Самоанализ педагогической деятельности
статья на тему
Предварительный просмотр:
Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать полноценному развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь.
Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающего поколения является сегодня поистине глобальной проблемой. Многолетние исследования и анализ состояния здоровья дошкольников позволяют говорить о его ухудшении. Количество здоровых детей не превышает 15 – 20 %, увеличивается число функциональных отклонений у каждого ребенка. Растёт число детей с ранними проявлениями туберкулезной интоксикации. Сложное социально – экономическое положение многих семей, невысокий социально – культурный уровень, неблагоприятные жилищно – бытовые условия, увеличение числа лиц с социально – дезадаптированным поведением – все это в сочетании с неблагоприятными биологическими факторами, экологическим неблагополучием, ведет к снижению адаптивных возможностей детского организма и росту заболеваний туберкулезом.
Установлено, что в дошкольном возрасте профилактическая работа по сохранению и укреплению здоровья будет эффективна, если этим будут заниматься целенаправленно и в комплексе педагоги, медицинские работники и родители. Взаимодействие взрослых с детьми сводится к сумме: охрана здоровья + воспитание + обучение детей.
В течение 3 лет работаю на специализированной группе, которую посещают дети с туберкулёзной интоксикацией. Данная группа скомплектована с сочетанием двух смежных возрастов (от 3-х до 5-ти лет). Особенностью группы является частая миграция детей. Они находятся в ней 1 год ( реже 1,5 – 2 года). Воспитанники имеют II и III группы здоровья.
Детям, перенесшим туберкулезную интоксикацию, свойственны капризность, подавленность, заторможенность, аутизм и др. Закономерно, что туберкулез и психические расстройства уже почти на протяжении столетия рассматриваются исследователями в тесной взаимосвязи (Р.Ш. Валиев, Л.Э. Панкратова, Д.Д. Плетнев, И.Д. Серегин и др.). Изучение научных материалов о значении связи психического и соматического в выздоровлении детей, позволило мне не только повысить свой профессиональный уровень, но и создать систему оздоровительно – воспитательной работы с детьми, ослабленными туберкулезной интоксикацией.
Оздоровительно – воспитательная работа с ослабленными туберкулезной интоксикацией детьми состоит не только в их медико –педагогической реабилитации, но и в создании психологически комфортных условий развития их здоровья, как самостоятельно культивируемой ценности. Понятие «здоровый ребенок» включает в себя помимо физиологических, психологические характеристики, такие, как жизнерадостность, активность, любознательность, высокий уровень умственного развития. Поэтому, главная цель моей деятельности: всестороннее и гармоничное развитие здоровой личности.
Исходя из выше сказанного, определила для себя задачи:
- Сохранение, укрепление и коррекция здоровья детей с туберкулезной интоксикацией.
- Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности у дошкольников.
- Создание предметно – развивающей среды как системы условий, способствующей полноценному развитию всех видов детской деятельности.
Данные задачи реализую в рамках оздоровительно – воспитательной работы, опираясь на «Основную образовательную программу для детей с туберкулезной интоксикацией», разработанную на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования» под редакцией Васильевой М.А.
Система работы по данной проблеме включает:
- комплекс оздоровительных мероприятий в режиме дня;
- создание оптимальных условий пребывания детей в ДОУ;
- формирование современных подходов к взаимодействию с семьей.
Решая задачу сохранения и укрепления здоровья тубинфицированных детей, особое внимание уделяю профилактическим мероприятиям: закаливание организма, дополнительная витаминизация, щадящий режим, организация двигательной деятельности и активного отдыха на свежем воздухе, соблюдение норм гигиенической культуры, формирование системы знаний и представлений о способах сохранения своего здоровья, учитывая особенности физического развития ребенка, состояние его здоровья.
