К вопросу о развитии ребенка
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей детей 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditely_4-5_let.docx | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
К вопросу о развитии ребенка.
Когда обсуждаются всякие темы по поводу норм детского развития бывает очень много разночтений. Действительно, все дети имеют свои особенности. кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Кто-то в чем-то опережает, кто-то в чем-то отстает. До 3-х лет детям не ставят диагноза умственная отсталость вообще, а пользуются термином задержка развития. в общем-то на практике стараются все-таки избегать диагностировать умственную отсталость и позже по определенным социальным причинам, существующим у нас в стране. Однако родителям полезно знать, что ребенок должен уметь к определенному возрасту. Это не стандартные нормы знаний и диагностики, а просто примерные "вехи". Если ребенок этого не знает, то довольно часто оказывается, что родители просто с ним не занимались в этом направлении. И не из-за лени, а просто потому, что полагали, что для ребенка "еще рано". Если сведения о том, что ребенок должен уметь к году, к 2-м и 3-м можно легко найти, то вот более поздний возраст, 4-5 лет, охватывается реже в литературе из-за чего я решила об этом написать. Ну и еще раз напомню основную идею - это только список навыков и если ваш ребенок чего-то не знает, это не повод падать в обморок, что он умственно отсталый, а повод с ребенком позаниматься в этом направлении.
Итак
К 4-ем годам ребенок
- может назвать и понимает, что такое "предметы домашнего обихода", "транспорт", "игрушки", "посуда" и т.п. Может обобщить предметы по этим признакам в группы.
- может назвать части предметов, ответить на вопрос "Из чего состоит"
- сравнивает по разным категориям предметы и противопоставлять их ( например:" Этот кубик большой, а тот маленький")
- может называть профессии людей ( естественно основные, без всяких кибернетиков и логистиков)
- может называть действия людей, отвечать на вопросы " что делает?"
- разгадывает загадки о предметах окружающего мира, животных, временах года , природных явлениях
- в речи изменяет слова по родам и падежам
- знает названия животных и их детенышей
- прослушав сказку умеет повторить интересные моменты, отдельные фразы героев сказки ( что сказали медведи, когда увидели, что их похлебка съедена; что говорила Маша, когда сидела, что медведь хочет съесть пирожок, предназначенный бабе и деду)
- знает и умеет рассказать короткие стишки и потешки
- умеет пересказывать короткие сказки при помощи взрослых, с отдельными подсказками
- различает и использует в речи понятия много и один, различать равенство и неравенство ( кубиков больше или столько же)
- знает геометрические фигуры : круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и находить их в предметах.
- различает геометрические тела: шар, куб, цилиндр
- различает времена года и суток, правильно их называть и указывать их основные характеристики ( что в это время происходит)
- знает право-лево и определять положение предмета относительно себя
- имеет обобщенные представления об основных цветах ( ромашки, розы, васильки, колокольчики...), деревьях ( клен, береза, дуб...)
- понимает и умеет распределить овощи и фрукты, различать диких и домашних животных
- умеет управлять руками и пальцами : рисовать прямые линии ( вертикальные и горизонтальные), рисовать округлые линии
- составляет фигуры и узоры из готовых геометрических форм
- в рисунке ребенок может передать образы окружающей действительности, использует для предметов правильные цвета ( морковь оранжевая, солнце желтое...),изображает несложные сюжеты ( машина едет по дороге, везет груз; дети гуляют)
К 5 годам ребенок
- может употреблять слова-антонимы, понимает многозначность слов ( иголки у ежа и елки)
- использует слова обозначающие качества предметов ( ответить на вопрос какой бывает ежик - колючий серый маленький)
- имеет более полное представление о профессиях, может не только их назвать, но и сказать что эти люди делают, а так же ответить на вопрос "люди каких профессий работают в тех или иных местах" ( например на стройке, в школе, в магазине)
- составляет по просьбе простые предложения, например по картинке сказать, что тут происходит
- образовывает слова при помощи приставок ( машина въезжает, подъезжает, выезжает) и суффиксов ( шар-шарик, облако-облачко)
- находит слова, которые звучат похоже, но отличаются одним звуком ( лук-луг шишка-мышка), определять мягкие и твердые согласные, делить слово на слоги.
- подбирает рифму ( простую) например по рифмованным загадкам, подбирать слово по смыслу ( зайки едят капусту и...), называть слова с заданным звуком.
- рисует наклонные линии в разных направлениях, закругленные линии
- при прочтении стихотворения пользуется логическими паузами и ударениями, меняет интонацию, пользуется мимикой, характеризующей содержание
- самостоятельно пересказывает сказки,с сохранением сюжета
- находит несоответствие в расположении картинок, где показаны последовательные действия, может указать, что пропущено
- отгадывает загадки о сказках, находит картинки к ним
- владеет качественным и количественным счетом, может сказать сколько предметов и какой по счету предмет
- различает цифры от 1 до 5, соотносит их с количеством предметов, может воспроизвести количество предметов ( взять 4 кубика)
- различает "вчера-сегодня-завтра", "быстро- медленно" и правильно употребляет их в речи
- может правильно нарисовать предметы на листе по отношению друг к другу и к себе ( облако выше цветочка, бабочка слева от тебя)
- решает простые математические задачи на счет до 5
- знает птиц и их отличительные черты, говорит какие звуки они издают и чем друг от друга отличаются.
