"Сказки о музыкальных инструментах"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Гусеинова Наталья Геннадьевна

"Сказки о музыкальных инструментах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_o_muzykalnyh_instrumentah.docx41.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сказки о музыкальных инструментах

для детей старшего дошкольного возраста

                                                                Музыкальный руководитель

                                          Гусеинова Н.Г.

Оркестр кухонных инструментов

Однажды хозяйка купила на базаре чудо — музыкальную шкатулку с чаем. Стоило покрутить ручку, и звучала веселая музыка, а потом шкатулка открывала крышку и предлагала всем заварить душистый чай, который хранился внутри нес.

Кастрюли, ложки и тарелки тоже радовались, что на кухне появилась музыка, и говорили:

— Как прекрасно, теперь мы будем каждый день слушать музыкальную шкатулку.

— Ничего подобного. Я не буду играть вам каждый день, — возмутилась музыкальная шкатулка, — мое место не на кухне, а в музыкальном театре.

— Мама сказала, что вы красивая коробочка для хранения чая. Вам добавили музыкальное устройство, чтобы люди пили чай с веселым настроением. Значит, ваше место на кухне, — возразила девочка, дочка хозяйки.

— Ничего подобного, — сердито повторила шкатулка. — Па кухне должна жить посуда. Она создана для того, чтобы служить людям. А я музыкальный инструмент и создана для того, чтобы служить музыке.

— В каждом живет музыка. Я тоже умею музыкально петь— мур-мур-мур, но не хвастаюсь, — заявила кошка девочки.

— Па такие глупые заявления я не хочу отвечать, — звякнула музыкальная шкатулка.

Прошло время, и девочка заметила, что се посуда загрустила и потускнела.

— Наверное, шкатулка права, музыка — это не для нас, — вздыхали тарелки и ложки.

— Хорошо, что вы это понимаете, — высокомерно говорила музыкальная шкатулка.

Все эти разговоры не понравились девочке. Она набрала полную корзину посуды и куда-то се унесла. Па следующий день, когда музыкальная шкатулка напоила всю семью чаем, девочка вдруг объявила: «Веселый оркестр кухонных инструментов».

Па кухню вошла подружка девочки с кошкой и щенком.

— Я и мои друзья приготовили для вас музыкальный концерт, — весело объявила девочка, и оркестр кухонных инструментов заиграл.

«Бум-бам, бум-бам» — звонко барабанил щенок лапами по перевернутой кастрюле.

«Блям-блям, блям-блям» — вторили крышки кастрюль, ударяясь одна о другую.

«Дзин-дзинь, дзин-дзинь», — звенели стеклянные бутылочки под лапками кошки.

«Тра-та-та, тра-та-та», — стучали деревянные ложки.

Вся семья принялась дружно хлопать в ладоши в такт веселой музыке.

Когда концерт закончился, все долго благодарили музыкантов, а мама наградила их вкусными призами.

Музыкальная шкатулка молчала целый день, а вечером сказала:

— Не ожидала, что посуда так музыкальна. Извините меня за мои глупые слова. Буду счастлива, если вы позволите мне играть вместе с вами.

— Я же говорила, что в каждом живет музыка, — промурлыкала кошка.

Вопросы и задания

• Почему музыкальная шкатулка сначала гордилась своим умением петь и считала себя единственным музыкальным инструментом на кухне?

• Какие предметы вашего дома кажутся вам самыми музыкальными и почему? Из каких предметов вы создали бы домашний музыкальный оркестр?

• Нарисуйте кухонный оркестр из сказки.

Как звонят колокола

Жили-были у колокольного мастера два брата колокольчика: Динь-динь и Дон-дон.

Динь-динь был размером с яблоко и пел весело: «Динь-динь-динь. Как радостно жить». Колокольчик Дон-дон был в два раза больше брата и пел тревожным голосом: «Дон-дон-дон! Пора вставать. Смотрите в оба, берегитесь».

Братья постоянно спорили друг с другом. Динь-динь хотел своим звоном радовать людей, а Дон-дон считал, что колокольчики должны будить людей и пугать врагов.

Надоело колокольному мастеру, что колокольчики постоянно спорят, и он сказал:

— Надо вас на колокольню отнести, в колокольную школу отдать.

— А что такое колокольня? — спросил испуганно Динь-динь.

— Это башня высокая с колоколами возле храма. Колокола звонят так красиво, что заслушаешься. У самого огромного колокола голос мощный, как гром, — объяснил мастер.

