Рекомендации для родителей 8 лучших воспитательных подходов, благодаря которым вы воспитаете добрых и психологически стойких детей
методическая разработка (средняя группа)

Смирнова Анна Игоревна

Детям нужны границы, которые помогают им понимать и ориентироваться в этом мире. Конечно, свобода нужна ребенку, чтобы постепенно обрести самостоятельность, но очень важно различать, в каких сферах он может иметь свободу и в каких границах. Устанавливая границы, родители помогают детям развивать самоконтроль и регулировать свое поведение, эмоции, принимать взвешенные решения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_8_poleznyh_sovetov.docx147.27 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

8 лучших воспитательных подходов, благодаря которым вы воспитаете добрых и психологически стойких детей

Picture background

Подготовила:Смирнова.А.И

Большая часть полезных советов по воспитанию детей разбросана по книгам и сайтам, в этой консультации мы постарались собрать в этой статье самые важные воспитательные практики, несущие пользу не только ребенку, но и всей семье. Это не исчерпывающий список, но вполне достаточный для того, чтобы вы увереннее себя чувствовали в роли родителей.

1. Установите продуманные границы для детей

Детям нужны границы, которые помогают им понимать и ориентироваться в этом мире. Конечно, свобода нужна ребенку, чтобы постепенно обрести самостоятельность, но очень важно различать, в каких сферах он может иметь свободу и в каких границах. Устанавливая границы, родители помогают детям развивать самоконтроль и регулировать свое поведение, эмоции, принимать взвешенные решения. Понимая наличие границ, ребенок начинает понимать значение нравственности, что хорошо, что плохо, что можно, что нельзя. Но эти границы недостаточно просто установить. Их надо объяснять ребенку понятным ему языком. Это больше, чем просто научить тому, что какое-то поведение является плохим или что родителям не нравится то, что сделал ребенок. Ребенок не просто изучает правила, внутри него происходит гораздо больше. Мозг буквально меняется, новый опыт помогает строить новые связи между нейронами. Родители помогают этому процессу, с любовью и сочувствием обучая ребенка тому, какое поведение приемлемо, а какое нет...

Вот почему важно, чтобы мы определяли границы и учили детей тому, что НЕТ на самом деле означает НЕТ. Иногда это трудно для любящего родителя. Мы хотим, чтобы дети были счастливы, и мы счастливы, когда они получают то, что хотят. Мы, конечно, хотим говорить детям «да» как можно чаще, но иногда сказать «нет» — это лучшее, что мы можем сделать для детей.

Однако также важно понимать, что не следует говорить НЕТ слишком часто. Не нужно говорить это, когда в этом нет необходимости. «Оставьте мяч в покое! Не беги! Не кричи!» – это как раз примеры нездорового ограничения детей.

Гораздо более эффективным, чем категоричное НЕТ, является ДА с условием. «Да, можно играть с мячом, но позже, когда вернемся из поликлиники». Другими словами, речь идет не о том, чтобы сказать детям НЕТ из принципа, а о том, чтобы научить их распознавать границы, чтобы они сами знали, когда нужно притормозить, если это необходимо.

Также важно помнить, что если установление границ или НЕТ произносится с гневом или с негативными замечаниями, с которыми родитель нападает на ребенка, то вместо здорового самоконтроля ребенок учится только тому, что его могут унижать и что он всегда во всем виноват. Урок с границами в этом случает провален. Потому что воспитывая в детях чувство унижения, вы оставляете его с этим чувством на всю жизнь.

Устанавливая границы и говоря НЕТ, не унижайте достоинство своих детей. Речь идет, прежде всего, о том, что мирное, ненасильственное воспитание побуждает детей заглянуть внутрь себя, учитывать чувства других, и принимать те решения, которые порой бывают трудными. Ненасильственное воспитание позволяет детям развивать свои эмоциональные и социальные навыки. Когда мы с любовью устанавливаем границы, мы направляем детей, зная, что их мозг меняется, помогая им создавать нейронные связи, которые улучшают навыки взаимоотношений, самоконтроль, сочувствие, сострадание, нравственность и многое другое. Ребенок хорошо себя чувствует и в то же время учится менять свое поведение.

