Семинар-практикум для педагогов «Организация театральной зоны в детском саду»
презентация
Семинар-практикум для педагогов «Организация театральной зоны в детском саду»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_teatralnaya_zona.pptx | 1.16 МБ |
seminar-praktikum_teatralnaya_zona.docx | 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С тандартный (то есть для общеобразовательных групп) театральный уголок включаются:
Теневой театр
Пальчиковый театр
Куклы би-ба- бо
Куклы на прищепке Фетровые персонажи
Ширма
Маски Костюмы
Содержание уголков для разных возрастов по видам театрализации. Младший возраст: - пальчиковый театр (этюды на руках); - настольный театр (различные виды); - театр мягкой игрушки (этюды с предметами); - театр вязаной игрушки (этюды с предметами); - театр игрушки из конуса (этюды с предметами).
Для среднего возраста: - пальчиковый театр (этюды на руках); - настольный театр (различные виды); - кукла на гапите , на резинке (работа с предметами на стержне или на нитках); - куклы перчатки (пластические этюды на руках).
Для старшей группы: - пальчиковый театр (этюды на руках); - куклы перчатки (пластические этюды на руках); - куклы-марионетки (постановка этюдов-импровизаций).
Для подготовительной группы: - пальчиковый театр (этюды на руках); - куклы-перевертыши (игры-перевоплощения); - куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках); - куклы-марионетки (постановка этюдов); - ростовые куклы (музыкально-пластические этюды); - тростевые куклы (постановка этюдов, сказок).
Театр на ложках Книжка-панорама в качестве программки
Примеры театральных зон
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Организация театральной зоны»
В детском саду дети проводят большую часть дня. Каждый элемент оформления пространства группы имеет огромное значение, поскольку влияет на формирование у детей эстетического вкуса. И, конечно, любая деталь обстановки должна нести смысловую нагрузку. Чтобы театральная зона отвечала этим требованиям, его структуру и содержание следует тщательно продумать.
Театральная зона — это часть развивающей среды в оснащении группы, призванная сплотить ребят общей игровой деятельностью, в которой они смогли бы продемонстрировать все грани своего характера, возможно, ещё не известные им самим. В стандартный (то есть для общеобразовательных групп) театральный уголок включаются:
- картинки, в том числе объёмные для конусного театра;
- игрушки для театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, фетровые персонажи для фланелеграфа;
- ширма (в детских садах обычно используется универсальная ширма, которая выступает и декорацией-фоном, и занавесом);
- реквизит (мягкие игрушки, машинки и пр.);
- материалы для изготовления элементов образов, декораций (кусочки ткани, картона, бумаги и т. д.);
- маски;
- костюмы;
- книги;
- фонотека;
- стенд с афишами и результатами работы (рисунками, поделками и пр.).
Назначение театральной зоны — обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией. Но в каждой возрастной группе есть свой определённый круг задач, для решения которых можно использовать тот или иной вид театра.
Первая младшая группа. Дети знакомятся с пальчиковым театром, в котором куклы создаются (шьются из ткани или фетра, делаются из бумаги, лепятся из полимерной глины и т. д.) для каждого пальца и по желанию украшаются пуговицами, нитками, тесьмой и кружевом. Задача — научиться управлять движениями собственных пальчиков.
Вторая младшая. Малыши учатся работать с куклами на столе или перчаточными игрушками. Персонажи настольного театра изготавливаются из бумажных конусов, цилиндров, или представляют собой тканевые куклы-перчатки — би-ба-бо. Задача — тренировать координацию, мелкую моторику.
Средняя группа. Кроме тренировки уже полученных навыков, ребята учатся работать с театром ложек, в котором персонажи делаются на основе пластиковой посуды, знакомятся с театральной ширмой (работающей как занавес или/и декорация-фон), куклой на деревянном стержне — гапите, а также осваивают азы кукловождения. Задача — согласовывать движения с сюжетом повествования, работать над развитием координации, мелкой моторикой.
Старшая группа. Ребята знакомятся с куклами-марионетками. Они приводятся в движение с помощью крестовины — держателя ниток, на которые подвешена игрушка. Задача — освоение тонкостей интонации голоса, передающих разные эмоции.
Подготовительная группа. Работа в качестве актёра костюмированного театра, где ребёнку необходимо полностью перевоплотиться в своего героя, повторяя его движения, манеру поведения, голос и прочее. В некоторых дошкольных образовательных учреждениях, которые располагают подобным реквизитом, малыши также имеют возможность работать с напольными и платковыми куклами.
Содержание уголков для разных возрастов по видам театрализации.
Наполнение театрального уголка должно быть понятно детям, то есть они должны уметь взаимодействовать с куклами, манипулировать ими.
Для младшего возраста:
- пальчиковый театр (этюды на руках);
- настольный театр (различные виды);
- театр мягкой игрушки (этюды с предметами);
- театр вязаной игрушки (этюды с предметами);
- театр игрушки из конуса (этюды с предметами).
Для среднего возраста:
- пальчиковый театр (этюды на руках);
- настольный театр (различные виды);
- кукла на гапите, на резинке (работа с предметами на стержне или на нитках);
- куклы перчатки (пластические этюды на руках).