- знает не только название деревьев, но и может отличить их листья и плоды
- может установить простые причинно-следственные связи по картинкам ( деревья склонились к земле, потому что дует ветер)
- держит в руках ножницы, режет полоски, может резать квадраты по диагонали, делает косые срезы, вырезает округлые и овальные предметы по контуру, наклеивает готовые изображения
- изображает более сложные сюжетные композиции( девочки нарядились красиво и пошли на праздник, где будут танцевать)
- сгибает листы пополам, совмещая стороны и углы.
Родители не умеют наблюдать=» не умеют видеть=» многого хотят от своего ребенка, не подозревая, что он этого не может сделать. Система неадекватных требований тормозит развитие ребенка. (Марьяна Безруких — доктор биологических наук, директор института возрастной психологии РАО)
Когда обсуждаются всякие темы по поводу норм детского развития бывает очень много разночтений. Действительно, все дети имеют свои особенности. кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Кто-то в чем-то опережает, кто-то в чем-то отстает. Однако родителям полезно знать, что ребенок должен уметь к определенному возрасту. Это не стандартные нормы знаний и диагностики, а просто примерные "вехи". Если ребенок этого не знает, то довольно часто оказывается, что родители просто с ним не занимались в этом направлении. И не из-за лени, а просто потому, что полагали, что для ребенка "еще рано". Если сведения о том, что ребенок должен уметь к году, к 2-м и 3-м можно легко найти, то вот более поздний возраст, 4-5 лет, охватывается реже в литературе. еще раз напомню основную идею - это только список навыков и если ваш ребенок чего-то не знает, это не повод падать в обморок, что он умственно отсталый, а повод с ребенком позаниматься в этом направлении.
К 4-ем годам ребенок
- может назвать и понимает, что такое "предметы домашнего обихода", "транспорт", "игрушки", "посуда" и т.п. Может обобщить предметы по этим признакам в группы.
- может назвать части предметов, ответить на вопрос "Из чего состоит"
- сравнивает по разным категориям предметы и противопоставлять их ( например:" Этот кубик большой, а тот маленький")
- может называть профессии людей ( естественно основные, без всяких кибернетиков и логистиков)
- может называть действия людей, отвечать на вопросы " что делает?"
- разгадывает загадки о предметах окружающего мира, животных, временах года , природных явлениях
- в речи изменяет слова по родам и падежам
- знает названия животных и их детенышей
- прослушав сказку умеет повторить интересные моменты, отдельные фразы героев сказки ( что сказали медведи, когда увидели, что их похлебка съедена; что говорила Маша, когда сидела, что медведь хочет съесть пирожок, предназначенный бабе и деду)
- знает и умеет рассказать короткие стишки и потешки
- умеет пересказывать короткие сказки при помощи взрослых, с отдельными подсказками
- различает и использует в речи понятия много и один, различать равенство и неравенство ( кубиков больше или столько же)
- знает геометрические фигуры : круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и находить их в предметах.
- различает геометрические тела: шар, куб, цилиндр
- различает времена года и суток, правильно их называть и указывать их основные характеристики ( что в это время происходит)
- знает право-лево и определять положение предмета относительно себя
- имеет обобщенные представления об основных цветах ( ромашки, розы, васильки, колокольчики...), деревьях ( клен, береза, дуб...)
- понимает и умеет распределить овощи и фрукты, различать диких и домашних животных
- умеет управлять руками и пальцами : рисовать прямые линии ( вертикальные и горизонтальные), рисовать округлые линии
- составляет фигуры и узоры из готовых геометрических форм
- в рисунке ребенок может передать образы окружающей действительности, использует для предметов правильные цвета ( морковь оранжевая, солнце желтое...),изображает несложные сюжеты ( машина едет по дороге, везет груз; дети гуляют).
Возраста, когда ребенком не надо заниматься нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родителей по вопросам сенсорного развития и воспитания ребенка.
При подготовке к родительскому собранию по теме: " Сенсорное вспитание ребенка - фундамент умственного развития ребенка", мы подготовили для родителей анкету по выявлению интересов и знаний родителей ...
«Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка: трудности и пути решения»
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей ...
Взаимодействие воспитателей и родителей по вопросам эмоционального развития ребенка.
Поиск рациональных путей взаимодействия родителей и педагогов....
Статья "Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников по вопросу музыкального развития ребенка в новых социальных условиях"
В системе музыкального развития дошкольников важным аспектом является совместная работа ДОУ с родителями воспитанников. Решение этой задачи предполагает соучастие в организации музыкальной деятельност...
Статья по теме "Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников по вопросу музыкального развития ребенка"
Сатья по теме ВКР...
Поддержка родителей в вопросах воспитания и развития ребенка. Мастер-класс для родителей "Учим ребенка общаться".
О значимости общения в современном обществе, о средствах общения и о необходимости развития коммуникативных навыков у детей-дошкольников. В процессе ориентации дошкольника в окружающем мире особое мес...
Семинар "Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах всестороннего развития ребенка".
Данный материал поможеть воспитателям граммотно и эффективно организовать взаимодействие ДОУ и семьи воспитанников...