Самообразование "Волонтерство в детском саду"
методическая разработка
В нашу эру глобализации и постоянных перемен мир становится тесней и сложней и добровольчество – это способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализация прав и обязанностей граждан путем осознания полного человеческого потенциала.Движение добровольцев (волонтеров) привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности и справедливости.
В современной научной литературе существует множество трактовок понятия «волонтерство». «Волонтерство – это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других.» (М. Олчман, П. Джордан). Другое определение «Волонтеры – это люди, привлекаеяе к общественно полезным мероприятиями, занятые добровольным и безвозмездным трудом, в свободное от основной работы время, направленные на пользу другим людям, организациям и обществу в целом» (Н.А. Потапова). Наиболее точно и емко данное понятие раскрывается в Федеральном законе №135 – ФЗ от 11.08.1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Согласно этому документу «волонтеры – это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя».
Сегодня особенно популярным добровольчество становится среди молодого и подрастающего поколения, являясь важным способом получения новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей, активной гражданской позиции и успешной социализации в обществе. Наши дети в будущем - это мобильная и перспективная часть общества, потенциальный двигатель новых идей. Ее энергия, жажда поиска и перемен – это сила, которая призвана изменить мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 54.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №20»
Самообразование по теме:
«Волонтерское движение в детском саду»
Воспитатель:
Рахматова А.Ю.
Курск - 2022
Актуальность
В нашу эру глобализации и постоянных перемен мир становится тесней и сложней и добровольчество – это способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализация прав и обязанностей граждан путем осознания полного человеческого потенциала.Движение добровольцев (волонтеров) привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности и справедливости.
В современной научной литературе существует множество трактовок понятия «волонтерство». «Волонтерство – это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других.» (М. Олчман, П. Джордан). Другое определение «Волонтеры – это люди, привлекаеяе к общественно полезным мероприятиями, занятые добровольным и безвозмездным трудом, в свободное от основной работы время, направленные на пользу другим людям, организациям и обществу в целом» (Н.А. Потапова). Наиболее точно и емко данное понятие раскрывается в Федеральном законе №135 – ФЗ от 11.08.1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Согласно этому документу «волонтеры – это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя».
Сегодня особенно популярным добровольчество становится среди молодого и подрастающего поколения, являясь важным способом получения новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей, активной гражданской позиции и успешной социализации в обществе. Наши дети в будущем - это мобильная и перспективная часть общества, потенциальный двигатель новых идей. Ее энергия, жажда поиска и перемен – это сила, которая призвана изменить мир.
В Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года указывается, что «добровольчество (волонтерство) является созидательной и социально значимой формой самореализации личности, проявления гуманизма, гражданской активности, обеспечивает возможность социального творчества и созидательной инициативы. Добровольчество выступает важным фактором и ресурсом общественного развития, решения социальных задач, в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура, социальная поддержка населения, физическая культура и спорт, охрана окружающей среды…».
В связи с этим все более важное место в системе современного воспитания детей занимает добровольческая (волонтерская) деятельность – цель, задачи, форя и методы которой ориентированы на формирование позитивных духовно – нравственных ценностей.
Однако, наиболее не задействованной в волонтерском движении демографической группой общества являются дети дошкольного возраста. В силу физической и социальной неопытности включение такой категории детей в волонтерское движение представляется трудоемким.
Каким же образом волонтерство может войти и проявиться в дошкольной среде? Ведь зачатки ценностей растущей личности, маленького гражданина своей страны начинают формироваться именно в дошкольном детстве. Такие понятия как духовно – нравственное и патриотическое воспитание, социально – коммуникативное развитие воспитанников актуальны в дошкольных образовательных учреждениях и включают в себя мероприятия для детей как по основным программам дошкольного образования, так и по дополнительным авторским программам и технологиям.
Концепция нацеливает образовательные организации на выработку механизмов «обучения через волонтерство». Это ключевое понятие и сферы деятельности волонтерских движений расширяют горизонты возможностей любого образовательного учреждения: будь то школа или, как в нашем случае, детский сад, потому как раскрыта сама форма организации такой образовательной и воспитывающей идеи и ее реализация дает мощный толчок к действию, росту и поиску новых возможностей для обучения, воспитания и развитиядетей дошкольного возраста.
