Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе посредством дидактических игр
учебно-методический материал
Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_k_shkole_posredstvom_didakticheskih_igr.docx | 38.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе посредством дидактических игр»
При подготовке детей к школе одним из эффективных средств является дидактическая игра.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка (В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Е.И. Тихеева, Л.А. Венгер, О. Дьяченко и др.).
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические или автодидактические игры.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (в играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка. Она способствует умственному, нравственному, трудовому, эстетическому, физическому воспитаниям.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
1. Игры с предметами.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
2. Настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: - подбор картинок по парам, подбор картинок по общему признаку, запоминание состава, количества и расположения картинок, составление разрезных картинок и кубиков, описание, рассказ о картине с показом действий, движений.
В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
3. Словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Рассматривая структуру дидактической игры, хочется отметить, что обязательными структурными элементами дидактической игры являются:
1. Обучающая, дидактическая задача.
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.
Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).
2. Игровые правила.
Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.
Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержку.
3. Игровые действия.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалочкой выберу водящего!»
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ (исследователи З.М. Богуславская, А.Н. Бондаренко, А.И. Сорокина и др.).
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время),
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;
- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
- подготовка к игре самою воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыт глаза);
- определение роли воспитателя в игре, ею участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственно участия воспитателя в игре определяется возрастом детей уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
- подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
В конце игры педагог спрашивает у детей, поправилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.
При использовании дидактической игры как средства умственного воспитания воспитатель руководствуется общими дидактическими принципами. Это:
1) Системность. Она предполагает систему игр, последовательно развивающуюся и усложняющуюся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам;
2) Повторность. Это требование относится и к обучению на занятиях, и к дидактическим играм: только при этом условии дети учатся выделять в предметах признаки, качества и т. д. что легко и просто взрослым – трудно детям, так как многое для ребенка еще ново, он не располагает достаточным запасом представлений и способов усвоения знаний;
3) Наглядность. Она представлена в предметах, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры. Игрушки и предметы, которыми играют дети, воспитатель демонстрирует в наглядном действии, движении. Это позволит формировать у них правильное представление об окружающем мире.
Руководство дидактической игрой всегда осуществляет воспитатель. Он сам участник игры. Его позиция перед детьми открыта: он ставит задачу, организует действия, анализирует и оценивает результаты.
Руководство дидактической игрой требует такта и мастерства. Объединяя две формы деятельности дошкольников – игру и обучение, воспитатель должен сохранить самостоятельный характер игры, радость и удовлетворение ребят от участия в ней и одновременно добиваться качественных сдвигов в развитии их познавательных способностей, а следовательно – и в умственном развитии.
При использовании игрового момента необходимо сразу ставить перед детьми игровую задачу. При проведении игры важны опыт, мастерство воспитателя, его умение вовлечь всех детей, найти способ подбодрить недостаточно активных, при необходимости помочь и поддержать интеллектуальное напряжение.
Задача воспитателя состоит в развитии темпа игры, сохранении эмоционального настроя ребят, поддержании их интереса к поставленной задаче. При этом не стоит спешить с подсказкой, достаточно вовремя предложить интригующий вопрос, высказать удивление, пошутить. Это очень важно в активизации умственного развития дошкольников.
Всякая игра должна быть доведена до конца, до получения результата. Для воспитателя – это показатель уровня развития детей, а для дошкольников –это их удовлетворение, доставляющее не только удовольствие, но и интеллектуальное удовлетворение, чувство гордости, уверенности в своих силах.
При проведении игр, особенно на первых этапах, Л.А. Венгер и др. советуют положительно оценивать все ответы, которые хоть в какой – нибудь степени свидетельствуют о самостоятельности ребенка, т.к. все задания на развитие психики ребенка допускают самые различные варианты решений.
Требования же к качеству ответов следует повышать очень медленно, постепенно, чтобы не снижать непосредственность в высказываниях и умственную активность детей.
Предлагая детям доступные задания, воспитатель должен широко варьировать материал и приемы его использования: предлагать фигурки, разные типы заменителей предметов, придумывать всевозможные варианты решений.
Большое значение имеет систематичность проведения игр и упражнений. В условиях детского сада игры могут быть использованы не только на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, но и на занятиях по конструированию и вне занятий. Все это делается с целью умственного развития и воспитания детей.
Как правило, игры проводятся по подгруппам, состоящим из 2 – 7 человек. Воспитатель, объяснив условия и правила игры, раздает материал; затем играют одновременно все подгруппы, а он наблюдает за действиями детей и при необходимости вмешивается в ход игры, оказывая помощь. Некоторые игры требуют прямого участия взрослого и не могут проводиться одновременно в нескольких подгруппах.
В дидактических играх применяется разные методы обучения: словесные, наглядные, практические.
К словесным методам организации и руководства дидактической игрой относятся: рассказ воспитателя, беседа с детьми и др. Воспитатель может использовать различный материал (потешки, загадки, считалки, фрагменты сказок) для вхождения ребенка в игровую ситуацию. Обращение к пословицам и поговоркам помогает избежать замедления или ускорения темпа игры. Пословицы и поговорки применяются для объяснения правил игры, делают их понятными для детей. При этом, задавая детям интригующие вопросы, воспитатель вызывает у них интерес и желание включиться в новую игру, либо, напоминая об игре, в которую они охотно играли раньше, также вовлекает в игровую деятельность.
