Семья и детский сад как социальные институты формирования личности
материал (подготовительная группа)
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Введение.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка
за руку в детские годы, что вошло в его разум
и сердце из окружающего мира – от этого в
решающей степени зависит, каким человеком
станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский.
Уникальный период в жизни человека – детство , в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Все семьи различны между собой, как национальностью, образованием, так исоциальным статусом. Но перед всеми, а именно семьей, как современным социальным институтом общества, стоит одна цель – вырастить полноценное подрастающее поколение будущих граждан России.
Семья и дошкольноеучреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. Дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность. Взаимодействие семьи и детского сада это обязательное, важнейшее условие воспитания ребёнка-дошкольника. Работая над формированием личности дошкольника, и семья и детский сад преследуют одни цели и задачи в вопросах воспитания и обучения, они являются партнёрами в своей совместной деятельности. Поэтому очень важно, чтобы эти два института, значимых для ребёнка, сами понимали друг друга, находились в постоянном контакте, давали обратную связь, анализировали свою совместную работу, прислушивались друг к другу.
Цель. Создания условий единого образовательного пространства «Детский сад – семья», обеспечивающего целостное формирование и развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия детского сада с семьями воспитанников .
Методы : анализ, систематизация.
Результаты и их обсуждения.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению.
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.
Формировании личности дошкольника, первое, это та окружающая среда, в которой находится и тесно взаимодействует малыш. Недаром, именно совместная, кропотливая, порой не всегда легкая работа семьи и детского сада, а в дальнейшем и других социальных институтов, приводит к положительному финалу в вопросе развития, воспитания и формирования личности в целом. Для начала, необходимо понять, кто такой дошкольник, что такое семья и детский сад.
ДОУ -дошкольное общеобразовательное учреждение. Семья –представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью.
В основе системы взаимодействия ДОУ с семьями лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.
Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия. При этом решаются выделенные как приоритетные, следующие задачи:
• повышение педагогической культуры родителей;
• приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
• изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
• изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
Для их решения используются следующие методы:
• индивидуальное или групповое консультирование;
• просмотр родителями занятий и режимных моментов;
• привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности;( • анкетирование; опрос; беседы с членами семьи
наблюдение за ребенком (спонтанное и целенаправленное); анализ детских рисунков и рассказов на заданную тему; фиксация дня ребенка.
Еще до поступления ребенка в ДОУ желательно установить первые контакты между семьями и детским садом, для этого можно:
1. Пригласить родителей с детьми посетить и познакомиться с развивающей средой, особенностями работы ДОУ;
2. Представить письменную информацию о работе ДОУ
3. Провести беседу на предмет условий посещения ребенком учреждения;
Дальнейшее взаимодействие родителей и персонала должно проходить в процессе:
1. Ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка;
2. Беседы неформальные о детях или запланированных встреч с родителями воспитателями, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;
3. Ознакомления родителей с информацией, подготовленной воспитателями, об их детях;
4. Предложений посетить психолога, врача или других специалистов;
5. Посещения родителями учреждения для наблюдения ими деятельности , чтобы увидеть, как занимается их ребенок (Недели открытых дверей для родителей);
6. Решения любых вопросов, касающихся их детей (родительский комитет);
7. Участия в праздничных и досуговых мероприятиях детского сада и совместной деятельности с детьми;
8. Продолжения дома работы по обучению детей, которую ведут педагоги;
10. Оказания помощи в вопросах воспитания, ухода за ребенком.
А также семейное воспитание как основа социализации детей выполняет исключительно важную роль в духовно-нравственном и социальном формировании нового поколения и, по сути, определяет последующую судьбу общества в целом.
Эффективность деятельности семьи как института социализации детей оценивается сегодня по тому, насколько успешно она готовит ребенка к самостоятельной творческой деятельности, постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений. Родительское воспитание представляет собой единство трех компонентов:
-отношение к ребенку;
- представления о нем и способы воздействия (контроль, наказание, поощрение, предъявление требований т.д.);
-характер обращения с ребенком.
Взаимодействие детского сада с семьей ребенка будет успешным, если соблюдать взаимное доверие, если сотрудничество будет открытым, развивающим и долгосрочным, если будут преобладать партнерские отношения.
Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома, и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.kudashkina_e.r.docx | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Кудашкина Е.Р.,
воспитатель
МДОУ «Детский сад №88» г. о. Саранск
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Введение.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка
за руку в детские годы, что вошло в его разум
и сердце из окружающего мира – от этого в
решающей степени зависит, каким человеком
станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский.
Уникальный период в жизни человека – детство , в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Все семьи различны между собой, как национальностью, образованием, так и социальным статусом в обществе. Но перед всеми, а именно семьей, как современным социальным институтом общества, стоит одна цель – вырастить полноценное подрастающее поколение будущих граждан России.
Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. Дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность. Взаимодействие семьи и детского сада это обязательное, важнейшее условие воспитания ребёнка-дошкольника. Работая над формированием личности дошкольника, и семья и детский сад преследуют одни цели и задачи в вопросах воспитания и обучения, они являются партнёрами в своей совместной деятельности. Поэтому очень важно, чтобы эти два института, значимых для ребёнка, сами понимали друг друга, находились в постоянном контакте, давали обратную связь, анализировали свою совместную работу, прислушивались друг к другу.