Многие специалисты считают, что наиболее сильно страдает от отсутствия или дефицита движений детский организм, поскольку двигательная активность стимулирует рост и развитие не только здорового, но и больного ребенка. Поэтому, активно использую пространственный потенциал группы, в частности мини спортзал, оснащенный классическим и коррекционным нестандартным оборудованием: «Волшебные палочки», «Мягкое бревно», «Перекати поле», «Лабиринт» и прочее, отвечающий принципам мобильности и многофункциональности. Он позволяет решать многие профилактические, оздоровительные задачи. Деятельность, организованная в нем (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, физкультурные досуги, самостоятельная двигательная деятельность), способствует:
- формированию двигательных умений и навыков;
- полноценному развитию движений, стимулирующих рост и развитие ребенка;
- формированию правильной осанки, имеющей жизненно важное значение для детей, ослабленных туберкулезной интоксикацией (нормализация дыхательных функций).
Являясь руководителем кружка «Малыши – крепыши», в рамках студии «Мой друг – тренажер», веду работу, направленную на решение следующих задач:
укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности;
гармоничное развитие всех звеньев опорно – двигательного аппарата, формирование правильной осанки;
совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств;
развитие психических способностей и эмоциональной сферы;
развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
Кружок посещают дети старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно – двигательного аппарата, выявленные в результате обследования МПК. Для улучшения физических показателей здоровья и развития физической выносливости занятия провожу в сюжетной форме, с музыкальным сопровождением. Особенно полезными данные упражнения являются для детей с нарушением осанки. Сюжетное занятие – одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету (например, в комплексе «Морское царство» применяются упражнения дыхательной гимнастики «Парус», «Волны шипят» и др., общеразвивающие упражнения «Рыбка», «Русалочка», «Медуза» и др., подвижные игры «Невод», «Водяной» и др., танец «Раки», круговая тренировка «Матросы на корабле в шторм» и т.п.). Каждый комплекс сюжетных занятий использую в среднем на протяжении 2 – 2,5 недель, что достаточно эффективно и вызывает достоверное улучшение показателей, характеризующих уровень развития двигательных качеств.
Как результат:
1) опыт работы по теме: «Тренажеры и здоровье» обобщен и распространен через организацию и проведение мастер – класса на РМО специалистов ДОУ, где получил высокую оценку коллег (г. Куйбышев, 2008г.);
2) победитель профессионального конкурса «Лучшая здоровьесберегающая система в ДОУ» (II место, 2010г.).
Важным аспектом успешного оздоровления и развития тубинфицированных детей является тесное сотрудничество с семьей. Родители моей группы постоянные участники физкультурно – массовых мероприятий ДОУ («День здоровья», «День Нептуна», педагогических проектов «Зимний спортивный праздник», «Модель снежного городка» и т.д.). Опыт показал, что наиболее эффективным способом информирования родителей является агитационно – наглядный. Поэтому, на информационных стендах группы работают рубрики, освещающие специфику пребывания детей в специализированной группе, вопросы оздоровления детей с туберкулезной интоксикацией, вопросы укрепления здоровья детей в летний период, вопросы адаптации ребенка и многое другое. Материал по летней оздоровительной работе с детьми, представленный на выставке в рамках проекта «В помощь мамам и папам», признан лучшим и распространен в ДОУ (2009г.).
Специализация группы провоцирует меня использовать в работе помимо традиционных средств оздоровления и обучения, современные здоровьесберегающие, развивающие методы и технологии.
Экологический фитодизайн – научно обоснованный подход к озеленению группового пространства, позволяющий решать эстетические, воспитательные, коррекционно – профилактические задачи, так как чистый воздух в группе – важное условие для сохранения здоровья детей с туберкулезной интоксикацией. Проектирование – современный метод, направленный на формирование представлений о необходимости заботиться о своем здоровье, на развитие творческого, познавательного мышления у детей. Эколого – оздоровительные проекты «Узнай меня», «Питание и здоровье» реализованы в группе направлены на:
- расширение знаний детей о правилах питания, способствующих сохранению и укреплению здоровья;
- формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
- просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей дошкольного возраста.
