Курсовая работа; "Инклюзивное обучение в системе дошкольного образования"
материал

Курсовая работа; "Инклюзивное обучение в системе дошкольного образования".В этой курсовой отображено какой подход обучения в дошкольных учреждениях проходит по "Инклюзивному обучению в ДОУ". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.docx58.3 КБ

Предварительный просмотр:


СОДЕРЖАНИЕ

Введение        13

1. Понятие «инклюзия» в образовании        15

2. Цель, задачи и принципы инклюзивного образования        23

3. Условия реализации инклюзивной практики в дошкольных учреждениях        34

4. Организационная модель инклюзивной практики в детском саду        40

Заключение        42

Список использованной литературы        43


Введение

Актуальность курсовой работы. Современная система образования принимает в себя только тех, кто отвечает ее требованиям  детей, которые способны обучаться по общей программе и могут показывать нормальные для всех результаты. В итоге часто получается, что дети c ОВЗ изолированы от здоровых сверстников и выпадают из образовательного процесса, т.к. для работы с такими детьми педагоги не обладают необходимыми знаниями в области специальной и коррекционной работы. Каждый ребенок имеет право получать качественное образование со здоровыми сверстниками. Именно в обычной образовательной сфере дети с особыми образовательными потребностями смогут получить, помимо учебной информации, возможность полной жизни в обществе, т.е. социализироваться.

Важнейшая проблема образования  доступность для неких социальных групп, которые имеют невыгодные стартовые условия. Особое место среди них занимают дети с ОВЗ. Получению качественного образования такими детьми препятствуют множественные ограничения, которые связаны с социальным неравенством. Исследования в области социологии, которые проводились в Российской Федерации и на Западе, начиная с 60-х гг., показали, что образование склонно подтверждать и отражать существующее социальное неравенство, чем можно содействовать его устранению.

Причины общественного ущемления данной группы детей не ограничиваются рамками дошкольного образовательного учереждения. В английских исследованиях 80-х гг. были подтверждены выводы, касающиеся факторов общественного неравенства, а также были поставлены вопросы, почему сами образовательные учреждения склонны воспроизводить и сохранять социальное неравенство. В этом же направлении работают российские социологи нашего времени. Они выявили трансляцию и преемственность путем образовательной системы тех социально-классовых отличий, которые существуют вне образовательного процесса. Судя по изучениям, которые были осуществлены в США в 60-70-е годы, большое влияние на дошкольников оказывают семейные и социальные обстоятельства. Данные исследования породили дискуссию о необходимости внедрения инклюзивного образования для детей из различных социальных слоев и групп, в том числе для детей с ОВЗ.

Социальные аспекты инклюзивного образования изучали Шинкарева Е.Ю., Малофеев Н.Н., Кантор В.З., Зайцев Д.В., Антипьева Н.В., Акатов Л.И. и др.

Цель курсовой работы  обоснование условий построения инклюзивного процесса в дошкольной организации.

Объект  воспитательно-образовательный процесс в дошкольных организациях.

Предмет  педагогические условия обоснование условий построения инклюзивного процесса в дошкольной организации.

Задачами курсовой работы:

  1. Изучить понятие инклюзия в образовании.
  2. Раскрыть цель, задачи и принципы инклюзивного образования.
  3. Рассмотреть условия реализации инклюзивной практики в дошкольном учреждении.
  4. Описать организационную модель инклюзивной практики в детском саду.

Методы исследования: анализ литературных источников.

Теоретическую основу данной курсовой работы составляют труды отечественных авторов в области исследуемого вопроса.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы для дальнейшей научной и профессиональной деятельности.


1. Понятие «инклюзия» в образовании

Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)  процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. [4, с. 15]

Инклюзивное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в дошкольных образовательных учреждениях.

Инклюзивное образование – образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции. Общепринятым считается, что инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, что и обеспечивает доступ к образованию детям с особыми потребностями.

Термин «инклюзивное образование» является более современным, отражающим новый взгляд не только на систему образования, но и на место человека в обществе. Инклюзия предполагает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации в дошкольном образовательном учреждении к нуждам каждого ребенка.

ЮНЕСКО понимает инклюзию как «позитивную реакцию на разнообразие учащихся и восприятие их индивидуальных отличий не как проблемы, а как возможность обогатить учение».

Инклюзия  это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально- экономического статуса родителей и других различий. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создание образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей. В международной практике старый термин «интегрированное образование», описывающий данный процесс только в отношении детей с особенностями психофизического развития, был заменен термином «инклюзивное образование», описывающий данный процесс в отношении всех детей. [1, с. 13]

Инклюзивное образование  подход, который стремится развить методологию, в центре которого находится ребенок и его разнообразные образовательные потребности.

Таким образом, инклюзия предполагает включение детей со специальными образовательными потребностями в массовые учреждения, где считается важным снять все барьеры на пути к полному участию каждого ребенка в образовательном процессе. (Назарова Н.).

Введение инклюзивного обучения рассматривается как высшая форма развития образовательной системы в направлении реализации права человека на получение качественного образования в соответствии с его познавательными возможностями и адекватной его здоровью среде по месту жительства [11, с. 30].

Инклюзивное обучение и воспитание – это долгосрочная стратегия, рассматриваемая не как локальный участок работы, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, воспитателей, педагогов и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность общеобразовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками (Ковалев Е.В., Староверова М.С.).

Следует особо подчеркнуть, что введение инклюзии в образовательную систему не должно приводить к уменьшению значения специального образования. Инклюзивное образование выступает как одно из направлений образования, вариант предоставления образовательных услуг ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Все особые дети нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, однако каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель образования.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети  индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями)

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование  процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2.Каждый человек способен чувствовать и думать;

3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4.Все люди нуждаются друг в друге;

5.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7.Для всех детей достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Ключевые принципы инклюзивного образования:

дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад;

программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному (в российской практике «комбинированному») детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду;

все дети участвуют во всех мероприятиях, где группы дошкольного образовательного учреждения являются инклюзивными;

индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой педагогов, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;

инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом.

