Семинар-практикум для педагогов «Организация театральной зоны в детском саду»
презентация

Федоровская Валерия Алексеевна

Семинар-практикум для педагогов «Организация театральной зоны в детском саду»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум «Организация театральной зоны в детском саду» Подготовила: Федоровская В.А.

Слайд 2

С тандартный (то есть для общеобразовательных групп) театральный уголок включаются:

Слайд 3

Теневой театр

Слайд 4

Пальчиковый театр

Слайд 5

Куклы би-ба- бо

Слайд 6

Куклы на прищепке Фетровые персонажи

Слайд 7

Ширма

Слайд 8

Маски Костюмы

Слайд 9

Содержание уголков для разных возрастов по видам театрализации. Младший возраст: - пальчиковый театр (этюды на ру­ках); - настольный театр (различные виды); - театр мягкой игрушки (этюды с предмета­ми); - театр вязаной игрушки (этюды с предметами); - театр игрушки из конуса (этюды с предметами).

Слайд 10

Для среднего возраста: - пальчиковый театр (этюды на ру­ках); - настольный театр (различные виды); - кукла на гапите , на резинке (работа с предметами на стержне или на нитках); - куклы перчатки (пластические этюды на руках).

Слайд 11

Для старшей группы: - пальчиковый театр (этюды на руках); - куклы перчатки (пластические этюды на руках); - куклы-марионетки (постановка этюдов-импровизаций).

Слайд 12

Для подготовительной группы: - пальчиковый театр (этю­ды на руках); - куклы-перевертыши (игры-перевоплощения); - куклы перчатки-варежки (пластиче­ские этюды на руках); - куклы-марионетки (постановка этюдов); - ростовые куклы (музыкально-пластические этюды); - тростевые куклы (постановка этюдов, сказок).

Слайд 13

Театр на ложках Книжка-панорама в качестве программки

Слайд 14

Примеры театральных зон

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Организация театральной зоны»

    В детском саду дети проводят большую часть дня. Каждый элемент оформления пространства группы имеет огромное значение, поскольку влияет на формирование у детей эстетического вкуса. И, конечно, любая деталь обстановки должна нести смысловую нагрузку. Чтобы театральная зона отвечала этим требованиям, его структуру и содержание следует тщательно продумать.

    Театральная зона — это часть развивающей среды в оснащении группы, призванная сплотить ребят общей игровой деятельностью, в которой они смогли бы продемонстрировать все грани своего характера, возможно, ещё не известные им самим. В стандартный (то есть для общеобразовательных групп) театральный уголок включаются:

  • картинки, в том числе объёмные для конусного театра;
  • игрушки для театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, фетровые персонажи для фланелеграфа;
  • ширма (в детских садах обычно используется универсальная ширма, которая выступает и декорацией-фоном, и занавесом);
  • реквизит (мягкие игрушки, машинки и пр.);
  • материалы для изготовления элементов образов, декораций (кусочки ткани, картона, бумаги и т. д.);
  • маски;
  • костюмы;
  • книги;
  • фонотека;
  • стенд с афишами и результатами работы (рисунками, поделками и пр.).

   Назначение театральной зоны — обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией. Но в каждой возрастной группе есть свой определённый круг задач, для решения которых можно использовать тот или иной вид театра.
   
Первая младшая группа. Дети знакомятся с пальчиковым театром, в котором куклы создаются (шьются из ткани или фетра, делаются из бумаги, лепятся из полимерной глины и т. д.) для каждого пальца и по желанию украшаются пуговицами, нитками, тесьмой и кружевом. Задача — научиться управлять движениями собственных пальчиков.
    Вторая младшая. Малыши учатся работать с куклами на столе или перчаточными игрушками. Персонажи настольного театра изготавливаются из бумажных конусов, цилиндров, или представляют собой тканевые куклы-перчатки — би-ба-бо. Задача — тренировать координацию, мелкую моторику.
   
Средняя группа. Кроме тренировки уже полученных навыков, ребята учатся работать с театром ложек, в котором персонажи делаются на основе пластиковой посуды, знакомятся с театральной ширмой (работающей как занавес или/и декорация-фон), куклой на деревянном стержне — гапите, а также осваивают азы кукловождения. Задача — согласовывать движения с сюжетом повествования, работать над развитием координации, мелкой моторикой.
   
Старшая группа. Ребята знакомятся с куклами-марионетками. Они приводятся в движение с помощью крестовины — держателя ниток, на которые подвешена игрушка. Задача — освоение тонкостей интонации голоса, передающих разные эмоции.
   
Подготовительная группа. Работа в качестве актёра костюмированного театра, где ребёнку необходимо полностью перевоплотиться в своего героя, повторяя его движения, манеру поведения, голос и прочее. В некоторых дошкольных образовательных учреждениях, которые располагают подобным реквизитом, малыши также имеют возможность работать с напольными и платковыми куклами.
                     

                           Содержание уголков для разных возрастов по видам театрализации.
   Наполнение театрального уголка должно быть понятно детям, то есть они должны уметь взаимодействовать с куклами, манипулировать ими.

Для младшего возраста:

  • пальчиковый театр (этюды на руках);
  • настольный театр (различные виды);
  • театр мягкой игрушки (этюды с предметами);
  • театр вязаной игрушки (этюды с предметами);
  • театр игрушки из конуса (этюды с предметами).