2. Планируйте время для своей семьи

Играйте со своими детьми. Пусть они сами выбирают занятие, не беспокойтесь постоянно о планировании качественно проведенного времени. Иногда уместно увлечься детскими идеями и просто включиться в их игру. Пусть ваш ребенок выберет занятие, в котором вы будете проводить вместе 10–15 минут без перерыва. Нет лучшего способа показать свою любовь. Также читайте вместе. Начните, когда они новорожденные. Дети любят слушать голоса своих родителей. Обниматься с ребенком и книгой — это отличный опыт, который готовит его к чтению на всю жизнь. Специалисты отмечают, что дети, которые часто играют с родителями, достигают лучших результатов в школе, успешнее решают задачи и в целом лучше справляются со всем, что подбрасывает им жизнь. Ваши дети, вероятно, не запомнят ничего, что вы им скажете, но они будут помнить семейные ритуалы, игры, общие переживания, которые вы переживаете вместе. Многие терапевты, работающие с семьями, считают явление прокрастинации самой большой ошибкой в ​​семейном сосуществовании. Дети быстро растут, каждое мгновение они сосредотачиваются на других вещах, поэтому пользуйтесь драгоценным временем, когда они жаждут вашего присутствия, когда вы их герой, когда они просто хотят быть с вами.

3. Будьте хорошим образцом для подражания

Самым главным реальным образцом для подражания, влияющим на поведение детей, является семья. Родители и расширенная семья формируют личность ребенка с самого рождения, т. е. создают его образ Я, его самосознание. Само формирование личности происходит с самого раннего возраста ребенка и зависит от того, какую информацию ребенок получает о себе от членов своей семьи. Эту информацию ребенок получает через отношения, которые у него есть с окружающими в обычных жизненных ситуациях. В создании образа Я решающее значение имеет оценивание ребенка преимущественно отрицательно или преимущественно положительно, особенно в первые годы жизни, когда оценка, исходящая от родителей, принимается абсолютно некритично. Благодаря подходу родителей ребенок создает образ самого себя либо в виде хорошего, а потому успешного, полезного, правильного ребенка, либо прямо противоположного.

Родители действуют как модели, которым можно подражать, или идентифицировать себя с ними. Таким образом, ребенок приобретает множество положительных и отрицательных характеристик и моделей поведения в роли мужчины, женщины, матери, отца, взрослого работника, соседа, друга и т. В этом смысле для ребенка семья — это микромир, в котором он учится, главным образом, путем подражания и идентификации, как действовать и как справляться с различными ситуациями. Частью овладения ролями также является овладение нормами, моделями и ценностями. Дисфункция семьи приводит к тому, что ребенок либо не усваивает соответствующие роли, (например, еще и потому, что семья неполная), либо усваивает роли, ценности и нормы, которые общество считает нежелательными.

Дети учатся, наблюдая за своими родителями. Моделирование уместного, уважительного и хорошего поведения намного лучше работает через подражание, чем через просто указание детям, что делать.

4. Хвалите правильно

Дайте детям соответствующую похвалу. Вместо того, чтобы просто говорить своему ребенку, что он молодец, постарайтесь подробно рассказать о том, что он сделал, чтобы он полностью понял положительный отзыв. Постарайтесь быть очень конкретным. Например: «Ждать, пока я вернусь с работы, пришлось гораздо дольше, чем я ожидал. Мне очень понравилось твое спокойствие и терпение». Когда вы заметите, что ваш ребенок делает что-то полезное или приятное, сообщите ему, что вы чувствуете. Это отличный способ подкрепить хорошее поведение, чтобы оно продолжилось и впредь. Если вы хотите похвалить своего ребенка, вы также можете сделать это, сказав о нем хорошее перед другими людьми. Эксперты отмечают, что часто то, что мы слышим о себе со стороны, гораздо эффективнее того, что нам говорят напрямую. Сделайте похвалу более эффективной, позволяя ребенку «ловить», когда вы говорите о нем что-то хорошее, например, его бабушке, тете, соседке и т. д.

5. Не забывайте знакомить ребенка с социальными навыками

Приобретение определенных социальных компетенций начинается в семье. Поэтому необходимо акцентировать внимание на развитии эмоциональности, коммуникабельности и взаимоотношений в процессе воспитания. Социальные навыки требуют постоянного совершенствования. Они не являются чем-то, что ребенок либо имеет, либо не имеет. Эти навыки можно приобрести и укрепить путем постоянной практики. Социальные навыки дают детям широкий спектр преимуществ. Они связаны с большими успехами в школе и лучшими отношениями со сверстниками. Хорошие социальные навыки также могут помочь детям обрести лучшее будущее.

Особенно важны следующие социальные навыки:

готовность поделиться

активное слушание,

следование инструкциям,

уважение личного пространства,

поддержание зрительного контакта,

умение просить и благодарить.

6. Воспитывайте благодарных детей

Благодарность — краеугольный камень счастья. Благодарность меняет отношение к тому, что происходит в нашей жизни. Мы знаем, как лучше принимать людей, и как лучше воспринимать отдельные ситуации. Слово «спасибо» — одно из самых красивых и сильных слов. Часто повторяя это вслух, а также мысленно, наша жизнь может коренным образом измениться. Благодарный человек перестает беспокоиться о том, чего ему не хватает в жизни, и сосредотачивается на том, что у него есть. Внезапно возникает совершенно новый взгляд на жизнь. Ум благодарного человека спокоен и гармоничен. Такой человек может получать и отдавать. Он не делает это автоматически, он делает это осознанно. С каждым новым принятием активизируется чувство благодарности, а это дарит радость и внутреннее удовлетворение. Медики также отмечают, что такие люди и более здоровы.

Родители должны учить детей выражать благодарность тем людям, которые сделали их счастливыми. Мы часто забываем проявлять эту доброту. Насколько прекраснее мир, когда мы можем выразить благодарность за доброту. Мы можем сделать это лицом к лицу, но мы также можем использовать телефонные звонки, SMS или электронную почту. Мотивируйте своих детей, чтобы они могли благодарить всех тех, кто проявляет к ним хоть какую-то заботу или маленькую доброту.

7. Хотя бы раз в день все встречаются за столом

Совместная семейная трапеза помогает членам семьи поддерживать теплые отношения и чувство сопричастности, а также может укрепить семейные узы, поскольку обеспечивает совместное время для всей семьи. Когда дети могут рассчитывать на то, что регулярно проводят время с родителями или взрослыми, они чувствуют себя любимыми, они чувствуют себя в безопасности. Таким образом дети знакомятся с ценностями и традициями своей семьи. Даже дети старшего возраста и подростки предпочитают есть вместе, всей семьей.

В недавнем исследовании Колумбийского университета 71% подростков заявили, что разговоры и приятное времяпрепровождение с членами семьи были лучшей частью семейных обедов. За общим столом практикуется социальное взаимодействие и возможность проведения совместного обсуждения текущих проблем. Слушая взрослых за столом, дети расширяют словарный запас и усваивают правильные модели поведения. Совместное обсуждение проблем за столом дает детям и молодежи безопасное место для выражения своих мыслей. Таким образом, они приобретут уверенность, чтобы иметь возможность выразить себя затем в классе или другом социальном кругу.

8. Демонстрируйте любовь всякий раз, когда вы ее чувствуете

Говорите «Я люблю тебя» всегда, когда хотите сказать. Нельзя испортить ребенка словами ласки и любви. Помните также, что дети не ваша собственность, они будут с вами лишь определенное время, цените это время особенно. Наслаждайтесь временем со своими детьми. Да, воспитание детей — самая изнурительная работа на планете. Может быть, в вашем доме беспорядок, белье свалено в кучу, а может быть, вы не приготовили ужин. Но зато ваш ребенок смеется и счастлив. Именно счастье ребенка определяет то, насколько вы хорошие родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей «Организация воспитательно – образовательной деятельности ребенка в режиме самоизоляции»

Сейчас, во время карантина и самоизоляции, многие родители остались дома с детьми на продолжительное время. Возникает вопрос:  «Как организовать деятельность ребенка в течение дня? »...

Рекомендации для родителей «Организация воспитательно – образовательной деятельности ребенка в режиме самоизоляции»

Сейчас у нас наступила тяжелая пора и вынужденный карантин заставил взрослых со своими детьми находиться в своих домах круглосуточно. Закрыты все общеобразовательные и дошкольные учреждения. Как же ро...

Рекомендации для родителей «Организация воспитательно – образовательной деятельности ребенка в режиме самоизоляции»

Рекомендации для родителей «Организация воспитательно – образовательной деятельности ребенка в режиме самоизоляции»...

Рекомендации для родителей о просмотре детских мультфильмов, которые на доступном языке рассказывают, что такое бактерии, почему нужно мыть руки и чем опасны вирусы.

Рекомендации для родителей  о просмотре детских мультфильмов, которые на доступном языке рассказывают, что такое бактерии, почему нужно мыть руки и чем опасны вирусы....

"Событийная модель воспитательной работы в ДОУ как условие успешной социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста"

В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие»,  что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка....