Самообразование на тему «Фольклор- как средство эстетического воспитания и развития детей младшего возраста»
презентация
Несомненно, на
сегодняшний день тема очень актуальна. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет
собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения
действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.pptx | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель работы : объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества. Задачи: - Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей. - Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами. - Обогащать чувства детей, воображение и речь. - Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
Предполагаемый результат: - повысить интерес к устному народному творчеству; -обогатить устную речь; -развить фантазию и воображение; -у родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка; -расширить представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка. Перспектива : Продолжить работу через устное народное творчество, осваивая его красоту, лаконичность, приобщать к культуре своего народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показать его способности и талант, получать впечатления о ней.
Актуальность работы заключается в следующем: Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты". Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички , потешки , прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Большое внимание уделять знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками . Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей должна быть организована с учётом интеграции образовательных областей. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняются значения слов, которые дети услышат в потешке . Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Проблема : В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.
План работы на 2023-2024 учебный год Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы Изучение методической литературы Сентябрь Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями. Постановка целей и задач по теме: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» Работа с детьми Октябрь Разучивание и проговаривание потешек. Беседа с детьми на тему: « Путешествие в страну потешек » Декабрь Повышать интерес к русскому Открытый
народному творчеству, фольклорным произведениям, обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка об устном народном творчестве. просмотр НОД во второй младшей группе на тему: «День рождения Колобка» Февраль Дидактическая игра «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото) Занятие-игра на тему: «Как мы солнышко искали» Май Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. Изучение темы: « Устное народное творчество как средство духовно- нравственного развития личности ребенка». Интерактивная игра с участием детей и педагогов ДОУ на тему: «Мы потешки распеваем и немного поиграем» Работа с семьей. Октябрь Обустроить уголок ряженья с русскими национальными костюмами. Симпозиум с участием родителей и педагогов ДОУ на тему: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» Январь Индивидуальные беседы на тему: « Влияние сказки на психику ребенка » Фольклорный досуг с участием детей, родителей и педагогов ДОУ на тему: «Русский сказ да перепляс!» Апрель Создание театрального уголка в группе (настольный (конусный), пальчиковый и би-ба- бо театры) Мастер-класс с участием педагогов ДОУ, для родителей: «Живая связь времен» Самореализация Ноябрь Сообщение на педагогическом совете по данной теме. Выступление на семинаре- практикуме на тему: «Музыкальный
фольклор-как средство развития творческих способностей детей младшего возраста» Январь Участие на семинар-практикуме по распространению опыта. Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей младшего возраста» Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Открытый показ непосредственно- образовательной деятельности на тему: «Путешествие на ковре-самолете в страну сказок». Пополнение предметно- пространствен ной среды Сентябрь- Ноябрь Дидактическая игра «Узнай потешку», «Назови сказку». Декабрь- Февраль Лепбук : «Малые формы фольклора: пословицы, загадки, считалки». Март-Май Дидактическая игра: «Отгадай загадку» Дидактическая книга-игра: «Потешки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста». Часть 1.
Отчёт по методической теме на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста»...
Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста».Часть 2.
Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста»....
Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста».Часть 3.
Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста»...
Консультация для воспитателей "Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста"
Возрастные особенности развития музыкально-ритмических и двигательных навыков в дошкольном возрасте....
Творческий проект "Осенняя ярмарка" по народному искусству как средство эстетического воспитания и развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста
Цель проекта: Приобщать детей к русским корням, истокам и культуре своего народа....
«Фольклор- как средство эстетического и патриотического воспитания и развития детей младшего возраста»
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряетсякомпьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Егозаполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски,образности. Отсутс...
Значение художественно-эстетического воспитания на развитие детей дошкольного возраста
Значение художественно-эстетического воспитания на развитие детей дошкольного возраста...
- Мне нравится (1)