В федеральную нормативно-правовую базу образования лиц с ограниченными возможностями здоровья входят такие документы как: Конституция Российской Федерации; Об образовании в Российской Федерации (Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ);

Закон Российской Федерации «Об образовании» закрепил в качестве принципа государственной политики «адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки воспитанников» (п. З ст. 2 Закона).

В этих же целях Закон установил государственные гарантии прав граждан с отклонением в развитии (с ограниченными возможностями здоровья) в области образования, закрепив в качестве основной гарантии обязанность государства создавать «гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов» (п. 6 ст.5 Закона).

В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих дошкольных образовательных учреждениях и по индивидуальной программе в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях. В России уже многие годы существует система специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

На сегодняшний день, действуют учреждения VIII видов. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для обучения детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелым нарушением речи, эмоционально-волевой сферы и поведения и с умственной отсталостью.

В соответствии с Законом РФ об образовании детям инвалидам, инвалидам I и II группы предоставляется льгота при приеме в средние специальные и высшие учебные заведения.

Ратифицирована Конвенция о правах инвалидов. Она подписана от имени России в Нью-Йорке 24 сентября 2008 г. Конвенция направлена на защиту прав инвалидов, борьбу с их дискриминацией и обеспечение полноценного участия людей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества. Государства-участники должны предпринимать все надлежащие меры (в т. ч. законодательные) для обеспечения достаточного жизненного уровня инвалидов и их социальной защиты.

Есть восемь руководящих принципов, которые лежат в основе Конвенции и каждого из ее конкретных статей:

уважение достоинства, присущего человеческой личности, личная самостоятельность, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости лиц;

недопущение дискриминации;

полная и эффективная интеграция в общество;

уважение различий и принятие инвалидов как части человеческого многообразия и гуманности;

равенство возможностей;

уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Главная задача Конвенции заключается в том, чтобы детально разработать права инвалидов и выработать пути их реализации.

Цель настоящей Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства. К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими (статья 1).

Страны, которые присоединились к Конвенции, должны сами заниматься разработкой и осуществлением политики, законов и административных мер для обеспечения прав, закрепленных в Конвенции и отмены законов, постановлений, обычаев, являющихся дискриминационными (статья 4).

Страны должны признать, что все люди равны перед законом, в целях запрещения дискриминации по признаку инвалидности и гарантируют равную правовую защиту (статья 5).

Дети-инвалиды должны иметь равные права, не должны быть разлучены со своими родителями против их воли, за исключением случаев, когда органы социальной защиты установят, что это отвечает наилучшим интересам ребенка, и ни в коем случае не должны быть отделены от своих родителей, на основании инвалидности ребенка или родителей (статья 23).

Отвечая на фундаментальный вопрос о доступности физической среды (статья 9), Конвенция требует от стран мероприятий по выявлению и устранению препятствий и барьеров, а также обеспечить, чтобы лица с ограниченными возможностями могли получить доступ к транспорту, общественным помещениям и услугам, а также информационным и коммуникационным технологиям.

Государства должны способствовать обеспечению равного доступа к начальному и среднему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни. Образование должно осуществляться с применением соответствующих материалов, методов и форм общения. Дети, нуждающиеся в мерах поддержки и дети со слепотой, глухотой и глухонемотой должны получать образование в наиболее подходящих формах общения с педагогами, которые свободно владеют сурдопереводом и шрифтом Брайля. Образование инвалидов должно способствовать их участию в жизни общества, сохранению их чувства достоинства и самоуважения и развитие их личности, способностей и творчества (статья 24).

Комитет по правам инвалидов, в состав которой входят независимые эксперты, будет получать периодические доклады государств-участников о прогрессе, достигнутом в осуществлении Конвенции (статья 34 до 39).

Инклюзивный подход к обучению детей с ограниченными возможностями сопряжен с общественным заказом общества и государства в целом. Концепция преподавания, обучения и социальной приспособленности ребенка - инвалида применяет возможности как специализированных, так и общеобразовательных организаций и нацелена на наиболее часто встречающиеся трудности ребенка.

Процесс инклюзивной практики подразумевает креативный подход и конкретную эластичность образовательной концепции, учитывающий потребности не только лишь ребенка - инвалида, но и различных народных групп, пола, возраста; принадлежности к определенному социуму. Система образования и обучения подстраивается под персональные образовательные нужды ребенка, применяются новейшие комбинации к учебе, используются изменчивые образовательные формы и способы преподавания и обучения. В самом инклюзивном подходе принята потребность менять образовательную обстановку, формировать новейшие формы и способы в организации образовательного движения с учетом личных отличий ребенка. С целью управления инклюзивными действиями следует внедрять инструктивные формы деятельности, плановые формы организации работы; мониторинг и наблюдение инклюзивных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса, это самих дошкольников, их родителей, педагогов и администрации учреждения.

Основное правило управления инклюзивным детским садом — это принцип общего принятия решения участниками обучающего движения и обязанности за его реализацию.

В структуре подхода управления инклюзивного обучения отмечается:

научно-методический совет дошкольного образования;

психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк);

преподавательский коллектив инклюзивной группы;

родительский комитет. [7, с. 45]

Продуктивность эффективного образования организации инклюзивного обучения считается командная работа преподавателей. Административная команда-это категория экспертов, связанная осознанием возможности формирования дошкольного образования и несущая в коллективе общую политическую мысль для достижению поставленной задачи. Деятельность и формирование инклюзивного дошкольного образования находится в зависимости от обмена данными и возможности людей вместе регулировать цели и проблемы. Инструктивная работа содействует:

более эффективной работе дошкольного образования;

быстрому приспособлению образовательной концепции к переменам во внешней сфере, конкретному реагированию в перемене образовательного запроса;

обновлении координационной концепции управления при переходе от высокофункционально-прямолинейной координационной структуры к матричной структуре, в которой совмещаются вертикальная и горизонтальная концепция управления.

