Статья "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА И ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
статья

Смагина Минавар Гуламовна

Творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.  Создание творческой личности, устремленной в будущее, является актуальным вопросом и по сей день.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1_smaginasummanen.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА И  ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Смагина М.Г.  

Воспитатель ГБДОУ Детский сад №78 комбинированного вида Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Сумманен Н.Е.  

Воспитатель ГБДОУ Детский сад №78 комбинированного вида Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.  Создание творческой личности, устремленной в будущее, является актуальным вопросом и по сей день.

Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Если мы взглянем на поведение человека, на всю его деятельность, мы легко увидим, что в этой деятельности можно различить два основных вида поступков. Один вид деятельности можно назвать воспроизводящим, или репродуктивным; он бывает связан теснейшим образом с нашей памятью; его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений.

Легко понять, какое огромное значение для всей жизни человека имеет такое сохранение его прежнего опыта, насколько оно облегчает его приспособление к окружающему миру, создавая и вырабатывая постоянные привычки, повторяющиеся в одинаковых условиях.

Кроме воспроизводящей деятельности, легко в поведении человека заметить и другой род этой деятельности, именно деятельность комбинирующую или творческую. 

Всякая такая деятельность человека, результатом которой является нe воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения. Мозг есть нe только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией.

На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении. [1]

ФГОС нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. Согласно ФГОС ДО образовательный процесс в ДОО должен строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных, и безопасных условий её развития. Характерными чертами личностно-ориентированного взаимодействия  педагога с детьми в дошкольном образовательном учреждении являются оказание помощи детям в поиске своего индивидуального стиля, и темпа деятельности, в развитии познавательных процессов и интересов, развитии творческих способностей и, в формировании положительной Я- концепции .

Творчество и исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно- ориентированного образования. [8]

С.Л. Рубинштейн писал: « Для ребенка нет ничего естественнее как развиваться формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности. [6]

Традиционный подход к организации образовательного процесса с дошкольниками состоит в погоне за определенными результатами. Вместе с этим очевидно, что для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а  тип их усвоения, не результат, а путь к нему. Гораздо важнее научить ребенка добывать знания, чем сделать его обладателем массы бесполезной информации, которую он не умеет применять. Говоря о способах познания, свойственных детям раннего возраста  и младшим дошкольникам педагоги нередко цитируют  А.В.  Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». При этом доля форм работы, обеспечивающих  детям возможность познавать мир в соответствии с данным постулата традиционно катастрофически мала. В рамках занятий на которых чаще всего в форме заигрывания (а не игры) детям сообщаются готовые знания, обычно адресованные не «кончикам пальцев», а ориентированные на крайне слабо развитые в обсуждаемом возрасте слуховое и зрительное восприятие абстрактной информации. [7]

 Термин «экспериментирование» в обсуждаемом контексте введен Ж. Пиаже. Проанализировав значение этой деятельности для детей и подростков, он доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами. [4]

Н.        Поддъяков дает такое определение: детское экспериментирование — это практическое выполнение ребенком действий с объектами в целях познания их свойств, связей и зависимостей. [5]

Эта деятельность не задается заранее взрослым в виде той или иной схемы, а строится самими дошкольниками по мере получения новых сведений. Действуя самостоятельно, производя пробы поискового и подражательного характера, ребенок приобретает наиболее полный личный опыт экспериментирования. [5]

Анализируя роль экспериментирования в развитии дошкольников, Н.Н. Поддъяков пришел к выводу о том, что в детском возрасте оно является ведущим видом деятельности. Доказательств данного положения множество:

  1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не диктуется взрослым, а строится самими детьми.
  2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.
  3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования. [2]

Как показывают исследования ряда ученых, экспериментирование положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, приносит ему удовольствие. В процессе экспериментирования происходит накопление сенсорного и исследовательского опыта, развитие памяти, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Желание рассказать об увиденном, сформулировать обнаруженные закономерности стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление умений и навыков (И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир, Л.М. Маневцова, А.И. Савенков).

Являясь важным фактором развития дошкольников, детское экспериментирование имеет ряд особенностей на каждом возрастном этапе. Его эволюция непосредственно связана с развитием восприятия, мышления, памяти, познавательных интересов.

Экспериментирование должно организовываться (поддерживаться) таким образом, чтобы активность самого ребенка была реализована в нем наиболее полно. Однако развитие экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте без усилий взрослого невозможно, так как на этом этапе появляются предпосылки перехода от «стихийного» экспериментирования к сознательному использованию эксперимента как метода совершения открытий. Таким образом, по мере взросления детей меняется роль взрослого. [7]

На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.

Использование этого метода пропагандировали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие. По мнению Н. Н. Поддьякова, «фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Основной целью экспериментальной деятельности является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Образовательные задачи

Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Развивающие задачи

Развивать поисково-познавательную деятельность детей как интеллектуально-личностное, творческое развитие.

Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.

Воспитательные задачи

Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту.

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений.

О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт и т. п.

О геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб и т. п.

О человеке, мои помощники — глаза, нос, уши, рот.

О приготовлении пищи: раздел «Кулинария» — как сделать салат, как заварить чай и т. п.

О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса и т. п.

О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы — вода, лед, снег и т. п.

О мире животных и растений, как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т. п.; условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

С появлением ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) стало возможным массовое обучение детей технологии творчества. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ- технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество — всем». Экспериментирование тесно связано с данной технологией. Их целью является, с одной стороны, формирование у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой — поисковой активности, стремление к новизне, склонности к творческому воображению. [3]

Эффективность образования и его гуманизация возможны лишь  в том случае, если взрослые перестанут настойчиво навязывать детям несвойственные им способы познания. Необходимо научиться всесторонне поддерживать те виды деятельности, которые «задуманы» природой для формирования в процессе развития дошкольников опыта познания, взаимодействия, поиска. Для раннего и младшего дошкольного возраста это предметное манипулирование и экспериментирование.

Литературы:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
  2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004.С.5-8.
  3. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.-СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-64 с.
  4. Пиаже Ж. Избранные психологические труды М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  5. Поддьяков Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников. М.: Педагогика 1998.
  6. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. М., 1988.
  7. Тимофеева Л.Л. Современные формы организации детских видов деятельности. Методическое пособие. -М.: Центр педагогического образования, 2015.-304 .
  8. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. /Л.Г. Хабарова. - СПб.: ООО  «Издательство  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-80с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры дошкольников через экспериментальную деятельность

Знание основ экологии - это фундамент экологической культуры педагога. Только эрудированный, творчески думающий педагог поможет именно таким образом воспринять природу, передать это восприятие д...

Формирование экологической культуры дошкольников через экспериментальную деятельность

Знание основ экологии - это фундамент экологической культуры педагога. Только эрудированный, творчески думающий педагог поможет именно таким образом воспринять природу, передать это восприятие д...

«Развитие самостоятельности дошкольников через экспериментальную деятельность.»

проект эксперементальной деятельности в старшей группе...

Программа дополнительного образования по развитию познавательных и исследовательских навыков у старших дошкольников через экспериментальную деятельность

Программа дополнительного образования по развитию познавательных и исследовательских навыков у старших дошкольников через экспериментальную деятельность “Хочу все знать”   Направление п...

Программа дополнительного образования по развитию познавательных и исследовательских навыков у старших дошкольников через экспериментальную деятельность

Программа дополнительного образования по развитию познавательных и исследовательских навыков у старших дошкольников через экспериментальную деятельность “Хочу все знать”   Направление п...

«Развитие познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность»

гТе«Развитие познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность»познавательной активности старших дошкольников через эксТема пма педагогического проекта: «Развитие...

Консультация для воспитателей: "Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность"

Всем нам хочется видеть детей любознательными, активными в познании мира, общительными, творческими, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.Как же нам, педагогам...