Консультация для педагогов "Особенности развития детей раннего возраста"
консультация
В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_ped._osobennosti_rannego_vozrasta.docx | 16.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологические особенности детей раннего возраста»
В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение.
В совместной деятельности с ребёнком взрослый выполняет сразу несколько функций:
- Во - первых взрослый раскрывает ребёнку смысл действий с предметом, его общественную функцию;
- Во - вторых он организует действия и движения ребёнка, передаёт ему технические приёмы осуществления действия;
- В - третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка. РЕЧЕВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Предметная деятельность и её роль в развитии малыша
Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка.
В предметной деятельности малыша происходит развитие восприятия, а поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребёнка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер – ребёнок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребёнка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях
Для обогащения представлений ребёнка о свойствах предметов необходимо чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях.
Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития.
Развитие мышления
Уже к началу раннего возраста у ребёнка есть отдельные действия, которые можно считать проявлениями мышления. Это те действия, в которых ребёнок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями – например, подтягивает верёвочку, чтобы приблизить к себе игрушку.
В процессе усвоения соотносящих действий ребёнок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на связь между предметами, что в дальнейшем способствует решению практических задач. Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению – важный шаг в развитии мышления.
Мышление ребёнка, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным.
Именно эта форма мышления характерна для детей раннего возраста.
Овладение речью
Потребность и необходимость говорить предполагает два главных условия: потребность в общении со взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать. Ни то ни другое в отдельности к слову ещё не ведёт. И только ситуация предметного сотрудничества ребёнка со взрослым создаёт необходимость назвать предмет и значит произнести своё слово.
Произвольная регуляция деятельности
Овладение речью открывает возможность произвольного поведения ребёнка. Первым шагом к произвольному поведению является выполнение речевых инструкций взрослого. При выполнении речевых инструкций поведение ребёнка определяется не воспринимаемой ситуацией, а словом взрослого.
Развитие речи как средства общения и как средства саморегуляции тесно связаны: отставание в развитии коммуникативной речи сопровождается недоразвитием её регулятивной функции.
Рождение игры
Разделение предметно-практической и игровой деятельности происходит только в конце раннего возраста.
Символические игровые замещения, возникающие в конце раннего возраста, открывают огромный простор для фантазии ребёнка, освобождают его от давления наличной ситуации.
Самостоятельные, придуманные ребёнком игровые образы являются первыми проявлениями детского воображения.
Появление потребности в общении со сверстниками
Кризис 3-х лет
К концу раннего детства стремительно нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них.
Явными симптомами кризиса (по Л.С. Выготскому) являются негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, строптивость, деспотизм или ревность, протест (бунт), обесценивание.
Рождение Я
Новое видение «Я» через призму своих достижений кладёт начало бурному развитию детского самосознания. «Я» ребёнка, опредмечиваясь в результате деятельности, предстаёт перед ним как объект, не совпадающий с ним. А это значит, что ребёнок уже способен осуществить элементарную рефлексию, которая разворачивается не во внутреннем, идеальном плане, а имеет развёрнутый вовне характер оценки своего достижения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
Консультация родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе. З...
Консультация для сенсорного развития детей раннего возраста
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка....
Консультация для родителей Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Группа раннего возраста. Воспитатель Койносова Е. С. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин
Консультация для родителейТема:«Сенсорное развитие детей раннего возраста».Группа раннего возраста.Воспитатель Койносова Е. С.МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин ...
Консультация "Конструирование для развития детей раннего возраста"
конструирование-это развитие мышления, памяти,внимания....
Консультация для родителей-Развитие детей раннего возраста через музыкальную игровую деятельность
Предназначено музыкальным руководителям для работы с родителями...
Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....