Самоанализ педагогической деятельности
материал
Самоанализ педагогической деятельности
музыкального руководителя Вирабян Кнарик Сейрановны за 2023-2024г
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2«Аленушка»
Самоанализ педагогической деятельности
музыкального руководителя Вирабян Кнарик Сейрановны
за 2023-2024г
2023г.
За отчетный период 2023-2024 учебный год в МБДОУ осуществлялась работа согласно в ФГОС ДОУ по разделу «Художественно-эстетическое развитие» в следующих возрастных группах: младшая разновозрастная группа и старшая разновозрастная группа.
Образовательная деятельность осуществлялась два раза в неделю в каждой возрастной группе, соответствовала возрасту детей и нормам СанПин.
1.Программно-методическое обеспечения музыкального руководителя: название примерной образовательной программы, парциальных программ, методических пособий.
Педагогическая деятельность осуществлялась согласно Основной образовательной программы ДОУ: «От рождения до школы»
Цель программы по разделу «Художественно-эстетическое развитие»:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и становление эстетического отношения к окружающему миру через следующие задачи:
1. Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
2. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
3. Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Содержание музыкального образования (воспитания и обучения) включает в себя музыкально-эстетическое сознание и опыт творческой деятельности ребенка в этом направлении. В музыкально-педагогической деятельности придерживалась приоритета культурных ценностей в содержании образования. В условиях применения ценностного содержания в музыкальном образовании у воспитанников сформированы социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений (целевые ориентиры).
В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры – это социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры в музыкальном развитии ребенка:
- проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности;
- обладает установкой положительного отношения к миру;
- обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности,
- использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
- подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими и др.
Личностно-ориентированное взаимодействие педагога и воспитанников было направлено на приобретение опыта у детей в музыкальных видах деятельности. В течении года:
- учитывала образовательные потребности детей и их родителей;
- формировала и поддерживала положительную самооценку воспитанников;
- использовала такие формы и методы работы, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- поддерживала инициативу и самостоятельность ребенка.
Для решения воспитательно-образовательных задач по музыкальному развитию детей проводилась организация образовательной деятельности (ООД) по музыкальному воспитанию во всех возрастных группах. ООД проводила по программе по музыкальному развитию детей, разработанной на 2023-2024гг., согласно общеобразовательной программы ДОУ, составленной на основе парциальной программы «музыкальные шедевры»
Цель программы «Музыкальные шедевры»: воспитание и развитие гармонической, творческой личности ребенка средствами музыкального искусства и музыкально – художественной деятельности.
Задачи программы «Музыкальные шедевры»:
- подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений;
- заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, голоса, движения, чувство ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей);
- приобщить детей к русской народно – традиционной и мировой музыкальной культуре;
- подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям;
- развивать коммуникативные способности;
- научит детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни;
- познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме;
- обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре;
- развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
Чтобы успешно решать задачи музыкального воспитания дошкольников, необходимо постоянно поддерживать интерес детей к музыкальной деятельности (регламентированной и нерегламентированной); создавать эмоциональный комфорт, чтобы способствовать повышению активности детей, а как следствие, обеспечивать успешное решение задач, гармоничность музыкально-эстетического развития ребёнка.
Организация образовательной деятельности проводилась согласно утвержденной сетке два раза в неделю в каждой возрастной группе, в соответствии с возрастом детей и нормами СанПин и выдержанны по времени.
На занятиях использовала следующие формы:
1) Традиционные, на которых решались задачи по всем видам музыкальной деятельности (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра в шумовом оркестр, музыкальная игра) Последовательность видов деятельности, и само построение музыкального занятия, требует учета следующих моментов:
- возрастные особенности детей;
- основные задачи;
- физическую, умственную, эмоциональную нагрузки;
- характер предшествующей и последующей деятельности;
- условия проведения занятий.
2) Тематические занятия. Тема должна проходить через все виды музыкальной деятельности.
3) Комплексные занятия. Один раз в 3-4 месяца. Темы комплексных занятий разнообразны: это и наблюдения в природе, изучение народных промыслов, обрядов. Комплексные занятия увлекают детей, активизируют их деятельность, способствуют их интеллектуальному развитию.
В ООД и открытых просмотрах, праздниках возможности музыки использовались, как средство благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. Использовала следующие здоровье сберегающие технологии:
- Дыхательная гимнастика;
- Ритмопластика;
- Фонопедические упражнения;
- Артикуляционная гимнастика;
- Пальчиковая гимнастика;
- Речь с движением.(логоритмика)
Ритмопластика:
- развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус;
- развивает умение правильно и красиво двигаться;
- укрепляет различные группы мышц и осанку;
- развивает умение чувствовать и передавать характер музыки.
Результаты музыкально-оздоровительной работы:
- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
- повышение уровня речевого развития;
Использую информационные технологии в организации музыкальной деятельности в ДОУ и на музыкальных занятиях, праздниках и т. д.