Добровольческий (волонтерский) подход в реализации данных понятий позволит придать практическую направленность, другими словами, лицо, получателя результата детских стараний, переживаний и трудов, закрепить уже сформированные представления и компетенции детей в ходе практических действий. Это станет для детей первой школой маленького волонтера на пути создания преемственности в обучении волонтеров всех возрастов. Ведь как отметилаМинистр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева, волонтёрское движение обладает большим потенциалом, «нужно продолжать воспитывать соответствующее отношение к волонтёрской деятельности, открывать образовательные центры подготовки волонтёров, разрабатывать и применять грамотную информационную политику».
Всем известно высказывание о том, что дети – будущее нашей страны, произнеся его вслух, наверняка, каждый почувствует, как поднимается мера ответственности и прежде всего за своих детей: какие они будут через 20 лет? Какими красками раскрасят наше общество? И как нам с вами будет необходимо чувствовать их поддержку и участие. И только от наших усилий сегодня будет зависеть протянут ли нам руку помощи наши дети?
Почувствуют ли наши тревоги и волнения, радости и печали?! Я свами в силах и должны вырастить наших детей чуткими к чужой боли, способными прийти на помощь без раздумий, способными активно действовать в любой ситуации, не бояться трудностей, с твердым желанием идти только вперед.
Таким образом, семейное волонтерство является фундаментом воспитания и взращивания будущих активных волонтеров нашей страны. Такой вид волонтерсва способствует укреплению семьи, так как люди заняты одним делом и стремятся к одним и те же целям, более дружны и сплочены. Конечно, волонтерская деятельность не в состоянии устранить все многообразие людских бед и проблем, помочь всем нуждающимся. Но она формирует главное - общество активных людей, которые, помогая другим, помогают себе, общество, где человек не останется один на один с несчастьем или трудностями.
Проблема:
- Потребность современного общества в личности, способной строить отношения с разными социальными группами, природным окружением на основе принципов гуманизма и милосердия и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в рамках решения поставленных задач;
- Потенциальные возможности приобщения детей старшего дошкольного возраста к добровольческой (волонтерской) деятельности и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике работы дошкольного образовательного учреждения;
- Отсутствие механизмов привлечения к добровольческой (волонтерской) деятельности родителей воспитанников, распространения такого вида волонтерства, как семейное волонтерство.
Цель: создать в детском саду волонтерское движение детей и родителей, главной целью которого является воспитание социально — нравственной личности с активной жизненной позицией и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.
Задачи:
1.Сформировать представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов и родителей.
2.Развивать у дошкольников социально-нравственные компетенции в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.
3.Создать условия для самореализации родителей ДОО и повышения их социальной активности.
4.Объединить воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного и школьного возраста, участвующих в волонтерском движении.
Новизна самообразования:
Заключается в функционировании волонтерского объединения в условиях дошкольного учреждения;
Организация семейного волонтерства и его популяризация среди родительской общественности дошкольного учреждения.
Ожидаеяе результаты:
- Получит распространение такая форма добровольчества как семейное волонтерство, курируемое дошкольной организацией;
- Будет разработана система взаимодействия участников волонтерского движения в условиях детского сада с привлечением детей дошкольного возраста, родителей и педагогов;
- Будут реализованы образовательные механизя «обучения через волонтерство» по направлениям проекта: «Доброта», «Экология», «Здоровый образ жизни», «Патриотизм»;
- Будет реализовано межсетевое взаимодействие волонтерского объединения детского сада «Лучики добра» с добровольческими волонтерскими движениями школ, организаций города Нижневартовска с целью формирования культуры добровольческой деятельности, обеспечивающей преемственность ценностей добровольчества между поколениями;
Будут положены зачатки формирования положительного имиджа волонтера у подрастающего поколения и взрослой половины волонтерского объединения.
Принципы
- Принцип добровольности
- Принцип партнерства и сотрудничества
- Принцип толерантности
- Принцип безопасности
- Принцип учета интересов, возрастных и психологических особенностей всех участников волонтерского объединения
- Принцип интегрированности проекта в различные виды деятельности воспитанников
- Принцип творчества и сотворчества.
План мероприятий по реализации самообразования:
Все мероприятия за исключением непосредственно информационных и обучающих, распределены по 4 направлениям: «Доброта», «Патриотизм», «Здоровый образ жизни», «Экология».