Он взял колокольчики, отнес их на колокольню и отдал звонарю.

— Рад знакомству, колокольчики. Я помогаю нашим колоколам петь, — поклонился звонарь и положил колокольчики в угол.

Братья оглянулись. Под каменным сводом колокольни висело множество колоколов. Были среди них три огромных.

несколько средних и целая группа поменьше. Вниз от всех колоколов спускались веревки, привязанные к их языкам. Звонарь взялся за веревку, идущую от самого большого колокола, размахнулся, и небо взорвалось от громового удара. Гулом наполнился воздух, и тут раздался второй удар, а за ним — третий. Словно падал с неба музыкальный гром.

— Что за гул! Ах, я теряю сознание, я лечу в небо! — заволновался Динь-динь.

— Вот это да! Это гул грома, а не какой-нибудь звон! — воскликнул Дон-дон.

В этот миг звонарь дернул за другие веревки, и на колокольне поднялся перезвон, словно огромные птицы запели, а следом переливчато зазвенели малые колокола. Звонарь как будто держал в руках струны голосов, и светлые, сияющие звуки поднимались прямо в небо.

Братья-колокольчики были очарованы. Когда звон стих. Динь-динь робко спросил:

— Скажите, пожалуйста, зачем колокола звонят?

— Они людей с праздниками поздравляют и на молитву собирают. Громкие удары в большой колокол называются — Благовест. Слышали, как наш великан колокол гудел красиво? А большие и маленькие колокола добавили в его красивый гул чудесный перезвон, — объяснил звонарь и ушел.

— Я был прав, колокола должны радовать людей, — прозвенел Динь-динь. Дин-Дон хотел что-то возразить, но один из небольших колоколов остановил их:

— Тихо, малыши, ложитесь спать — колоколам нельзя без дела звякать.

Братья замолчали и уснули, устав от впечатлений. Ночью их разбудил страшный гул.

«Бум-бум! Беда, пожар! Бум-бум!» — тревожно гремел великан колокол. Звонарь бил в него часто и громко. Братья колокольчики, оглушенные этим громом, нс сразу поняли, что случилось. Они видели с колокольни, как вдалеке разгорелось красное зарево, как со всех сторон бежали к нему люди и как зарево постепенно погасло.

Когда все стихло, Дон-дон взволнованно спросил звонаря:

— Значит, колокола людей о беде предупреждают?

— Конечно! Вы же слышали набат. Этот тревожный гул мигом людей собирает, чтобы с бедой справиться. Колокола могут заставить гудеть и звенеть все небо. Это великие инструменты, и они звонят людям о великих радостях и страшных бедах.

— Мы из великой семьи! Мы тоже будем звонить для людей и в радости, и в беде, — хором повторили два братца колокольчика.

Вопросы и задания

• Какими по характеру были два братца колокольчика?

• Почему звонарь отправил их на колокольню?

• Чему их научили большие колокола?

• Нарисуйте, как два братца колокольчика жили на колокольне.

Ударная семья

Музыкант вошел в дом с большой коробкой и вынул из нес колокольчик, ложки с колокольчиками, трещотки, колокол и барабанчик. Он положил их на стол и сказал:

— Завтра у моего сына день рождения, и вы все пригодитесь.

Наступила ночь, и вдруг в тишине затрещали трещотки:

—Трах-тах-тах. Интересно, кого из нас выберет именинник?

Барабанные палочки подпрыгнули и выбили на барабанчике короткую дробь.

— Трам-там-там! Что это за инструмент — трещотки?! Деревянные дощечки, надетые на шнурок. Треска много, а музыки никакой. Конечно, мальчик выберет барабан. Под мой бой он сможет и маршировать, и танцевать.

— Дзинь-тум, дзинь-тум, — зазвенел колокол прикрепленными к его круглому ободу маленькими металлическими тарелочками.

— От вас, барабан, только бой, а когда в меня стучат ладошкой, к бою добавляется перезвон тарелочек. Для танцев я лучше всех подхожу.

— Динь-дон! — звякнул колокольчик. — А я умею весело звенеть.

— Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь, — вступили в разговор ложки. — Вы ошибаетесь, если думаете, что ложки — не музыкальные инструменты. Мы сделаны из самого музыкального дерева клена и умеем цокать очень звонко, а звяканье колокольчиков украшает нашу музыку.

— Не шумите, малыши, дайте отдохнуть мне и моему хозяину барабанщику, — сердито загудел стоящий в углу огромный барабан.