Одним из приемов организации и руководства дидактической игрой является побуждение детей давать полные, содержательные ответы. Этим развивается речь ребенка. А как известно, речь очень тесно связана с мышлением. И в процессе формирования речи четко выступает связь речевого и умственного развития детей. На эту связь указывают в своих исследования Л.С. Выгодский, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова.
В практике детских садов применяют наглядные методы организации дидактической игры. К ним относится использование иллюстраций, картинок, природного материала, различных игрушек и др.
Организуя дидактическую игру, следует тщательно подготовить дидактический материал (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал), причем эти предметы должны быть определенных цветов, из материалов разного качества и назначения, соответствовать назначению и поддаваться усилиям детских рук. Все эти средства наглядности отвечают запросам современного ребенка, поднимают дидактическую игру на более высокий уровень, кроме того, развивают у детей воображение, позволяя преодолевать пространственные и временные препятствия, способствуют развитию памяти, мышления, умения устанавливать логические связи, а также наблюдательности как первого шага к формированию произвольности внимания.
К практическим методам организации и руководства дидактическими играми относится показ воспитателем игры, участие его в игре частичное или полное и др.
Сочетанием различных методов и приемов можно вызвать интерес детей к игре и активизировать их умственную деятельность. При проведении дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста наглядные методы уступают место более отвлеченным – словесным.
А.И. Сорокина отмечала, что при организации дидактической игры воспитатель должен знать особенности ребенка, и, исходя из этого, использовать методы и приемы руководства игрой, которые более успешно обеспечат умственное развитие детей этого возраста.
В организации и руководстве дидактической игрой дошкольников старшего возраста есть свои особенности. Главное в них – детям предоставляется большая самостоятельность.
Правила игры для старших дошкольников носят более обобщенный характер, но и они должны быть четко сформулированы. Если в младшей группе объяснение сопровождается показом действий, то для старших детей это вовсе не обязательно, так как они уже способны запоминать правило и перспективно представлять его роль в игре. Поскольку дети старшего дошкольного возраста способны к торможению непосредственного интереса, им можно сообщать одновременно ряд взаимно связанных правил. В одной игре могут быть разные по содержанию правила. В играх типа загадок одни правила для детей, загадывающих загадки, и другие – для детей, отгадывающих их. Но и те, и другие правила, вместе взятые, организуют поведение всех детей в игре.
И как возрастная особенность – в старших группах детей все большее место занимают словесные игры.
Детей старшего дошкольного возраста отличают любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: самому отгадать загадку, высказать суждение, найти правильное решение задачи. Задание они выполняют с большим удовольствием. У детей этого возраста возникают новые формы мышления: в основе выполнения умственной работы – понимание процесса, который строится на анализе и синтезе. С развитием мышления анализ становится более обобщенным и точным. Главным в умственной деятельности становится стремление узнать новое, прежде всего новые способы умственных действий.
Важно учитывать степень трудности игровых правил и действий – чтобы при их выполнении дети прилагали определенные усилия ума и воли. При отборе дидактического материала для игр также следует учитывать изменения в мыслительных процессах детей.
При проведении дидактических игр в старших возрастных группах роль воспитателя несколько изменяется. Наряду с тем, что он эмоционально знакомит детей с новой игрой, ее содержанием, правилами и действиями, уточняет понимание играющими этих структурных компонентов игры, он и сам участвует в игре, чтобы выяснить, насколько правила усвоены; воспитатель может предложить детям поиграть самостоятельно, но при этом продолжает следить за ходом игры, выступая арбитром в конфликтной ситуации.
Таким образом, существует много методов и приемов организации и руководства дидактическими играми. Воспитатель должен стремиться овладеть как можно большим их числом. И только хорошее знание, и умелое применение их на практике в сочетании с другими видами деятельности детей при соблюдении определенных педагогических условий сможет наиболее эффективно обеспечить умственное развитие дошкольников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Алябьева, Б. А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам / Б. А. Алябьева. -М.: ТЦ Сфера, 2003. – 205 с.
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. сада / А. К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М: Просвещение, 1991. - 160 с.
- Волошкина, М.И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе. Учеб. для студентов пед. вузов / М.И. Волошкина. – М.: Начальная школа, 2002. – 160 с.
- Жукова, О. Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов / О. Жукова. - М.: ООО Издательство «АСТРЕЛЬ», 2008. – 208 с.
- Коноваленко, С. В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения / С. В. Коноваленко. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 148 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, через дополнительную образовательную деятельность, посредством интеграции различных видов детской деятельности".
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспеч...
Условия использования дидактического средства «Цветные палочки Кюизенера» в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе
Для педагогов ДОУ...
Методическая разработка для педагогов «Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе»
Целевое назначение Цель: подготовка детей к обучению в школе посредством дидактических игр.Задачи: - развитие речи детей старшего дошкольного возраста;- развитие логического мышления дошкольников поср...
Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе
Методическая разработка об особенностях дидактической игры как средства подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе...
Методическое пособие для педагогов «Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе»
Методическое пособие для педагогов «Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе»...
Методическая разработка для педагогов «Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе».
Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждениедетский сад № 1 города Кропоткинмуниципального образования Кавказского района Методическая разработка для педаг...
«Дидактические игры - средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе»
Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения....