Игра как метод коррекции агрессивных форм поведения дошкольника
занимательные факты
Агрессивные дети не могут объективно оценить свои поступки и, как правило, имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию. Агрессивное поведение ребенка является помехой в его взаимоотношениях с окружающими. В общении с другими детьми они проявляют низкий уровень эмпатии, у них слабо развит контроль над эмоциями. Со временем у многих детей агрессивное поведение уступает место общепринятым правилам, установленным в коллективе и в обществе, в целом. Однако у отдельной категории детей агрессия становится устойчивой формой поведения.
Само возникновение агрессии предотвратить сложно, но научить ребенка преодолевать негативные эмоции приемлемым способом, расширить его поведенческий репертуар возможно.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека в течение всей жизни.
Педагог, руководя игрой, имеет возможность воздействовать на чувства, сознание, волю, на поведение, т. е. на все стороны развития личности ребенка. Влияние игровой деятельности на развитие личности ребенка определяется тем, что через игру ребенок имеет возможность познакомиться с поведением и определенными взаимоотношениями взрослых, которые становятся впоследствии образцом его собственного поведения. Игра является отражением стремления и формирования потребности детей вступать во взаимоотношения с окружающим миром. В игре ребенок изменяет свою природу, так как он не только осваивает на предметный мир, но и в меру своей активности имеет возможность воздействовать на него. Кроме того, в игре складываются и наиболее эффективно развиваются творческое воображение, образное мышление, произвольность, самосознание, в том числе и самооценка, потребностно-мотивационная сфера ребенка и пр.
Основная цель применения игры в ходе коррекции агрессивного поведения – помочь детям выразить свои переживания наиболее приемлемым для них образом – через игру, так как она является ведущим видом деятельности для дошкольников. Ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности, мечты в игровом процессе.
Целям коррекции, по мнению Б. Д. Карвасарского и А. И. Захарова, служит перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ. Дети наделяют персонажей собственными отрицательными эмоциями, чертами характера, переносят на куклу свои недостатки, которые доставляют им неприятности.
Игровая терапия – технология коррекционного влияния на детей с внедрением игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра имеет огромное влияние на становлении личности ребенка. Игра, на сегодняшний день, проводится как в игровой психотерапии, так и в социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на вербальную коммуникацию, обыгрывании ребенком всевозможных ситуаций .
Игра содействует:
- созданию положительных отношений между сверстниками;
- снимает у ребенка напряженность, тревогу, испуг перед другими детьми;
- повышает самооценку;
- позволяет поверить в себя в всевозможных ситуациях общения, снимая угрозу социально важных последствий .
Коррекционных эффект игровых занятий у дошкольников достигается благодаря установлению позитивного чувственного контакта между ребенком и взрослым. Игра корригирует подавляемые отрицательные эмоции, страхи, неуверенность в себе и своих силах, расширяет возможности ребенка в общении .
Игротерапия используется как помощь для снижения агрессивности в поведении. Игротерапия применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Игротерапия поможет осмыслить ребенку свое настоящие «Я», повысить его самооценку и развить у ребенка потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, тревоги, агрессивные тенденции и уменьшить ощущение ребенком чувства вины.
В основном детская агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит временный, ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации деятельности ребенка не закрепляется как черта характера, а корректируется специалистами. Однако это происходит только при кропотливой и согласованной работе педагогов, психолога и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как метод коррекции агрессивных форм поведения дошкольника
Агрессивные дети не могут объективно оценить свои поступки и, как правило, имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию. Агрессивное поведение ребенка является помехой в его взаимоотношениях с окружающими. В общении с другими детьми они проявляют низкий уровень эмпатии, у них слабо развит контроль над эмоциями. Со временем у многих детей агрессивное поведение уступает место общепринятым правилам, установленным в коллективе и в обществе, в целом. Однако у отдельной категории детей агрессия становится устойчивой формой поведения.
Само возникновение агрессии предотвратить сложно, но научить ребенка преодолевать негативные эмоции приемлемым способом, расширить его поведенческий репертуар возможно.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека в течение всей жизни.
