«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» 5-7 лет.
материал (старшая группа)

Посполитаки Алена Михайловна

Развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 35»

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» 5-7 лет.

Воспитатель:

Посполитаки А.М.

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» 5-7 лет.

Начало работы над темой: сентябрь 2022 года.

Формы самообразования:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей;
- консультативная работа с родителями.

Цель: моей педагогической работы является повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме развития мелкой моторики у дошкольников и достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Задачи:

- Составление перспективного плана работы;

- Изучить литературу по данной теме.

- Разработать игры и пособия.
- Создание условий для эффективного использования игр;
- Подбор дидактического материала и игр;

- представление опыта работы по теме.
Выступление на педсовете.

Актуальность:

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью образовательного процесса. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также речь. Этим и был обусловлен выбор темы моего самообразования – «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Основные направления работы с детьми.

• Пальчиковая гимнастика.

• Массаж кистей рук;

• Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок).

• Шнуровка, застёгивание и расстегивание молний.

• Работа с бумагой (складывание (дополнительная образовательная деятельность «Оригами», сминание, обрывание).

• Работа с карандашом (рисование, раскрашивание, массаж ладоней с помощью карандаша).

• Игры в “сухом бассейне” (наполненном фасолью; горохом) :

- нахождение заданных предметов,

- угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

• лепка из пластилина;

• игры с кинетическим песком;

• игры с природным материалом;

• игры с кубиками, конструкторами.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Раздел плана

Форма и содержание работы

Сроки

Работа с детьми

Совместная деятельность воспитателя с детьми:

  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Индивидуальная работа

с детьми:

  • Массаж кистей рук
  • лепка из пластилина

с использованием природного материала (семена, скорлупа, шишки)

  • нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ватными палочками, отпечатками листьев и т.д.

Свободная самостоятельная деятельность детей:

  • рисование по трафаретам
  • штриховка
  • дорисовка (по принципу симметрии)
  • лабиринты, работа по клеточкам
  • дидактические игры
  • шнуровка
  • игры с мелкими предметами (кубики, прищепки, палочки, конструктор)
  • пазлы, мозаика
  • аппликация
  • пластинография

В

ТЕЧЕНИЕ

ГОДА

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей:

«Как развита мелкая моторика

у вашего ребенка?»

2. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов.

#1050;онсультации для родителей на тему: - «Нетрадиционные техники рисования»;

- «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»;

- «Ум на кончиках пальцев»; буклет , памятка «Пальчики развиваем – речь улучшаем».

#1042;ыступление на родительском собрании: «Отчёт о проделанной работе по плану самообразования за 2022 – 2023 учебный год»

В

ТЕЧЕНИЕ

ГОДА

Работа с педагогами

#1050;онсультация для педагогов на тему: «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»

#1054;формление папки-передвижки для педагогов по теме: «Тренируем пальчики – развиваем речь»

#1055;резентация - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста 5-7 лет»

ДЕКАБРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАЙ

Самореализация

1.Изучить литературу по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

2.Внедрение в работу с детьми дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики дошкольников.

#1057;оздание новых дидактических игр по развитию мелкой моторики рук.

4.Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук

5.Консультация для воспитателей: «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»

6. Оформление консультации для педагогов на тему: «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»

7.Оформление папки-передвижки для педагогов по теме: : «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста 5-7 лет»

8.Выступление на педсовете: презентация - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

В

ТЕЧЕНИЕ

ГОДА

Изучение методической литературы

Работа со следующей научной и учебно-методической литературой:

#1041;ардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2010.

#1041;ольшакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

#1045;рмакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2009.

#1050;рупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2011.

#1055;именова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

#1058;имофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2012.

#1062;вынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 2013.

#1057;околова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2009.

9. Кольцова М.М «Развитие моторики». – М.: Эксмо, 2012.

#1045;лена Данилова «Пальчиковые игры». – М.: Эксмо, 2011.

#1057;трогонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка». – М.: Эксмо, 2011.

12. Интернет ресурсы.

В

ТЕЧЕНИЕ

ГОДА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные техники, приемы и материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов.  Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей...

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

В данной вы найдёте ответ на вопрос: "Что такое мелкая моторика рук, чем она важна и как её развивать?"...

Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из показателей интеллектуального развития  детей дошкольного возраста является  уровень развития мелкой моторики рук. У  этих  детей  отстает техника движения и  та...

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художественно – эстетического развития»

Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художес...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития

В настоящее время с введением федеральных государственных образовательных стандартов дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) получили возможность обучаться в детских садах компенсир...