Консультация для молодых педагогов по теме: «Личностно- ориентированный подход в образовательном процессе.»
материал
Консультация для молодых педагогов по теме: «Личностно- ориентированный подход в образовательном процессе.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult_mol_ped.docx | 11.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для молодых педагогов по теме: «Личностно- ориентированный подход в образовательном процессе.»
Согласно образовательным стандартам дошкольного образования, определяющим цель дошкольного образования как разностороннее развитие и социализацию воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, акцент ставится на создание условий для социализации и саморазвития личности воспитанников, для развития их творческих способностей, их включения в различные виды детской деятельности, для воспитания культуры безопасной жизнедеятельности, для достижения качества дошкольного образования. Реализация направлений изложенных в образовательном стандарте предполагает построение образовательного процесса с учетом видов детской деятельности, форм организации образовательного процесса на основе личностно- ориентированного подхода. В педагогике и педагогической психологии предприняты различные попытки определить сущность личностно- ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, В.П. Сериков, И.С.
Якиманская, А.А. Плигин).
По определению личностно-ориентированный подход – это етодологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Рассмотрим основные положения личностно- ориентированного подхода. Отсутствие этих положений или неправильное понимание их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемого подхода на практике.
Все люди разные.У каждого своя жизнь, со своими особенностями, своим опытом. Поэтому надо принимать другого таким, каков он есть – это утверждение права на свободу выбора, как у другого человека, так и самого себя Каждая личность уникальна, неповторима. Очень важно, как человек
относится к самому себе. От того, как, на основании каких критериев человек общается с самим собой, зависит его поведение в общении с другими людьми. Каждый человек прекрасен в своём личностном потенциале. Все люди имеют способности и врождённые задатки, которые могут либо развиваться и совершенствоваться в процессе становления личности, либо нивелироваться и угасать, если в силу разных причин оказались невостребованными.
Развитие личности есть снятие пут и оков с ее личностного потенциала. Этот принцип означает, что надо любить всех детей, утверждая неповторимое существование каждого, оказывая помощь в снятии всего того, что мешает ему раскрыть свои возможности. Нельзя осуждать человека, можно осудить его поступок. Поступок – еще не сам человек, поскольку часто зависит от условий, в которых совершается. В педагогической практике определены основные принципы построения образовательного личностно- ориентированного процесса: Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своихинтеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление ребенка к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка и педагога – это главная задача учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому, кто реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения
и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом
жизнедеятельности в группе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы ребенок
жил и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации образовательного процесса. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности ребенка. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности.
Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности ребенка. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики
авторитарного образовательного процесса, присущего педагогике
насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно- ориентированными технологиями обучения и воспитания. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и
чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация обусловливает успех обучения и воспитания ребенка. Реализация принципов личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе предполагает целенаправленное использование понятий: дифференциация, индивидуализация, индивидуальный подход, субъектно-личностный подход, разноуровневый подход. Дифференциация– это разделение, распределение детей по различным группам, подгруппам в зависимости от определенного критерия для создания оптимальных условий развития и саморазвития
потенциальных возможностей личности каждого ребенка. С понятием
«дифференциация» непосредственно связаны термины
«дифференцированное обучение», «дифференцированный подход»,
«индивидуализация обучения». Дифференцированное обучение– это система подбора содержания, методов, приемов, обеспечивающих осуществление образовательного процесса в соответствии с возрастом, уровнем
обучаемости и интеллектуальным развитием воспитанников.
Дифференцированный подход следует рассматривать как изучение индивидуально- личностных особенностей и межличностных отношений детей непосредственно в процессе обучения. Понятие «индивидуализация» можно рассматривать как синоним термина «дифференциация». Исходя из
принципа индивидуального подхода, можно сказать, что индивидуализация обучения – это процесс учета и развития индивидуально-психологических особенностей воспитанников во всех формах и методах системы обучения.
Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности
программного материала, доступного ребенку. Дифференцированный подход
— выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения. Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной
(профессиональной) направленности. Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ребенка, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен педагог, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.
Таким образом личностно-ориентированная подход такой тип взаимодействия, в котором личность педагога и личность ребенка выступают
как субъекты; целью образования является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе взаимодействия предоставляется детям свобод выбора деятельности, спо¬соба деятельности, материала, партнера по деятельности; каждому ребенку создается ситуация успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Личностно-ориентированный подход в обучении дошкольников с ЗПР»
Одним из важнейших направлений модернизации российского образования, на сегодняшний день, является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной педагогической деяте...
Консультация для педагогов «Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе»
Согласно образовательным стандартам дошкольного образования, определяющим цель дошкольного образования как разностороннее развитие и социализацию воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответс...
Сообщение из опыта работы «Практическое использование приемов личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе»
Современная система дошкольного образования ориентирована на развитие личности ребенка и ведущими принципами дошкольного образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту ...
Из опыта работы «Создание условий для реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе ДОУ»
Дошкольное детство – это благотворный период каждого ребёнка, во время которого очень быстро формируются физические и психические качества, которые становятся определяющими его как человек...
Консультация для педагоговна Тему:« ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.».
Консультация для педагогов на Тему:« ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.». Личност...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТЕМА: ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО,ПСИХИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. Личностно-ориентированный подход в воспитании...
Консультация для воспитателей на тему: «Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников» Белова Ж.Э
Содержание консультации: Личностно-ориентированный подход в системе дошкольного образования.Стили общения, используемые в личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми.Принцип...