Консультации и рекомендации для родителей по познавательному развитию детей через ознакомление с окружающим миром
консультация (средняя группа)

Кулыгина Ольга Сергеевна

Консультации и рекомендации для родителей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультации и рекомендации для родителей по познавательному развитию детей через ознакомление с окружающим миром

Консультация для родителей на тему:

«Роль семьи в развитии

познавательной активности дошкольников»

Источником воспитания ребенка является семья. Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни.

Семья служит первой ступенью, от которой зависит, перейдет ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень развития познавательной активности определяется индивидуально- психологическими особенностями и условиями воспитания. Важный источник познавательной активности дошкольника – опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений.

Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые потребности, прежде всего на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей. Родителям необходимо помнить, оптимальной является такая организация деятельности ребенка, во время которой он может решать поставленное задание различными способами, каждый из которых является правильным и заслуживает высокую оценку. В таких условиях ребенок сможет сам избрать способ решения и оценить сделанное как удачное или нет.

Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:

  • Любознательные дети растут у любознательных родителей. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.
  • Говорите с ребенком – рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
  • Задавайте ребенку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?» - Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не смейтесь над ними.
  • По возможности путешествуйте с ребенком.
  • Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».
  • Ходите с ребенком в музеи.
  • Проводите совместные наблюдения и опыты. - Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
  • Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

В развивающую (домашнюю) среду можно включить: -измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры; - познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;

  • азбуки картинные, книги для первого чтения;
  • былины, мифы, легенды; -часы настенные и календарь;

-настольно-печатные игры – лото, пазлы;

-настольные игры – домино, шашки, шахматы;

-чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;

  • оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника. Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между родителями и детьми, дает возможность выработать новые формы и иные нормы совместных действий, а также критически оценить собственный стиль взаимодействия с ребенком. Сотрудничество сплачивает семью.

Рекомендуем провести дома с детьми: Эксперименты, которые семья ребенка дошкольного возраста может проводить в домашних условиях.

Волшебные краски (от 3 до 7 лет)

На вопрос: «Чем можно рисовать?» - дети отвечают, что рисовать можно красками, карандашами, мелом, забывая, что в раннем возрасте пытались рисовать кашей и компотом. Можно обсудить вопрос: «Откуда берутся краски?»,

«Из чего люди делали краски?».

Важно отметить, что природа дает нам разные натуральные краски. Если вы предложите ребенку листы плотной бумаги, тертую свеклу, морковку, зелень (петрушку, укроп, базилик и др.), несколько ягодок (клубника, малина, смородина и др.), у него появится возможность оставить след на листе бумаги с помощью овощей, ягод и зелени, проверить, когда рисунки получаются более яркими, какого цвета эти натуральные краски.

Волшебный материал (для детей старшего дошкольного возраста)

Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее.

Песочные часы

Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачок до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой "Время как песок", "Время как вода".

Музыкальные бутылочки (от 3 до 5лет) Даже взрослые иногда получают удовольствие от музыкального эффекта, возникающего при помешивании ложкой в стакане с водой. Маленьким детям это нравится вдвойне: они в

восторге и от производимого шума, и от чувства первооткрывателя этого явления. Если вы предложите ребенку несколько одинаковых бутылок, поставленных в ряд, разных палочек и немного воды, у него появится возможность для собственных экспериментов: менять уровень воды в бутылках, подкрасить жидкость вареньем или соком. Развлекаясь, ребенок постигает различную высоту звуков в соответствии с наполняемостью бутылки; у ребенка развивается мышление, воображение, интерес к исследованиям.

Реактивный шарик

Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Свеча в банке.

Предложить детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с детьми проделать следующее: зажечь свечу, накрыть ее банкой и понаблюдать до тех пор, пока она не погаснет. Подвести детей к выводу о том, что для горение нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому, когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.

Почему не выливается?

Предложить детям перевернуть стакан с водой, не пролив из него воды. Дети высказывают предположения, пробуют. Затем наполнить стакан водой до краев, покрыть его почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, перевернуть стакан вверх дном. Убираем руку - открытка не падает, вода не выливается. Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т. е причина - воздушное давление).

