Картотека игр "Я и моя Семья"
картотека
Предварительный просмотр:
Картотека игр "Я и моя Семья"
«Моя семья»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи, учить детей отвечать на вопросы полным предложением
Материал: семейные фотографии детей.
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть семейные фотографии и ответить на вопросы:
- С кем ты живёшь?
- Кто самый старший в вашей семье?
- Кто самый младший?
- Для мамы ты кто?
- А для бабушки?
- Ты любишь своих близких?
- Кто чем занимается в семье?
- Кто о тебе заботится?
- Как ты заботишься о других?
2. «Кто что делает»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
- активизировать в речи детей слова, обозначающие действия; учить составлять предложения.
Материал: картинки, на которых изображены члены семьи за разными занятиями.
Ход игры:
Ребенок берет картинку и называет, что изображено на картинке: «Мама гладит белье», «Дедушка читает газету» и т.д.
;Моя семья самая…»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- пополнить словарь детей определениями, характеризующими семью.
Материал: мяч
Ход игры:
Дети стоят в кругу, педагог бросает мяч одному из детей, задавая вопрос: «Саша, какая у тебя семья?» Ребенок должен ответить полным предложением: «Моя семья самая дружная». После ответа ребенок возвращает мяч педагогу.
;Подарки»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
- учить детей образовывать существительные в дательном и винительном падежах.
Материал: предметные картинки
Ход игры:
Педагог говорит детям, что скоро праздник и надо выбрать всем членам семьи подарки. Ребенок выбирает картинку и озвучивает, кому он делает подарок: «Я подарю бабушке корзинку», «Я подарю папе мяч».
;Помоги бабушке навести порядок»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- учить детей образовывать притяжательные прилагательные в единственном и множественном числах.
Материал: предметные картинки, кукла – бабушка Настя.
Ход игры:
Педагог просит детей помочь бабашке Насте навести дома порядок. Педагог показывает детям картинку и спрашивает: «Чья эта сумка?», «Чей это шарф?», «Чьи это очки?» и т.п..
Инструкция: если дети ограничиваются прилагательными «папины», «мамина», то можно предложить им другие образцы: «дочкина», «внучкина», «дядин».
;Скажи, о ком говорю»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи.
Материал: -
Ход игры:
Педагог перечисляет определения, характеризующие членов семьи, дети должны назвать члена семьи, подходящего под эту характеристику.
«Любимая, заботливая, нежная - мама»
«Добрая, милая, ласковая - бабушка»
«Младший, смешной, непоседливый – брат»
«Серьезный, сильный, трудолюбивый - папа»
«Веселая, умная, красивая - сестра»
«Добрый, серьезный, умный - дедушка»
;Кто живет у нас в квартире»
Цель – развитие активного словаря детей
Задачи: учить соотносить слова с движениями, развивать мелкую моторику рук, развивать чувство юмора.
Материал: -
Ход игры: в дети выполняют движения по показу воспитателя
Раз, два, три, четыре | Хлопают в ладоши |
Кто живет у нас в квартире? | Энергично сгибают и разгибают пальцы |
Раз, два, три, четыре, пять | Хлопают в ладоши |
Всех могу пересчитать | Энергично сгибают и разгибают пальцы |
Папа, мама, брат, сестренка | Поочередно загибают пальцы |
Кошка Мурка, два котенка, | |
Мой сверчок, щегол и я - | |
Вот и вся моя семья | Энергично сгибают и разгибают пальцы |
;Устала наша бабушка»
Цель - развитие активного словаря детей.
Задачи: учить соотносить слова с движениями, развивать интонационную выразительность речи, воспитывать уважение к людям старшего поколения.
Устала наша бабушка | Дети стоят в кругу, руки за спиной |
Присела на порог | Приседают |
Куда пропал, куда пропал | Берутся руками за голову и раскачивают из стороны в сторону |
Куда пропал внучок | |
Подумала, поохала | Указательные пальцы к щекам |
Потом тихонько встала | Выпрямляются в полный рост |
Пошла вокруг да около - | Идут друг за другом по кругу |
Искать внучка сначала | Поворачивают голову влево, вправо, руки за спиной |
;Мамины помощники»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- активизировать в речи детей слова, обозначающие действия, воспитывать желание помогать маме.