Формой командного управления дошкольного образования считается научно-методический совет, который принимает основные и необходимые решения. Научно- методический совет состоит из заведующей, координатора по инклюзии, руководители определенных отраслей дошкольного образования: консультативный пункт, преждевременная поддержка, лекотека, центр индивидуальной психологической работы (ЦИПР)), главный педагог, ведущие эксперты. Научно-методический совет разрабатывает проект формирования инклюзивной практики в дошкольном учреждении, программу обучения и ежегодный план; устанавливает тенденции исследования и проект в ведения новейших технологий дошкольного образования; обобщает существующий навык в сфере инклюзивной практики; устанавливает список требуемых научных и практических материалов; реализует стратегическое составление плана работы инклюзивного дошкольного образования.

Также совет принимает экстренные решения по возникшим вопросам:

анализ определенной ситуации в дошкольном образовании и по необходимости оперативного ее решения;

обсуждение проектов и отчетов структурных подразделений дошкольного образования;

контроль и анализ деятельности ПМПк дошкольного образования;

формирование задач и целей в направлении работы учреждения. Которые обсуждаются и принимаются всем коллективом на организованных командных тренингах, проходящие два раза в год.

Проекты, запланированные советом, обсуждаются и поправляются на собраниях преподавательской группы и принимаются к выполнению. Проблемы своевременного управления находят решение на еженедельных совещаниях, которые проводит заведующий.

Для решения методичных и координационных проблем предоставления инклюзивных действий формируются проектные категории с целью решения поставленных проблем, к примеру, формирование методики работы группы «ребенок + родитель», анализ и оценка работы координатора, проведение праздника или подготовки участков к летнему сезону.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) формируется с целью выполнения психолого-преподавательской оценки динамики обучения детей и установления определенных методов в осуществлении индивидуального образовательного подхода. Основано на результате диагностики и рекомендаций, полученных от ПМПК и, в частности, с целью исследовании индивидуальной образовательной программы и оценки результативности подобранных способов и технологий поддержки ребенку и его адаптации в ДОУ.

Координации работы преподавательского коллектива дошкольного образования по включению детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс обучения способствует введение обязательств координатора по инклюзии на одного из специалистов дошкольного образования.


2. Цель, задачи и принципы инклюзивного образования

По словам специалистов «В нашей стране, как и во всём мире, отмечается рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. «Исследования зарубежных ученых убедительно доказали, что фактически деление «по уму» осуществлялась на основе социального статуса семей учащихся и вела к неравенству возможностей в получении качественного образования для значительного количества детей. В современном мире уже давно пришли к выводу о том, что все дети, а не только «умные» и «здоровые» имеют право на получение качественного дошкольного образования.

Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Говорить о терпимости к людям с ограниченными возможностями нельзя, если с детских лет не воспитывать здоровых детей и инвалидов вместе. Только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать, как гармоничную.

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.

Первые инклюзивные образовательные учреждения в нашей стране появились на рубеже 1980 – 1990 гг. так, например, в Москве в 1991 году.

С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов.  

Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты дошкольной жизни, в которых с удовольствием и радостью  участвуют также  все остальные дети. Это требует реальной адаптации дошкольного пространства к тому, чтобы встретить нужды и потребности  всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Это не означает, что инклюзия не требует оказания детям с различными возможностями специальной помощи и поддержки или обучения за пределами группы ДОУ, если это требуется. Но это всё является разнообразными возможными вариантами, и, честно говоря, периодически бывает необходимым буквально для всех детей в дошкольном образовательном учреждении.

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида  образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных  особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического  статуса родителей, психических и физических возможностей.

К основным элементам инклюзии можно отнести:

  • включение всех детей с различными возможностями в такое дошкольном образовательном учреждении, которое они могли бы посещать, если бы у них не было инвалидности;
  • отсутствие «сортировки» и отбраковывания детей, обучение в смешанных группах;
  • дети с особенностями находятся в группах, соответствующих их возрасту;
  • ситуационно обусловленное взаимодействие и координация ресурсов и методов обучения;
  • эффективность как стиль работы дошкольного образовательного учреждения.

Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:

  •  ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  •  каждый человек способен чувствовать и думать;
  •  каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  •  все люди нуждаются друг в друге;
  •  подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  •  все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  •  для всех детей достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  •  разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Дети с ограниченными возможностями в определенном смысле находятся в несколько «оторванном» или отчужденном от основного коллектива мире. Многие дети с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые семьей, специалистами, обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, все-таки оказываются неподготовленными к включению в социально- экономическую жизнь. Поэтому успешно «включить» их в социум, подарить обществу полноправного члена и призвано инклюзивное образование.

Основа идеи «включения» — это обучение детей с особыми потребностями не в отдельных специализированных учреждениях, а в обычных дошкольных образовательных учреждениях. Такой подход вовлекает всех детей в естественную жизнь коллектива, стирает границы в нормальных отношениях и исключает или, по крайней мере, во много раз уменьшает ошибки формирования личности будущего взрослого человека.

Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в дошкольную систему и обеспечить их равноправие, а так же в организации условий, благоприятных для профилактики или преодоления «вторичных» дефектов, уже возникших вследствие инвалидности, для реализации личностного и интеллектуального потенциала, эмоционального, коммуникативного, физического развития этих детей.

Задачей администрации и педагогов дошкольного образовательного учреждения является принять детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приёмов, ориентированных на потребности этих детей.

Обычное образование нацелено на обычных детей, включает в себя обычных педагогов и обычные дошкольные образовательные учреждения. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и дошкольные образовательные учреждения, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. И наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.

