опыт работы
материал (старшая, подготовительная группа)

Елена Юрьевна Осинина

Формирование финансовой граммотности у старших дошкольников посредством игровой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_osininoy_e.yu_.docx423.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Чайка»

155250 Ивановская область, г. Родники,ул. Техническая,д.5

телефон: 2-22-55, e- mail: ru

____________________________________________________________________________

Обобщение опыта работы по теме:

«Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников посредством

игровой деятельности»

C:\Users\User\Desktop\Осинина Е.Ю\

Осинина Елена Юрьевна

Воспитатель

первой квалификационной категории

Образование: высшее

Стаж работы: 18 лет

Педагогический стаж:12 лет

Родники

2023год

Содержание:

Информация об опыте…………………………………………………………….3

Технология опыта…………………………………………………………..……..6

Результативность опыта…………………………………………………….…...12 Список литературы ………………………………………………….….14

Приложения к опыту ……………………………………………………………17

Раздел I. Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта.

Данный опыт создавался воспитателями муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Чайка» г. Родники.

Авторы опыта- воспитатели Осинина Елена Юрьевна и Сотник Анастасия Андреевна. В данный момент опыт используется воспитателями детского сада.

В группе, на базе которой проводилось исследование, 24 человека.

В полных семьях проживают 16 человек, в неполных – 8 человек, из них разведенные родители – 6 человек, матери – одиночки – 2 человека. Среди данных семей нет неблагополучных и проблемных семей.

Социальная среда достаточно разнообразна: служащие - 60%, рабочие - 29%, безработные - 11%. Преобладают семьи, где родители имеют высшее образование - 53% , средне-специальное - 39%, среднее - 8%. Третья часть группы, в которой проводится данное исследование, занимаются в учреждениях дополнительного образования.

В своей работе я использовала образовательные интернет-ресурсы: , , , , , ,

Для определения у детей дошкольного возраста уровней финансовой грамотности педагогами была проведена предварительная диагностика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников» (Приложение №3)

Результаты предварительной диагностики дошкольников показали, средний уровень финансовой грамотности

Диагностика уровня финансовой грамотности воспитанников

по результатам анкетирования

Результаты анкетирования родителей показали, что:

52% родителей недостаточно компетентны в этом вопросе, нуждаются в педагогической помощи, в ознакомлении со специальной литературой, помогающей организовать работу с детьми в семье;

38% родителей считают, что ещё рано внедрять в образовательный процесс финансовое воспитание.

10% признают важность формирования финансовой грамотности ребенка в семье.

Актуальность опыта обусловлена тем, что проблема экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом и ФГОС дошкольного образования. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду.

Считая данную проблему актуальной, мы пришли к выводу, что формирование финансовой грамотности дошкольников необходимо формировать в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников знаний финансовой грамотности. Таким образом, актуальность опыта состоит в том, чтобы посредством игр обучить детей основам финансовой грамотности, максимально полно использовать интерес детей, чтобы войти в мир экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.

В связи с этим, были выявлены следующие противоречия:

  • между социальной значимостью основ финансовой грамотности и недостаточной реализацией данной педагогической задачи в дошкольных учреждениях;
  • между необходимостью развития у детей экономического взгляда на окружающий их социальный мир и отсутствием предметно-развивающей среды для ее осуществления;
  • между стремлением педагога к организации непрерывного, последовательного процесса формирования финансовой грамотности и педагогической некомпетентностью родителей в данном вопросе.

Пути решения указанных противоречий и наметили проблему данного опыта, определили его актуальность.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для формирования финансовой грамотности у воспитанников, как систематической реализации компонентов (моделирование коммуникативных ситуаций через использование модульной системы формирования финансовой грамотности) посредством игровой деятельности.

Длительность работы над опытом. Работа по разрешению выявленных противоречий велась в течение трех лет.

Начальный период (сентябрь 2020 года - ноябрь 2020 года), предполагал изучение психолого-педагогической и методической литературы, подбор теоретической и методической литературы, диагностического инструментария и выявление уровня сформированности финансовой грамотности у дошкольников.

На основном этапе (декабрь 2020 года – май 2022 года), – введение в учебную деятельность образовательных игр, текущая диагностика и их влияния на результат сформированности экономических знаний у детей. Были разработаны виды заданий, приёмы, способствующие организации квестов в организованной образовательной и самостоятельной деятельности.

На заключительном этапе (декабрь 2021 года - апрель 2022 года), проводился мониторинг определения уровня сформированности экономических знаний, обработка и анализ полученных данных.

Диапазон опыта по формированию финансовой грамотности дошкольников, представлен единой системой разработанных модулей, игр, методических материалов, сценариев, которые дают знания о мире финансов и экономики, в которых ребёнок может быть главным действующим героем для формирования и развития уникальной личности воспитанника.

Теоретическая база опыта опирается на положения теории воспитания и обучения Л.С. Выготского, который считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться.

Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания. Воспитатель - лишь наблюдатель, корректно направляющий и регулирующий самостоятельную деятельность ребенка в определенных моментах.

Так воспитание становится активным процессом с трех сторон:

  • ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие);
  • воспитатель активен (он наблюдает и помогает);
  • среда между ребенком и воспитателем активна.

Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью, что дает возможность рассматривать модульную систему по ознакомлению детей с азами экономики посредством игры как вид учебной деятельности.

В своем опыте мы рассматриваем игру, как технологию интерактивного обучения, где активность педагога уступает место активности воспитанников.

Формирование финансовой культуры дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому мы изучили программы по финансовой грамотности, целью которых является приобщение детей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения. Введение в мир экономики занимаются также такие авторы как Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами» , Смоленцева А.А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» «знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок», А.Д. Шатова «Дошкольник и экономика» , Горяев А. Е. «Основы финансовой грамотности».

А.Д. Шатова в своей программе «Дошкольник и экономика» указывает на важность целенаправленной, систематической работы педагогов ДОУ в области экономического воспитания.

В своей работе педагоги опирались на программу Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников», целью которой является заложить основы экономического образа мышления у ребенка – дошкольника, осознание им того, каков «я» в мире экономических ценностей и как себя вести в нем.

Система работы педагогов по формированию финансовой грамотности дошкольников была построена на основе игр экономической направленности, которые проводились с детьми в свободное время.

Новизна педагогического опыта работы заключается в применении системы методов, средств и приёмов формирования финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности.

Участие в образовательных играх позволяет воспитанникам сформировать первичные экономические представления.

Характеристика условий, в которых возможно применение опыта.

Материалы опыта могут быть использованы в практической деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, (при организации работы с детьми в возрасте от 4 до 7 лет) по формированию финансовой грамотности посредством игровой деятельности так и при проведении занятий и организации образовательного процесса, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

В ходе работы были разработаны и апробированы на практике:

  • образовательные кроссворды, викторины, квесты для воспитанников подготовительных групп;
  • интерактивные игры «Профессия врач» с квест-вопросами;
  • настольная игра «Квест-лото».

Раздел II. Технология описания опыта

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики роста финансовой грамотности воспитанников посредством внедрения в образовательную деятельность приемов игровой технологии.

Для достижения планируемых результатов предполагает решения следующих задач:

  • проанализировать особенностей образовательных игр, выстроить систему работы по их организации;
  • создать условия, инициирующие учебное действие в рамках проведения образовательных игр;
  • научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и их разумного использования;
  • научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.).

Эффективному решению поставленных задач способствовала совместная деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании педагог – воспитанник, воспитанники – родители.

Схема педагог-воспитанник включает в себя:

  • сюжетно-ролевые, дидактические, сюжетно-дидактические, настольные игры. Особый интерес вызывают игры и развлечения, когда взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи;
  • экскурсии позволяют знакомить детей с людьми разных профессий:
  • беседы с целью выявления уровня усвоения детьми, представленного материала;
  • чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду;
  • логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.

Схема воспитанники-родители включает в себя:

  • анкетирование с целью выявления проблемы;
  • проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало;
  • проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний;
  • проведение совместных праздников и развлечений, которые повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь познания сложных экономических явлений.

Основу педагогической деятельности, направленной на формирование финансовой грамотности у дошкольников составляют определенные методы и приемы:

  • словесные (объяснение, мотивация к выполнению задания);
  • наглядные (демонстрация схем, таблиц, моделей, использование технических средств);
  • практические (рассуждение, интеллектуальное сотрудничество, совместное и индивидуальное творчество).

Свою работу по формированию финансовой грамотности у дошкольников через внедрение модульной системы взаимодействия между детьми, их родителями, мы строили по следующим принципам:

  • от простого к сложному - переход от простых занятий к сложным;
  • принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
  • принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Все представленные формы работы способствуют развитию самостоятельности в добывании нового знания – одного из важнейших результатов работы.

