Картотека дидактических игр.
материал
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_d.i_p.igr_.docx | 246.72 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
дидактических игр
«Догадайся, что звучит»
Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.
Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.
«Часы»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «три-трак…»! .
- Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).
- Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов) .
«Медвежата мед едят»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.)
Игра повторяется 3-4 раза.
Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза) .
«Лягушка и лягушата»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают)
Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
«Покормим птенчиков»
Цель: Развивать речевой аппарат детей.
Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети по шире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.
«На приеме у врача»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.
В: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот) .
Врач доволен: горло ни у кого не болит.
«Догадайся, что звучит»
Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.
Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.
«Узнай по голосу»
Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.
Ход: Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.
«Кто в домике живет? »
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.
Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.
Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей) .
Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал?
Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.
«Кто как кричит? »
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?
«Позови свою маму»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.
Такая же работа проводится со всеми детьми.
«Отзовись»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.
Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.
Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.
по развитию речи
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.
Материалы: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)
Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)»
Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.
Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».
«РАЗНОЦВЕТНЫЙ СУНДУЧОК»
Цель: учим ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.
Материалы: сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существительными среднего и женского рода, по числу детей.
Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим детям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.
В том случае, если на картинках будут изображены 2—3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поупражняться в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.
«ТЕРЕМОК»
Цель: ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным.
Материалы: деревянный теремок, игрушечные животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.
Поставим на ковре теремок. Возле теремка рассадим животных. Будем рассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании.
— Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку ... кто? Правильно, мышка. (Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.) «Кто-кто в теремочке живет?» Никого нет. Стала мышка в теремочке жить.
Прискакала к теремку ... лягушка. И т. д. В заключение подведем итог:
— Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зайка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал.
«ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Материалы: пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и разного размера—длинная и короткая), лошадки, утята, Буратино, мешок.
Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе.
Комментируем:
— Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставь их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Еще пирамидка есть? И т. д.
— Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.
На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?») Затем прячем ленточки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»
«ГДЕ НАШИ РУЧКИ?»
Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Дети сидят на стульчиках. Обратимся к ним, приглашая интонацией к шутке, игре:
Где наши ручки? Нет наших ручек! (Прячем руки за спину. Дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами.)
— Где наши ножки? Нет наших ножек! (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки! (Топают ножками.)
— Где же наши ручки? Чего нет? (Ручек.) Вот наши ручки! - Где же наши ножки? Чего нет? (Ножек.) Вот наши
ножки!
Игра повторяется 2—3 раза.
«ЛОТО»
Цель: упражняться в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падежах).
Материалы: картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе (матрешка — матрешки, ведро — ведра, колесо — колеса, кольцо — кольца и др.).
Раздаем детям картинки, оставляя у себя парные. Объясняем условия игры:
— Это игра на внимание. Я буду показывать картинки. На каждой картинке нарисована какая-нибудь игрушка. Тот, у кого окажется картинка с такими же игрушками, должен быстро сказать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса. Вера должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Игрушки надо обязательно называть.
Тот, кто замешкается, отдает свою картинку взрослому. Если ребенок быстро и правильно назовет игрушку, отдаем свою картинку ему.
В конце игры проигравшим (у кого на руках нет картинок) предлагаются шуточные задания: попрыгать на одной ножке, высоко подпрыгнуть, присесть три раза и т. п. Задания придумываем вместе с детьми.
«ПОТЕРЯЛИСЬ»
Цель: соотносить название животного с названием детеныша.
Материалы: игрушечный домик, животные (игрушки): утка и утенок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.
Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши. Предложим детям узнать, кто живет в домике.
- Давайте посмотрим. Кря-кря-кря — кто это? Утка? Достаем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Маленькая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утенка. Поищи утку.
- А это чей голос — пи-пи-пи? Кто это? (Достаем цыпленка.) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывается цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка.
Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесут слова: утка—утенок, курица — цыпленок и др. Затем животные уезжают на машине в гости к другим детям.
«ЧЕЙ ГОЛОС?»
Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.
Материалы: игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок.
В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.
- Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тоненько? (Теленок.)
Ква-ква— чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
Аналогично обыгрываются остальные' игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).
«ДОМИКИ»
Цель: употреблять названия детенышей животных.
Материалы: поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами, мышатами и др.— по количеству детей, строительный материал.
Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны построить для малышей домики. Каждый сначала должен решить, для кого он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне, пожалуйста, утенка (бельчонка)».
В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить название.
На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих животных домики, играют.
«ПОРУЧЕНИЯ»
Цель: называть детенышей животных.
Материалы: игрушки: бельчонок и котенок.
Подражаем мяуканью кошки. Спрашиваем у детей: «Кто это мяукает? Где?» Выходим вместе с ними в соседнюю комнату. - Ребята, к нам пришли гости! Смотрите, они совсем маленькие. Это не просто белочка и киска. Это котенок и бельчонок. Животные хотят с вами поиграть. Им можно давать поручения. Если попросить правильно, бельчонок попрыгает. Бельчонок, поскачи! Вот как скачет! А котенка можно попросить: котенок, спой! Вот как поет котенок! Кого вы хотите попросить? О чем?