Педагог, руководя игрой, имеет возможность воздействовать на чувства, сознание, волю, на поведение, т. е. на все стороны развития личности ребенка. Влияние игровой деятельности на развитие личности ребенка определяется тем, что через игру ребенок имеет возможность познакомиться с поведением и определенными взаимоотношениями взрослых, которые становятся впоследствии образцом его собственного поведения. Игра является отражением стремления и формирования потребности детей вступать во взаимоотношения с окружающим миром. В игре ребенок изменяет свою природу, так как он не только осваивает на предметный мир, но и в меру своей активности имеет возможность воздействовать на него. Кроме того, в игре складываются и наиболее эффективно развиваются творческое воображение, образное мышление, произвольность, самосознание, в том числе и самооценка, потребностно-мотивационная сфера ребенка и пр.
Основная цель применения игры в ходе коррекции агрессивного поведения – помочь детям выразить свои переживания наиболее приемлемым для них образом – через игру, так как она является ведущим видом деятельности для дошкольников. Ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности, мечты в игровом процессе.
Целям коррекции, по мнению Б. Д. Карвасарского и А. И. Захарова, служит перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ. Дети наделяют персонажей собственными отрицательными эмоциями, чертами характера, переносят на куклу свои недостатки, которые доставляют им неприятности.
Игровая терапия – технология коррекционного влияния на детей с внедрением игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра имеет огромное влияние на становлении личности ребенка. Игра, на сегодняшний день, проводится как в игровой психотерапии, так и в социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на вербальную коммуникацию, обыгрывании ребенком всевозможных ситуаций .
Игра содействует:
- созданию положительных отношений между сверстниками;
- снимает у ребенка напряженность, тревогу, испуг перед другими детьми;
- повышает самооценку;
- позволяет поверить в себя в всевозможных ситуациях общения, снимая угрозу социально важных последствий .
Коррекционных эффект игровых занятий у дошкольников достигается благодаря установлению позитивного чувственного контакта между ребенком и взрослым. Игра корригирует подавляемые отрицательные эмоции, страхи, неуверенность в себе и своих силах, расширяет возможности ребенка в общении .
Игротерапия используется как помощь для снижения агрессивности в поведении. Игротерапия применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Игротерапия поможет осмыслить ребенку свое настоящие «Я», повысить его самооценку и развить у ребенка потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, тревоги, агрессивные тенденции и уменьшить ощущение ребенком чувства вины.
В основном детская агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит временный, ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации деятельности ребенка не закрепляется как черта характера, а корректируется специалистами. Однако это происходит только при кропотливой и согласованной работе педагогов, психолога и родителей
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ ВЫРАЖЕНИЯ ГНЕВА В ПРИЕМЛЕМОЙ ФОРМЕ
Игра «Клоуны ругаются»
Цель: снятие вербальной агрессии.
Ход игры: Дети превращаются в клоунов, которые ругаются друг на друга «овощами и фруктами».Например: «Ты, – говорит клоун, – капуста!» Дети могут выбрать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди, отругать всех детей.
Педагог руководит игрой, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия.
Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Клоуны ласково называют друг друга цветами. Например: «Ты – колокольчик». Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга цветами.
«Маленькое привидение»
(игра с правилами)
Цель: формирование умения выплеснуть накопившийся гнев в приемлемой форме.
Содержание. «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!».
«Стаканчик для криков»
(игра с правилами)
Цель: совершенствование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения.
Оборудование: стаканчик.
Содержание. Если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «стаканчиком для криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот стаканчик, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит его, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее. «Стаканчик для криков» должен храниться в определенном месте и не использоваться в других целях. Желательно, чтобы стаканчик был с крышкой, чтобы иметь возможность «закрыть» все «кричалки» на время нормального разговора.
«Цыплята»
Цель: создание условий для выпуска агрессивными детьми разрушительной, необузданной энергии.
Агрессивному ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки.
Упражнение «Ящик с обидками»
Цель: посредством активных действий выплеснуть негативные переживания.