Инклюзивное обучение должно подразумевать как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Для успешного развития инклюзивного образования необходимо создать модель психолого-педагогического сопровождения, где на каждой образовательной ступени будет оказана необходимая помощь специалистами. Главная задача - выявить индивидуальные положительные особенности в каждом ребенке, зафиксировать его умения, приобретенные за определенное время, наметить возможную ближайшую зону и перспективу совершенствования приобретенных навыков и умений и как можно больше расширить его функциональные возможности.

Важнейшим условием, обеспечивающим успешную интеграцию, является точная дифференциальная психодиагностика каждого ребенка. Это может быть осуществлено только при наличии квалифицированной диагностической службы. Такая служба должна не только ставить диагноз, но и давать заключение для дошкольного образовательного учреждения, куда предполагается направить ребенка в соответствии с диагнозом, содержащее рекомендации к индивидуальному плану обучения.

Для того чтобы успешно продвигаться в направлении инклюзии, нам следует научиться успешно решать проблемы. Конечно, речь не идёт только о проблемах какого-либо одного ребёнка.

В прошлом дети с ограниченными возможностями рассматривались исключительно через призму их нарушения, подвергались обязательному «лечению», институциализации и изоляции от остального общества. Иногда у таких детей даже отнималось их право на жизнь. Сегодня высокотехнологичные решения, лекарства и методы терапии носят куда более конструктивный характер.

Если бы мы задумались о том, что каждый ребенок имеет право быть принятым таким, какой он есть и право посещать ближайший к дому детский сад, мы бы стали думать «что не так» с детскими образовательными учреждениями и какие сильные стороны есть у каждого ребенка.

Дети с индивидуальными образовательными потребностями нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, но, в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов в учебном процессе не в специализированном учебном заведении, а в обычном дошкольном образовательном учреждении.

Да, у таких детей есть проблемы со здоровьем, но, когда они общаются с коллективом своих сверстников, их окружение становится судьбоносным фактором социальной интеграции.

Инклюзивное образование помогает претворять в жизнь подобные цели не только учащимся с особенностями в развитии, но и детям, которые, в той или иной степени, выделяются из большинства. Это ребята, говорящие на других языках, принадлежащие иным культурным и этническим группам, а также дети, обладающие разными интересами и способностью к обучению. Для всех этих категорий требуется определенная степень модификации в средствах и способах подачи информации преподавательским коллективом. Включение каждого ребенка с ограниченными возможностями или особыми потребностями в образовательную среду и гибкость в подходах к обучению — это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования.

Самым лучшим в инклюзии является то, что при успешном её проведении выигрывают все.

Существуют давние «поверья» в отношении обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной среде. Например, что дети - с ОВЗ нарушают процесс обучения, что воспитатели не способны справляться с новыми задачами, что дети с ограниченными возможностями при инклюзии получают недостаточно качественное образование, причём, при такой форме обучения, серьёзно страдает их самооценка. Однако во многих исследованиях доказывается, что большинство этих «верований» являются предвзятыми, и не основываются на каких-либо основательных и очевидных фактах.  

В любом случае, преимущества инклюзии значительно перевешивают недостатки этого процесса, и наилучшей проверкой правильности инклюзивных подходов в образовании будут его результаты. Каким же тогда должен быть конечный результат включения детей с разными возможностями в дошкольное образовательное учреждение?  

Преимущества инклюзии для детей с ОВЗ весьма существенны:

  • Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных дошкольных образовательных учреждениях. Это становится особенно очевидным, если взрослые целенаправленно поддерживают социализацию, и если количество детей с особенностями находится в естественной пропорции по отношению к остальным детям в целом.
  • В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с особенностями развития. Это в значительной мере связано с тем, что у детей с ОВЗ появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту.
  • В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение навыков и академических достижений.  
  • Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счёт характерного для инклюзивных групп обучения в малых группах. Дети «переступают» за черту ребенка, работая с ним над заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что у них с детьми особенностями развития много общего.
  • В инклюзивных группах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом.   Особенно явно это в тех случаях, когда дети с особенностями посещают детское образовательное учреждение неподалёку от своего места жительства.

Таким образом, аргументы в поддержку инклюзии бесспорны, можно сделать вывод, что современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.

С целью реализации инклюзивного обучения и преподавания следует сформировывать у дошкольников способность создавать связь в базе партнерства и взаимопонимания. Базой актуальный воззрению сообщества обязана быть терпимость.

Инклюзия может помочь совершенствовать у крепких ребенка толерантность к психологическим минусам ровесников, ощущение взаимопомощи и желание к совместной работе. Инклюдирование содействует развитию у ребенка с особенными просветительными нуждами позитивного взаимоотношения к ровесникам и соответственного общественного действия, а кроме того наиболее абсолютной осуществлении возможности формирования в обучении и воспитании. Инклюзивное подготовка осуществит предоставление одинакового допуска к получению этого либо другого создания и формирование требуемых обстоятельств с целью свершения преуспевания в воспитании абсолютно всеми ребенком.

Проблема обучения и преподавания ребенка с ОВЗ в общеобразовательном месте потребует тактичного и эластичного расклада, таким образом равно как никак не все без исключения ребята, обладающие патологии в формировании, смогут благополучно приспособиться в сферу крепких ровесников.

Индивидуальный общеобразовательный путь подразумевает градационное вовлечение подобных ребенка в состав ровесников с поддержкой старшего, то что потребует с преподавателя новейших эмоциональных направлений в развитие у ребенка с нарушениями мастерства взаимодействовать в общем ребяческом коллективе.

В ходе просветительной работы в дошкольном учреждении немаловажно эластично совмещать персональный и разграниченный комбинация; данное содействует этому, для того чтобы все без исключения ребята приняли содействие в существования группы. [10, с. 56]

Одним с обстоятельств увеличения производительности коррекционно-преподавательской деятельность считается формирование соответственной способностям детей предохранительно-преподавательской и наглядно-формирующей сферы, в таком случае имеется концепция обстоятельств, которые обеспечивают полное формирование абсолютно всех типов работы, коррекцию отклонений высочайших психологических функций и формирование персоны детей.