В течении года занималась повышением качества профессиональной компетенции. Мною были поставлены следующие задачи:
1. Развивать интонационную выразительность речи;
2. Развивать координацию слова и движения;
3. Формирование элементарных представлений о видах искусства;
4. Восприятие музыки, классической музыки художественной литературы, фольклора;
5. Продолжать обогащать музыкальные впечатления, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки различного характера;
6. Проводить индивидуальную работу по разучиванию музыкальных номеров к праздникам и развлечениям;
7. Развитие вокально-певческих умений детей, работа с солистами;
8. Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию, современной и классической музыке;
9. Совершенствовать звуковысотный, тембровый, ритмический и динамический слух;
10.Продолжать приобщать детей к культуре своего народа;
11.Совершенствовать навыки движения под музыку;
12.Участие во всероссийских музыкальных детских конкурсах.
В течение учебного года проводились праздничные мероприятия, досуги, согласно годового плана:
- День знаний (сентябрь)
- Осенние праздники (октябрь), «День матери » (ноябрь)
- различные музыкально-спортивные мероприятия (каждый месяц)
- «Новый год у ворот» (декабрь)
- «День защитника Отечества» (февраль)
- Фольклорный праздник на улице «Широкая Масленица» (февраль)
- Мамин день – 8 марта «Мамочка любимая» (март)
- День космонавтика (12 апрелья)
- День победы 9мая
- Выпускной бал «До свиданья, детский сад!»
Диагностика уровня развития музыкальных способностей проводится 2 раза в год по следующим направлениям:
1Ладовое чувства
2.Музыкальное слуховое представление
3.Музыкальное ритмические движение
Сводная таблица мониторинга
освоения образовательной программы художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста
2023-2024уч. год (начало)
Сентябрь | 2Младшая группа «Колобок | 2младшая группа «Сказка» | Средняя группа «Цветочный городок» | Старшая группа «Теремок» | Подготовительная группа «Ягодка» |
Низкий бал | 17% | 42% | 31% | 23% | 21% |
Средний бал | 41% | 42% | 18% | 46% | 34% |
Высокий бал | 41% | 9,5% | 50% | 30% | 39% |
2023-2024уч. год (конец)
Май | 2Младшая группа «Колобок | 2младшая группа «Сказка» | Средняя группа «Цветочный городок» | Старшая группа «Теремок» | Подготовительная группа «Ягодка» |
Низкий бал | 13% | 0% | 6% | 8% | 21% |
Средний бал | 20% | 42% | 37% | 52% | 34% |
Высокий бал | 66% | 47% | 50% | 32% | 60% |
В младшей подгруппе дети раннего возраста эмоционально стали реагировать на музыку спокойного и весёлого характера. Повторяют простейшие движения: хлопки в ладоши, топают ножками, кружатся, делают «фонарики», играют в догонялки, подпрыгивают на двух ногах, наклоняются в поклоне. Стараются подпевать за педагогом.
Дети второй младшей под группы умеют петь негромко, уверенно и естественно, с помощью педагогов в начале года, а в конце года самостоятельно ориентируются и перемещаются в пространстве, овладев простыми танцевальными движениями. Высказываются о характере музыки, способны менять движения в соответствии со сменой музыки. Данные параметры соответствуют критериям программы. Программа выполнена полностью.
Рекомендации: активнее включать музыкально - дидактические игры в повседневную жизнь детей.
В средней подгруппе дети владеют разнообразными видами ходьбы, бега, простыми танцевальными движениями, слышат музыку и определяют характер музыки, активно высказываются об эмоциональном настроении, имеют достаточный запас слов-настроений о характере музыки. У детей в достаточной степени соответственно возрастным особенностям развиты вокально-хоровые навыки: воспитанники поют слаженно, чисто интонируют мелодию, воспроизводят ритм правильно, эмоциональный фон присутствует.
Программа усвоена в полном объеме.
В старшей и подготовительной возрастной группе достаточно высокий уровень музыкального развития. Работа с воспитанниками отличалась чёткой организацией образовательного процесса, что позволило к концу года отметить значительные подвижки развития в области музыкального воспитания. Дети сосредоточенно и с интересом слушают музыку, умеют высказываться о характере музыки, расширился словарь эмоционально-образными высказываниями о музыке, музыкальном образе.
В разделе «Пение» большое внимание уделялось развитию голосового аппарата, вокально-хоровым навыкам, речи. В связи с этим в занятия вводились вокальные упражнения на развитие артикуляционного аппарата, дыхания, речевые игры, пропевание. Работа велась по расширению певческого диапазона, формированию легкости, подвижности, звонкости, полётности детского голоса.
Также в полном объёме решены программные задачи по музыкально-ритмическому движению. Основной набор движений освоен, музыкально-ритмические навыки и навыки выразительности движений достаточно развиты.
Отдельно хотелось бы сказать о выпускной группе.
В результате систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли качественные изменения показателей музыкального развития у детей.
Во второй половине года дети подготовительной группы достигли значительных успехов в музыкальном развитии:
- эмоционально воспринимают музыку, правильно определяют ее настроение, слышат средства музыкальной выразительности, динамику развития музыкального образа, могут рассказать о возможном содержании пьесы;
- поют выразительно, передавая характер песни, ее темповые и динамические особенности, чисто интонируют с музыкальным сопровождением и без него.
Миссия моей работы в области музыкального развития, в частности занятий танцами заключается в следующем:
- проводить музыкально-оздоровительную работу в детском саду, направленную на сохранение и укрепление здоровья малышей;
- формировать разнообразные умения и навыки посредством сочетания музыки с ритмическими движениями (к примеру, учить детей передавать движениями характер, образы музыки);
- создать условия для выявления у ребёнка творческих задатков, музыкальных способностей;
- воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
В связи с этим дети ритмично и выразительно двигаются в соответствии с характером музыки, ее жанром, самостоятельно реагируют на смену частей и фраз, обладают хорошей координацией, ориентируются в пространстве; выразительно исполняют знакомые движения в свободной пляске. (по одному, в парах).
Во всех праздниках и развлечениях активное участие принимали воспитатели. Хотелось бы отметить активность всех воспитателей, их помощь в организации и проведении праздничных мероприятиях.
В течении года дети участвовали в следующих конкурсах: всероссийский конкур Весенняя фантазия «Хореография»: танец победы «Платочки мои»,»
3.Методическая работа музыкального руководителя:
В течение всего периода работала над повышением своего педагогического мастерства. Принимала участие в мероприятиях детского сада, и района. Участвовала в конкурсах, семинарах, была активным слушателем вебинаров:
Имею свой сайт, который пополняю сценариями праздников, консультациями для родителей и педагогов, выкладываю фотоотчёты.
Для реализации поставленных задач я соблюдала следующие условия:
а) возрастные и индивидуальные особенности детей;
б) сотрудничество и целенаправленную работу с педагогическим коллективом и родителями;
в) учитываю взаимодействие ребёнка с той социальной средой, в которой он живёт;
г) создание в учреждение образовательную среду, которая даёт возможность каждому ребёнку творчески раскрыться;
д) использую широкий комплекс методов и приёмов обучения и воспитания дошкольников.
4. Взаимодействие с педагогами
В плане взаимодействия с педагогами в течение всего года мной проводилась следующая работа:
Систематически, согласно плану, со всеми воспитателями обсуждали и утверждали предложенные сценарии мероприятий, вели подготовку к утренникам и развлечениям, занятиям. Осуществлялись консультации по вопросам музыкального воспитания детей через информационный стенд и при личных беседах.
5. Взаимодействие с родителями
В плане взаимодействия с родителями воспитанников в течение всего года мной проводилась следующая работа работа:
- проводила индивидуальные консультации по организации домашних репетиций с детьми;
- Стендовая информация в течение всего учебного года знакомила родителей с разнообразной информацией по музыкальному воспитанию детей дома: «Выявление и развитие музыкальных, творческих способностей дошкольника»; «Как сделать ребенка успешным»; «Музыкальное воспитание детей в семье»; «Использование технологии аудиального развития детей и родителей для сохранения и совершенствования творческого потенциала воспитанников»; «Что такое музыкальность? и какую музыку должен слушать ваш ребёнок»; ««Когда зажигаются свечи» - как провести зимний праздник в семье. Организация музыкальных досугов дома, в семье»; «В гости к музыке!» Правила поведения при встрече с музыкой»; «Пение - как вид деятельности. Советы тем, кто хочет научиться петь. Что такое петь чисто. Охрана детского голоса».
Таким образом, если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней.
Выводы:
Считаю, установленный мною план работы на 2023-2024 год выполнен с положительными результатами.
Рекомендации:
Воспитателям и родителям рекомендуется петь больше песен с детьми дома и в группе, использовать музыкальные игры с пением, а также слушать музыкальные произведения в течение дня в группе. Систематически закреплять материал занятия в группе. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, содействовать развитию интереса к музыке, развивать музыкально - сенсорные и двигательные способности детей. Продолжать проводить просветительскую работу с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ педагогической деятельности
Анализ педагогической деятельности....
Самоанализ педагогической деятельности учителя - дефектолога
Образец оформления для аттестации...
Самоанализ педагогической деятельности учителя - дефектолога
Образец оформления для аттестации...
Самоанализ педагогической деятельности: «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»
Задачи:uприобщение детей к театральному искусству;uобогащение и активизация словаря детей;uстимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, и...
Самоанализ педагогической деятельности
Современные изменения российского образования определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующих от воспитателя способно...
Самоанализ педагогической деятельности.
Цель моей педагогической деятельности: создание благоприятных условий для всестороннего развития личности дошкольника средствами художественно-эстетического воспитания.Задачи:Сохраня...
Самоанализ педагогической деятельности
Анализ моей педагогической деятельности (2010 г.)...