Музыкальные инструменты затихли и уснули. Проснулись они от веселого смеха и топота. В гости к мальчику пришли дети. Их ручки быстро разобрали разные музыкальные инструменты, и пошло веселье.

— Трах-тах-тах — трещали трещотки.

— Трам-там-там! — били барабанные палочки.

— Дзинь-тум, дзинь-тум, — радовался колокол.

— Динь-дон! —звенел колокольчик.

— Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь, — разговаривали ложки.

Тут вошел отец мальчика. Он взял свой большой барабан, барабанные палочки, и громкая барабанная дробь влетела в общее веселье.

— Братцы, мы все из одной семьи ударных инструментов, и нам не нужно спорить, — гремел барабан.

Вопросы и задания

• Звучание какого ударного музыкального инструмента из сказки нравится вам больше всего и почему?

• Чем ударные музыкальные инструменты отличаются от струнных?

• Как вы думаете, кто в семье ударных музыкальных инструментов самый старший и, наоборот, самый младший?

• Нарисуйте ударные музыкальные инструменты из сказки в образе веселых человечков.

Самый нужный инструмент

Тихо ночью в музыкальном магазине. Спят струнные инструменты, спит рояль, спят барабаны и литавры. Только в отделе духовых инструментов слышатся тихие гулы, гудение и даже трубные возгласы.

Духовые инструменты взволнованы новостью. Днем хозяин сказал им:

— Скоро, дорогие мои, мы расстанемся. Вас покупают для духового оркестра. Вы будете играть в новом музыкальном театре.

— Я умею петь переливчато и нежно, — взволнованно пропела флейта.

— Я умею петь не хуже тебя, — в тон флейте пропел гобой.

— Не спорьте. Мы, деревянные духовые инструменты, все пригодимся для оркестра. Я, например, умею придавать звуку сильное нарастание или,

наоборот, затухание, — пропел кларнет. — Это очень важно для красоты музыки.

— У каждого из нас свое уникальное звучание, — басом добавил фагот. — Иногда музыке нужны мои низкие басовые ноты.

— Дорогая труба, почему деревянные духовые инструменты хвастаются? Разве мы, медные духовые инструменты, не уникальны? — тихонько прогудел горн, стоявший в разделе духовых медных инструментов.

— Нам не годится хвастаться. Мы прежде служили охотникам и солдатам, играли воинские сигналы или походные марши, — объяснила труба.

— Значит, нас тоже возьмут в духовой оркестр, — обрадовался горн.

— Трубы, валторны, тромбоны и тубы — основа духового оркестра. Без них у музыки не будет яркости и мощи. Но ты, малыш, вряд ли туда попадешь

— прогудела труба. — Ты, горн, так и остался сигнальным инструментом, поэтому для музыки ты не нужен.

Горн замолчал, и его ярко-рыжие медные бока покраснели от обиды.

На следующий день почти все духовые инструменты уехали в музыкальный театр. На витрине, где стояли медные духовые инструменты, остался только блестящий горн. Тут в магазин вошли отец с сыном. Мальчик с восхищением взглянул на горн и сказал:

— Папа, смотри, какой горн! Купи мне его, пожалуйста.

— Слишком дорого, сынок, ты же хотел дудочку, — забеспокоился отец.

— Вам повезло. Я сегодня выгодно продал много инструментов и могу снизить цену на горн, — предложил хозяин магазина.

Так счастливый мальчик стал обладателем блестящего горна. Правда, горн совсем не обрадовался своему хозяину.

«Я не попал в музыкальный театр и тем более не стану игрушкой. Этот мальчик не услышит от меня ни звука», — решил горн и, действительно, сначала только сипел, когда мальчик дул в него.

— Зря мы купили горн, сынок. «У тебя не хватит сил, чтобы трубить на нем», — сказал отец.

— Сил у меня хватит, я буду горнистом в лагере летом, — упрямо ответил мальчик.

В конце концов горн уступил. Он научился вместе со своим хозяином звонко трубить подъем, отбой и даже сигнал тревоги.

Наступило лето. Дожди шли подряд две недели, но мальчик с нетерпением ждал поездки в лагерь. Наконец долгожданный день настал. Когда автобус с детьми тронулся с места, мальчик достал свой блестящий горн и звонко протрубил. Словно солнышко выглянуло из-за туч, и дети радостно заговорили:

— Ух ты, красивый горн! Дай подержать. А тревогу ты умеешь трубить?