Организация обучения и преподавания дошкольников с отличительными чертами формирования подразумевает введение перемен в фигуры коррекционно-формирующей деятельность. С целью многих ребенка свойственны движковые проблемы, моторная оживленность, невысокая трудоспособность, то что потребует привнести перемены в составление плана просветительной работы.

Независимо с общественного утверждения, расовой либо церковной приспособления, материальных и интеллектуальных возможностей инклюзивное формирование дает вероятность любому ребятам угодить собственную необходимость в формировании и одинаковые полномочия в получении соответственного степени его формирования формирование. Посодействовать данное совершить вызваны преподаватели-специалисты по психологии просветительного института, реализующего инклюзивное формирование.

Ключевыми тенденциями работы преподавателя-специалиста по психологии инклюзивного создания считаются:

психодиагностика;

психологическая поддержка в сложных моментах (немедицинская лечение);

психологическое восстановление;

психологический консалтинг;

психологическое образование.

Развивающая и психокоррекционная деятельность.

Для благополучный обучения и преподавания ребенка с отличительными чертами формирования нужна верная анализ их способностей и обнаружение специальных просветительных нужд. В взаимосвязи с данным особенная значимость предотвращается психолого-преподавательской диагностике, что подразумевает гарантировать:

вовремя раскрыть ребенка с узкими способностями;

обнаружение специальных просветительных нужд ребенка с ОВЗ, предопределенных минусами в их психологическом формировании;

установить наилучший преподавательский путь;

реализация персонально-направленной психолого-медико-преподавательской поддержки ребятам с ОВЗ с учетом отличительных черт психофизического формирования и личных способностей ребенка (в согласовании с ПМПК);

распланировать коррекционные события, создать проекты коррекционной деятельность;

дать оценку динамики формирования и результативность коррекционной деятельность;

обучение родителей.

Диагностика ведется в 3 периода:

Результатом начального периода станет обеспечение преподавателя-специалиста по психологии о спецификах формирования детей.

Чтобы детализировать и более точно определить понимание ведется во втором периоде (конкретизирующий), какой основывается в последующие способы: диалог, исследование результативной работы, исследования, выборочные опросы, опрос преподавателей.

Третий период (итоговый) состоит никак не только лишь в обобщении сведений, приобретенных в следствии заблаговременного либо уточняющего диагнозов, однако и в сопоставлении и сравнении.

Процесс рассмотрения приобретенных сведений и вывод с их конкретного решения именуется интерпретацией. В большей степени применяется способ экспертных оценок.

Цель коррекционно-формирующей деятельность - формирование обстоятельств с целью многостороннего формирования детей с особенными просветительными нуждами с целью обогащения его общественного навыка и слаженного введения в состав ровесников.

Проблемы коррекционно-формирующей деятельность находят решение в согласовании с ФГТ в базе интеграции образовательнойсреды:

здоровье, сохранение и улучшение психологического самочувствия любого детей;

развитие моторики, визуально-пластической координации;

социализация, обеспечение рационального вхождения ребенка с ОВЗ в социальную жизнедеятельность;

формирование у детей взгляды о для себя и простых способностей с целью выстраивания соответственной концепции позитивных индивидуальных оценок и положительного взаимоотношения к для себя;

формирование мастерства содействовать с старшими и ровесниками; правильно усваивать находящийся вокруг объекты и действа, благоприятно обращаться к ним;

познание, формирование познавательных действий и методов интеллектуальной работы;

усвоение и взаимообогащение познаний о натуре и мире;

развитие познавательных заинтересованностей;

развитие выступления равно как ресурсы знания;

Коммуникация, развитие беспрепятственного общения с старшими и ребенком;

развитие произносимой выступления в абсолютно всех типах младенческой работы;

чтение образной литературы, обогащение психологической области детей;

развитие языковый возможности, вербальный работы;

художественно творческий процесс: развитие у детей воспринимающих и креативных возможностей;

развитие небольшой моторики ручек;

удовлетворение необходимости ребенка в самовыражении посредством результативную работа;

музыка: формирование способностей взаимодействия с старшими и ровесниками;

повышение самомнения в базе самоактуализации.

Создание, формирование и усовершенствование концепции преждевременной единой поддержки ребятам с ОВЗ дает возможность уменьшить в дошкольной популяции часть ребенка, какие к времени преподавания в первоначальной.

В педагогике формирование инклюзивного обучения оценивают как процесс развития единого образования, который предполагает общедоступность преподавания для всех, в проекте адаптации к разным желаниям любого ребенка, что гарантирует допуск к формированию обучения для детей с особенными потребностями. В основу обучения принята точка зрения об исключении любой дискриминации ребенка, как личности и одинакового взаимоотношения к абсолютно всем людям. Концепция инклюзивного преподавания как педагогической системы, неотъемлемо объединяющей специализированное и единое обучение, принадлежит Л.С. Выготскому, который в 30-е годы 20 столетия одним из первых аргументировал потребность подобного подхода. Его идеи о взаимосвязи среди усиления общественности, социальной среде и персональном формировании человека заложили методологическую базу общественно - просветительной интеграции ребенка с трудностями в формировании, как социума.

Инклюзивное образование предполагает, процесс формирования развития, итогом которого считается результат целостности и единства изнутри концепции, основанной в взаимозависимости единичных специальных компонентов. Принято считать, что в специальной педагогике, ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) определяют как индивидуума, обладающего физическими или психическими недостатками, требующие формирования специализированных условий с целью получения образования при изучении учебных программ. В инклюзивной сфере формируются требования, учитывающие особые образовательные потребности (ООП) людей этой группы, которые по той или иной причине усложняют приобретение образования.

Обучение в общеобразовательном дошкольном учреждении вместе со здоровыми ровесниками признано в обществе гуманной альтернативой общеобразовательным учреждениям специального обучения.

Приоритетами в концепции модификации инклюзивного обучения считаются:

утверждение философии инклюзии абсолютно всеми участниками движения в образовательном процессе;

преимущество общественного приспособления детей на любой возрастной стадии;

основное формирование коммуникативных и фактических компетенций;

профилактика и преодоление искусственной обособленности семьи особенных детей.

К главным принципам инклюзии причисляют:

Эволюцию и постепенное формирование инклюзивной практики;

Системный характер изменений организационно - содержательных компонентов введенного образования и их беспрерывность.

Так же имеется традиционная группа принципов инклюзивного образования:

ценность ребенка никак не находится в зависимости с его возможностями и достижениями;

любой человек способен ощущать и думать;

любой человек должен иметь возможность на общение и на то, чтобы иметь возможность быть услышанным;

все люди в социуме нуждаются в отношение друг друга;

подлинное формирование образования способно реализоваться только лишь в контексте настоящих отношений;

все дети имеют необходимость в помощи и дружбе сверстников;

для абсолютно всех детей результат прогресса вернее способен быть в том, что они смогут совершать, нежели в том, что никак не смогут;

разнообразие увеличивает все без исключения стороны существования человека.

Таким способом, возможно, установить важность инклюзивного подхода в качестве рациональных, увеличивающих образовательных возможностей личности.


3. Условия реализации инклюзивной практики в дошкольных учреждениях

Инклюзивное образовательное пространство основано на предоставлении вариативных форм обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Разработка проблемы инклюзивного дошкольного образования показывает, что главным направлением в деятельности детского сада становится ориентир на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнёров». В этом случае педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог лишь создаёт условия, в которых ребёнок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. На занятиях игры и упражнения выбираются с учётом индивидуальных программ обучения. В данной модели могут гармонично сочетаться развивающие и коррекционные подходы в обучении. Опыт работы показывает, что дети, посещавшие инклюзивный детский сад, способны к дальнейшему успешному включению в общество.

По уровню включения ребёнка в образовательный процесс условно обозначают следующие виды инклюзии: точечную, частичную, полную.

Точечная инклюзия  это включение ребёнка в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.

Частичная инклюзия  предполагает включение ребёнка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребёнок находится в группе сверстников осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми.

Вариант полной инклюзии  посещение ребёнком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребёнок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.

На современном этапе становления инклюзивного образования необходимо опереться на тот опыт интегративного образования, который к этому времени сложился в специализированных учреждениях, которые накопили опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, поскольку здесь есть специалисты, созданы специальные условия и методики, учитывающие индивидуальные особенности детей. Эти учреждения надо рассматривать как ресурс для тех, кто хочет включиться в инклюзию. Должны быть продуманы специальные мероприятия по налаживанию взаимодействия между общеобразовательными и специализированными учреждениями.

В современной образовательной ситуации мы сталкиваемся сейчас с самыми разнообразными стартовыми условиями инклюзивного образования. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предоставляет большую возможность для перехода к совместному обучению здоровых и детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение ФГОС направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.

Концепцией модернизации российского образования определены приоритеты образовательной политики в области специальной (коррекционной) педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). С 2002 года Министерством образования РФ было инициировано развитие вариативных форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания воспитанников в детском саду. В рамках этой программы были созданы положения об организации Консультативного пункта, Службы ранней помощи, Лекотеки, группы «Особый ребенок», также предусматривающих образовательную интеграцию детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование является естественным продолжением программы интегрированного образования и учитывает созданные условия.

На сегодняшний день для инклюзивного образования существуют следующие стартовые условия:

детские сады компенсирующего вида – дети одной категории, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда;

детские сады комбинированного вида – дети разных категорий и дети возрастной нормы, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда;

детские сады, в которых созданы службы (Лекотека, Службы ранней помощи, Консультативный пункт) – дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда;

массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок», – дети разных категорий и специалисты;

массовые детские сады, в которых создаются инклюзивные группы – специалисты, предусмотренные штатным расписанием общеобразовательного дошкольное образовательное учреждение – пока нет юридических документов, регламентирующих деятельность инклюзивных групп, в том числе и наличия специалистов в штатном расписании.

Для реализации инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида существуют разные формы инклюзии. Для категорий детей со сложной структурой дефекта разработана форма социальной инклюзии – создание на базе сада дополнительных образовательных услуг, куда могут привлекаться дети возрастной нормы, организованы мероприятий по включению семей с детьми со сложной структурой дефекта в социальные программы города (посещение театров, музеев, цирка, организация конкурсов, фестивалей, в которых могут участвовать дети, создание детско-родительских клубов и т.д.).

В детских образовательных учреждениях комбинированного вида созданы комбинированные группы, являющиеся аналогом инклюзивной группы, для которой законодательно определены штат, финансирование, образовательные программы. Все остальные действия по реализации инклюзии можно проводить по аналогии с детскими образовательными учреждениями компенсирующего вида.

В детских образовательных учреждениях, в которых созданы службы, реализовывается модель на основе организации вариативных условий для разных детей. В зависимости от образовательных потребностей такой детский сад предлагает семьям различные условия: индивидуальные формы работы с детьми, детско-родительские группы, консультации родителей, группы для родителей, детские группы, как кратковременного пребывания, так и 10, 12, часового пребывания. Такая модель изначально предполагает учет индивидуальных потребностей детей и создание разнообразных условий в соответствии с ними. В таком саду за счет привлеченных в службы специалистов обеспечено медико-психолого-педагогическое сопровождение детей и их родителей.

Дошкольное образовательное учреждение с группами кратковременного пребывания «Особый ребенок» и др. приближены по модели к детскому образовательному учреждению со службами, поскольку также предлагают разные образовательные услуги в зависимости от образовательных потребностей детей с ОВЗ. Главное, что для таких групп предусматриваются специалисты, способные обеспечить образовательные потребности особых детей. Инклюзия в таких д происходит за счет участия детей в общих мероприятиях сада, взаимных посещений групп детей друг другом, объединения детей на занятиях по дополнительному образованию в подгруппах.