Волшебный человечек (от 4 до 6 лет)

Выберите небольшую неиспорченную картофелину и вырежьте немного мякоти с одного конца. Затем срежьте основание с противоположной стороны, чтобы картофелина могла ровно стоять. Лучше, если вся эта подготовительная работа будет проделана взрослым, хотя некоторые дети тоже смогут с этим справиться. Всю последующую работу ребенок выполняет самостоятельно. Пусть он смочит ватный комочек водой (убедитесь, что комочек хорошо пропитан влагой) и поместит его в вырезанное в картофелине отверстие. Насыплет туда немного семян травы, горчицы или кресс- салата. А затем поставит картофелину в блюдце с водой. Через несколько дней у картофелины появятся зеленые

«волосики», и ребенок может сделать на ней глазки из кнопок или пуговиц, чтобы получилась рожица. Эта игра многоцелевая: кроме наблюдения за проращиванием семян ребенок тренирует еще и глазомер, совместно с родителями или самостоятельно (в зависимости от возраста) делает соответствующие выводы.

Опыт: Дома вскипятить чайник, понаблюдать за ним, когда он кипит. Старайтесь, чтоб ваш ребенок сам пытался ответить на вопросы:

  • Что выходит из носика чайника при закипании воды? (пар) - Откуда пар появился в чайнике - мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар.) Поднесите к струе пара холодное стекло, подержите над паром, выключите чайник. - Откуда появились капельки на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим (когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.)

Объясните ребенку: Вот так происходит и в природе. Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара капли влаги поднимаются в воздух. Когда капелек воды набирается много, то они образуют облако, а потом выпадают в виде осадков на землю.

Работа с детьми по опытнической деятельности находит отражение и в творческой деятельности детей.

Опыты и эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира.

Рекомендации для родителей

Чего нельзя и что нужно делать для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.

  • Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
  • Поощрять любознательность, которое порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.
  • Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
  • Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.
  • Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
  • Если у вас возникают необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
  • Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
  • С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего. Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы. Взрослые, считаем нарушением правил, требований.

Так ли это?

  • Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому – либо, то это не проступок, а шалость.

o Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс

деятельности).

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

Ральф У. Эмерсон.

Консультация для родителей

Как развивать познавательные интересы у детей.

Познавательный интерес – это особое отношение человека к тому, что его окружает, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению существенных свойств окружающей действительности. Познавательный интерес с точки зрения психологии и физиологии представляет собой также сложное взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов. Он несомненно влияет на развитие памяти, творческого воображения, внимания, мышления, а также является мощным стимулом в развитии ценных качеств личности – настойчивости в достижении цели, целеустремленности, стремление к достижению намеченного результата. Сформировать познавательный интерес у детей в семье можно через эмоциональное отношение к делу, через воспитание сознательности, ответственного отношения, понимание общественной важности, нужности выполняемого дела. Наличие познавательного интереса у школьника делает процесс самоопределения более осознанным, придавая ему, характер привлекательной, продуктивной деятельности, делает ребенка субъектом собственной жизни и счастья. Семейное воспитание имеет свою специфику, которая положительно влияет на развитие познавательных интересов ребенка. Специфика воспитания познавательного интереса в семье заключается в том, что по природе своей семейное воспитание, прежде всего, основано на чувстве. Важно когда вся гамма чувств, возникающих в семье, благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему ощущение счастья, надежности существования, чувства защищенности от внешних невзгод, и в лице родителей

– авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.

Познавательный интерес надо специально воспитывать: вызывать положительное отношение к предметам и деятельности. Пути появления интереса у ребенка:

  1. эмоциональное отношение к делу;
  2. воспитание сознательности, ответственного отношения, понимание общественной важности, нужности выполняемого дела.

Как вызвать эмоциональное отношение к деятельности:

· роль родителей в воспитании любви к различным видам деятельности;

· пример отца и матери, старших братьев и сестер;

· их отношение к делу;

· совместная деятельность;

· беседы о роли знаний;

  • игры-путешествия (развивают логическое мышление, творчество, усидчивость, повышают интеллектуальный уровень, расширяют кругозор, воспитывают человеческие качества: взаимопомощь, сопереживание, чувство ответственности и т. д.);
  • использование игровых ситуаций: игры-упражнения, игры-загадки, кроссворды, головоломки, ребусы, лабиринты, игры-соревнования, сюжетно- ролевые игры (чаще используются в детском возрасте, до 13 лет, учат детей выбирать, искать новые возможности, пути выигрыша, способствуют развитию познавательного интереса, если ребенок не может отгадать слово в кроссворде,

он посмотрит в справочнике, что приведет к узнаванию нового и интересного для него, расширение кругозора); · конкурсы (влияют на формирование познавательного интереса, т. к. привлекают своей не традиционностью, занимательностью, расширяют кругозор, повышают активность детей, заставляют творчески проявить себя);