Вдруг автобус так резко затормозил, так, что пассажиры чуть не попадали со своих мест. Все вышли и увидели, что дождевой поток промыл через дорогу огромную рытвину.

«— Хорошо, что сейчас еще светло», — сказал водитель автобуса. — Ночью я бы подумал, что это лужа, и попал бы в аварию. Надо срочно в город возвращаться.

— А как же другие? — спросил мальчик с горном. — Уже темнеет, и они попадут в аварию.

— Надо быстро вернуться и сообщить милиции о рытвине, — ответил водитель.

Все сели в автобус, и он помчался назад. В сумерках никто не заметил, что мальчика с горном в автобусе нет.

Дождь лил как из ведра. Мальчик прятал свой горн под курточкой, чтобы он не промок. Он стоял один посреди дороги, возле рытвины. Впереди в темноте заблестели фары. Мальчик вскинул горн и затрубил тревогу. Большой, ярко освещенный автобус резко затормозил. Сердитый водитель выскочил из автобуса.

«— Там глубокая рытвина, не проехать», — сказал мальчик.

— А ты откуда здесь взялся? — удивился водитель.

— Я милицию жду, а она все не приезжает, — объяснил мальчик, стуча зубами от холода.

— Ну-ка, пошли в автобус, — приказал водитель. — Вместе подождем милицию. Я артистов музыкального театра на концерт везу. Они тебя чаем напоят.

В автобусе было тепло и светло. Мальчик попросил полотенце и насухо протер свой горн.

— Правильно, настоящий музыкант прежде всего о своем инструменте заботится, — улыбнулся один из артистов. — Клади свой горн сюда, на сидение, рядом с моей трубой.

Мальчик напился горячего чая, согрелся и крепко уснул. Он не слышал, как приехала милиция вместе с его испуганными родителями и как его отвезли домой.

Проснулся мальчик рано утром на следующий день в своей постели. Ярко светило солнце, и в его лучах ослепительно сиял горн, стоящий на столике рядом с кроватью.

— Как я сюда попал? — удивился мальчик.

— Ты проспал самое интересное, — тихонько прогудел горн. — Все нас хвалили, говорили, что мы герои. Я был рад, что моя знакомая труба из музыкального магазина услышала это. Она ехала на концерт в автобусе с артистами. Теперь она думает, что я тоже нужный музыкальный инструмент.

— Хватит хвастаться, пора ехать в лагерь. Там ты будешь не только нужным, но самым главным музыкальным инструментом, — засмеялся мальчик.

Вопросы и задания

• Чем горн отличается от других духовых инструментов?

• Какой характер был у горна из сказки?

• Почему мальчик не побоялся выйти из автобуса и остаться на дороге, чтобы предупреждать водителей об опасности?

• Придумайте свою сказку о том, как горн исполнил какое-либо сложное музыкальное произведение и доказал, что он тоже нужный музыкальный инструмент.

Песня соловья

Когда девочка увидела на витрине музыкального магазина маленькую скрипочку, она даже подпрыгнула от восторга.

— Мамочка, смотри, какая малюсенькая скрипочка! А на ней можно играть?

— Можно, — с улыбкой ответила мама. — Эта скрипочка для детей, которые учатся играть.

— Мамочка, я тоже хочу играть на скрипке. Купи мне эту малютку, — попросила девочка.

— Дочка, чтобы научиться играть на скрипке, нужно много трудиться.

— Я буду трудиться, если ты купишь мне скрипочку, обещаю. Я не буду гулять, пока не научусь играть на скрипочке, — умоляла девочка, и мама согласилась.

Вскоре девочка и мама вышли из магазина с футляром, в котором лежала маленькая скрипочка. «Моя Крохотуля», — ласково сказала девочка и прижала к себе футляр.

Мучения начались сразу же. Упрямо сдвинув бровки, девочка водила по струнам смычком, но музыка Крохотули была похожа на резкий скрип двери или царапанье гвоздя по стеклу.

— Доченька, у меня болят уши, — пожаловалась мама.

— Мои пальчики не виноваты, что прижимают струны неправильно. Никто не нарисовал для них на скрипочке белые точки в нужных местах, — сердито ответила девочка.

— Доченька, пожалей наши уши, — попросила мама в другой раз.

— Это смычок вас не жалеет. Он совсем не слушается моей руки, — пробормотала девочка и продолжала играть.

— Доченька, отдохни немножко, твоя скрипка устала, — попросила мама в третий раз.

— Пусть она сначала выучит гаммы, — строго ответила девочка.