Результаты таковы: а) у детей сформировалось представление о связи состояния здоровья с гигиеной питания; б) дети освоили правила приема пищи, у них сформировались основы культуры поведения за столом; в) у дошкольников наметилась положительная динамика в увеличении веса.
Опыт работы по внедрению здоровьесберегающих проектов представлен на:
1) районном фестивале педагогических проектов «Экология и творчество» (г. Куйбышев, 2008г., Диплом);
2) ярмарке некоммерческих организаций, общественных объединений и инициативных групп, в рамках проведения областного конкурса социольно значимых проектов (г. Новосибирск, 2009, 2010г.г.).
Ребенок с рождения неразрывно связан с обществом. Первой значимой социальной группой для детей является семья, затем – коллектив дошкольного учреждения. Этот мини социум – своеобразная модель реального общества. Здесь проявляются поведенческие особенности ребенка в отношении к сверстникам и взрослым, его умение устанавливать контакты, постоять за себя, взаимодействовать с окружающими и т.д. Кроме стихийного опыта общения дети в детском саду получают определенные знания об обществе, знакомятся с правилами поведения в нем. Поэтому, моя задача состоит в том, чтобы дети поняли: человек – сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы; себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.
Систему работы по формированию культуры безопасной жизнедеятельности у дошкольников разновозрастной группы строю, опираясь на технологию, разработанную кандидатом педагогических наук Сантаевой Т.С. «Педагогическое обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ». Она включает:
- совершенствование предметной среды, стимулирующей познавательную активность детей, которая оснащена:
- художественной литературой – источником знаний по безопасности;
- иллюстрациями, картинками, плакатами «Азбука здоровья в картинках», «Учимся вежливости», «Уроки Айболита», «Безопасность на дороге», атрибутами «Светофор», «Дорога» и т.д., дидактическими пособиями, как наглядными средствами приобщения детей к ознакомлению основ безопасности;
- дидактическими играми «Раз, два, три, что опасно – найди», «Сто бед», «Что мы знаем о вещах» и т. п., дающими возможность познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать полученные знания, сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения, познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
- организацию совместной деятельности, являющейся своего рода школой передачи социального опыта от взрослого к ребенку: бесед «Если я дома один, то…», «Ребенок и посторонние», «Ребенок и дорога» и т. д., игр – занятий «Ребенок и природа», «Перекресток» (на площадке «Зеленый огонек»), театрализации, режимных моментов (гигиенические и оздоровительные процедуры), участия в творческих конкурсах продуктивной детской деятельности:
- районный этап областного конкурса «Здоров – значит счастлив» (г. Куйбышев, 2009г.);
- межрегиональный конкурс детского творчества «Игротека программы «Разговор о правильном питании»» (г. Куйбышев, 2009г.);
- конкурс детского рисунка «Мы в ответе за тех, кого приручили…» (г. Санкт – Петербург, 2010г.).
Такая деятельность дает возможность ребенку познакомиться с событиями окружающего мира, стать их активным участником.
- сотрудничество с родителями – проведение родительских собраний «Лето – оздоровительный, но опасный период», «Оздоровление, укрепление организма ребенка в зимний период», «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге» и т.д., создание наглядного материала «Вода – враг или друг?», «Безопасность в вашем доме», «Воспитываем грамотного пешехода», организация совместных досугов. Все это стимулирует родителей к активному участию в воспитательно – образовательном процессе, помогает в воспитании детей.
Продолжая вести работу по воспитанию культуры безопасной жизнедеятельности у дошкольников, входила в состав группы по оформлению выставок в ДОУ. «Школа безопасности», «Светофорик» - это выставки, помогающие детям эффективно усвоить правила поведения во дворе, в быту, на дороге.
Предметно – развивающая среда – это система условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности. Для того чтобы окружающая среда выполняла свое основное назначение, она должна удовлетворять следующим требованиям: безопасности, полифункциональности, эстетичности, динамичности и гибкого зонирования.