Детские сады, в которых открываются инклюзивные группы, могут взять в штат специалистов, которые будут обеспечивать образовательные потребности детей с ОВЗ. Сама инклюзивная группа должна реализовывать разноуровневые образовательные программы и программы по социализации детей.

Детские сады, где есть по 2–3 ребенка с ОВЗ, которые по составу не могут открыть инклюзивные группы, могут воспользоваться услугами специалистов Ресурсных центров, ППМС центров, специалистов специализированных дошкольных учреждений, которые могут обеспечить консультирование этих дошкольных образовательных учреждениях по вопросам диагностики и составления образовательных планов для детей с ОВЗ.

При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в образовательном учреждении должны быть учтены следующие условия:

  наличие семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), готовых прийти в детские сады;

 психологическая готовность руководителя и коллектива ОУ (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;

 наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов, тьюторов) или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из Центров психолого-педагогического развития и коррекции ППМС центров;

 наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе без барьерной среды;

 возможность повышения квалификации педагогов.

Основная цель образовательного учреждения при разворачивании инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.

Задачи инклюзивного сада:

–создание уютного, комфортного пространства для всех;

–создание среды, способствующей гармоничному развитию личности;

–формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;

–создание в дошкольных образовательных учреждениях педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи. Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество;

–формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс.

Если детский сад решил включить в образовательный процесс ребенка с особыми образовательными потребностями, то на первом этапе людям, принимающим ответственность за этот шаг, необходимо продумать, что нового внесет своим появлением тот или иной ребенок, каких изменений это потребует от учреждения. Приход такого ребенка в детский сад подразумевает составление образовательного проекта, в котором предусматриваются особенности ребенка и планируются изменения образовательной среды.

Если приходит ребенок с нарушениями физической сферы – планируется весь маршрут передвижения ребенка по детскому саду, все режимные моменты и их обеспечение (посещение туалета, сидение за партой или за столом, прогулки, двигательные занятия); планируются педагогические действия по организации обучения и взаимодействия ребенка с другими детьми. Если приходит ребенок с особенностями эмоционально-волевой сферы – планируется деятельность воспитателя, в которой он должен согласовать свои способы управления группой и действия по включению этого ребенка в группу детей. Если ребенок не слышит инструкцию, не понимает, как ее надо выполнять, следует своим насущным потребностям и не подчиняется указаниям воспитателя, то возможно тогда проект должен включать разработку и проведение с ребенком предварительного тренинга, формирующего необходимое поведение. Если приходит ребенок с нарушениями умственной сферы – необходимо продумать программу по развитию и коррекции, соответствующую его возможностям и формы организации разноуровневых программ при построении занятий в группе.

Индивидуальный подход, который применяется в профессиональной деятельности специалистов – психологов, логопедов, дефектологов, учитывающий особенности детей и подбирающий к ним особые индивидуальные средства и методы развития, освоены воспитателями. Практика воспитания детей от фронтального подхода, где усредняются показатели относительно возрастной нормы, должна быть перестроена с учетом индивидуальности детей, составляющих группу. Это требует новых компетенций от воспитателя. При сложившейся педагогической практике фронтального обучения и воспитания нельзя от педагогов требовать того, чего они делать не умеют. Чтобы сформировать новые профессиональные компетенции педагоги обучаются на курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Успешность инклюзивной практики дошкольного образовательного учреждения зависит от решения ряда задач:

разработке образовательной программы, учитывающей государственные требования и особенности инклюзивного процесса;

создание методического обеспечения образовательного процесса;

создание вариативной формы для реализации инклюзивного образования;

повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов;

создание междисциплинарной команды педагогов и специалистов для решения задач индивидуальной и групповой диагностики и разработки индивидуальных и групповых образовательных планов;

создание предметно-развивающей среды;

разработке новой структуры управления инклюзивным образовательным учреждением;

выстраивание партнерских отношений со всеми участниками образовательного процесса.

Таким образом, инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям стандарта. Дошкольная организация выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, воспитанники в детском саду находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с педагогом творчески решать образовательные проблемы.

Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где воспитанники и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.


4. Организационная модель инклюзивной практики в детском саду

Особенностью российский интеграции, в различие с западной, считается в таком случае, то что объединение объявляется равно как потребность человечного взаимоотношения к инвалидам в условия внезапного смещения в худшую сторону существования различных кругов и общественных компаний жителей, государственных инцендентов.

Интеграция - данное ход, какой содержит конкретные лимитирования с места зрения способности и производительности его осуществлении. Подобными лимитированиями считаются требование интеграции - наружные и внутренние. К наружным принадлежат:

раннее обнаружение патологий и осуществление коррекционной деятельность с 1-ый месяцев существования;

стремление отца с матерью учить детей совместно с сильными ребенком, их желание и стремление содействовать ребятам в ходе его преподавания;

присутствие способности проявлять ребятам с ОВЗ грамотную поддержка;

формирование обстоятельств с целью осуществлении изменчивых модификаций встроенного преподавания.

К внутренним обстоятельствам причислены:

степень психофизического и речевого формирования, подходящий немолодой норме либо похожий к ней;

вероятность освоения единым просветительным эталоном в предустановленные с целью присуще развивающихся ребенка сроки;

психическая стремление к встроенному учебе.

Переустройства, какие обязано перенести просветительное организация, избравшее подход инклюзивного создания:

перемены в сознании сообщества, в первую очередь в целом, преподавателей, сопряженные с потребностью и перспективой содержащего создания абсолютно всех ребенка;

перемена зодчества просветительных органов, приспосабливаемой около специальные потребности;

усовершенствование и взаимообогащение оснащенности компаний оснащением и разными пособиями;

формирование в любом учреждении указания экспертов, подсобляющей преподавателям приноровить способы к отличительным чертам детей;

осуществление личных проектов преподавания, дозволяющих ребятам изучать единую проект в персональном темпе.

Основными признаками производительности института, реализующего инклюзивное формирование считаются: все ребята, введенные в инклюзивный общеобразовательный ход, демонстрируют позитивную динамику в формировании (в особенности в формировании общественных способностей), адаптированы и установлены младенческой категорией, с жаждой навещают просветительное организация, приобретают поддержка и помощь в овладении просветительной проектом;

родители абсолютно всех ребенка захватывают интенсивную сделку партнерства и помощи согласно взаимоотношению к семье «особенного» детей, преподавателям, экспертам психолого-преподавательского поддержания;

педагоги получают политическому деятелю власти просветительного института согласно инклюзивному формированию, осуществят инклюзивную практику, получают содействие в исследованию и осуществлении личных просветительных проектов, результативно взаимодействуют с родителями.

Организационная модель инклюзивной практики в детском саду выглядит следующим образом.

Прием ребенка в дошкольное образовательное учреждения. Размещение его в группе с другими детьми. Мониторинг и обеспечение полной комфортной интеграции ребёнка в группе.

Мониторинг его состояния. Проводится полное всестороннее психологическое обследование: наблюдаем, беседуем, диагностируем успешные и проблемные зоны.

Создается команда из педагогов.

Составляется адаптированная основная образовательная программа, на основе рекомендаций ПМПК. Разрабатывается индивидуальный маршрут ребёнка в дошкольном образовательном учреждении с индивидуальным подбором заданий и занятий.

Оптимизация предметно-пространственной среды с учетом потребностей ребенка.

Подбираются методы, приемы, формы образовательной деятельности.

Ведется взаимодействие с семьями.

Мониторинг результатов работы, при необходимости корректируем маршрут.


Заключение

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Однако, чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение.

В данной курсовой работе рассмотрены теоретические аспекты инклюзивного образования в Российской Федерации. Рассмотренные выше понятия и принципы инклюзивного обучения, могут быть полезны в отечественной практике образовательной интеграции. Можно также надеяться, что анализ имеющихся данных социологических опросов поможет сориентироваться субъектам системы образования в работе по преодолению трудностей обучения детей-инвалидов в дошкольном образовательном учереждении. К сожалению, вопрос об инклюзивном образовании пока еще обсуждается недостаточно. Некоторые учебные заведения действуют с опережением, предвосхищая централизованные реформы, которые, возможно, уже не за горами. Однако до сих пор не разработаны единые нормативы организации учебного и реабилитационного процессов, а также механизмы их материально-технического, социального, психолого-педагогического, кадрового и реабилитационного сопровождения. Предстоит утвердить государственный стандарт профессиональной реабилитации инвалидов и организовать систему специальной подготовки и переподготовки, повышения квалификации преподавателей  специалистов инклюзивного обучения. Подобные меры могут способствовать расширению доступности образования для детей-инвалидов. Тем самым будут создаваться более благоприятные условия для социальной мобильности выходцев из наименее обеспеченных слоев современного российского общества.


Список использованной литературы

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: принят Госдумой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. – URL:http://www.consultant.ru
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897. –URL:http://www.garant.ru
  3. Агавона Е.Л., Алексеева М.Н., Алехина С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2021.  С.302.
  4. Алехина С.В. Инклюзивное образование в Российской Федерации // Доклад Алехиной С.В., представленный 7.12.2010 года в рамках Международного симпозиума «Инвестиции в образование - вклад в будущее».  С.102.
  5. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина  М.: ВЛАДОС, 2019.  С. 126.
  6. Петровский А.В. Общая психология: Учебное пособие для студентов пединститутов / А.В. Петровский.  М.: Просвещение, 2019.  С. 465
  7. Пенин Г.Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики // Вестник Герценовского университета.  2020 г.  № 9(83).  С.47.
  8. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования // Справочник руководителя образовательного учреждения.  2019 г.  №1.  С.54.
  9. Сергеева К.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г.  СПб, 2020.  С. 200
  10. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12.  №3.  2020.  С.136.
  11. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12.  №3.  2020 г.  С. 136.
  12. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р.Д. Тригер Р.Д.   СПб.: Питер, 2022.  С. 192
  13. Усанова О.Н. Специальная психология / О.Н. Усанова.  СПб.: Питер, 2021.  С. 400
  14. Шинкарева Е.Ю. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в РФ и за рубежом: монография / Е.Ю. Шинкарева.  Архангельск. 2017.  С. 96.
  15. Шипицина Л.М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2020 г.  СПб, 2020.  С. 200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Порядок внесения передового педагогического опыта в муниципальный банк ППО системы дошкольного образования муниципального образования Северский район"

Порядок внесения передового педагогического опыта в муниципальный банк ППО системы дошкольного образования муниципального образования Северский район...

Деловая игра «Особенности государственной общественной системы дошкольного образования по Федеральному закону «Об образовании в РФ»

Повысить правовую культуру педагогов по Федеральному закону №273 «Об образовании в Российской Федерации», умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения....

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 2. Модуль 1: ФГОС как ориентир развития системы дошкольного образования в РФ

Тема 1 - Общие положения ФГОСТема 2 - Требования к психолого-педагогических условиямТема 3 - Требования к кадровым и материальным ресурсамПрактическое задание 1...

Игра в системе дошкольного образования, как один из активных методов обучения.

Статья для Межрегиональной научно-практической конференции....

Характеристика методической системы дошкольного образования "От рождения до школы". Особенности содержания и методов развития математических представлений дошкольников, реализующих требования ФГТ т ФГОС в данных системах.

Анализ раздела "Развитие элементарных математических представлений" комплексной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербово...

Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций управленческих кадров в системе дошкольного образования

С целью повышения компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих государственное управление в сфере дошкольного образования, в 2019 году по заказу Министерства просвещения Российск...