  • походы, семейный выезд за город, на природу, активный отдых (красота природы, смена обстановки и ее необычность активизируют эмоциональную сферу личности, что ведет к стремлению узнавать что-то новое об окружающем мире, к возможности сделать что-то красивое и необычное);

· экскурсии, в результате которых дети воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения объектов и непосредственного ознакомления с ними. С помощью экскурсий растет уровень научности, укрепляется его связь с жизнью, практикой, а также формируется учебнопознавательный интерес…

· советы (вовремя данные), помощь (своевременно оказанная);

  • друзья, товарищи (соревнования с товарищем по классу, с самим собой); · положительный результат, успех (это эмоциональное подкрепление познавательной деятельности школьника чаще всего связано с успехом его в любой деятельности.

Положительное влияние успеха на активную мыслительную деятельность воспитанника неоспоримо. Чувство гордости и радости, возникающие у ребенка в связи с осознанием им своего продвижения в деятельности, в т.ч. и в умственной, укрепляются у них с каждой новой удачной работой. Успех имеет стимулирующее значение в учебной деятельности ребёнка, активизирует ее и в то же время является весьма значительным побудителем. Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении: он делится с взрослыми своими впечатлениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос. Родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться. В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем предмете или явлении. Например, у ребенка возник интерес к птицам. Родители привлекают его к подкормке птиц, обращают внимание на особенности их внешнего вида, повадок, предлагают рассказать о результатах наблюдений. Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты, Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность ребенка. Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса - активная мыслительная деятельность.

Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и

устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи.

В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора или компьютера, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошибки – задача современной семьи.

Консультация для родителей

«Развитие познавательной деятельности детей»

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия и осмысленной предметной деятельности.

Познавательное развитие – непрерывный процесс. Он начинается сразу после рождения и заканчивается с последним вздохом. Ежесекундно человек получает какую-то новую для себя информацию, сравнивает ее с уже известной, анализирует, запоминает.

Умственное и психическое развитие ребенка невозможно без познавательной деятельности. Каждому возрасту соответствуют свои возможности, а также индивидуальные потребности познания мира. Все, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Полученная новая информация трансформируется в знания и, следовательно, в опыт. В познавательном развитии ребёнка стоит учитывать два важных компонента.

Во-первых, собственно информация, которую получает ребёнок из окружающего мира. Во-вторых, отношение ребёнка к получаемой им информации. В первом случае для улучшения познавательного развития ребёнка важно анализировать следующее:

а) какую именно информацию ребёнок получает: соответствует ли она его познавательным потребностям? она является совершенно новой, или совпадает с тем, что уже знает ребёнок, или изменяет имеющиеся знания?

б) как именно ребёнок получает информацию: в процессе собственной деятельности или со слов других? кто или что является авторитетным источником информации для ребёнка?

в) как ребёнок умеет оперировать информацией? В зависимости от своего возраста и уровня развития, актуальности и понятности информации, ребёнок может её запомнить или забыть, систематизировать или анализировать…

Познавательное развитие ребёнка можно разделить на два этапа: получение новой информации и формирование к ней личного отношения малыша.

Каждое новое умение дает ребенку возможность новых открытий и, чем старше юный исследователь, тем интенсивнее происходит развитие познавательных способностей. Если до двух лет познавательный процесс большей частью происходит посредством движения, то позже начинает преобладать зрение: ребенок учится рассматривать предметы, постепенно подключая другие способы восприятия (обоняние, слух, осязание). К пяти годам у ребенка накапливается довольно объемный багаж знаний. Немаловажную роль в познавательной деятельности ребенка играет овладение речью. Чем больше словарный запас малыша, тем больше новой информации он способен принять и понять.

Стимулировать развитие познавательной деятельности можно посредством игры и увлекательной деятельности. Познавать новое малыш может везде: на прогулке, в общественном транспорте, в поликлинике. Главное, чтобы взрослые могли грамотно рассказать о чем-нибудь новом и имели фантазию придумать интересное задание ребенку. Например, по дороге в детский сад можно рассказывать увиденное. Спросите ребенка: «Какой транспорт ты видишь?»,

«Посчитай, сколько машин белого цвета», «А что в природе бывает белым?».

Читая книги, очень важно разговаривать на тему услышанного ребенком, задавать вопросы по иллюстрациям. Чем старше ребенок, тем сложнее вопросы и задания ему под силу, и тем более сложные темы его интересуют.

В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету, форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и их свойств привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.

Если в раннем младенчестве, кроха отличается безудержным любопытством и "откликается" в основном на внешние эффекты, такие как яркость цвета, необычность формы, новизна деталей, «оригинальность и сила звука, то на 3ем году ребенка увлекают «скрытые» свойства предметов. При этом важно отметить, что «скрытые» свойства он обнаруживает уже целенаправленными исследовательскими действиями: поглаживанием, постукиванием, прикладыванием к уху и т.д. Малыш как бы «изучает» предмет, обнаруживая его свойства, «таящиеся» в его конструкции, и, чем больше «сюрпризов» преподносит ему исследовательская деятельность, тем интереснее для него сама ситуация. Стремление к исследованиям также формирует такое замечательное качество как любознательность. Мир будит в малыше азарт

«первооткрывателя» Ему хочется испытать все самому (а что будет?), удивиться неизведанному, познать новоe в знакомом. Так

начинается экспериментирование. Поисковые ситуации подводят детей к экспериментированию, т.е. той деятельности, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственном опыте и наблюдениях. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым. С помощью игр с элементами экспериментирования возможно:

  • Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных, отношений в системе

«действиерезультат».

  • Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.
  • Воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое.
  • Практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира (объем, масса, движение, скорость, время, пространство полое, сквозное, замкнутое и т.п.).
  • Учить малыша выражать словами свои впечатления.
  • Обогащать впечатления ребенка произведениями поэтического творчества и фольклора.

«Разноцветные шарики»

Цель: Использовать игровую ситуацию для ознакомления малыша с такими свойствами воды, как возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью).

Материал: Гуашь и специальные стаканчики, наполненные на 1/3 прозрачной водой; белая бумага, трафарет воздушного шара в виде пакета с прорезью для цветных вкладышей / I8x15см/.

Взрослый обращает внимание на то, что у него имеется несколько красок, например, красная, зеленая, синяя, желтая и на своем листе белой бумаги

«пробует» каждую краску, называет цвет, старается вызвать у ребенка живой интерес, смывает кисть в стаканчике с водой. Лист становится разноцветным. Ребенок запоминает названия каждой краски. Затем ребенок действует самостоятельно под руководством взрослого. Вначале малышу предлагается поработать, например, с красной краской. Ребенок наносит красную краску на белый лист, взрослый показывает прием размывания краски. Ребенок закрашивает весь листочек. Обращается его внимание на то, что вода в стаканчике стала красной, особенно после того, как вымыли кисть. Красный листочек откладывается на просушку. Баночка с крашеной водой ставится рядом. Аналогично проходит ознакомление с другими красками. После того как все листочки просохнут, их можно вложить в пакет, на котором вырезано изображение воздушного шарика (трафарет) с темной ниточкой. Взрослый вытаскивает листочки по очереди, и «шарики» меняют свои цвет: «Какого цвета шарик?», «А этот какой?» и т.д.

«Волшебные краски»

Цель: Показать, как при смешивании трех основных цветов получаются другие. Так, например, соединение желтого и синего дает зеленый, красного и желтого - оранжевый; красного и синего - Фиолетовый (сиреневый); красного и черного - коричневый и т.п. Материал: Гуашь, кисти, 4-5 пустых прозрачных стакана.

Ребенок выбирает тот цвет краски, которым хочет рисовать; моет кисточку в стакане, таким образом, возникает цветная водичка. «Затем малыш рисует другой краской и промывает кисточку в другом стаканчике, и во втором стакане появляется водичка другого цвета. Ребенок рисует всеми красками поочередно, промывая каждый раз кисть в новом стаканчике. Если малыш повторно

обращается к какой-либо краске, то моет кисть в соответствующем по цвету стаканчике. Взрослый собирает все стаканчики на один поднос и предлагает малышу показать «фокус», наливает в чистый стакан, предположим, красную водичку и туда добавляет желтую воду. «Что у нас получилось? Какой цвет водички? - Оранжевый. Такого цвета бывает солнышко, апельсин, мандарин, цветочки». Аналогично взрослый получает фиолетовый, зеленый, коричневый цвета и т.д. Примечание. Основными считаются три цвета: красный, желтый, синий. Именно при их соединении получаются все другие цвета спектра. Оттенки (голубой, розовый, салатовый и другие цвета) получают при соединении основных цветов с белилами. В конце игры рассматривают рисунок, ребенок рассказывает, что нарисовал.

«Цветные льдинки»

Цель: В процессе экспериментирования показать ребенку, как вода при охлаждении превращается в лед (замерзшую воду).