Жизненное пространство моей группы приближено к домашнему уюту, обстановка способствует эмоциональному благополучию ребенка, вселяет в него чувство защищенности и уверенности в себе и делает его хозяином дошкольного учреждения. Это достигается:
- наличием личного пространства для каждого ребенка (кроватка со стульчиком, шкафчик для хранения личных вещей);
- экспонированием детских работ в групповой, постоянно действующей выставке «Наше творчество»;
- наличием предметов, принадлежащих только ребенку (любимые игрушки).
Развивающая среда, с одной стороны, обеспечивает детям ощущение постоянства, устойчивости, а с другой, позволяет гибко видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей. Устройство группы такого, что дети имеют возможность быть творцами своего предметного окружения. Такая возможность обеспечивается наличием специальных предметов, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся (ширмы, геометрические модули, стулья, и пр.).
Все это дает возможность заниматься одновременно разными видами деятельности: игровой, элементарно – трудовой, художественно – эстетической, физкультурно – оздоровительной, не мешая друг другу. Это требование реализуется через создание специальных зон, которыми могут свободно пользоваться дети.
Учитывая разновозрастной характер группы, стремлюсь к постоянному обновлению, обогащению образовательного пространства различными занимательными дидактическими пособиями, в том числе авторскими («Дидактический коврик», «Загадки о полезном», «Цветочная поляна» и т.д.). Использование их в работе позволяет формировать у детей устойчивый интерес к различным видам деятельности и развивает на его основе познавательные способности, практические навыки, а так же психические процессы (память, внимание, воображение и т.д.), расширяет представление об окружающем мире, способствует накоплению сенсорного опыта и т.д.
Результаты работы по совершенствованию предметно – развивающей среды таковы:
1) в группе реализованы педагогические проекты: «Здоровье детей в наших руках» (2008г.), «Чудо – дерево» (2009г.);
2) образовательное пространство группы – одно из лучших в ДОУ по результатам смотра – конкурса «Готовность групп к новому учебному году» (2008г., 2009г.);
3) председатель комиссии по проверке готовности ДОУ к новому учебному году (2009г.).
Подводя итог трехлетней работы, отмечаю следующие результаты:
- Эффективность оздоровления детей в группе ТБЦ составляет: 2007 – 2008 г.г. – 100%, 2008 – 2009 г.г. – 100%, 2009 – 2010 г.г. – 100% (по результатам МПК).
- Сформирован высокий и достаточный уровень культуры безопасности жизнедеятельности у дошкольников, способствующий адаптации в социуме.
- Воспитанник – победитель районного конкурса «Всегда готов к чрезвычайной ситуации» в номинации «Изобразительная деятельность» (II место, г. Куйбышев, 2009г.).
- Опыт работы распространен через участие в сборнике материалов международной научно – практической конференции «Инновации и качество образования» (г. Новосибирск, 2008г.).
Дошкольный возраст требует особой заботы: правильное питание, навыки личной гигиены, привычка к здоровому образу жизни, занятия физкультурой и спортом. Все это является фундаментом дальнейших успехов детей. Поэтому, считаю нужным в будущем продолжать заниматься проблемой физического воспитания дошкольников.
Шкредова Е.В. 25.05.2010г. ______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ педагогической деятельности учителя - дефектолога
Образец оформления для аттестации...
Самоанализ педагогической деятельности учителя - дефектолога
Образец оформления для аттестации...
Самоанализ педагогической деятельности: «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»
Задачи:uприобщение детей к театральному искусству;uобогащение и активизация словаря детей;uстимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, и...
Самоанализ педагогической деятельности
Современные изменения российского образования определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующих от воспитателя способно...
Самоанализ педагогической деятельности.
Цель моей педагогической деятельности: создание благоприятных условий для всестороннего развития личности дошкольника средствами художественно-эстетического воспитания.Задачи:Сохраня...
Самоанализ педагогической деятельности
Анализ моей педагогической деятельности (2010 г.)...
Самоанализ педагогической деятельности Тема: «Осуществление деятельности по здоровьесбережению »
Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: ...