Для старшей группы:
- пальчиковый театр (этюды на руках);
- куклы перчатки (пластические этюды на руках);
- куклы-марионетки (постановка этюдов-импровизаций).
Для подготовительной группы:
- пальчиковый театр (этюды на руках);
- куклы-перевертыши (игры-перевоплощения);
- куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках);
- куклы-марионетки (постановка этюдов);
- ростовые куклы (музыкально-пластические этюды);
- тростевые куклы (постановка этюдов, сказок).
Где разместить театральную зону
В условиях современных детских садов, где пространство довольно ограничено, выделить отдельные места для всех зон (театра, окружающего мира и т. д.) бывает довольно сложно. Поэтому воспитатель может объединить образовательные центры в комплекс. Например, для направлений театра, изобразительной деятельности и музыки можно организовать единый художественно-творческий уголок. При этом нельзя забывать о том, что предметное наполнение должно соответствовать ряду принципов:
- мобильности (материалы для музыкальных занятий могут быть иллюстрирующими и для театрализации);
- сменяемости (содержание зоны должно меняться в зависимости от целей учебно-воспитательной работы в тот или иной месяц, направления специализации группы, времени года, интересов детей, степени изношенности материалов);
- доступности (все дети имеют одинаковые права и обязанности, связанные с использованием атрибутов театрального уголка);
- эстетичности (сам центр и все его составляющие должны красиво выглядеть, быть чистыми и опрятными).
Как оформить театральный уголок
Необходимо продумать не только содержательную сторону наполнения (какие куклы, маски и приспособления будут в уголке), но и то, из чего и как все эти элементы могут быть изготовлены. Многое можно купить в готовом виде, но что-то проще и полезнее сделать самостоятельно. К изготовлению некоторых предметов стоит привлечь детей.
Таблица: идеи для изготовления предметов реквизита
Что | Из чего можно сделать |
Виды театров и кукол | |
Настольный театр | Игрушки-куклы можно делать из картона или бумаги. Для настольного театра их можно склеить из двух частей и установить на подставки из пластика, дерева или толстого картона. Ещё один способ — наклеить изображение на конус или цилиндр. |
Пальчиковый театр | Кукол можно создать с помощью бумаги или ткани, украсив нитками, пуговицами, тесьмой и пр. Можно также некоторых персонажей связать. |
Перчаточные куклы | Одну перчатку прошивают на уровне пальцев с изнанки, выворачивают и, набив ватой или синтепоном и украсив, пришивают ко второй. |
Танцующие игрушки, марионетки из картона | Из картона вырезаются отдельные детали: туловище, руки, ноги. После чего элементы соединяются нитками или проволокой. |
Би-ба-бо | Кукол би-ба-бо можно изготовить из капроновых чулок. |
Театр на фланелеграфе | Персонажи для театра на фланелеграфе из фетра. |
Театр на ложках (пластиковых или деревянных) | На основу наклеиваются детали из картона, которые затем драпируются тканью и украшаются. Можно также использовать акриловые краски, пластилин и другие материалы. |
Напольные куклы | Мягкие куклы в рост ребёнка шьются также, как обычные мягкие игрушки. При необходимости в куклу можно вставить элементы каркасной основы (чтобы туловище не гнулось), а также пришить петли, чтобы ребёнку было проще управлять куклой. |
Платковые куклы | К картонной голове пришивается широкая лента, а снизу она нашивается на платок или платье с рукавами. Ребёнок надевает такой костюм и управляет персонажем, с помощью резинки, которая крепится к рукаву. |
Театр теней | Голова персонажа вырезается из картона, к ней крепится бумажная трубочка для указательного пальца актёра. Проколом намечаем глазки. Для представлений необходимы старый телевизор и лампа, которая будет направлять источник света. |
Общий и дополнительный реквизит | |
Декорации | Деревья, солнце, поляна и прочее выполняются из плотной бумаги и наклеиваются на картон-основу. |
Занавес | Занавес изготавливается из гофрированной бумаги или обычной ткани. |
Ширма | Может быть из дерева или из толстого картона. |
Программки | Книжки-панорамы можно использовать, например, в качестве программки для постановки. |
Билетики | Билетики делаются из бумаги или картона, а затем ламинируются или оклеиваются скотчем. |
Театральная зона, в которой есть всё необходимое для соответствующей деятельности, позволяет создать в группе комфортную среду для развития творческих способностей воспитанников. Театрализация — особое направление образовательной программы для дошкольных учреждений, потому что даёт детям возможность не только исследовать окружающий мир, но и учиться жить с ним в согласии. Кроме того, театрализация помогает ребятишкам стать более уверенными в себе, что немаловажно и для их личностного роста — а значит, без театральной зоны детскому саду нельзя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль педагога в организации театральной деятельности в детском саду
создание театрального уголка в своей группе. Приобщение детей к театральному искусству, обучение приемам кукловождению....
Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.
В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....
Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.
В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....
Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду»
Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме "Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду"....
Семинар-практикум для воспитателей: “Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду” (минилаборатория).
Семинар-практикум для воспитателей:“Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду” (минилаборатория).Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить...
Мастер - класс для воспитателей детского сада "Организация театральной деятельности в детском саду"
Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. ...
Организация зеленой зоны в детском саду
Организация зеленой зоны в детском саду...