Материал: Полиэтиленовые формочки для игр с песком (5-7 шт.); коробка из- под шоколадных конфет; кувшинчик с прозрачной водой; цветная вода в стаканчиках. Примечание. Данная деятельность может стать логическим завершением игровой ситуации, описанной в предыдущих двух играх.

Взрослый беседует с малышом о зиме, спрашивает о ее признаках (снег, лед, холодно). Подчеркивает, что на морозе вода превращается в лед: «Мы сделаем с тобой льдинки». Расставляет формочки на столе. На глазах у ребенка наливает в одни формочки прозрачную воду, в другие - цветную. «Когда пойдем гулять, мы вынесем их на мороз и посмотрим, что у нас получится». Во второй части экспериментальной деятельности используется коробка из-под конфет для изготовления «бус». В формовочную упаковку в присутствии детей заливается цветная вода (желательно чередовать контрастные цвета, например, синий, желтый, зеленый, красный, фиолетовый и пр.). Затем в залитые формочки следует положить толстую нитку, которая на морозе должна вмерзнуть в льдинки. На прогулке взрослый предлагает малышу посмотреть, что произошло с водой. Когда придет время гулять, взрослый в присутствии ребенка вынимает, цветные «нитки бус», и на улице украшает ими елочку, дорожки или снеговика.

«Найди колокольчик»

Цель: Научить находить заданный предмет по слуховому восприятию.

Материал: Коробочки (3-4 шт.), в которые закладываются звучащие предметы, например, колокольчик, камешки, погремушка. Одна коробочка остается пустой.

Взрослый показывает малышу закрытые коробочки, говорит, что в трех коробочках лежат разные предметы, а в одной - ничего нет. Просит найти коробочку, в которой отсутствуют какие-либо предметы. Подсказывает, как это можно сделать: «Покрути коробочку, послушай: лежит там что-то?» Малыш находит коробочку, которая не издает звук. «Значит, она пустая», - поясняет

взрослый. Во второй части занятия ребенок по слуху определяет, что лежит, в какой коробочке: колокольчик звенит, погремушка гремит, а камешки стучат. Если малыш затрудняется, взрослый помогает. В последующем у ребенка будет формироваться более тонкая дифференцировка на звуки. Малыш узнает, что содержимое коробочки можно определить по слуху. После экспериментирования игра с найденными предметами разворачивается ситуативно, т.е. по замыслу ребенка.

«Солнечный зайчик»

Цель: Показать, как с помощью зеркала можно отражать солнечный луч, вызывая блики на стенах или на травке, дороге, воде.

Материал: Зеркало небольшого размера (7-10 см в диаметре)

Игра проводится в солнечный день в помещении или на улице. «Солнечным зайчиком» называют луч от зеркальной поверхности, предлагается малышам посмотреть как зайчик «бегает» по травке (на улице), как играет в прятки (в комнате). Игра разворачивается ситуативно по желанию детей: они могут просто наблюдать, как скачет солнечный зайчик, и попросить самим поиграть с зеркальцем; малыш хочет поймать солнечного зайчика и пытается его взять в руки; взрослый и ребенок делают «солнечных зайчиков» одновременно каждый своим зеркальцем: один зайчик «догоняет» другого т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи и мышления детей через ознакомление с окружающим миром».

Обогащение словарного запаса детей, посредством окружающего мира....

Конспект организованно-образовательной деятельности по познавательному развитию в разделе ознакомление с окружающим миром с использованием кейс – технологии и ИКТ для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Путешествие по сказке «Гуси - Лебеди»

Разработка учебного занятия "гуси-Лебеди". разработала для систематизации знания по экологии.Для расширении представления детей об охране природы, закреплять правила поведения в пр...

«Развитие речи и мышления детей через ознакомление с окружающим миром» (консультация для родителей)

laquo;Детство — каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие...

Рабочая программа ОО " Познавательное развитие" по курсу " Ознакомление с окружающим миром/ введение в математику" в группах общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет на 2020 - 2021 учебный год

Содержание программы направлено на развитие у детей младшего дошкольного возраста любознательности и  познавательных интересов  через  решение таких задач, как  :-  формирован...

Консультация для родителей. Тема: «Развитие речи и мышления детей через ознакомление с окружающим миром».

Консультация для родителей. Тема: «Развитие речи и мышления детей через ознакомление с окружающим миром»....

«Речевое развитие детей через ознакомление с окружающим миром».

В дошкольном возрасте возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно пр...

Консультация для родителей по познавательному развитию детей через ознакомление с окружающим миром в старшей группе.

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги....