Статья. Развитие творчества дошкольников с ОВЗ
статья
Программа развития системы дошкольного образования направлена, сегодня, на создание благоприятных условий для развития детей дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной образовательной программы дошкольного образования, с учетом инклюзивного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._razvitie_tvorchestva_doshkolnikov_s_ovz.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творчества детей дошкольного возраста с ОВЗ через создание личностно – развивающей образовательной среды в ДОО.
Сайфуллина Ирина Геннадьевна,
заведующий МБДОУ «Детский сад № 57»
г. Бийск
Программа развития системы дошкольного образования направлена, сегодня, на создание благоприятных условий для развития детей дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной образовательной программы дошкольного образования, с учетом инклюзивного образования. ФГОС ДО нацеливают педагогов на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства, на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности воспитанников, в том числе с ОВЗ. В связи, с чем возникает необходимость создания педагогически организованной личностно-развивающей образовательной среды, открытой изменениям и инновациям, способствующей развитию необходимых для успеха в современном обществе ребенка качеств: коммуникативности, креативности, критического мышления, эмоционального интеллекта, а также повышения компетентности педагогов и родителей.
Российский педагог и психолог В.А. Ясвин в рамках развивающего обучения обосновал идею развивающей образовательной среды, основной характеристикой которой является способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного личностного саморазвития. Личностно - развивающая образовательная среда – это институционально ограниченная совокупность возможностей для развития личности дошкольников, возникающих под влиянием педагогически спроектированных организационно-технологических и пространственно предметных условий, а также случайных факторов в контексте событийного взаимодействия.
Целью нашей работы является моделирование образовательной среды, где его личность была бы востребована и функционировала, где ребенок с первого шага чувствовал бы свою защищенность и успешность.
Личностно - развивающая образовательная среда (ЛРОС) в нашем дошкольном образовательном учреждении обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции для детей, в том числе с ОВЗ, имеющих предпосылки к одаренности по разным направлениям: художественно – эстетическое, интеллектуально – творческое.
Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. Развитие творчества для детей с ОВЗ имеет важное значение, так как способствует раскрытию личного потенциала. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что также важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, мы создаем условия для их дальнейшей успешной адаптации в социуме. Проблематика работы с талантливыми детьми со статусом ОВЗ, на наш взгляд, заключается в обеспечении системного подхода в использовании образовательных технологий и методов работы. Не стоит забывать, что детям с особыми образовательными потребностями необходимы простые вещи: внимание, любовь, забота, понимание, возможность творчества. Эти и другие проблемы мы решаем через создание личностно – развивающей образовательной среды, предполагающей:
- трансформацию групповой и территориальной инфраструктуры с учетом социально – ориентированного дизайна;
- моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации применения инновационных технологий в области инклюзивного образования;
- использование средств цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, направленных на формирование целевых ориентиров дошкольников;
- построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов и родителей в области инклюзивного образования.
Систематическая и целенаправленная работа с детьми ОВЗ по развитию творчества предусматривает внедрение системы наставничества «педагог – ребенок», где создаются условия для индивидуальной работы с воспитанником с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Педагогом составляется на основе индивидуальных особенностей и склонностей ребенка план продуктивных занятий. Здесь важно привлечь родителей к совместной работе по развитию детской одаренности, организуя разъяснительно – консультативную поддержку. С целью комплексного подхода к развитию предпосылок одаренности у детей с ограниченными возможностями здоровья, мы организуем волонтерскую деятельность «Умные выходные», где на разных площадках создаем условия для совместной творческой деятельности, принимаем активное участие в конкурсном движении по ранней профориентации «Юный мастер!», «Детский Абилимпикс», участвуем в реализации разноуровневых сетевых проектах «Мы - из Наукограда!», «Детский сад – территория талантов!», «Путешествия с Робобориком», создаем условия для инклюзивного дополнительного образования.
Нашими педагогами создан банк методических материалов для работы с одаренными детьми, в том числе с ОВЗ, активно внедряются в образовательный процесс развивающие формы и методы обучения дошколят, развивающее оборудование «Прозрачный мольберт», лаборатория «Наураша», Тико – моделирование, детские тренажеры, технологии развития эмоционального интеллекта «Говорящая стена!», «Краски эмоций!», используются материалы развивающих образовательных платформ, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала детей.
Работа педагога с одарёнными детьми с ОВЗ – это постоянное развитие, личностный рост, пополнение знаний и средств обучения одарённых детей и детей с ОВЗ, обмен опытом с другими педагогами и педагогами-психологами, а также плотное общение с родителями одарённых воспитанников. Педагоги и родители должны объединяться в создании и поддержании благоприятных условий для развития и воплощения творческого потенциала одарённых детей, чтобы благодаря общим усилиям, дошкольник мог полноценно раскрыться в профессии, реализовать свои способности. Все дети рождаются быть успешными! Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Развитие способностей (одаренности) происходит только в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции.
Литература
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 28.12.2022, регистрационный № 71847).
2. Абакирова Т. П. Проблемы организации сопровождения одаренных детей в образовательных учреждениях. URL: http://www.concord.websib.ru/page.php?article=73&item=2.
3. Гришаева, Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации / Н.П. Гришаева – М.: Вентана – Граф, 2015.
4. Ляшко, Л. Ю. Развитие системы поддержки талантливых детей / Л. Ю. Ляшко, Т. В. Ляшко, Е. О. Федоровская // Одаренный ребенок. — 2011. — №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие творчества в изобразительной деятельности дошкольников"
Развитие творчества...
Статья «Развитие творчества в изобразительной деятельности дошкольников»
Статья «Развитие творчества в изобразительной деятельности дошкольников»...
Статья «Развитие творчества в изобразительной деятельности дошкольников»
Статья «Развитие творчества в изобразительной деятельности дошкольников»...
Статья "Развитие творчества в изобразительной деятельности дошкольников"
Статья "Развитие творчества в изобразительной деятельности дошкольников" ...
Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,посредством развивающих математических игр и упражнений»(из опыта работы)
Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет, посредством развивающих математических игр и упражнений»...
Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,посредством развивающих математических игр и упражнений»(из опыта работы)
Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет, посредством развивающих математических игр и упражнений&raqu...
Статья "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА И ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
Творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого твор...