- направление «Доброта» - основной целью является возрождение лучших традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
- направление «Патриотизм» - воспитание патриотических чувств к Родине, формирование предпосылок развития гражданской личности.
3направление «Здоровый образ жизни» - пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом. Оказывать содействие идеям добра и красоты, духовного и физического развития детей, профилактики в детской и взрослой среде употребления алкоголя, никотина, наркотических средств.
4направление «Экология» - привлечение внимания общественности к проблемам экологии, воспитание нравственности, бережного отношения к природе.
№ п/п | Название мероприятия | Дата | Участни ки | Ответственные |
Организационные и информационные мероприятия с педагогами и родителями
| ||||
3. | Представление актуальной информации о деятельности волонтерского объединения в социальных сетях (В Контакте) Размещение ссылки на страницу на официальном сайте ДОУ | В течение всего периода | Гости сайта | Зам. зав по ВМР, Рабочая группа педагогов, Ответственный за сайт |
4. | Ознакомление семей – участников с проектом, планом мероприятий на год. Обсуждение задач деятельности, периодичность, необходияе ресурсы для их реализации, доступность и привлекательность для детей. | Сентябр ь
| Родите ли | Зам. зав по ВМР, Рабочая группа педагогов |
7. | Семинар – практикум «Волонтер- звучит гордо!». | Декабрь | Родите ли | Зам. зав по ВМР, |
8. | Лекторий«Гражданско – патриотическое воспитание личности ребенка – дошкольника в условиях волонтерского движения» с приглашением представителей волонтерского объединения ЦДЮиТТ «Патриот». | Апрель . | Родите ли, педаго ги | Зам. зав по ВМР, Рабочая группа педагогов, Педагоги дополнительног о образования ЦДЮТТ «Патриот» |
9. | Выпуск брошюры «История волонтерского движения». | Летний период | Родите ли, педаго ги | Зам. зав по ВМР, Рабочая группа педагогов |
10. | Встреча с представителями добровольческого (волонтерского) движения МБОУ «Средняя школа № 3», ЦДЮТТ «Патриот» | Сен тябрь | Родите ли, педаго ги | Зам. зав по ВМР, Рабочая группа педагогов, представители школы |
11. | Групповая дискуссия «Взгляд в будущее» (выявление расположения семей к дальнейшему участию в волонтерской деятельности, поддержка семейных инициатив, внесение поправок в план мероприятий) | Октябрь | Родите ли | Зам. зав по ВМР, Рабочая группа педагогов |
12. | Тренинг «Семья – дом добровольчества и волонтерства. Растим отзывчивое поколение». | Ноябрь | Родите ли | Зам. зав по ВМР, Рабочая группа педагогов |
13. | Выпуск внутрисадовской газеты «Лучики добра». | В течение всего срока | Родите льская обществ енность ДОУ | Педагоги- редакторы газеты |
14. | Проведение инструктажей перед участием в мероприятиях. | В течение всего периода | Родите ли | Рабочая группа педагогов |
15. | Тренинг «Ребенок - волонтер», | Апрель | Родите ли | Рабочая группа педагогов |
1 | Круглый стол «Волонтерство в детском саду: первые зачатки добра» | Ноябрь. | Родите ли | Рабочая группа педагогов |
16. | Торжественное завершение проекта, праздник «Добрые сердца», поощрение семей волонтерского объединения.
