Требование к среде
материал
Предварительный просмотр:
Требование к РППС | Как раскрывается требование во ФГОС | Индикаторы требования в РППС группы |
Насыщенность среды | Соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игров0ым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. | Наличие оборудования, пособия, инвентаря, обеспечивающее: 1. Двигательную активность. 2. Эмоциональное благополучие. 3. Возможность самовыражения детей и свободного выбора. 4. Условия для самостоятельной деятельности. 5. Игровую деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые игры и т.д.), предметы оперирования. 6.познавательно-исследовательскую деятельность(развивающие игры, технические устройства, модели, предметы для опытно-экспериментальной деятельности, энциклопедии). 7. Творческую активность. 8. Условия для восприятия и созерцания (предметы декоративно-прикладного искусства, книжные иллюстрации, музыка). |
Трансформируемость пространства | Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. | 1. Возможность изменяться в зависимости от образовательной ситуации (оборудования). 2. Многофункциональность открытых стеллажей. 3. Возможность преобразования пространства для игровой деятельности. |
Полифункциональность материалов | Предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). | 1. Наличие модулей. 2. Наличие маркеров пространства. 3. Наличие зон: сюжетно-ролевых игр и режиссерских игр; для настольно-печатных игр и развивающих игр; познавательной деятельности; для самостоятельной деятельности детей; исследовательской деятельности; художественно-эстетической деятельности; двигательной активности; релаксации (расслабления); зона уединения (зона личного пространства). |
Вариативность среды | Предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. | 1. Наличие пространства для игры, конструирования, уединения. 2. Наличие разнообразных материалов, игр, игрушек, оборудования (дидактические игры, сюжетно-ролевые, подвижные, игры интеллектуального развития (шахматы, шашки), технических игрушек. 3. Наличие конструкторского и строительного материалов. 4. Наглядный иллюстративный, демонстрационный, раздаточный материал, технические средства обучения. 5. Необходимый материал для художественного – эстетического развития. 6. Постоянно действующие выставки (всех участников образовательного процесса). 7. Условия для театрализованной деятельности, в том числе различные виды театра, маркеры роли. 8. Возможность работы с художественной литературой. 9. Имеется спортивный и физкультурный инвентарь. 10. Наличие возможностей для ознакомления с региональными особенностями. |
Доступность среды | Предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. | 1. Свободный и безопасный доступ к игрушкам, играм, материалам, пособиям. 2. Размещение игрушек, игр, пособий в зоне доступности для ребенка 3. Все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей. |
Безопасность среды | Предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. | 1. Мебель безопасна, устойчива. 2. Игрушки безопасные для здоровья (санобработка). 3. Свободное передвижение по групповой комнате. 4. Среда не предусматривает доступа к опасным предметам. 5. Соответствие требованиям СанПиНа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Основные требования к организации среды"
Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое ...
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...
Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...
«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»
В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды....
«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»
В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды. Вопрос создан...
Специальные и гигиенические требования к созданию предметно-развивающей среды: требования СанПина, безопасность, охрана труда
Консультация для педагогов...
Психолого-педагогические требования к предметной развивающей среде в свете требований ФГОС ДО»
Психолого-педагогические требования к предметной развивающей среде в свете требований ФГОС ДО»...