После игры животные прощаются с детьми и уходят (уезжают).
«ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА»
Цель: соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, активизировать в речи названия детенышей животных.
Материалы: белка и лиса.
Объясним детям содержание игры:
— Сейчас мы поиграем в игру «Дружные ребята». Встаньте в пары. Теперь постройтесь в две колонны. Первая колонна — бельчата, вторая -- лисята. Вот ваши домики (ставим в разных концах комнаты стулья, на которые сажаем белку и лису). Если услышите танцевальную музыку, танцуйте и бегите — резвитесь на лужайке. При команде «Опасно!» бегите домой к своим мамам. Выигрывает тот, кто скорее соберется.
Игра повторяется 3—4 раза.
Активизации наименований детенышей животных, соотнесению с названиями взрослых животных способствуют также пластические этюды, упражнения. Например, взрослый принимает на себя роль курицы-мамы, дети — роли цыплят. Курица с цыплятами гуляет по полянке. Все разгребают травку, ищут червячков, пьют водичку, чистят перышки. При команде «Опасно!» цыплята бегут под крыло к маме-курице.
Для активизации наименований детенышей животных могут использоваться варианты игр «Прятки», «Где наши ручки?» («Где наши зверята? Нет наших котят? Нет наших бельчат? Вот наши зверята. Вот наши бельчата»), «Лото», «Кого не стало?.. », «Чудесный мешочек» и других игр, описания которых даются ниже.
«БУДУТ НА ЗИМУ ДРОВА, ГУСИ»
Цель: соотносить названия действий с собственными движениями.
Дети встают парами, лицом друг к другу, взяв друг друга за правую руку. Декламируют стихотворение, имитируя движения пильщиков (двигают сомкнутыми руками от одного к другому).
Мы сейчас бревно распилим. Пилим-пилим, пилим-пилим, Раз-два! Раз-двй! Будут на зиму дрова.
(Е. Благинина. Будут на зиму дрова.)
Далее дети вместе со взрослым декламируют стихотворение, сопровождая декламацию игрой пальцами рук.
— Где ладошки? Тут?
— Тут.
— На ладошке пруд?
— Пруд.
— Палец большой — Это гусь молодой. Указательный — поймал. Средний — гуся ощипал,
Этот палец суп варил (сварил).
Самый меньший—печь топил (истопил).
Полетел гусь в рот,
А оттуда в живот...
Вот.
(Калмыкская народная песенка, пер. Н. Гребнева.)
На вопрос взрослого: «Где ладошки? Тут?»—дети протягивают руки вперед ладонями вверх. Далее они произносят текст вместе с ведущим, загибая пальцы в порядке, указанном в стихотворении (от большого к мизинцу). На последние три строки дети изображают полет руками, затем притрагиваются кистями рук к животу, а на слове «Вот» роняют руки вниз и свободно встряхивают ими.
«КАЧЕЛИ»
Цель: Соотносить слова стихотворения с собственными движениями.
Дети стоят. Взрослый читает стихотворение, а дети сопровождают чтение ритмическими движениями.
Все лето качели Качались и пели, И мы на качелях На небо летели.
(Дети качают руками вперед-назад, слегка пружиня ноги в коленях.)
Настали осенние дни. Качели остались одни.
(Уменьшая ход качелей, дети пружинят в коленях и уменьшают взмах руками до постепенной остановки.)
Лежат на качелях V
Два желтых листка. И ветер качели Качает слегка.
(В. Данько. Качели.)
(Дети выполняют легкое покачивание вытянутыми вперед руками влево-вправо.)
«ПОГРЕМУШКИ»
Цель: двигаться по слову взрослого.
Материалы: погремушки на ручке (по 2 на каждого ребенка); коробки (корзины) для складывания погремушек.
Дети стоят перед взрослым, который держит коробку с погремушками и говорит:
Все скорей ко мне бегите, Погремушки получите!
Взрослый быстро раздает детям погремушки. (Можно положить погремушки на гимнастическую скамейку, дети возьмут их сами.)
Погремушки дети взяли. С ними быстро зашагали!
Взрослый идет впереди детей, помахивая оставшимися погремушками, декламирует:
Стали бегать и скакать. Погремушками играть!
Дети бегают, звеня погремушками. Взрослый продолжает:
Надо в круг теперь всем встать, Погремушки показать!
Дети встают в круг. Как только они успокоятся, взрослый присоединяется к ним, затем поднимает погремушки со словами:
Погремушки поднимать. А потом их опускать. Поднимать и опускать! Поднимать и опускать!
Дети поднимают и опускают погремушки. Затем взрослый приседает и постукивает ручками погремушек об пол со словами:
Стали дети приседать, Погремушками стучать. Стук — и прямо! Стук и прямо! Стук, стук, стук! И встали все.
Дети приседают, стучат об пол погремушками, встают, повторяют эти движения дважды; на слова «стук, стук, стук» быстро трижды стучат об пол погремушками, затем поднимаются.
Взрослый разрывает круг и переходит к бегу:
А теперь мы все бежим. Погремушками гремим.
. Дети бегут за взрослым, размахивая погремушками. Переходя на спокойную ходьбу, взрослый говорит:
Тихо, тихо все пойдем. Погремушки уберем!
Дети проходят мимо поставленной на их пути коробки и кладут туда свои погремушки. (Коробок может быть несколько, чтобы дети скорее сложили игрушки.)
Если игра проводится не первый раз, взрослый может не показывать всех движений: дети будут выполнять их самостоятельно, ориентируясь только на его слова. Эта игра интересна не только для младших дошкольников.
все прыгают. Выигрывает та команда, в которой больше детей сумели перепрыгнуть через ров, не наступив на линию. Игра продолжается. Проигравшая команда на те же слова делает вторую попытку перепрыгнуть через ров. Можно предложить детям прыгать с закрытыми глазами.
«ПОЕЗД»
Цель: закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает.
Дети стоят друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Взрослый-водящий произносит:
Чух, чух, пых-чу, Ко-ле-са-ми
Пых-чу, вор-чу (произносится 2 раза). Верчу, вер-чу (произносится 2 раза),
Стоять на месте не хочу! Са-дись скорее,
Ко-ле-са-ми Прокачу!
Стучу, стучу. Чу! Чу!
(Е. Карганова. Поезд.)
На слова «Стоять на месте не хочу» «поезд» начинает медленно двигаться, постепенно прибавляя скорость. Затем дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения. На слова «Колесами стучу, стучу»—топают ногами, на слова «Колесами верчу, верчу»—делаю/г круговые движения руками перед собой. На слова «Чу! Чу!» «поезд» останавливается.
«ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ»
Цель: активизировать глагольную лексику, соотносить слово с действием, которое оно обозначает.
Водящий отходит в сторону, а дети договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопросы водящего «Где вы были? Что вы делали?» дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» и показывают различные движения (стирка белья, рисование и др.). Водящий должен по движениям правильно назвать действие, употребляя форму глагола второго лица множественного числа. Например: «Вы пилите дрова». При правильном ответе дети убегают, а водящий их догоняет. Пойманный становится водящим.
(Эта игра доступна не всем детям младшего дошкольного возраста. Она более популярна у старших дошкольников.)
«КУРОЧКА РЯБУШЕЧКА»
Цель: упражняться в произнесении звукоподражания.
Из детей выбирают курочку-рябушечку, надевают ей на голову шапочку. По сигналу водящего начинается диалог:
, — Курочка-рябушечка,
Куда идешь?
— На речку.
— Курочка-рябушечка, Зачем идешь?
— За водой.
— Курочка-рябушечка, Зачем тебе вода?
— Цыплят поить. Они пить хотят.
На всю улицу пищат — Пи-пи-пи!
(Русская народная песенка.) После слов «На всю улицу пищат» дети-цыплята убегают от курочки и пищат (пи-пи-пи). Дотронувшись до пойманного ребенка, курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пойманные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором новой курочки-рябушечки.
КАРТОТЕКА
ПОДВИЖНЫХ ИГР.
Подвижная игра «Хоровод»
Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.
Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по кругу.
Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов
Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!
До того мы закружились, что на землю повалились.
Бух!
При произнесении последней фразы выполняют приседания.
Подвижная игра «Карусель»
Цель: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус.
Описание. Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите,
Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!
Дети останавливаются.
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».
Подвижная игра «Раз, два, три – беги!»
Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.
Описание. Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к дереву беги», дети бегут к дереву и ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к песочнице беги», дети бегут к песочнице и ждут воспитателя.
Подвижная игра «Вейся, венок»
Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в беге.
Описание. Дети и воспитатель стоят около дерева, вокруг которого можно образовать круг и поводить хоровод. Воспитатель произносит: «Вы, ребята, листочки, из которых я буду плести веночки. Подул ветерок, разлетелись листочки» (дети выполняют бег по площадке). По сигналу воспитателя: «Вейся, венок! Завивайся, венок! Да не путайся!» (дети бегут к воспитателю). Воспитатель помогает образовать круг. Вместе с воспитателем дети водят хоровод вокруг дерева, произнося рифмованные строки:
Выйдем, выйдем погулять, погулять в садочек,
Будем листья собирать, сделаем веночек.
Много листьев наберём, жёлтеньких и красных,
И веночки мы сплетём из листочков разных.
Подвижная игра «Акула и рыбки»
\
Цель: развитие умения у детей бегать в определённом направлении; ориентироваться в пространстве.
