Доклад "Игры -головоломки в познавательном развитии дошкольников"
статья
Игры-головоломки развивают у детей самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Эти игры позволяют детям осваивать средства познания: эталоны, цвета, формы, величины, способствуют накоплению логико-математического опыта, овладению способами познания: сравнением, обследованием, счётом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_golovolomki_v_poznavatelnom_razvitii_doshkolnikov.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение
Кыштовского района детский сад «Солнышко»
632270 с. Кыштовка Кыштовский район ул. Садовая 2/1, тел. 8-383-71-21-915
Выступление на педсовет
Тема: Игры-головоломки в познавательном развитии дошкольников.
Подготовила: Ирина Геннадьевна Ломакина, воспитатель
2024
Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений. Наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Новое поколение детей должно отвечать современным требованиям общества. В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. Одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы.
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста включает: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности –это учебно-познавательная задача.
У детей дошкольного возраста процесс познания окружающего мира происходит через игру.
Игра, как известно, является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.
Игры-головоломки являются разновидностью дидактических игр.
Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, умение сравнивать, анализировать. Головоломка - лучшая развивающая игрушка в мире. Слово «головоломка» произошло от выражения "ломать голову" и означает, как несложно догадаться, решить трудноразрешимую задачу.
Игры-головоломки развивают у детей самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Эти игры позволяют детям осваивать средства познания: эталоны, цвета, формы, величины, способствуют накоплению логико-математического опыта, овладению способами познания: сравнением, обследованием, счётом. Таким образом, цели и задачи у всех головоломок одинаковые: учить детей обдумывать и планировать свои действия, формировать умение строить от простого к сложному, способствовать развитию познавательного интереса, мелкой моторики, памяти, внимания, логического, пространственного мышления.
Игры-головоломки носят довольно-таки обобщённый характер, мало напоминая по своей внешней форме те задачи, с которыми нам приходится сталкиваться в повседневной жизни.
Благодаря головоломкам, ребёнок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач. В ходе решения головоломок у ребенка возникает способность к самоконтролю, значительно повышается уровень познавательной и творческой активности.
Развивая познавательную деятельность с помощь головоломок, воспитатель не дает готовых знаний, образцов и определений, а стимулирует каждого ребенка на поиск, развивает познавательную инициативу путем создания различных проблемных ситуаций.
Чаще всего это различные игры-головоломки по ФЭМП. Но также игры -головоломки можно применять и в других направлениях познавательного развития: мир природы, ознакомление с социальным и окружающим миром.
- Игра «Фигуры из палочек».
Это задачи на смекалку геометрического характера, в ходе решения которых можно изменять количество фигур, преобразовывать одни фигуры в другие, переплетать части (полоски) таким образом, чтобы собранный рисунок не рассыпался. Подобные игры способствуют развитию пространственных представлений, закреплении знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, требуют проявления конструктивных способностей и др.
- Игры на составление плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур, такие как «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Листик» и др.
Суть игр заключается в том, чтобы на плоскости из частей создавать самые разнообразные фигуры, силуэты предметов по образцу.
Каждая игра имеет свой комплект элементов, отличающихся от элементов других игр, и обладает только ей присущими возможностями в создании силуэтов на плоскости. Так, из деталей «Танграма» можно выкладывать силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода, буквы, цифры, из «Колумбова яйца» - силуэты птиц, а «Листик» дает возможность составить силуэты различных видов транспорта. Это позволяет использовать данные игры-головоломки как для изучения нового, так и закреплению полученных знаний. Опыт игровой деятельности, самостоятельные поиски решения, творческое воображение помогут ребятам не только определить оптимальные возможности и особенности той или иной игры, но и значительно расширить эти возможности за счет создания новых разнообразных силуэтных изображений предметов, форм, фигур.
Взрослый может применять некоторые приемы, которые помогут дошкольнику достичь наилучших результатов: предложить анализ образца в целом или наиболее сложной его части, указать на расположение одной-двух фигур в составляемом силуэте, начать выкладывание, а затем предложить ребенку закончить силуэт или, наоборот, завершить то, что начато ребенком. Следует постоянно подтверждать правильность хода мысли и действий ребенка, побуждать его планировать ход своей работы, обсуждать способы выкладывания и результаты, поощрять стремление доводить начатое дело до конца, преодолевая трудности в достижении поставленной цели, выполнении задуманного.
- Лабиринты.
Играющему необходимо разгадать геометрическую сеть ходов. Усложнение в лабиринтах происходит в направлении увеличения количества тупиков, разветвлений. Игры рекомендуются для развития у детей пространственных представлений, ловкости, настойчивости, логического мышления, умения сосредотачиваться.
- Судоку.
У данной головоломки достаточно простые правила. Нужно поставить в каждую пустую клетку цифру или картинку так, чтобы они не повторялись. Для начала можно взять поле размером 3х3 или 4х4.
Игра способствует развитию пространственного и логического мышления. Развивает умение ориентироваться на плоскости и чувство времени.
- «Игровизор», «Геоборд».
Решает самые различные задачи: совершенствует графические навыки ребенка, позволяет изображать фигуры по клеткам, достраивать симметрическую половину изображения, способствует ориентировке на пространстве листа.
Таким образом, использование головоломок благоприятно воздействуют на дальнейшее обучение ребенка в школе. Дети, регулярно решающие нестандартные задачи (к коим относятся головоломки) показывают сравнительно высокий уровень обучения: у них формируются такие качества, как быстрота, ловкость, активная позиция, находчивость, привычка к трудовому усилию.
В головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес и другие качества будущего школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...
Познавательное развитие дошкольников. Предметный мир.Познавательно-исследовательская деятельность
Конспекты для младшей и средней групп, включающие в себя разделы "Предметный мир" и "Познавательно-исследовательскую деятельность "Материал соответствует ФГОС. Используются дидактические игрушки ...
«ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ».
Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...
Деловая игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников»
Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- расширить представления педагогов о различн...
Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников
Деловая игра, позволяющая систематизировать знания педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствовать педагогическое мастерство....
Презентация "Познавательное развитие дошкольников через познавательно- исследовательскую деятельность"
Рассширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково - исследовательскую деятельность...
Проект познавательно-исследовательский "Экспериментирование - источник познавательного развития дошкольников"
проект, целью ктотрого является создание интереса для познавательно-исследовательской деятельности...