| май | Родите ли | Зам. зав по ВМР, Рабочая группа педагогов
|
Мероприятия по направлению «Доброта»
| ||||
1. | Ознакомление с деятельностью волонтера по данному направлению через беседы, просмотр познавательных короткометражных роликов о волонтерах. | В течение всего периода | Дети | Педагоги |
2. | Создание с родителями книжек – малышек «Наши добрые дела - я гордимся ими всегда!» | В течение всего периода
| Дети | Педагоги |
3. | Беседы на тему: «Что такое добро?», «Где живет доброта?», «Что значить быть добрым человеком?», «Как поделиться добротой?», «Почему добро побеждает зло?», «Как сохранить добро?». | В течение всего периода | Дети | Педагоги |
4. | Создание пособия «Книга мудрости» (сборник пословиц, поговорок, крылатых выражений, стихов о доброте, сопровождение их детскими рисунками по тематике). | Апрель - сентябрь | Дети | Педагоги |
5. | Чтение художественной литературы, прослушивание песен и просмотр мультфильмов по тематике направления. | В течение всего периода | Дети
| Педагоги, музыкальный руководитель |
6. | Акция в рамках праздника 8 марта «Добрые слова для мая», создание видеопрезентации поздравления | Март | Дети
| Педагоги |
7. | Оформление выставки в книжном центре группы «Добрые сказки о главном!» |
| Дети | Педагоги |
8. | Акция «Старшие помощники» (помощь младшим детям в сборе игрушек, научить правильно ять руки, одеваться и другое) | В течение всего периода | Дети
| Педагоги, Рабочая группа |
9. | Акция «Почта добрых сердец» (раздача изготовленных своими руками открыток – пожеланий совместно с родителями дома и педагогами в группе) | Июль
| Дети | Педагоги, Рабочая группа, семейное единство |
11. | Участие в городской благотворительной акции «Добрая открытка». | Январь | Дети
| Педагоги, Рабочая группа, семейное единство |
12. | Участие в общероссийской акции «Дарите книги с любовью». | Февраль
| Родите ли, дети
| Педагоги, Рабочая группа, семейное единство |
13. | Внурисадовская акция «Дарю добро» (презентация мини – проектов «Мои добрые дела»). | Май
| Родите ли и дети
| Педагоги, Рабочая группа, семейное единство |
14. | Участие в акции «Крылья ангела». | Ноябрь
| Родите ли, дети
| Педагоги, Рабочая группа, семейное единство
|
15. | Участие в благотворительной акции милосердия «Белый цветок». | Май
| Родите ли, дети | Педагоги, Рабочая группа, семейное |
16. | Изготовление и продажа поделок, сделанных своими руками родителями, педагогами совместно с детьми (различные техники и художественные направления) – на сайте волонтерского объединения «Лучики добра» открытие интернет – магазина с целью сбора денежных средств на лечение больным детям, предоставление годового отчета на сайте объединения. По аналогии с акцией «Сделаем снеговичков для Андрюши»
| В течение всего периода | Родите ли, педаго ги, дети
| Педагоги, Рабочая группа, семейное единство |
17. | Акция «Время помогать», приуроченная международному дню благотворительности и международному дню пожилых людей. | Сен тябрь
| Родите ли, педаго ги, дети
| Педагоги, Рабочая группа, семейное единство
|
18. | Акция «Открытка из детства». | октябрь
| Родител и, педагог и, дети 5-6 лет, 6-8 лет | Педагоги, Рабочая группа, семейное единство |
19. | Организация и проведение акции «Книжная мастерская» (оказание посильной помощи в ремонте книжного фонда Центральной детской библиотеки № 1 «Читай - город»). | Март | Родите ли, педаго ги, дети | Рабочая группа, семейное единство |
Мероприятия по направлению «Патриотизм»
| ||||
1. | Ознакомление с деятельностью волонтера по данному направлению через беседы, просмотр познавательных короткометражных роликов о | В течение всего периода | Дети | Педагоги |
волонтерах. | я | |||
3. | Беседы на тему: «Я - патриоты», «Россия – моя Родина», «Наша главная столица», «Символика нашей страны. Когда звучит гимн?», «С чего все началось?», «Любовь к родному краю», «Мой город – мой дом».
| В течение всего периода | Дети | Педагоги |
4. | Создание пособия «История нашей Родины в картинках» (сборник пословиц, поговорок, крылатых выражений о силе Российского духа, стихов и коротких рассказов о защитниках Родины, сопровождение их детскими рисунками и рассказами по тематике).
|
| Дети | Педагоги |
5. | Чтение художественной литературы, прослушивание песен и просмотр мультфильмов по тематике направления.
| В течение всего периода | Дети
| Педагоги, музыкальный руководитель |
6. | Участие в благотворительной акции помощи пострадавшим в военных действиях ветеранам «Красная гвоздика», организованной благотворительным фондом «Память поколений».