Мама вздохнула и переменила тактику:

— Дочка, давай съездим за город в лес, погуляем. Послушаем, как поют птицы.

— Хорошо, музыкантам очень важно слушать музыку природы, — согласилась девочка.

На самом деле ей давно хотелось погулять, но она не желала признаваться в этом

— Лес был наполнен летними ароматами и щебетом птиц. Девочка развеселилась и вприпрыжку бегала вокруг мамы. Они вышли на полянку, и девочка бросилась к цветам.

Она раздвинула густую траву и вдруг громко закричала:

— Пошла прочь! Мама, сюда, помоги!

Мама подбежала к дочке и увидела маленького серого птенчика.

— Мама, лисица хотела схватить птенца, но я прогнала ее, — взволнованно сказала девочка.

— Наверное, этот птенец выпал из гнезда. Надо найти гнездо и положить его туда, — предложила мама.

Девочка согласилась, но найти гнездо оказалось нелегким делом. Хорошо, что мама заметила серую птичку, которая кружилась над колючим кустом на краю поляны. Птенца вернули в гнездо, но мама с дочкой устали и решили возвращаться домой.

— Мама, смотри, я всю руку исцарапала о куст, — пожаловалась девочка.

— Зато мы будущего соловушку спасли. Видишь, соловей запел, хотя сейчас совсем не время для соловьиного пения. Наверное, он благодарит нас за помощь, — улыбнулась мама.

Девочка вдруг ясно услышала: «Спасибо, спасибо. В награду дарю вам свою песенку».

Ночью девочке не спалось. Она поднялась и села у раскрытого окна. В этот момент за окном запел соловей, и девочка поняла, что он поет для нее.

Она взяла в руки скрипочку и тихо прошептала:

— Пожалуйста, давай сыграем соловьиную песенку.

Ночью девочке не спалось. Она поднялась и села у раскрытого окна. В этот момент за окном запел соловей, и девочка поняла, что он поет для нее.

Она взяла в руки скрипочку и тихо прошептала:

— Пожалуйста, давай сыграем соловьиную песенку.

Рука со смычком поднялась вверх, и вдруг смычок полетел. Он словно слился с рукой девочки и стал ее продолжением. Маленькие пальчики послушно и ловко касались струн. Полились нежные вибрирующие трели скрипки. Они перекликались и сплетались с настоящими соловьиными трелями, звенели и рассыпались хрустальными струйками.

Когда музыка смолкла, за спиной девочки послышались аплодисменты и мама воскликнула:

— Дочка, это чудо!

— Мама, соловей подарил скрипке свою песенку! — радостно ответила девочка.

Вопросы и задания

• Почему скрипочка сначала только скрипела и не слушалась девочку?

• Почему соловей подарил скрипочке свою песенку? О чем была эта песенка?

• Как вы думаете, о чем думают музыкальные инструменты в руках у детей?

Три музыкальных медведя и Машенька

«Трио музыкальных медведей! Каждый вечер на арене цирка»! —такие афиши были расклеены по всему городу. Все билеты были раскуплены за один день.

Машеньке и ее маме не повезло, они не смогли купить билеты.

— Мама, я лучше всех играю на скрипке в музыкальной школе. Неужели я не увижу знаменитое трио медведей? — расстроилась девочка.

— Что делать, дочка? Я не успела купить билеты, — вздохнула мама. — Я сама очень расстроилась. Говорят, что папа-медведь Михайло Косолапыч играет на контрабасе, мама Матрена Потаповна — на виолончели, а мишутка — на скрипке.

Ночью, когда мама уснула, Машенька отправилась в цирк. Они тихонько проскользнула мимо охранника и вошла в помещение цирка. Машенька долго бродила по коридорам и наконец увидела табличку на двери: «Музыкальные медведи».

Девочка вошла в комнату и включила свет. Возле стены стояли два футляра, один огромный, другой чуть поменьше. Еще один маленький футляр лежал рядом на столе. Медведей не было видно.

«Наверное, они спят в другой комнате», — подумала девочка и открыла самый большой футляр. Она с трудом вытащила тяжелый контрабас и ущипнула самую толстую струну. Контрабас прогудел грубым, фальшивым басом.

«Ой, я забыла прикрутить шпиль к корпусу», — вспомнила Машенька.

Девочка потянулась за металлическим шпилем и чуть не уронила контрабас на пол. Он взревел, словно зверь. Машенька оставила контрабас и открыла футляр поменьше. Она прикрутила шпиль к корпусу и взяла смычок. Виолончель заскрипела, словно пила. Машенька положила виолончель на пол рядом с контрабасом и достала из маленького футляра скрипочку. Скрипочка в ее руках запела пронзительно и звонко. Тут Машенька услышала за дверью топот медведей, бросила скрипку и юркнула под стол.

— Кто достал мой контрабас и оставил его на полу? — заревел медведь.

— Кто трогал мою виолончель и не положил ее на место? — зарычала медведица.

— Кто взял мою скрипочку и играл на ней? — заплакал мишутка. Он подошел к столу и увидел краешек платья девочки.

— Мама, папа, под столом кто-то сидит! — закричал мишутка.

Машенька выскочила из-под стола, но Михайло Косолапыч загородил дверь и зарычал:

— Говори, безобразница, зачем пришла?

— Я хотела услышать, как вы играете, а билетов в цирк нет, — пролепетала девочка.

— Папа, мама, давайте сыграем для этой девочки, — вдруг предложил мишутка.

Все еще сердито ворча, папа поднял свой контрабас, мама — виолончель, а мишутка взял в лапы скрипку.

Контрабас загудел солидным басом, виолончель запела глубоким, мягким голосом, а скрипочка веселилась, звенела, издавая голосистые тонкие трели.

Ночной сторож заглянул в комнату, но Михайло Косолапыч сердито зарычал: «Здесь репетиция!», и сторож исчез. Медведи играли долго. Машенька хлопала в ладошки так, что они заныли. Но настала пора прощаться. Машенька обняла медведей и, сдерживая слезы, проговорила:

— Больше всего в жизни я мечтаю выступать в цирке.

— Папа, мама, давайте возьмем эту девочку в нашу труппу. Пусть она играет на альте, — умоляюще пропищал медвежонок.

— А наш квартет назовем: «Машенька и три медведя», — согласились папа и мама.

Вопросы и задания

• Почему Машенька все-таки отправилась в цирк? Как бы вы поступили на ее месте?

• Вы когда-нибудь видели, как в цирке звери играют на музыкальных инструментах? Расскажите об этих номерах.

• Представьте, что вы дрессировщик и вам необходимо научить зверей нажимать на клавиши пианино или бить в барабан. Что вы предпримете, чтобы они скорее разучили свои музыкальные номера?

Королевский инструмент

Вечером девочка зашла пожелать пианино спокойной ночи. Она открыла его крышку и по очереди нажала на все клавиши пальчиками. Правые клавиши гудели басом, средние пели звонкими голосами, а левые — тоненько звенели, и ни одна клавиша не фальшивила.

— Ты замечательно поешь, — заметила девочка.

— Да, я мечтаю научить тебя играть, а сейчас послушай еще одну историю о рояле, — прогудело пианино.

«Когда в замок привезли рояль, мальчик сначала не поверил, что это музыкальный инструмент. Мама мальчика часто устраивала в замке музыкальные концерты. Мальчику нравился звонкий голос клавесина и искристый голос скрипки, ласковое журчание флейты и громкоголосая труба, но такого большого инструмента он никогда не видел.

— Это, сынок, рояль — королевский инструмент из рода фортепьяно.

Когда инструмент распаковали, мама подняла огромную крышку рояля и показала сыну:

— Видишь, внутри молоточки ударяют по туго натянутым струнам, и рождаются сильные и красивые звуки. Я научу тебя играть на фортепьяно — и, может быть, ты станешь настоящим музыкантом.

— Папа хочет, чтобы я стал моряком. Я очень люблю море, — вспомнил мальчик.

— Ты сам выберешь свою дорогу, когда вырастешь, — задумчиво проговорила мама.

В замке стали устраивать балы. Вскоре мальчик научился играть на рояле вальсы и полонезы, мазурки и польки, но больше всего ему нравились музыкальные пьесы.

Отец появлялся в замке редко и ненадолго. На суше ему было неуютно, и он стремился в море, пока не случилась беда. Старый капитан не смог больше водить корабли из-за болезни ног. Он вернулся в замок, обнял сына и сказал:

— Я записал тебя в морскую школу. Надеюсь дожить до того дня, когда ты станешь капитаном.

— Отец, больше всего на свете я люблю музыку, — ответил юноша.

— Музыка — несерьезное дело для мужчины, — возразил капитан.

— Отец, послушайте, как я играю, и вы почувствуете красоту музыки, — попросил юноша.

