-бишхур, чанза, иочин, лимба; видео национального танца «Ёхор». 2. Беседа с детьми: «Бурятские народные музыкальные инструменты». 3. Приготовить материал для самостоятельной художественной деятельности детей (краски, карандаши, восковые мелки, бумага, трафареты одежды) 4. Чтение детям бурятской народной сказки «Зима и лето» |
Понедельник | 1.Экскурсия в библиотеку с детьми «Беседа о национальных бурятских праздниках и традициях» 2. Слушание бурятской народной сказки «Золотая чаша» 3. Участие детей в изготовлении макета «Байкал» | 1.Предложить родителям принести атрибуты к развлечению (лук, стрелы, щит для метания в цель) 2. Рекомендовать родителям продолжать ознакомление детей с национальностью –Буряты. При посещении посёлка Аршан, свозить детей на экскурсию в бурятский Дацан | 1.Организовать экскурсию в библиотеку ДК Маркова. 2.Экскурсия с детьми в библиотеку. Тематическое занятие совместно с библиотекарем «Беседа о национальных бурятских праздниках и традициях». 3.Чтение с детьми бурятской народной сказки «Золотая чаша» 4.Приготовить материал для изготовления макета «Байкал» |
Заключительный этап 1. Презентация: «Традиции и быт Бурят» 2.Развлечение с детьми «Бурятские народные игры» Перспектива развития проекта. Продолжать знакомить детей с людьми разных национальностей, населяющих наш посёлок (по выбору детей) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Лесные жители Сибири" для детей младшей группы
Среднесрочный творческо - исследовательский проект для детей младшей группы. Цель: создание условий для формирования первичных представлений о животных Сибиби и воспитание гуманного отношения к ним....
презентация для детей старшего дошкольного возраста "Коренные жители Сибири. Шорцы"
Презентация знакомит детей с шорцами, с их национальными жилищами, национальным костюмом, праздниками и шаманизмом....
Презентация для детей старшего возраста "Коренные жители Сибири. Телеуты."
Презентация знакомит детей старшего дошкольного возраста с культурой и национальными праздниками телеутов, их жилищем, костюмом....
конспект занятия лесные жители Сибири
Закрепить знания воспитанников о животных, обитающих в наших лесах Сибири, рассказать об их особенностях....
Конспект детско - родительского досуга "Лесные жители Сибири"
Викторина "Лесные жители Сибири"...
Проект: "Коренные жители Сибири-Буряты"
Формирование у детей старшей группы первичных представлений о коренных народах Сибири через ознакомление с национальной культурой бурят....
Проект "Коренные жители Сибири"
Краткосрочный проект ...