Сказка – как средство воспитания положительных и нравственных качеств в личности дошкольников.
статья

Гамзатова Фаина Алиметовна

Данная статья посвящена тому, как на детей дошкольного возраста влияют сказки. На что необходимо обратить внимание и чем руководствоваться, когда выбираешь сказки для детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_kak_sredstvo_vospitaniya_-statya.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка – как средство воспитания положительных и нравственных качеств в личности дошкольников.

Твердят:

«Вначале было слово…» А я провозглашаю снова;

Все начинается с любви – озарение, и работа.

Глаза цветов, глаза ребёнка.

Все начинается с любви…(Р.Рождественский)

Еще древние римляне говорили, что «корень учения горек». Но зачем же   учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если ребенку интересно, то и «корень» учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей вполне здоровый аппетит.                            Дошкольное детство это тот период, где происходит становление и развитие личности ребенка, формирование его характера. Говоря о воспитании характера, многие психологи (М.В. Бениаминова, Л.И. Божович, П.Я, Гальперин, В.С. Мухина и др.) имеют в виду главным образом волевую сторону: его устойчивость, определенность, твердость. Но понятием характера связывают еще другую, очень важную черту, имеющую решающее значение для выявления ценности всей личности человека. Именно на нравственную сторону указывает Е.А. Аркин: «Ни крепкая воля, ни твердый характер, ни высокий ум сами по себе еще не гарантируют ценности человека как члена общества, как сына или дочери своего народа».

Заглянуть в «кладовые» личности и извлечь оттуда такие качества, как справедливость, отзывчивость, доброжелательность, милосердие, преданность, дружелюбие, самостоятельность, трудолюбие, ответственность, взаимовыручка, патриотизм, честность и т.д.  вероятно, но необходимо иметь свой «ключик» к человеческой индивидуальности. Возможно, чтобы нравственное развитие происходило не только на основе пассивного, непроизвольного подражания, «заражения» чувствами другого, а имело своевременное и осознанное вмешательство. Один из путей такого «вмешательства» лежит через сказку.

Дошкольный возраст – возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Ребенка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных, близких детям своей наивностью и простодушием героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевен, кара постигающая злых, высокомерных гордецов, завистливых старух, жадных и жестоких богачей и властителей. Близок и мил им самый язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений, повторений, которые так свойственны речи своего ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, она найдет в детях чутких, внимательных слушателей.

При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной. В некоторых сказках попадаются сцены грубости, жестокости, дикой порочности. Поэтому такие произведения необходимо исключать из детского восприятия.

Многие исследователи (Е.А. Аркин, А.М. Виноградова, В.Г. Нечаева и др.) считают, что превосходным в воспитательном отношении материалом для рассказывания детям, могут служить нарядные легенды и наши русские былины. Многие педагоги не в достаточной форме оценивают силу детского воображения и чуткость детского сердца, способность дошкольника воспринимать и почувствовать обаяния прекрасной человеческой личности, наличие нравственного подвига, неотразимую силу мужества и отваги.

Очень часто репертуар детской литературы дополняют рассказы о животных. Ничего нельзя возразить против таких произведений, расширяющих детский кругозор. Но можно и должно уже к концу дошкольного возраста скрыть перед ребенком доступ в прекрасный мир настоящих и легендарных былинных и мифических богатырей и героев, отважных борцов за счастье и свободу народов. Здесь человеческий обзор или величественный героический подвиг способен возбудить в ребенке высшие чувства красоты и морали, беззаветную любовь к Родине.

При помощи сказочных героев можно бороться с различными детскими «недугами». В психологии этот метод с детьми, испытывающими те или иные затруднения, называются сказка терапия. Различные авторы,  использующие этот метод в своей работе ( Д.Бретт,  Д.Миллс, Р.Кроули, Д.Соколов, Л.П.Стрелкова и др.) указывают, что применение сказка терапии позволяет решать ряд проблем (как сиюминутных, так и глубоко личностных), возникающих у  детей дошкольного возраста. В частности посредством сказка терапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств и т.д. Кроме того сказка терапия позволяет ребенку актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во–первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельность ребенка, обладающей невероятно притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия – это особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваются со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во–вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникающих конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, как утверждает И.В. Дубровина, что положение этого героя более привлекательна по сравнению с другими персонажами. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Педагогические исследования и практика дошкольного воспитания положительных нравственных качеств личности ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. На это многократно указывал Е.А. Аркин.

 Ребенок должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А.М. Виноградова. По ее мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность и т.д.

Список литературы

1.Аркин Е. А. Родителям о воспитании - М , 1957

2.Бениаминова М. В     Воспитание детей   - М , 1991

3.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников   ( Пособие для          воспитателя детского сада )   Под редакцией А. М. Виноградовой - М , 1980

4.Нравственное воспитание в детском саду ( В. Г. Ничаевой - М, 1984.)

5.Свадковский И. Ф.     Нравственное воспитание   - М, 1972

6.Панфилова М, А      Игротерапия   - М ,   2001

7.Я работаю с психологом .   (Под   ред. И.В.Дубровиной - М ,1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников.

Педагогические исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что одним из важнейших условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка является создание взрослыми жизнер...

консультация Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и...

Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольника

Дошкольное детство - это тот период, где происходит становление и развитие личности, формирование его характера. Сказка для ребёнка является не просто фантазией, но и особой реальностью, где ребёнок п...

Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств личности дошкольников

Еще древние римляне говорили, что "корень учения горек". Но зачем, же учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если ребенку интересно, то и "корень...

Консультация для родителей "Сказка-как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольника"

Именно  сказка  открывает  перед  ребёнком   мир  идеалов  и  ценностей  традиционной  культуры....

Консультация для родителей и педагогов «Сказка - как средство воспитания положительных и нравственных качеств личности дошкольников»

Консультация для родителей и педагогов «Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств личности дошкольников»      Еще древние римляне говорили,...