Капитан согласился. «Что же сыграть отцу?» — подумал юноша и выбрал задумчивую и нежную сонату. Он хотел музыкой рассказать отцу о девушке, которую любил. Потом юноша исполнил озорную и шумную пьесу о веселом народном празднике.

Дальше отец не стал слушать. Он мрачно сказал:

— Музыка и танцы — занятие для женщин, в моем роду все мужчины были моряками.

— Я люблю море, отец, но буду музыкантом, — твердо ответил юноша.

— Только моряк может по-настоящему любить море. Надо было тебе чаще плавать со мной на корабле, а не заниматься музыкой с матерью, — рассердился отец.

— Мама не только сама прекрасно играет, она приглашает к нам знаменитых музыкантов, которых любит и ценит весь мир, и все они — мужчины, — возразил сын. — Если бы вы, отец, послушали хотя бы один такой концерт...

Отец отвернулся и, не дослушав сына, ушел.

Капитан запирался в кабинете в дальнем конце замка и целыми днями сидел там вместе со своими морскими книгами, картами и воспоминаниями. С каждым днем старый моряк ходил все с большим трудом. Вскоре он не мог передвигаться даже на костылях и совсем слег. Жена приглашала к нему лучших врачей, но моряк отсылал всех прочь и угрюмо твердил:

— Для меня жизнь — это море. Доктора не вернут мне море.

Сын тоже пришел к отцу и стал умолять его начать лечение, но капитан сказал:

— Меня вылечит только море, но ты не моряк и не поймешь этого. Уходи, не хочу тебя видеть.

Расстроенный юноша пришел к своему другу роялю. Из-под его пальцев вылилось такое отчаянье и боль за отца, что струны рояля зарыдали. Постепенно отчаянье превратилось в бурю, музыка ревела и выла, словно огромный океан. Долго бушевали звуки, но вдруг молодой музыкант остановился и воскликнул:

— Я знаю, как помочь отцу!

Прошел месяц, хозяину замка становилось все хуже. Однажды поздно вечером к нему пришел слуга и сказал, что ему приказано усадить капитана в коляску и отвезти к морю.

— Не говори глупости! Море за тысячу миль отсюда. Я потерял здоровье и силы, но не разум, — рассердился капитан.

Старый моряк был так слаб, что слуга без труда поднял его, усадил в кресло и куда-то покатил. К изумлению капитана, он вскоре услышал рокот волн. Чем дальше катилась тележка по коридору замка, тем громче рокотало море. Ветер выл все сильнее, волны вздымались все выше и выше. Море ревело, как взбешенный зверь.

«Я схожу с ума, откуда здесь море?!» — подумал капитан, когда кресло остановилось.

Он находился в огромном зале, освещенном лишь несколькими свечами. В дальнем углу рокотал рояль. Больше капитан ничего не мог разглядеть. Рев музыки подхватил его. Капитан словно заново боролся с бурей. Наконец волны и ветер устали биться с кораблем и его командой, и вой шторма стал стихать. Волны катились все тише и постепенно становились ласковыми и спокойными. Они мягко шуршали песком, набегая на берег, и баюкали на своих зеленых спинах истерзанные бурей корабли.

Музыка смолкла.

— Спасибо, сын. «Так может играть человек, который по-настоящему любит море», — сказал старик капитан своему сыну.

Вопросы и задания

• Почему старый капитан считал музыку занятием не для мужчин?

• Как вы думаете, может ли человек быть моряком и пианистом одновременно?

• Что услышал в музыке сына отец?

• Нарисуйте море, которое звучало в игре музыканта.

• Звучание какого музыкального инструмента больше всего напоминает вам о море?

Бабушкин концерт

Прошло время. Однажды девочка распахнула дверь в комнату с пианино и весело сообщила:

— Мою бабушку сегодня выписывают из больницы. Мы с мамой сейчас поедем за ней.

Девочка убежала и не слышала, как пианино мечтательно пробормотало:

— Какое счастье. Неужели ласковые и сильные пальцы моей хозяйки снова прикоснутся к моим клавишам?!

— Тик-так, — тикали часы. — Болтать каждый может, а вот четко, как часы, выполнять свою работу — не каждый. Тик-так.

— Музыка — это не работа, а вдохновение. Все же пианино могло хотя бы раз порадовать нас музыкой, — прощебетала канарейка.

Потом все стихло, пока в комнату снова не вошла девочка, на этот раз она была вместе с бабушкой. Старушка села на круглую табуретку, открыла крышку и ласково провела рукой по клавишам. В ответ клавиши жалобно зазвенели.