Ребёнок комкает куски газеты в шары и кидает их в стену. Они падают, оставаясь на полу, а он продолжает комкать всё новые куски газеты и кидать в стену до тех пор, пока не устанет. Если ребёнка обидели, то ему можно посоветовать сопровождать каждый бросок словами, адресованными обидчику.
Когда ребёнок устанет и немного успокоится, можно вместе с ним собрать бумажные комки и сложить их до следующего раза, объясняя ему, что он всегда может ими воспользоваться наедине в своей комнате, когда снова почувствует сильное напряжение и желание злиться.
«Рубка дров»
(подвижная игра)
Цель: снижение эмоционального напряжения, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.
Содержание. Скажите следующее: Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!».
Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.
«Жужа»
(подвижная игра)
Цель: развитие умения агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они обижают.
Содержание. «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей». Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.
Игра «Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи»
Педагог: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание». «А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.
Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ, САМООБЛАДАНИЯ
«Теплый как солнце, легкий как дуновение ветра»
(релаксационная игра)
Цель: совершенствование умения расслаблять мышцы лица и всего тела в «неприятной ситуации».
Содержание. Группа детей рассаживается по кругу. Педагог включает тихую музыку, и говорит: «закройте глаза, постарайтесь расслабиться и представить себе теплый чудесный денек. Над вашими головами проплывает серое облачко, на которое вы помещаете все свои горести, печали, неприятности, заботы. Ярко голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца ласкают ваши волосы, щеки, нос, руки. Постепенно ваше тело расслабляется, вы спокойны, вам хорошо и уютно, вы хотите взлететь на встречу к солнцу, небу. А сейчас мы постепенно открываем глаза и постараемся новые ощущения, такие как легкость, тепло, уют сохранить в себе на целый день».
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОТРАБОТКУ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ
«Попроси игрушку» (вербальный вариант)
(игра с правилами)
Цель: развитие умение выстраивать диалог, вырабатывать просьбу в словесной форме.
Оборудование: игрушка.
Содержание. Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:" Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать". Инструкция участнику 2: "Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали". Затем участники 1 и 2 меняются ролями.
«Попроси игрушку» (невербальный вариант)
(игра с правилами)
Цель: развитие умения вырабатывать эмоции невербальными средствами общения.
Оборудование: игрушка.
Содержание. Упражнение выполняется аналогично вербальному, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: "Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?", "Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?" Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Профилактика и коррекция неконструктивных форм поведения дошкольников"
Программа позволяет расширить возможности родителей в понимании и принятии своего ребенка. Помогает родителям осознать собственную воспитательную позицию в ситуациях затруднительного общения с ребенко...
Комплекс социально-педагогических методов коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников
В данном материале предлагается комплекс методов, направленный на коррекцию агрессивного поведения у старших дошкольников. Данный комплекс условно разделён на 3 ступени: эмоции, поведение, конст...
Методы коррекции агрессивного поведения дошкольников
Консультация для родителей...
Режиссерская игра на песке (Коррекция агрессивных проявлений старших дошкольников)
В дошкольной практике проблема детской агрессии проявляется в первую очередь в том, что среди разнообразных отклонений и нарушений в поведении детей, именно агрессивные проявления часто приводят к уху...
Применение арт-терапии технологии МОЗАРТИКА в проф-ке и коррекции дезадаптивных форм поведения дошкольников
Использованием игр мозартики – это работа с внутренним миром ребенка, с его переживаниями, эмоциями, житейским интересами, интеллектуальными проявлениями, с его отношением к себе, к другим людям...
Консультация Применение арт-терапии технологии МОЗАРТИКА в проф-ке и коррекции дезадаптивных форм поведения дошкольников
МозартикаНазвание произошло от игры - мозаика и выражения искусством - арт.Относится к группе проективных психодиагностических, психокоррекционных и развивающих методик.Включает в себя методы пс...
Игра как метод коррекции агрессивных форм поведения дошкольника
Агрессивные дети не могут объективно оценить свои поступки и, как правило, имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию. Агрессивное поведение ребенка является помехой в его взаимоотношения...