Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя).
статья
Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя).
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в которой ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, то есть не только воспроизводить и повторять, созданное другими, но и сам выступать в роли творца. Использование игры позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным - педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность( пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. Педагогическая технология в дошкольном образовании представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих содержание дошкольного образования, комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, реализующих воспитательно-образовательный процесс. Современные педагогические технологии, используемые в дошкольном учреждении направлены на реализацию федеральных государственных стандартов дошкольного образования.
В моей профессиональной деятельности присутствует совместная деятельность детей со взрослым (воспитателем), самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с семьей. В своей практике я могу организовать игру на основании заранее продуманного общего направления сюжета и подготовленных предметно-игровых материалов, или присоединиться к уже играющим детям. Я участвую с детьми в игре на равных или могу влиять на содержание и общий ход игры теми же способами, что используют другие играющие. В сюжетно-ролевой игре могу придумать сюжет игры, выступить с интересными предложениями о ее сюжетном продолжении, ввести в игру новый персонаж, создать проблемную ситуацию. Сюжетно-ролевая игра - одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами определяют тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является - сюжет, который представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (готовит обед, крутит руль машины и др.) - одно из основных средств реализации сюжета.
Рассмотрим совместное мероприятие родителей и детей в нашей группе с использованием игровых технологий в форме игры-путешествия под названием «Путешествие на корабле». Целью данного мероприятия было формировать у детей интерес к совместной сюжетно-ролевой деятельности, конкретизировать и расширить представления детей о разных профессиях людей, вовлечь родителей и поделиться с ними жизнью детей в стенах нашего детского сада. Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.
С детьми была проведена предварительная работа: мы читали художественную литературу о моряках, беседовали о моряках и профессиях на корабле, о разных профессиях людей, просматривали презентации на тему профессий людей, разучивали речевку, стихи, рассматривали иллюстрации водного транспорта и играли в дидактические игры. Вместе с родителями и детьми готовили атрибуты: был разработан корабль, изготовлен якорь, спасательный круг, штурвал, карта, флажки, бинокли, подзорные трубы, пошиты бескозырки, швартовые и сундук с сокровищами.
Зал был оформлен в морском стиле, в центре стоял корабль и были выделены четыре острова, оформленные в соответствии с профессиями, представителями острова. Среди детей были выбраны капитан корабля, штурман, кок, врач и моряки. Во время мероприятия некоторые родители были наблюдателями праздника, некоторые присоединились к детям на корабле и стали путешественниками. Так же родители с удовольствием были непосредственными участниками -представителями профессий на островах (на острове «Здоровье» -врач, на острове «Ателье» - швея, на острове «Питание» - повар и на острове «МЧС» - сотрудник МЧС). Они загадывали загадки, проводили конкурсы, дети читали стихи, играли в игры. (подробнее с конспектом можно ознакомиться https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2020/05/26/konspekt-neposredstvennoy-obrazovatelnoy-deyatelnosti-po)
В ходе мероприятия дети продемонстрировали умение дружно решать поставленные задачи, читать речевку, умение читать карту и следовать ей, проявлять доброжелательность к сверстникам и идти на помощь друг другу.
В результате данного совместного мероприятия родителей и детей в нашей группе, удалось привлечь родителей к деятельности детей, углубить представление детей о профессиях людей, помочь понять значимость разных профессий в жизни людей и их взаимосвязь, а также развить речевую активность, сформировать умение четко и последовательно отвечать на вопросы, был сформирован у детей интерес к совместной сюжетно-ролевой деятельности. После проведенного мероприятия, родители выражали свою благодарность за интересный праздник и новый опыт общения со своими детьми, как непосредственные участники, а не просто зрители. Было высказано пожелание продолжать такой опыт. Детям очень понравилась такая форма игровой деятельности. Мы в группе продолжаем ставить корабль, и дети с удовольствием плавают на нем, играя разные роли, изменяя сюжет.
Так же в своей практике использую ИКТ для более наглядной демонстрации того или иного материала. Мы просматриваем презентации, короткие видеоролики на различные темы (пожарная безопасность, ПДД, оказание первой помощи и т.д.), затем проигрываем с детьми, с использованием атрибутов (сюжетно-ролевые, театрализованные игры).
В театрализованных играх (играх-драматизациях) актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, рассказов, фильмов или спектаклей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни- сюжетом игры.
Особенность театрализованных игр в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Творческое обыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре ребенок свободен в передаче изображения ролевого поведения. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы его осуществить, мы сначала читаем художественное произведение, обсуждаем с детьми, каков персонаж, почему так поступает, его состояние, чувства. Нашим детям очень нравится такой вид театрализованной деятельности, как спектакль, где дети - как актеры выполняют каждый свою роль.
Помимо творческих игр существуют и другие виды игр. В жизни детей нашей группы постоянно (каждый день) присутствуют подвижные игры, которые можно разделить на несколько видов по степени подвижности (малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам (с мячом, лентами, обручами, флажками, кубиками и др.).
А также, дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь. В нашей группе широко представлены настольно-печатные игры. Они разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению и помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, учатся отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы, так что игра оказывает большое влияние на развитие общения детей.
Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно этой деятельности принадлежит ведущая роль в дошкольном возрасте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя)
Как организовать игровую деятельность детей....
Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя).
Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя)....
Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя)
Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя)...
Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя)
Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя)...
Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя).
Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя)....
Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя).
Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя)....
Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя).
Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя).Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя). Сов...