— Не плачьте, милые, — проговорила бабушка. — Простите меня, мы не виделись так долго. Но теперь все будет хорошо. Меня вылечили, а завтра придет настройщик и подлечит вас.

На следующий день в квартире бабушки появился старичок с сундучком.

— Бедное пианино, не волнуйся, сейчас приведем в порядок все твои клавиши и струны, — приговаривал старичок, подтягивая специальным ключом одну струну за другой. Девочка внимательно наблюдала за его работой и взахлеб рассказывала:

— Вы знаете, мастер, это пианино умеет говорить. Оно мне рассказало и про монохорд, и про клавикорд, и про клавесин. Жаль, что сейчас нет таких инструментов. Только я не поняла, какая разница между пианино и фортепьяно?

— Ах ты, тараторка, — улыбнулся мастер. — Ты хоть кого разговоришь. Неудивительно, что старое пианино заговорило.

— Фортепьяно действительно — величайшее изобретение в мире музыки, — продолжал рассказывать мастер. — Видишь, молоточки, которые ударяют по струнам, обтянуты войлоком. Благодаря этому мягкому материалу, фортепьяно получило удивительный музыкальный голос, который умеет меняться от тихого щебетания птички до грома бури. Многие мастера трудились над созданием этого славного инструмента, и в конце концов получилось два вида фортепьяно. Один из них — рояль, что значит королевский, с корпусом похожим на крыло огромной птицы. В нем струны расположены горизонтально. Его громкий голос отлично звучит в больших концертных залах. А другой вид фортепьяно — это пианино. В нем струны расположены вертикально и не занимают так много места. Поэтому оно больше подходит для дома.

За разговором время пролетело незаметно. Настройщик закончил свою работу и пробежался пальцами по клавишам. Звонкие аккорды музыки наполнили комнату.

На следующий день бабушка давала домашний концерт. Маленькая седая старушка, одетая в черное блестящее платье, волновалась, как школьница перед первым концертом.

Но вот она положила руки на клавиши, и волнение исчезло. Звуки сонаты переливались, звенели и рассыпались мелким бисером по комнате.

— Мама, я тоже хочу так играть! — воскликнула девочка, когда концерт закончился.

— Вот и хорошо, дочка. Попросим бабушку переехать вместе с пианино к нам и стать твоей учительницей музыки.

— Учить внучку музыке — это самое большое счастье для меня, — ответила бабушка. — Тем более если мое любимое пианино поедет со мной.

— Оно будет рассказывать мне сказки, — подхватила девочка.

— Надеюсь, что оно будет меньше разговаривать, а больше играть, — засмеялась бабушка, и все пошли пить чай.

— Тик-так, недурно играете, тик-так, — вдруг сказали часы.

— Да, голос у вас не хуже, чем у меня, — откликнулась канарейка.

Вопросы и задания

• Чем пианино отличается от рояля?

• Благодаря чему фортепьяно обладает удивительно мягким голосом?

• Как вы думаете, что чувствует фортепьяно, когда его «лечит» настройщик? Что общего между настройщиком и врачом?

• Придумайте сказку об одном настройщике, который учил клавиши фортепьяно разговаривать.

• Как вы думаете, если бы не девочка, фортепьяно разговорилось бы когда-нибудь?

• Придумайте и нарисуйте сказочный рояль, имеющий необычную форму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сказка о музыкальных инструментах

Тематическая беседа с участием учащихся музыкальной школы...

Конспект открытого занятия. Развитие у детей старшего дошкольного возраста умение отображать образ и характер героев музыкальных произведений при помощи музыкальных инструментов. (мои любимые сказки С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского)

Открытое музыкальное занятие на тему" Развитие у детей старшего дошкольного возраста умение отображать образ и характер героев музыкальныхпроизведений при помощи музыкальных инструментов. (мои лю...

Загадка, стихотворения, сказки про музыкальные инструменты

Загадка, стихотворения, сказкипро музыкальные инструментывыполнил воспитатель:Сверчкова Кристина Андреевна...

Сказки о музыкальных инструментах

Предлагаю музыкальным руководителям адаптированные сказки о музыкальных инструментах , которые знакомят дошкольников  с понятием тембр, с местом и значмостью  инструмента в оркестре и т.д....

развлечение "Сказка о музыкальных инструментах симфонического оркестра"

Развлечение для старших дошкольников про про музыкальные инструменты....