Для среднего возраста:

  • пальчиковый театр (этюды на руках);
  • настольный театр (различные виды);
  • кукла на гапите, на резинке (работа с предметами на стержне или на нитках);
  • куклы перчатки (пластические этюды на руках).

Для старшей группы:

  • пальчиковый театр (этюды на руках);
  • куклы перчатки (пластические этюды на руках);
  • куклы-марионетки (постановка этюдов-импровизаций).

Для подготовительной группы:

  • пальчиковый театр (этюды на руках);
  • куклы-перевертыши (игры-перевоплощения);
  • куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках);
  • куклы-марионетки (постановка этюдов);
  • ростовые куклы (музыкально-пластические этюды);
  • тростевые куклы (постановка этюдов, сказок).

    Где разместить театральную зону
    В условиях современных детских садов, где пространство довольно ограничено, выделить отдельные места для всех зон (театра, окружающего мира и т. д.) бывает довольно сложно. Поэтому воспитатель может объединить образовательные центры в комплекс. Например, для направлений театра, изобразительной деятельности и музыки можно организовать единый художественно-творческий уголок. При этом нельзя забывать о том, что предметное наполнение должно соответствовать ряду принципов:

  • мобильности (материалы для музыкальных занятий могут быть иллюстрирующими и для театрализации);
  • сменяемости (содержание зоны должно меняться в зависимости от целей учебно-воспитательной работы в тот или иной месяц, направления специализации группы, времени года, интересов детей, степени изношенности материалов);
  • доступности (все дети имеют одинаковые права и обязанности, связанные с использованием атрибутов театрального уголка);
  • эстетичности (сам центр и все его составляющие должны красиво выглядеть, быть чистыми и опрятными).

    Как оформить театральный уголок
    Необходимо продумать не только содержательную сторону наполнения (какие куклы, маски и приспособления будут в уголке), но и то, из чего и как все эти элементы могут быть изготовлены. Многое можно купить в готовом виде, но что-то проще и полезнее сделать самостоятельно. К изготовлению некоторых предметов стоит привлечь детей.

Таблица: идеи для изготовления предметов реквизита

Что

Из чего можно сделать

Виды театров и кукол

Настольный театр

Игрушки-куклы можно делать из картона или бумаги. Для настольного театра их можно склеить из двух частей и установить на подставки из пластика, дерева или толстого картона. Ещё один способ — наклеить изображение на конус или цилиндр.

Пальчиковый театр

Кукол можно создать с помощью бумаги или ткани, украсив нитками, пуговицами, тесьмой и пр. Можно также некоторых персонажей связать.

Перчаточные куклы

Одну перчатку прошивают на уровне пальцев с изнанки, выворачивают и, набив ватой или синтепоном и украсив, пришивают ко второй.

Танцующие игрушки, марионетки из картона

Из картона вырезаются отдельные детали: туловище, руки, ноги. После чего элементы соединяются нитками или проволокой.

Би-ба-бо

Кукол би-ба-бо можно изготовить из капроновых чулок.

Театр на фланелеграфе

Персонажи для театра на фланелеграфе из фетра.

Театр на ложках (пластиковых или деревянных)

На основу наклеиваются детали из картона, которые затем драпируются тканью и украшаются. Можно также использовать акриловые краски, пластилин и другие материалы.

Напольные куклы

Мягкие куклы в рост ребёнка шьются также, как обычные мягкие игрушки. При необходимости в куклу можно вставить элементы каркасной основы (чтобы туловище не гнулось), а также пришить петли, чтобы ребёнку было проще управлять куклой.

Платковые куклы

К картонной голове пришивается широкая лента, а снизу она нашивается на платок или платье с рукавами. Ребёнок надевает такой костюм и управляет персонажем, с помощью резинки, которая крепится к рукаву.

Театр теней

Голова персонажа вырезается из картона, к ней крепится бумажная трубочка для указательного пальца актёра. Проколом намечаем глазки. Для представлений необходимы старый телевизор и лампа, которая будет направлять источник света.

Общий и дополнительный реквизит

Декорации

Деревья, солнце, поляна и прочее выполняются из плотной бумаги и наклеиваются на картон-основу.

Занавес

Занавес изготавливается из гофрированной бумаги или обычной ткани.

Ширма

Может быть из дерева или из толстого картона.

Программки

Книжки-панорамы можно использовать, например, в качестве программки для постановки.

Билетики

Билетики делаются из бумаги или картона, а затем ламинируются или оклеиваются скотчем.

    Театральная зона, в которой есть всё необходимое для соответствующей деятельности, позволяет создать в группе комфортную среду для развития творческих способностей воспитанников. Театрализация — особое направление образовательной программы для дошкольных учреждений, потому что даёт детям возможность не только исследовать окружающий мир, но и учиться жить с ним в согласии. Кроме того, театрализация помогает ребятишкам стать более уверенными в себе, что немаловажно и для их личностного роста — а значит, без театральной зоны детскому саду нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в организации театральной деятельности в детском саду

создание театрального уголка в своей группе. Приобщение детей к театральному искусству, обучение приемам кукловождению....

Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.

В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.

В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду»

Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме "Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду"....

Семинар-практикум для воспитателей: “Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду” (минилаборатория).

Семинар-практикум для воспитателей:“Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду” (минилаборатория).Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить...

Мастер - класс для воспитателей детского сада "Организация театральной деятельности в детском саду"

Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. ...

Организация зеленой зоны в детском саду

Организация зеленой зоны в детском саду...