Организация развивающей предметно-пространственной среды
презентация
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Е.И.Тихеева
Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
1.Требования к развивающей предметно-пространственной среде. - Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. - Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: -реализацию различных образовательных программ; -в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; -учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Основные составляющие при проектировании предметно-развивающей среды в группе ПРОСТРАНСТВО; ВРЕМЯ; ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности: рабочая активная спокойная
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: Содержательно-насыщенной Полифункциональной Трансформируемой Вариативной Доступной Безопасной
Насыщенность среды предполагает: Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы
Полифункциональность материалов предполагает: Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.) Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т.ч. природные материалы, предметы-заместители)
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости : От образовательной ситуации От меняющихся интересов детей От возможностей детей
Вариативность среды предполагает: Наличие различных пространств, Периодическую сменяемость игрового материала, Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, Появление новых предметов.
Доступность среды предполагает: Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности Исправность и сохранность материалов и оборудования
Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия. Безопасность среды предполагает:
Развивающая предметно-пространственная среда должна отражать содержание образовательных областей: Образовательные области: - социально-коммуникативное развитие - познавательное развитие - речевое развитие - художественно-эстетическое развитие - физическое развити е
Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФОП
Социально-коммуникативное развитие: Центр ПДД Центр пожарной безопасности Центр труда, уголок дежурств Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр)
Познавательное развитие: Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения Центр сенсорного развития Центр конструктивной деятельности Центр математического развития Центр экспериментирования
Речевое развитие: Центр «Здравствуй, книжка!» Центр «Будем говорить правильно Центр речевого развития или уголок речи грамотности
Художественно-эстетическое развитие включает: Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые руки» Центр музыкально-театрализованной деятельности
Физическое развитие: Центр физического развития Центр сохранения здоровья Спортивный уголок «Будь здоров!»
Требования к зонам: Социально-коммуникативное развитие Наличие фотографий, символов, отражающих жизнь группы, эмоции Наличие атрибутов, игрушек, предметов – заместителей для сюжетно-ролевых игр Наличие уголка дежурств Наглядная информация для родителей Наличие пособий, сделанных педагогами совместно с детьми и родителями
Познавательное развитие Наличие календарей природы, коллекций Наличие атрибутов и пособий для исследовательской деятельности Наличия материалов для сенсорного образования Наличие наглядного материала, игр, пособий для ознакомления с окружающим миром Наличие художественной и энциклопедической литературы Наличие материалов по правилам безопасности Наличие дидактических и развивающих игр
Речевое развитие Наличие наборов предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по разным темам Наличие картотеки речевых игр Наличие разных видов театров (пальчиковый, плоскостной, теневой, фланелеграф и др.) Наличие атрибутов для театрализованных игр (маски, шапочки)
Художественно-эстетическое развитие Наличие материалов для ИЗО, их разнообразие Наличие литературы по искусству, репродукций, открыток и альбомов для рассматривания Наличие конструкторов и строительного материала, игрушек для обыгрывания Наличие природного и бросового материала -Наличие музыкальных инструментов, игрушек, технические средства Наличие дидактических игр
Физическое развитие Наличие атрибутов для подвижных игр Наличие спортивных игр (городки, бадминтон, теннис и др.) Наличие в группе условий для проведения закаливания и профилактики плоскостопия Наличие нестандартного оборудования, изготовленного воспитателями и родителями Наличие выносного материала для проведения подвижных игр на прогулке
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Предварительный просмотр:
Важнейшими задачами современной дошкольной педагогики является гуманизация процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья, всестороннего и полноценного развития воспитанников. Решение этих задач невозможно без создания современной развивающей предметно-пространственной образовательной среды.
Особенности развивающей предметно-пространственной образовательной среды:
1) насыщенность - включает средства обучения (в том числе технические), материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, участие в подвижных играх; эмоциональное благополучие детей и возможность самовыражения;
2) трансформируемость – в зависимости от образовательной задачи, меняющихся интересов и возможностей детей, от возрастных и половозрастных особенностей;
3)полифункциональность - обеспечиваю разнообразное использование составляющих PППC в разных видах детской активности;
4)доступность – воспитанники имеют свободный доступ ко всем играм, игрушкам, материалам, пособиям, ,знают правила и порядок пользования игровым материалом ;
5)безопасность – учитываю все требования по обеспечению надёжности и безопасности, такие как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
6)вариативность – игры, оборудование, материал в уголках яркий, красочный, эстетически оформленный, доступный для детей данного возраста, учитываются индивидуальные характеристики детей, интересы в группе удается поддерживать на протяжении целого дня.
Пространство группы я организовала в виде разграниченных центров («уголков»), оснащённых большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.), есть так же место для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей. Все материалы расположены так, что дети самостоятельно могут выбрать необходимый, в соответствии с избранной деятельностью. В группе выделены следующие центры: центр двигательной активности, центр сюжетно-ролевых игр, центр экспериментирования, центр изо-деятельности, центр книги, музыкально-театрализованный центр, центр дидактических и развивающих игр. Развивающая предметно-пространственная среда стимулирует детскую активность и постоянно обновляется в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием, интересами детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в связи с введением ФГОС
В статье раскрыт вопрос актуальности организации предметно-простанственной среды. Описаны требования,принципы к созданию предметно-пространственной среды, отдельно выделены правила.Учитываются ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
Сборник материалов Территориальной интернет-выставки нестандартного оборудования "Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на организацию физического развития и оздоровления в дошкольной образовательной организации"
Сборник материалов Территориальной интернет-выставки нестандартного оборудования "Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на организацию физического развития и оздо...