Дети – «рыбки» «плавают». По сигналу воспитателя: «Акула» - дети прячутся, «уплывают» в укрытие (домик из каната).
Подвижная игра «Зайка беленький сидит»
Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость.
Описание. Дети – «зайки» сидят на скамейке. Воспитатель предлагает выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку»). Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:
Зайка беленький сидит Дети шевелят кистями
И ушами шевелит. рук, подняв их к голове,
Вот так, вот так имитируя заячьи уши.
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, Хлопают в ладоши.
Надо лапочки погреть
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, Подпрыгивают на обеих
Надо зайке поскакать. ногах на месте.
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
(Название игрушки) зайку испугал, Конкретно указывается,
кто испугал зайку
Зайка прыг и ускакал. (воспитатель показывает
игрушку).
Дети убегают на свои места.
Указания к проведению. Игру можно проводить с любым количеством детей. Обязательно до начала игры надо подготовить места, куда будут убегать дети – «зайчики». Первое время можно не выделять водящего, все дети одновременно выполняют движения в соответствии с текстом. После многократного повторения игры можно выделить ребёнка на роль «зайки» и поставить его в середину круга. Закончив чтение текста, не следует быстро бежать за детьми, надо дать им возможность найти себе место. Не нужно требовать от детей, чтобы они сели обязательно на своё место; каждый занимает свободное место на скамейке. При систематическом проведении игры дети хорошо запоминают свои места и быстро находят их.
Подвижная игра «Мой весёлый звонкий мяч»
Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.
Описание. Дети стоят с одной стороны площадки, около них воспитатель с мячом в руках. Он показывает, как легко и высоко подпрыгивает мяч, если его отбивать рукой, сопровождая действия словами:
Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, жёлтый, голубой,
Не угнаться за тобой.
Затем воспитатель предлагает детям выполнить прыжки, при этом отбивая мяч о землю. Прочитав снова стихотворение, он говорит: «Сейчас догоню!» Дети перестают прыгать и убегают. Воспитатель делает вид, что ловит их. Воспитатель, не пользуясь мячом, предлагает детям выполнить прыжки, сам же при этом поднимает и опускает руку над головами детей, как будто отбивает мячи.
Подвижная игра «Снег идёт»
Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры; упражнять детей в беге, делать повороты вокруг себя.
Воспитатель читает стихотворение:
Белый снег пушистый в воздухе кружится,
И на землю тихо, падает, ложится.
Дети бегают по кругу, кружатся.
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.
Описание. Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.
Подвижная игра «Самолёты»
Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.
Описание. Воспитатель предлагает детям приготовиться к «полёту», показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать». Воспитатель говорит: «К полёту приготовиться. Завести моторы!» - дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук: «Р-р-р». После сигнала воспитателя: «Полетели!» - дети разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летят» - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя: «На посадку!» - дети садятся на скамейку.
Подвижная игра «Пузырь»
Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Описание. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:
Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,
Оставайся такой да не лопайся.
Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!», тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!» Можно также предложить детям после слов: «Лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук: «Ш-ш-ш» (воздух выходит). Затем дети снова «надувают» пузырь – отходят назад, образуя большой круг.
Подвижная игра «Снежинки и ветер»
Цель: развитие воображения детей, внимательности, умения играть в коллективе; упражнять в беге, делать повороты вокруг себя, в приседании.
Воспитатель произносит слова:
А сейчас я посмотрю:
Кто умеет веселиться,
Кто мороза не боится.
Воспитатель – «ветер» имитирует дуновение ветра, а дети – «снежинки» передвигаются по площадке, изображая полёт снежинок. Дети прячутся (присаживаются), когда воспитатель прекращает дуть.
Подвижная игра «Поезд»
Цель: учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.
Описание. Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга). Первый – «паровоз», остальные – «вагоны». Воспитатель даёт гудок, и «поезд» начинает двигаться вперёд сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец, дети переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение – поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти, погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке. По сигналу дети снова собираются в колонну – и поезд начинает двигаться.
Подвижная игра «Воробушки и кот»
Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место, приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.
Описание. Дети – «воробушки» сидят в своих «гнёздышках» (в кругах, обозначенных на земле, или нарисованных на асфальте) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки – «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот «просыпается» «кот», «мяукает» и бежит за «воробушками», которые «улетают» в свои «гнёзда». Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.
Подвижная игра «Зайцы и волк»
Цель: приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё место.
Описание. Дети – «зайцы» прячутся за кустами и деревьями. В стороне, за кустом, находится «волк». «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» - «зайцы» убегают и прячутся за кусты, деревья. «Волк» пытается их догнать. В игре можно использовать стихотворный текст:
Зайки скачут: скок, скок, скок –
На зелёный на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают,
Не идёт ли волк?
Дети выполняют движения по тексту. С окончанием текста появляется «волк» и начинает ловить «зайцев». Первое время роль «волка» выполняет воспитатель.
Подвижная игра «Лохматый пёс»
Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.