Планируемые результаты:

  • количество охваченных детей будет 100% (вся группа);
  • будет создана материально-техническая база по экономическому образованию (кейсы игр, мультимедийных презентаций, эффективных методов и форм работы с детьми, методик, образовательных технологий);
  • создание условий, обеспечивающих качественную работу по экономическому образованию детей;
  • создание материально-технической базы по экономическому образованию (подбор).
  • реализован в полном объеме перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по экономической грамотности.

На первом этапе проводились:

  • диагностика в соответствии с диагностическим инструментарием;
  • анализ содержания работы по формированию у детей финансовой грамотности, выбор направленности для дальнейшего развития каждого ребенка (обнаружение противоречий);
  • подборка и систематизация материала по теме опыта работы.

На втором этапе была проведена апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Свою работу на данном этапе мы начали с того, что был разработан перспективный план работы с детьми на год (Приложение №2).

В соответствии с перспективным планом работы были проведены мероприятия с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании модульной системы по ознакомлению детей с азами экономики.

  1. Модуль «Потребности»
  2. Модуль «Обмен и деньги»
  3. Модуль «Производитель и реклама»
  4. Модуль «Экономика должна быть экономной»

На первых ступенях работы модуля «Потребности» дети получают знания и представления о том, что человек как живое существо подобно животным и растениям нуждается в воде, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т.е. потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать.

В средней группе велось обсуждение с детьми вопросов о том, что им необходимо сделать, когда они голодны или хотят пить, когда нужно одеться и умыться, когда хочется играть, рисовать, и т.д. Выяснение того, в чем именно заключается потребность: нужны ли им какие-то определенные предметы или помощь, забота, и т.д., откуда берутся необходимые вещи, кто оказывает те или иные услуги.

В старшей группе педагоги вместе с детьми обсуждали в чем заключаются потребности, разнообразие потребностей людей. Например: потребности первых на земле людей были не велики. Еда, одежда да пещера, в которой можно укрыться от бури и дождей. Потребности современных людей шире, им необходимы и медицинская помощь, и транспорт, и образование.

На данном этапе знакомили детей с экономической категорией «потребность», расширяли представления о множестве потребностей, жизненно важных для людей, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди.

В подготовительной группе выясняли причины, по которым те или иные потребности требуют обязательного удовлетворения (еда, вода, жилище, одежда, безопасность, медицинская помощь, транспорт и т.д.). Игры по экономике проводились в различных формах. Это игры–путешествия, соревнования, экскурсии, экономические викторины, лэпбук «Детям о деньгах», познавательные задания: ребусы, головоломки, проблемные ситуации и т.д.

В ходе знакомства с модулем «Потребности» дети усваивали экономические понятия: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители.

Модуль «Обмен и деньги»

Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Например: одна семья вырастила много картофеля, а другая много яблок. Что нужно сделать, чтобы у каждой семьи был и картофель, и яблоки. Делается вывод о выгоде обмена (бартера) для обеих семей.

В средней группе был создан уголок «Город Финансов»:

  • карта города с достопримечательностями и торговыми центрами, банками, музеями для развития интереса у детей к родному городу;
  • художественная литература по данной тематике (сказки, рассказы, стихи, устное народное творчество), через них дети получают информацию о финансовых терминах: деньги, труд, товар, банк, карьера, кредит.

Дети узнавали, что есть деньги бумажные – купюры и металлические – монеты, деньги имеют достоинство, и не всегда одна купюра или монета меньше, чем две или три.

Старшая группа. Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги. В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

Сделать экономику понятной помогли сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигали смысл труда, воспроизводя трудовые процессы взрослых и одновременно «обучались» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.

В игровой деятельности мы подводили детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Это дети узнавали при проведении ситуативных игр «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки», во время которых они производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами» или банковскими картами.

Интересная тема для познавательной игры — история появления денег. Старшим дошкольникам будет интересно узнать, что когда-то давно люди обходились без этого, потому что каждая семья имела всё необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии. Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только разведением скота, вторые — шить одежду, третьи — молоть зерно и т. д. Возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько же мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и придумали деньги.

Обсуждение понятия «бартер». Выяснение вопросов о том, для чего нужен бартер, какой обмен справедливый, а какой нет, от чего зависит цена товара и услуги.

Подготовительная группа. Проведение практических занятий: производство товара (игрушки, поделки и т.д.), который бы отвечал спросу; защита лучшего «товара»; конкурс на лучший товар или услугу- установление цены, выставка – продажа изделий, изготовленных детьми.

В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Строительство дома», «Супермаркет», «Банк» и др., создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

Настольно-печатные игры по экономике - лото «Что продается в магазине?» «Конфетки-монетки», «Всё по полочкам», «Денежное дерево», использование которых в работе позволит привить бережное и экономное отношение детей к деньгам. Решая проблемные ситуации, «Богатство Буратино», «Подарки друзьям», «Заработанные деньги», разгадывая экономические кроссворды (Приложение № 4), викторины (Приложение №3) дети узнают, что труд должен оплачиваться по результатам, что в разных странах разные деньги.

Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Модуль «Производитель и реклама»

В средней группе педагоги знакомили детей с разными видами ресурсов (природными, капитальными, человеческими), различными способами их применения, о взаимосвязях людей разных профессий, о способах удовлетворения их потребностей. Обсуждали с детьми вопрос о том, откуда берутся продукты питания (из природы – лес, море, поле), кто производит товары, люди каких профессий производят товары, какие капитальные ресурсы необходимы для их производства. Ознакомление с разными профессиями происходило через д\игры, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, мультфильмов, отгадывание загадок. Современные дети живут в рекламе, она их окружает повсюду.

Старшая группа. Ознакомление детей с производителями товаров и услуг. «Путешествуя» по городу дети знакомились с предприятиями города, которые выпускают разную продукцию. Дети начинают осознавать, что жить без продукции заводов и фабрик человек не может.

Одним из важных разговоров в этом модуле является разговор о рекламе.

Реклама, являясь мощным и основным средством просвещения, практически не контролируется государством. На данном этапе работы происходило знакомство детей с рекламой, профессией людей, работающей в ней, подбора и рассматривании рекламы детской игрушки, сладостей, одежды, разыгрывали перед детьми проблемные ситуации, как и что можно узнать о товаре, как выгодно, с пользой для себя продать или купить товар, задавали детям вопросы поискового характера. Огромное удовольствие дети получают впридумывания рекламы своей любимой игрушки, книги, конфеты.

Подготовительная группа. Продолжили знакомить детей с производителями товаров и услуг – представителями разных профессий; расширяли представления детей о ресурсах, о процессе производства знакомых товаров, о цепочках производителей. Например: решение задачи «Как появляется новая тетрадь» (опираясь на уже имеющиеся представления детей, расширяя и корректируя их в процессе бесед, ответов на вопросы, дискуссий, просмотра иллюстраций, постепенно выяснить, какие природные, капитальные и человеческие ресурсы нужны для превращения дерева в тетрадь.Очень важно при этом создать ситуацию, в которой дети вспомнили бы о долгом, и трудном процессе выращивания леса). Ознакомление детей с понятием «экономия ресурсов».

Следующий шаг, в своей работе по формированию экономических знаний у дошкольников - это подвести детей к мысли, что нельзя иметь все товары и услуги, которые можно пожелать, а также к бережному отношению к тому, что имеешь.

Отсюда и название модуля «Экономика должна быть экономной».

В рамках этого модуля подводили детей к пониманию ограниченности ресурсов. В детском саду, дома нужно воспитывать у детей полезные привычки закреплять их повседневно: соблюдать чистоту и порядок, пользоваться бережно всем, что дают им для игр и труда, не тратить ничего зря. Примерами служит поведение взрослых в детском саду и дома. Например: уходя надолго из помещения или если светло днем в группе, надо всегда выключать свет. Выключать – значит, экономить. Реализовали проект «Школа бережливых дошколят».

Играя в «Строителей», акцентировали внимание дошкольников на том, как долго строили, и как неприятно, когда ломают и портят постройки, поэтому не стоит портить дома, ломать заборы, нужно ценить то, что делают для нас другие люди.

В ходе знакомства с последним блоком дети знакомились с экономическими понятиями: возможность, потребность, ограниченность, выбор, цена выбора.

Экономическое направление присутствует во всех видах детской деятельности, во всех режимных моментах, в общении педагога с детьми, в работе с семьёй. Работу по экономическому воспитанию дошкольников важно вести последовательно и систематически, только тогда детский сад совместно с семьёй сможет заложить азы экономического воспитания ребёнка, подготовить его к дальнейшей, взрослой жизни.

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию дошкольников. К ним относятся:

  • информирование и консультирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
  • создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.

На третьем этапе анализировалась результативность проведенной работы с детьми.

Раздел III. Результативность опыта

Анализ результативности работы по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста позволила решить поставленные задачи. После проведенной работы прослеживается положительная динамика, у большинства детей проявляется ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по- новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками, подобранные игры, беседы, малый фольклорный жанр помогли детям усвоить сложные экономические понятия, позволили не только обучить, но и воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный запас детей экономическими терминами. Полученные знания и умения дети успешно применяют в повседневной жизни, правильно ведут себя в реальных жизненных ситуациях, у них развиты разумные потребности.

%

2020-2021

2021-2022

Высокий уровень

20%- 5 ребёнка

62%- 15 детей

Средний уровень

37,5% -9 детей

38%- 9 детей

Низкий уровень

4% - 10детей

0%- 0 детей

Подводя итог, можно сделать вывод, что главными результатами реализации модульной системы работы по формированию финансовой грамотности у дошкольников является то, что дети могут:

  • активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации игр (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
  • осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
  • иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
  • понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить;
  • осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
  • контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого;
  • адекватно употреблять в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;
  • знать и называть разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
  • знать и называть разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
  • бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
  • проявлять интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.).вывод о перспективности дальнейшей разработки комплекса мероприятий, направленных на формирование финансовой грамотности, познавательной активности, речи и творческих способностей детей. Проведённая работа способствовала тому, что дети не только получили определённые экономические знания, у них, расширился экономический словарь, они овладели экономическими терминами, умением правильно применять их в разговоре.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранного современного подхода для решения проблемы формирования финансовой грамотности с детьми дошкольного возраста посредством игровой деятельности, используя модульную систему.

Эффективное использование всех приемов, средств и методов привело к положительной динамике формирования финансовой грамотности посредством игровой деятельности детей дошкольного возраста, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении самостоятельно играть, трудиться и приносить пользу обществу. Проводимая систематическая работа повысила эффективность работы по формированию финансовой грамотности и дала возможность добиться положительных результатов.

Таким образом, создание условий и игровая (практическая) деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности у дошкольников.

Список литературы

  1. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой. М.- 1989-159с.
  2. Годфри Джолайн. Как научить ребенка обращаться с деньгами/издательство «Добрая книга», 2006 – 224 с.
  1. Горяев, А. Е. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие/авт.-сост. А.Е. Горяев, В. В. Чумаченко. – М. :Просвещение, 2016. – 272 с.
  2. Жданова, О. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО / А. О. Жданова. — М. : ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 192
  3. Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2008 – 169 с
  4. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002- 65с.
  5. Крючкова, Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности /Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников/ Н. А. Крючкова. – Калининград, 2013. 126 с.
  6. Смоленцева, А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие-М.:АРКТИ, #1089;.
  7. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем вэкономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с
  8. СтахановичЛ.В.,Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. «Азы для дошкольников»,«Читаем и обсуждаем» Вита-пресс,Москва 2019
  1. Стожарова М.Ю., Лицкевич С.А. Формирование начальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях развивающего обучения //Современное детство: развитие, образование, культура: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (заочной)- У.: Корпорация технологий продвижения, 2004- с.151-156
  2. Шатова, А.Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А.Д. Шатова// Дошкольное воспитание. #8470;#1089;.21-23.
  3. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, #1089;.
  4. Шатова, А.Д.Программа «Дошкольник и экономика»: [О формировании у ребенка экономических знаний, экономического мышления] //Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст] // А.Д. Шатова. – М., 2000. – с. 179-18.
  5. Шевяков, М.Ю. Перспективы изменения финансового поведения в результате повышения уровня финансовой грамотности [Текст] / М.Ю. Шевяков, Н. Евсеева // Бюджет и финансы: финансовая грамотность. 2011. № 1 (10-11).с. 30-35.
  6. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации-М.:ТЦ Сфера, 96с.

Интернет - источники

  1. Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017-2023 гг. Москва. 2017. Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации».
  1. Подболотова М.И. Инновационные технологии для повышения финансовой грамотности детей и молодежи/ Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. — 2015. — №4. — С. 83 —91. — Режим доступа:

Электронные ресурсы:

  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. , свободный. - Загл. с экрана.
  2. Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана.
  3. Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана.
  4. Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана.
  5. Подготовка к школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана.
  6. Уроки тетушки Совы. Азбука денег или как помочь ребенку вырасти богатым".

1 серия

"Что такое деньги?"

2 серия

"Ценные вещи"

3 серия

"Семейный бюджет"

4 серия

"Карманные деньги"

5 серия

"Умение экономить"

6 серия

"Работа и зарплата"

7 серия

"Потребности и возможности"

8 серия

"Осторожно: деньги!"

9 серия

"Об экономике"

10 серия

"О банке"

11 серия

"Кредиты и депозиты"

12 серия

"Безналичные деньги"

13 серия

"Я вырасту богатым"

C:\Users\User\Desktop\опыт осининой е.ю\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...