Цель. Создания условий единого образовательного пространства «Детский сад – семья», обеспечивающего целостное формирование и развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия детского сада с семьями воспитанников .
Методы : анализ, систематизация.
Результаты и их обсуждения.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению.
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.
Формировании личности дошкольника, первое, это та окружающая среда, в которой находится и тесно взаимодействует малыш. Недаром, именно совместная, кропотливая, порой не всегда легкая работа семьи и детского сада, а в дальнейшем и других социальных институтов, приводит к положительному финалу в вопросе развития, воспитания и формирования личности в целом. Для начала, необходимо понять, кто такой дошкольник, что такое семья и детский сад.
ДОУ -дошкольное общеобразовательное учреждение. Семья –представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью.
В основе системы взаимодействия ДОУ с семьями лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.
Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия. При этом решаются выделенные как приоритетные, следующие задачи:
• повышение педагогической культуры родителей;
• приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
• изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
• изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
Для их решения используются следующие методы:
• индивидуальное или групповое консультирование;
• просмотр родителями занятий и режимных моментов;
• привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности;( • анкетирование; опрос; беседы с членами семьи
наблюдение за ребенком (спонтанное и целенаправленное); анализ детских рисунков и рассказов на заданную тему; фиксация дня ребенка.
Еще до поступления ребенка в ДОУ желательно установить первые контакты между семьями и детским садом, для этого можно:
1. Пригласить родителей с детьми посетить и познакомиться с развивающей средой, особенностями работы ДОУ;
2. Представить письменную информацию о работе ДОУ
3. Провести беседу на предмет условий посещения ребенком учреждения;
Дальнейшее взаимодействие родителей и персонала должно проходить в процессе:
1. Ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка;
2. Беседы неформальные о детях или запланированных встреч с родителями воспитателями, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;
3. Ознакомления родителей с информацией, подготовленной воспитателями, об их детях;
4. Предложений посетить психолога, врача или других специалистов;
5. Посещения родителями учреждения для наблюдения ими деятельности , чтобы увидеть, как занимается их ребенок (Недели открытых дверей для родителей);
6. Решения любых вопросов, касающихся их детей (родительский комитет);
7. Участия в праздничных и досуговых мероприятиях детского сада и совместной деятельности с детьми;
8. Продолжения дома работы по обучению детей, которую ведут педагоги;
10. Оказания помощи в вопросах воспитания, ухода за ребенком.
А также семейное воспитание как основа социализации детей выполняет исключительно важную роль в духовно-нравственном и социальном формировании нового поколения и, по сути, определяет последующую судьбу общества в целом.
Эффективность деятельности семьи как института социализации детей оценивается сегодня по тому, насколько успешно она готовит ребенка к самостоятельной творческой деятельности, постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений. Родительское воспитание представляет собой единство трех компонентов:
-отношение к ребенку;
- представления о нем и способы воздействия (контроль, наказание, поощрение, предъявление требований т.д.);
-характер обращения с ребенком.
Взаимодействие детского сада с семьей ребенка будет успешным, если соблюдать взаимное доверие, если сотрудничество будет открытым, развивающим и долгосрочным, если будут преобладать партнерские отношения.
Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома, и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.
Литература
- Гладкова, Ю. С. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия: журнал/
Ю. С. Гладкова. - Дошкольное воспитание. № 4, 2008.
- Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения/ С. Т. Шацкий./ – Москва: Педагогика, 304 с.
3. Глебова, С. В. Детский сад – семья : аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей / С. В. Глебова . – Воронеж, 111с.
4. Джайнотт , Х. Д. Родители и дети / Х. Д. Джайнотт. – М : Знания, 93 с.
5. Сластенин, В. А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под редакцией В. А. Сластенина – М : Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи и детского сада в социальном становлении ребенка-дошкольника.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он уч...
опыт работы на тему "Взаимодействие семей и детских дошкольных учреждений в развитии личности ребенка"
Важность семейного воспитания в процессе развития личности детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного детского учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде вс...
доклад для родителей ДОУ «Взаимодействие семьи и детского сада в процессе развития личности ребёнка
через наш доклад мы делимся опытом с родителями МДОУ как интереснее и полезнее организовать работу в своей группе...
доклад для родителей ДОУ «Взаимодействие семьи и детского сада в процессе развития личности ребёнка
через наш доклад мы делимся опытом с родителями МДОУ как интереснее и полезнее организовать работу в своей группе...
доклад для родителей ДОУ «Взаимодействие семьи и детского сада в процессе развития личности ребёнка
через наш доклад мы делимся опытом с родителями МДОУ как интереснее и полезнее организовать работу в своей группе...
Консультация «Семья и детский сад как социальные институты формирования личности дошкольника».
«Семья и детский сад как социальные институты формирования личности дошкольника». Говоря о формировании личности дошколь...