Описание. Дети стоят на одной стороне площадки. Один ребёнок, находящийся на противоположной стороне, изображает «пса». Дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:
Вот лежит лохматый пёс,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдём к нему, разбудим
И посмотрим: «Что-то будет?»
Дети приближаются к «псу». Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, «пёс» вскакивает и громко «лает». Дети разбегаются, «пёс» старается поймать кого-нибудь. Когда все дети спрячутся, «пёс» возвращается на место.
Подвижная игра «Догони меня»
Цель: учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.
Описание. Дети сидят на скамейке. Воспитатель предлагает им догнать его и бежит в сторону, противоположную от детей. Дети бегут за воспитателем, стараясь поймать его. Когда они подбегают к нему, воспитатель останавливается и говорит: «Убегайте, убегайте, догоню!» Дети бегом возвращаются на свои места.
Указания к проведению. Воспитатель не должен слишком быстро убегать от детей: им интересно его поймать. Не следует и слишком быстро бежать за детьми, так как они могут упасть. Сначала бег проводится только в одном направлении. Когда дети подбегут к воспитателю, надо отметить, что они умеют быстро бегать. При повторении игры воспитатель может менять направление, убегая от детей.
Подвижная игра «Мороз Красный Нос»
Цель: развитие умения выполнять характерные движения; упражнять детей в беге.
Воспитатель стоит напротив детей на расстоянии 5 метров и произносит слова:
Я – Мороз Красный Нос. Бородою весь зарос.
Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей!
Выходите, зайчики! Девочки и мальчики!
(Дети идут навстречу воспитателю.)
- Заморожу! Заморожу!
Воспитатель пытается поймать ребят – «зайчат». Дети разбегаются.
Подвижная игра «Куры в огороде»
Цель: развивать координацию движений, быстроту реакции; упражнять в беге, приседании и подлезании.
Описание. На середине площадки ограничивают небольшую площадь – «огород». Недалеко от него, с одной стороны площадки ставят стул – это «дом» сторожа, с другой стороны на уровне груди ребёнка на стойках укрепляют рейку или натягивают ленту – «дом» для кур. Роль «сторожа» вначале выполняет воспитатель, а затем более активные дети. Остальные – «куры». По сигналу воспитателя: «Идите, курочки, гулять» - дети – «куры» подлезают под «ограду» (рейку), пробираются в «огород», бегают, «ищут» корм, «кудахчут». «Сторож» замечает «кур» и гонит их из «огорода» - хлопает в ладоши, приговаривая: «Кыш, кыш!» Дети – «куры» убегают, подлезают под рейку и прячутся в «дом». «Сторож» обходит «огород» и снова садится. Игра повторяется. Если игра проводится впервые, то площадь «огорода» не обозначается. Дети бегают, используя всю площадку.
Подвижная игра «Птички в гнёздышках»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
Описание. С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» - и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!» - говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется. Когда игра будет усвоена детьми, можно ввести новые правила: разложить 3-4 больших обруча – «в гнезде живёт несколько птиц». На сигнал: «Полетели птицы в гнёзда» - дети бегут, в каждый обруч встают 2-3 детей. Воспитатель следит, чтобы они не толкались, а помогали друг другу встать в обруч, использовали всю площадь, выделенную для игры.
Подвижная игра «По ровненькой дорожке»
Цель: развивать у детей согласованность движения рук и ног; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, ориентировке в пространстве.
Описание. Дети, свободно группируясь, идут вместе с воспитателем. Воспитатель в определённом темпе произносит следующий текст, дети выполняют движения согласно тексту:
По ровненькой дорожке, Идти шагом.
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки:
Раз – два, раз – два.
По камешкам, по камешкам, Прыгать на двух ногах с
продвижением вперёд.
По камешкам, по камешкам…
В ямку – бух! Присесть на корточки.
Подняться.
Стихотворение повторяется снова. После нескольких повторений воспитатель произносит другой текст:
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке
Устали наши ножки, устали наши ножки,
Вот наш дом – здесь мы живём.
По окончании текста дети бегут в «дом» - заранее обусловленное место за кустом, под деревом и т.п.
Подвижная игра «Пастух и стадо»
Цель: закреплять у детей умение играть по правилам игры, упражнять в ходьбе и беге.
Описание. Дети изображают «стадо» (коров, телят, овец). Выбирают «пастуха», дают ему дудочку и «кнут» (прыгалку). Воспитатель произносит слова, дети выполняют движения по тексту:
Рано – рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру»,
(«Пастушок» играет на дудочке.)
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му».
Дети – «коровки» мычат. Затем «пастух» гонит «стадо» в поле (на условленную лужайку), все ходят по ней. Через некоторое время «пастух» щёлкает кнутом (прыгалкой), гонит «стадо» домой. Игра повторяется.
Подвижная игра «Лошадки»
Цель: приучать детей двигаться вдвоём один за другим, согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди, даже если он двигается не очень быстро.