| Апрель
| Родите ли и педаго ги | Рабочая группа |
7. | Акция «Георгиевская ленточка». | Май . | Родите ли, педаго ги, дети | Педагоги, Рабочая группа, семейное единство
|
8. | Участие в добровольческой акции «Посылка солдату» | Февраль | Родите ли, педагоги, дети | Педагоги, Рабочая группа, |
9. | Организация и проведение ярмарки «Оберег для дома, история русского быта», приуроченной к Дню славянской письменности и культуры, где представлены обереги для дома, куклы – берегини, изготовленные своими руками (помощь детям в лечение через франдрайзенговыйблаготоврите льный фонд «Русфонд» помощи тяжелобольным детям).
| . | Родите ли, педаго ги, дети
| Педагоги, Рабочая группа, семейное единство |
10. | Проведение семейного спортивного праздника совместно с педагогами дополнительного образования ЦДЮТТ «Патриот». | Февраль
| Родите ли, педаго ги, дети
| Педагоги, Рабочая группа, Педагоги ЦДЮТТ «Патриот» |
11. | Организация и проведение флеш – моба с участием родителей, детей 6-8 лет совместно с учениками 8 «Г» класса МБОУ «СШ № 3» «Космос – это я». | Апрель. | Родите ли, педаго ги, дети | Педагоги, Рабочая группа, представители школы |
12. | Организация и проведение фестиваля национальных культур «Я разные, но в этом наша сила», приуроченный дню содружества наций.
| Март | Родите ли, педаго ги, дети | Педагоги, Рабочая группа, семейное единство
|
|
Мероприятия по направлению «Здоровый образ жизни» | ||||
1. | Ознакомление с деятельностью волонтера по данному направлению через беседы, просмотр познавательных короткометражных роликов о волонтерах. | В течение всего периода | Дети | Педагоги |
3. | Беседы на тему: «Что такое здоровый образ жизни?», «Что такое здоровье?», «Движение – это жизнь», «Как сохранить здоровье?», «Скажи здоровью – да!», «Здоровье – главная ценность человеческой жизни», «Вредные привычки».
| В течение всего периода | Дети | Педагоги |
4. | Создание напольного лэпбука «Наше здоровье – в наших руках». |
| Родите ли, дети | Педагоги |
5. | Чтение художественной литературы, прослушивание песен и просмотр мультфильмов по тематике направления. | В течение всего периода | Дети
| Педагоги, музыкальный руководитель |
6. | Организация и проведение акции «Зеленый свет здоровью» (раздача родителям и педагогам зеленой ленточки, символизирующей здоровье и открыток – малышек «Будь здоров!», изготовленных детьми). | Летний период
| Дети
| Рабочая группа |
7. | Организация и проведение профилактической акции «Я – за здоровый образ жизни!» на территории ДОУ. | Летний период
| Родите ли, дети | Педагоги, Рабочая группа, семейное единство |
8. | Участие воспитанников и педагогов в сдаче детских норм ГТО. | Февраль, март
| Дети | Педагоги, Рабочая группа |
9. | Участие воспитанников в спортивном городском конкурсе «Губернаторские состязания». | Март | Дети | Педагоги, Инструктор по физической культуре |
10. | Проведение праздничных мероприятий, посвященных празднованию Дня добровольца (волонтера). | 5 декабря | Родите ли,педаг о ги, дети
| Зам. зав по ВМР Рабочая группа |
11. | Выпуск и распространение информационных листовок «Что вредит твоему здоровью» (2020г.), «Секреты долголетия» (2022г.), приуроченный всемирному дню здоровья. | Апрель . | Родите ли | Рабочая группа |
12. | Организация и проведение акции «Мой папа, дедушка не курит!», посвященная всемирному дню без табака. | . | Родите ли, дети | Рабочая группа |
Мероприятия по направлению «Экология»
| ||||
1. | Ознакомление с деятельностью волонтера по данному направлению через беседы, просмотр познавательных короткометражных роликов о волонтерах. | В течение всего периода | Дети | Педагоги |
3. | Беседы на тему: «Люди – друзья природы», «Жалеть – надо уметь», «Как я можем помочь природе?», «Все живое под нашей защитой», «Мусор – болезнь природы», «Не загрязняй природу», «Наш дом - природа» и другие. | В течение всего периода | Дети | Педагоги |
4. | Создание пособия «Красная книга Югры» (информация о животном и растительном мире, занесенным в Красную книгу округа, рисунки детей). |
| Родите ли, дети | Педагоги |
5. | Чтение художественной литературы, прослушивание песен и просмотр мультфильмов по тематике направления. | В течение всего периода | Дети
| Педагоги, музыкальный руководитель |
6. | Участие в природной акции Марш парков «Спасти и сохранить». | Март – май . | Родите ли, дети
| Педагоги |
7. | Организация и проведение флеш-моба «Сохрани жизнь елочке». | Декабрь
| Дети | Педагоги, музыкальный руководитель |
8. | Участие в природоохранной акции в защиту хвойных деревьев.
