Самообразование на тему «Фольклор- как средство эстетического воспитания и развития детей младшего возраста»
презентация

Голованова Светлана Степановна

Несомненно, на

сегодняшний день тема очень актуальна. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет

собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения

действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.pptx2.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2023-2024 учебный год. Тема: «Фольклор- как средство эстетического воспитания и развития детей младшего возраста» СОСТАВИЛА: Голованова Светлана Степановна Воспитатель детей дошкольного возраста высшая квалификационная категория

Слайд 2

Цель работы : объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества. Задачи: - Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей. - Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами. - Обогащать чувства детей, воображение и речь. - Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Слайд 3

Предполагаемый результат: - повысить интерес к устному народному творчеству; -обогатить устную речь; -развить фантазию и воображение; -у родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка; -расширить представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка. Перспектива : Продолжить работу через устное народное творчество, осваивая его красоту, лаконичность, приобщать к культуре своего народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показать его способности и талант, получать впечатления о ней.

Слайд 4

Актуальность работы заключается в следующем: Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты". Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички , потешки , прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Слайд 5

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Большое внимание уделять знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками . Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей должна быть организована с учётом интеграции образовательных областей. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Слайд 6

Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняются значения слов, которые дети услышат в потешке . Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Слайд 7

Проблема : В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

Слайд 8

План работы на 2023-2024 учебный год Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы Изучение методической литературы Сентябрь Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями. Постановка целей и задач по теме: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» Работа с детьми Октябрь Разучивание и проговаривание потешек. Беседа с детьми на тему: « Путешествие в страну потешек » Декабрь Повышать интерес к русскому Открытый

Слайд 9

народному творчеству, фольклорным произведениям, обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка об устном народном творчестве. просмотр НОД во второй младшей группе на тему: «День рождения Колобка» Февраль Дидактическая игра «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото) Занятие-игра на тему: «Как мы солнышко искали» Май Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. Изучение темы: « Устное народное творчество как средство духовно- нравственного развития личности ребенка». Интерактивная игра с участием детей и педагогов ДОУ на тему: «Мы потешки распеваем и немного поиграем» Работа с семьей. Октябрь Обустроить уголок ряженья с русскими национальными костюмами. Симпозиум с участием родителей и педагогов ДОУ на тему: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» Январь Индивидуальные беседы на тему: « Влияние сказки на психику ребенка » Фольклорный досуг с участием детей, родителей и педагогов ДОУ на тему: «Русский сказ да перепляс!» Апрель Создание театрального уголка в группе (настольный (конусный), пальчиковый и би-ба- бо театры) Мастер-класс с участием педагогов ДОУ, для родителей: «Живая связь времен» Самореализация Ноябрь Сообщение на педагогическом совете по данной теме. Выступление на семинаре- практикуме на тему: «Музыкальный

Слайд 10

фольклор-как средство развития творческих способностей детей младшего возраста» Январь Участие на семинар-практикуме по распространению опыта. Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей младшего возраста» Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Открытый показ непосредственно- образовательной деятельности на тему: «Путешествие на ковре-самолете в страну сказок». Пополнение предметно- пространствен ной среды Сентябрь- Ноябрь Дидактическая игра «Узнай потешку», «Назови сказку». Декабрь- Февраль Лепбук : «Малые формы фольклора: пословицы, загадки, считалки». Март-Май Дидактическая игра: «Отгадай загадку» Дидактическая книга-игра: «Потешки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста». Часть 1.

Отчёт по методической  теме на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста»...

Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста».Часть 2.

Отчёт по методической  теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста»....

Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста».Часть 3.

Отчёт по методической  теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста»...

Консультация для воспитателей "Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста"

Возрастные особенности развития музыкально-ритмических и двигательных навыков в дошкольном возрасте....

«Фольклор- как средство эстетического и патриотического воспитания и развития детей младшего возраста»

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряетсякомпьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Егозаполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски,образности. Отсутс...

Значение художественно-эстетического воспитания на развитие детей дошкольного возраста

Значение художественно-эстетического воспитания на развитие детей дошкольного возраста...