Описание. Дети делятся на две группы: одни изображают «лошадок», другие – «конюхов». Каждый «конюх» имеет «вожжи» - скакалки. По сигналу воспитателя «конюхи» ловят «лошадок», «запрягают» их (надевают «вожжи»). По указанию воспитателя дети могут ехать (бежать в паре) тихо, рысью или вскачь. Через некоторое время «лошадей» распрягают и выпускают на луг, «конюхи» садятся отдыхать. Через 2-3 повторения игры дети меняются ролями. В игре дети чередуют движения: бегают, подпрыгивают, ходят шагом и т.п. Можно предложить разные сюжеты поездок: на скачки, за сеном, в лес за дровами. Если «конюх» долго не может «поймать» какую-либо из «лошадей», другие «конюхи» помогают ему.
Подвижная игра «Курочка – хохлатка»
Цель: упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе.
Воспитатель изображает «курицу», дети – «цыплят». Один ребёнок (постарше) – «кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и «цыплята» ходят по площадке. Воспитатель говорит:
Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».
Приближаясь к «кошке», воспитатель говорит:
На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.
«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают в определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме. Воспитатель («курица») защищает «цыплят», разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!» При повторении игры роль «кошки» поручается другому ребёнку.
Подвижная игра «Найди свой цвет»
Цель: учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.
Описание. В разных сторонах площадки воспитатель кладёт обручи (изготовленные из картона) и в них ставит по одной кегле разного цвета. Одна группа детей становится вокруг кегли красного цвета, другая – жёлтого, третья – синего. По сигналу воспитателя: «На прогулку!» - дети расходятся или разбегаются по всей площадке в разных направлениях. На второй сигнал: «Найди свой цвет!» - дети бегут к своим местам, стараясь найти кеглю своего цвета. Игра повторяется.
Подвижная игра «Наседка и цыплята»
Цель: учить детей подлезать под верёвку, не задевая её, увёртываться от водящего, быть осторожным и внимательным; приучать их действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.
Дети, изображающие цыплят, вместе с воспитателем – «наседкой» - находятся за натянутой между стульями на высоте 35-40 см верёвкой – «домом». На противоположной стороне площадки сидит большая «птица». «Наседка» выходит из «дома» и отправляется на поиск корма, она зовёт «цыплят»: «Ко-ко-ко-ко». По её зову «цыплята» подлезают под верёвку, бегут к «наседке» и вместе с ней гуляют, ищут корм. По сигналу: «Большая птица!» - «цыплята» быстро убегают в дом. Роль «наседки» в первое время выполняет воспитатель, а затем эту роль можно давать детям, сначала по их желанию, а потом по назначению воспитателя. Когда «цыплята» возвращаются в «дом», убегая от большой «птицы», воспитатель может приподнять верёвку повыше, чтобы дети не задевали её.
Подвижная игра «Мыши в кладовой»
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу; упражнять детей в подрезание, в беге и приседанию.
Дети – «мышки» находятся на одной стороне площадки. На противоположной стороне протянута верёвка на высоте 50 см от уровня земли – это «кладовка». Сбоку от играющих находится «кошка» (её роль выполняет воспитатель). «Кошка» засыпает, и «мыши» потихоньку бегут в «кладовую». Проникая в «кладовую», они нагибаются, чтобы не задеть верёвку. Там они присаживаются и как будто «грызут» сухари. «Кошка» просыпается, мяукает и бежит за «мышами». Они быстро убегают в свои норки. Игра возобновляется. В дальнейшем по мере усвоения правил игры роль «кошки» может исполнять кто-либо из детей.
Подвижная игра «Такси»
Цель: приучать детей двигаться вдвоём, соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнёрам по игре.
Дети становятся внутрь небольшого обруча, держат его в опущенных руках: один – у одной стороны, другой за другом. Первый ребёнок – «водитель» такси, второй – «пассажир». Дети бегают по площадке (дорожке). Через некоторое время меняются ролями. Одновременно могут играть 2-3 пары детей, а если позволяет площадь – то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, воспитатель может дать задание двигаться в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком или знаком стоянки такси. На остановке «пассажиры» меняются, один выходит из такси, другой садится.
Подвижная игра «Мыши и кот»
Цель: приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.
Дети сидят на скамейках – это «мыши в норках». На противоположной стороне площадки сидит «кот», роль которого исполняет воспитатель. «Кот» засыпает (закрывает глаза), а «мыши» разбегаются по площадке. Но вот «кот» просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить «мышей». «Мыши» быстро убегают и прячутся в «норках» (занимают свои места). Пойманных «мышек» «кот» уводит к себе. Когда остальные «мыши» спрячутся в «норках», «кот» ещё раз проходит по площадке, затем возвращается на своё место и засыпает. «Мыши» могут выбегать из «норок» тогда, когда «кот» закроет глаза и заснёт, а возвращаться в «норки» - когда «кот» проснётся и замяукает. Воспитатель следит, чтобы все «мышки» выбегали и разбегались как можно дальше от «норок». «Норками», кроме скамеек, могут служить дуги для подлезания, и тогда дети – «мышки» - выползают из своих «норок».