| Декабрь
| Дети | Педагоги |
9. | Организация и проведение семейной квест – игры «Знатоки природы», посвященной всемирному дню защиты дикой природы.
|
| Родите ли, дети
| Рабочая группа |
10. | Добровольческая акция «Экологический десант» (уборка и облагораживание групповых прогулочных участков, территории огорода ДОУ).
| Май, июнь | Родите ли, Педаго ги, дети
| Рабочая группа |
11. | Разработка и реализация краткосрочного проекта «Обитатели морей», приуроченного всемирному дню морей. | Сен тябрь | Дети | Педагоги |
12. | Акция «Покормите птиц зимой» | Ноябрь – март | Родите ли, дети
| Педагоги |
13. | Детско – родительский проект «Царь снегов», приуроченный дню полярного медведя (27 февраля). | Февраль | Родите ли, дети | Педагоги |
14. | Организация и проведение акции «Подари дом птице» (изготовление скворечников и размещение их на территории ДОУ), приуроченный всемирному дню птиц. | Конец марта, начало апреля | Родите ли, дети | Педагоги |
15. | Праздник «Я друзья природы». | Летний период | Дети | Рабочая группа |
16. | Организация и проведение акции «Лапа помощи» (помощь Нижневартовскому общественному фонду помощи животным «Человек и животные» (ЧиЖ) кормом для собак и кошек). | В течение всего периода | Родите ли, дети 5-6, 6-8 лет | Рабочая группа |
Методические основы работы с семьями, участвующими в волонтерском объединении «Лучики добра». (единство семейного добровольчества)
Многочисленные исследования показывают, что семейное волонтерство приносит пользу всем его участникам: самим семьям, организациям, в рамках которых эти семьи действуют. Эта польза носит уникальный характер и дополняют ту обычную пользу, которую приносит его участникам любое волонтерство.
Этап Мероприятия этапа | |
Привлечение семей к добровольческой (волонтерской) деятельности. Цель: заинтересовать семьи воспитанников в принятии участия в волонтерской деятельности, курируемой дошкольным учреждением. | Проведение анкетирования семей на предмет изучения сфер интересов семьи в связи с волонтерской деятельностью и желание заниматься волонтерской деятельностью. |
Анализ полученных результатов, планирование мероприятий волонтерского объединения. | |
Разработка плана мероприятий по информационной работе с семьями, включающий даты встреч на протяжении реализации проекта, даты мероприятий по признанию заслуг семей, дней обучения, сопровождения. | |
Подготовка семьи к добровольческой (волонтерской) деятельности. Цель: выработка у семьи ощущения вовлеченности и принадлежности к реализации проекта, укрепление мотивации, участия в волонтерском объединении ДОУ.
| Знакомство семьи с проектом. Представить вниманию семей требования к работе и функции волонтера в рамках волонтерского объединения ДОУ, способы сопровождения, вознаграждения и профессиональной подготовки, которые получит семья. |
Проведение обучающих, информационных мероприятий, которые расширяют знания семей о волонтерской деятельности, знакомство с опытом работы волонтеров города. | |
Непосредственное участие в волонтерской деятельности. Цель: получение семьей опыта волонтеркой деятельности. | Реализация мероприятий проекта. |
Сопровождение семей в процессе волонтерской деятельности. Цель: осуществление поддержки семей, повышение мотивации для дальнейших действий, рост и | Встречи – инструктажи, встречи – поощрения (диплоя, благодарности, подарочная атрибутика), тренинги обратной связи с семьями - волонтерами семейного добровольчества. |
укрепление семьи и осознание ее члемнойсвоих способностей и потенциала. | |
Расставание с семьями, участниками семейного добровольчества Цель: способствовать продолжению волонтерской деятельности семьи, вне стен дошкольного учреждения, формированию положительного образа волонтера, переоценка своих семейных и личных ценностей. | Проведение тренинга «Быть волонтером – это здорово!», где ведущая роль отводится упражнениям по рефлексии, позволяющих семье проанализировать и сформулировать для себя то, чему она научилась за прошедшее время. Помимо этого, это также удачная возможность получить у семьи ее мнение и обратную связь о проекте.
|
Торжественное завершение проекта, праздник «Добрые сердца», поощрение семей волонтерского объединения. |
Выводы.
Проведенная мною работа по теме «Волонтерство в детском саду» принесла свои результаты. В итоге наблюдений в процессе работы можно сделать вывод о позитивных результатах:
- Была разработана система взаимодействия участников волонтерского движения в условиях детского сада с привлечением детей дошкольного возраста, родителей и педагогов;
- Получила распространение такая форма добровольчества как семейное волонтерство, курируемое дошкольной организацией;
- Были реализованы образовательные механизя «обучения через волонтерство» по направлениям проекта: «Доброта», «Экология», «Здоровый образ жизни», «Патриотизм»;
- Была реализована межсетевое взаимодействие волонтерского объединения детского сада «Лучики добра» с добровольческими волонтерскими движениями школ, организаций города с целью формирования культуры добровольческой деятельности, обеспечивающей преемственность ценностей добровольчества между поколениями.
- Дошкольники научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, стали готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечены более развитые коммуникативно - речевые умения и навыки.
- Волонтеры осознают свою важную миссию - считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течении дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.
- Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.
- Педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности - повысили свою педагогическую компетентность.
- Выходя из стен детского сада, наши дети, не только узнали о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствовали. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям безвозмездно.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.. Помогая, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
- участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
- они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
- Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.
Я вижу перспективу в продолжении дальнейшей работы по данной теме; изучении, обобщении и применении на практике новых методик, ознакомлении с опытом работы других педагогов - практиков. Продолжать работу с детьми, участвовать в новых конкурсах и акциях с привлечением большего контингента.
Волонтёрское движение – гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
14. Список литературы
- Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: Сфера, 2011. – с. 128
- Волохов А.В., Мирошкина М.Р. Програмя деятельности волонтеров. – М.: Перспектива,2011. – с. 127
- Добровольчество в России // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.volunteer.ru
- Дергунская В.А., Агабекян С.С. Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду. – М.: Центр педагогического образования, 2018. – с. 240.
- Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской
Федерации до 2025 годаРоссии // [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56617732/
- Красуля Н.Е. Презентация «Технология обучения детей сопереживанию, сочувствию, милосердию» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/1019278/
- МикляеваВ.Н. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 20013. – с. 245
- Олчман М., Джордан П. Добровольцы - ценный источник.
Университет Джона Хопкинса. 1997г. //[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=82&id=639809
- Потапова Н.А. Волонтерство как феномен самореализации личности: Сб. науч. тр. / Н.А. Потапова. // Вестник МГОУ. № 3. 2007. М.: Издво МГОУ. С. 95-140.
- Проект Плана основных мероприятий по проведению в ХантыМансийском автономном округе – Югре Года добровольца
(волонтера) в 2018 год// [Электронный ресурс]. Режим
доступа:http://www.ophmao.ru/obshestvennoe-obsuzhdenie/proekt-planaosnovnykh-meropriyatiy-po-provedeniyu-v-khanty-mansiyskomavtonomnom-okruge-yugre-goda-/
- Тен В.В., Романенко Е.А. Волонтерство как проявление гражданских инициатив. //[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/download/60635659.pdf
- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». // [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/
- Цымбалиста М., Арнон Л. и другие Семейное волонтерство. Теоретические основы и методики создания и управления группами.
Брошюра.// [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://pdf.knigix.ru/21raznoe/162111-1-semeynoe-volonterstvo-teoreticheskie-osnovimetodiki-sozdaniya-upravleniya-gruppami-sostaviteli-komanda.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.
Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...
Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».
Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...
Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».
Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...
Консультация для воспитателей детского сада по теме "Прогулки-походы за территорию детского сада"
В консультации говорится о том, какие составляющие включают в себя прогулки-походы за территорию детского сада, структура прогулки, техника безопасности....
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...
Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада «В детский сад с радостью». Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Данный материал будет интересен и полезен родителям и педагогам в педагогической деятельности....
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...