Подвижная игра «Птички летают»
Цель: учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу; приучать малышей помогать друг другу.
Дети становятся на небольшое возвышение – доску, кубики, бруски (высота 5-10 см) – по одной стороне площадки. Воспитатель говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнёздышек, ищут зёрнышки, крошки». Дети спрыгивают с возвышений, «летают» (бегают, размахивая руками – «крыльями»), приседают, «клюют» зёрнышки (стучат пальчиками по земле). Со словами воспитателя: «Дождик пошёл! Все птички спрятались в гнёздышки!» - дети бегут на свои места. Перед игрой воспитатель должен приготовить невысокие скамеечки или такое количество кубиков, брусков, чтобы хватило всем желающим играть. Расположить их надо в одной стороне площадки на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы дети не толкались и могли свободно занять свои места. Нужно показать детям, как мягко спрыгивать, помочь им подняться на возвышение после бега. При повторении игры сигнал можно давать одним словом: «Солнышко!» или «Дождик!» Дети должны знать, по какому сигналу что нужно делать.
КАРТОТЕКА
СТИХОВ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
Родные края
Широкие, привольные,
Родимые края…
Берёзка белоствольная,
Любимица моя,
Стоит, как свечка, белая,
Глядит она вокруг:
Ей рожь кивает спелая,
Ей кланяется луг.
Кругом так славно, солнечно,
Куда ни поглядишь,
Над озером тихонечко
Колышется камыш.
Плывут протокой узкою
Утята чередой.
Люби природу русскую,
Храни, читатель мой!
(Е. Серова)
Берёза
Березка белый
Сарафан надела,
Кудри завила,
Косы заплела.
До чего же хороша,
Словно девица-душа!
(Т. Шорыгина)
Хоровод берёз
Разбежались по лужайке
Беззаботной, лёгкой стайкой,
Словно девочки-подростки,
Белоствольные березки.
За руки взялись, и вот –
Закружился хоровод!
(Т. Шорыгина)
Вешний сок
На березе поутру
Дятел выдолбил кору.
Льется на песок
Золотистый сок.
А лесной народ
Сок весенний пьет.
Дятел длинным языком
Капли сока лижет,
Бабочка, усевшись ниже,
Пьет прозрачным хоботком.
Муравьи и мошки
По березе гладкой
Ползут, как по дорожке,
За капелькою сладкой.
Всех берёзка напоила,
Вешним соком оделила!
(Т. Шорыгина)
Белая берёза
Белая берёзка
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
(С. Есенин)
Незабудки
Голубые незабудки
На полянке – там и тут.
Их совсем не ради шутки
Незабудками зовут.
Потому их так назвали,
Чтоб от Родины вдали
Мы с тобой не забывали
Красоту родной земли!
(Н. Ярославцев ■)
Осина
Где болотистая зыбь,
Вязкая трясина,
Там во всей своей красе
Царствует осина.
У подножья улеглись
Моховые кочки,
В самый тихий день дрожат
Лёгкие листочки.
Ствол зелёный и прямой
Виден издалёка.
И стрекочет в вышине
Бойкая сорока.
(Д. Попов)
Русский лес
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
(С. Никулин)
Таёжный светофор
На перекрёстке двух тропинок,
Едва разведрился денёк,
В омытой ягодке малины
Зелёный вспыхнул огонёк.
Прохожий шагу не сбавлял,
Смотрел и знай себе шагал!
А вот, когда окрепло лето
И стал наряднее рассвет,
На тонких проволочках веток
Зажгла малина
Жёлтый свет.
Его, заметив, пешеход
Сбавлял неторопливо ход.
Тайга просторная - не город,
Но здесь бывают чудеса:
Вчера под красным светофором
Мы простояли полчаса!
(Т. Белозёров)
Грибы маслята
Знаю место я,
Ребята,
Где растут
Грибы маслята.
Потому маслята
Там,
Что верны
Своим корням.
Верно,
Вырастут
Опять
Через год
И через пять...
Через лет
И сто,
И двести...
Если будет лес...
На месте.
(С. Островский)
Сибирское лето какого цвета?
Какого, скажите мне, цвета
Бывает сибирское лето?
О, ранней весною,
Едва снег подтает,
Лиловое море
в лесу расцветает.
Проткнёт наст стрелою –
Глядите, каков?
Я – самый, я – первый
Из всех кандыков.
… Цветы у дороги,
На щебне обочин,
Похожи по цвету
на солнышки очень.
А там – медуница,
Кукушкины слёзки…
В зелёное платье
Оделись берёзки.
С глазами, как солнышки
В белых ресницах,
Кивают ромашек
Похожие лица.
Иду осторожно
Поляной цветочной.
Здесь ягода вроде?
Склонилась – и точно.
Как красные капельки –
Россыпь клубники.
В сосновом лесу –
Как гранат – костяника.
...Лазурное небо
И синие реки.
Богатства такого
Не сыщешь вовеки.
Какого же цвета
Сибирское лето?(З.Соснина)
Лучше нет родного края
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля? –
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!
(П. Воронько)
Родная земля
Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.
(Г. Ладонщиков)
Родное гнёздышко
Ласточки-певуньи
Над моим окном
Лепят, лепят гнёздышко...
Знаю, скоро в нём
Птенчики появятся,
Станут голосить,
Будут им родители
Мошкару носить.
Выпорхнут малютки
Летом из гнезда,
Полетят над миром,
Но они всегда
Будут знать и помнить,
Что в краю родном
Их приветит гнёздышко
Над моим окном.
(Г. Ладонщиков)
Родина
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
(Т. Бокова)
Родина
Вешняя,
бодрая,
Вечная,
добрая,
Трактором
вспахана,
Счастьем
засеяна —
Вся на глазах она
С юга
до севера!
Родина милая,
Родина русая,
Мирная-мирная
Русская-русская...
(В. Семернин)
Наша Родина
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
(Г. Ладонщиков)
С добрым утром!
Встало солнце над горою,
Мрак ночной размыт зарёю,
Луг в цветах, как расписной...
С добрым утром,
Край родной!
Шумно двери заскрипели,
Птицы ранние запели,
Звонко спорят с тишиной...
С добрым утром,
Край родной!
Люди вышли на работу,
Пчёлы мёдом полнят соты,
В небе тучки – ни одной...
С добрым утром,
Край родной!
(Г. Ладонщиков)
КАРТОТЕКА
ПОТЕШЕК
Чики – чики. Киска – киска.
Чики – чики, чикалочки, Киска, киска, киска, брысь!
Едет Ваня на палочке, На дорожку не садись:
А Дуня в тележке, Наша деточка пойдет,
Щелкает орешки. Через киску упадет!..
Радуга Катя, Катя маленька.
Радуга – дуга, Катя, Катя маленька,
Не давай дождя, Катенька удаленька,
Давай солнышка, Пройди по дороженьке,
Колоколнышка! Топни, Катя, ноженькой.
Наша Таня. Мишка
Наша Таня, громко Мишка косолапый
плачет, По лесу идёт
Уронила в реку Шишки собирает
мячик, И в карман кладет,
Тише, Танечка Вдруг упала шишка
не плачь, Прямо мишки в лоб
Не утонет в реч- Мишка рассердился
ке мяч. И нагою топ.
Водичка. Ножки
Водичка – водичка Большие ноги
Умой моё личико. Шли по дороге:
Чтобы глазки блестели, Топ – топ – топ,
Чтобы щечки краснели, Маленькие ножки
Чтоб смеялся роток Бежали по дорожке
И кусался зубок. Топ – топ – топ – топ – топ!
Петушок.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок
Маслина головушка
Бычок. Шёлкова бородушка
Идёт бычок качается Что ты рано встаешь,
Вздыхает на ходу, Голосисто поешь,
Ой, доска кончается Ване спать не даешь?
Сейчас я упаду
Сорока – белобока. Травка – муравка.
Сорока – белобока травка – муравка со сна
Кашу варила, деток кормила, поднялась,
Этому дала, этому дала, птица синица за зерно
Этому дала, этому дала, взялась,
А этому не дала: Зайки – за капусту
Ты воды не носил, дров не рубил, Мышки – за корку
Каши не варил – тебе нет ничего! Детки – за молоко.
Пошел котик на Торжок. Идет коза рогатая.
Пошел котик на Торжок, Идет коза рогатая,
Купил котик пирожок, идет коза бодатая
Пошел котик на улочку, За малыми ребятками.
Купил котик булочку, Ножками топ – топ,
Самому ли есть, Глазками хлоп – хлоп,
Либо Бореньке снесть? Кто каши не ест,
Я и сам укушу, Молока не пьет -
Да и Бореньке снесу. Забодает, забодает.
Дождик Солнышко
Дождик, дождик, Солнышко, ведрышко,
Полно лить, Выгляни в окошечко!
Малых детушек Твои детки плачут
Мочить! По камушкам скачут.
Самолеты
Описание.
Воспитатель называет имена 3 – 4 детей и предлагает им приготовится к полету, показав предварительно, как заводить мотор и как летать. Названые дети выходят, и становится произвольно на одной стороне площадки. Воспитатель говорит: «К полету приготовимся. Завести моторы!» Дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук «р – р – р». После сигнала «Полетели!» дети разводят руки в стороны (как крылья) и летят – разбегаются. На посадку садятся.
КАРТОТЕКА
БЕСЕД
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы
Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы...
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....
Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...