Материал: -
Ход игры: дети выполняют движения, одновременно проговаривая слова.
Маму я свою люблю | Обнимают себя за плечи |
И всегда ей помогу | Поворот с хлопком вправо, влево |
Пыль я чисто вытираю | Круговые движения ладонями |
А еще белье стираю | Движения рук, имитирующие стирку |
Пол я быстро подмету | Движения рук перед собой вправо - влево |
И цветы еще полью | Правая рука сжата в кулак – горшок, левая сжата в кулак, большой палец оттопырен – лейка. |
Маме надо отдыхать | Поза, имитирующая сон человека, ладони справа |
Маме хочется поспать | Поза, имитирующая сон человека, ладони слева |
Я на цыпочках хожу | Движения по тексту |
И ни разу, и ни разу | |
Ни словечка не скажу |
;Как у нас семья большая»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- обогатить словарь детей по теме «семья», учить соотносить слова с движениями, развивать мелкую моторику рук, развивать чувство юмора.
Материал: -
Ход игры:
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Как у нас семья большая, да весёлая. (попеременно хлопать в ладоши и ударять кулачками)
Два у лавки стоят, (загнуть большие пальцы на обеих руках)
Два учиться хотят, (загнуть указательные пальцы)
Два Степана сметаной объедаются, (загнуть средние пальцы)
Две Дашки кашкой питаются, (загнуть безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются, (загнуть мизинцы)
;Рисуем портрет»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
- учить детей составлять описательный рассказ по схеме, активизировать в речи детей употребление определений, закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.
Материал: опорная схема
Ход игры: педагог предлагает детям нарисовать словесный портрет одного из членов своей семьи, опираясь на схему.
Инструкция: в начале игры педагог дает образец составления портрета.
;Семья играет в цепочку слов»
Цель – развитие фонематического слуха детей
Задачи:
- учить детей определять первый и последний звук в слове, обогатить активный словарь детей.
Материал – предметные картинки на магните, магнитная доска
Ход игры:
Дети сидят за столом, на столе перед детьми разложены картинки. Педагог берет первую картинку, прикрепляет ее на магнитную доску и четко называет слово, ребенок, сидящий рядом, должен определить последний звук в слове и назвать слово, начинающееся с последнего звука, выбрать соответствующую картинку.
Инструкция: в начале игры необходимо объяснить правила: нужно определить последний звук в первом слове и найти слово (картинку), которое начинается на этот звук – это второе слово, далее во втором слове определяется последний звук и подбирается слово, которое с этого звука начинается – это третье слово и так далее
;Скажи по - другому»
Цель – обогащение активного словаря детей
Задачи:
- учить детей образовывать сложные слова, обогатить речь детей по теме «семья»
Материал – цветные картинки с изображением членов семьи.
Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Скажи по - другому»: «Я буду говорить, что изображено на картинке, а ты скажи по - другому». В начале игры детям дается образец: «У мамы голубые глаза – Мама голубоглазая»
У папы серые глаза – Папа сероглазый
У брата румяные щеки – Брат румянощекий
У сестры карие глаза – Сестра кареглазая
;Поймай звук»
Цель – развитие фонематического слуха детей
Задачи:
- учить детей определять наличие заданного звука в слове, обогатить словарь детей по данной теме, развивать слуховое внимание.
Материал –
Ход игры: дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат слово с заданным звуком.
15. «Назови ласково»
Цель – обогащение активного словаря детей
Задачи:
- активизировать в речи детей определения, характеризующие человеческие качества, закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.
Материал: картинки с изображением членов семьи.
Ход: педагог говорит, что каждому члену семьи очень приятно, когда его называют ласково. Предлагает вспомнить, как можно назвать каждого из членов семьи. Любой из детей берет картинку с изображением члена семьи и называет ласковые имена. Если ребенок затрудняется, другие дети или педагог помогают ему.
;Семейное путешествие»
Цель - развитие фонематического слуха детей
Задачи:
- учить детей определять первый и последний звук в слове, обогатить активный словарь детей.
Материал – предметные картинки, изображение чемодана.
Ход: педагог объявляет детям, что семья собирается в путешествие и просит детей помочь собрать вещи. Педагог предупреждает детей, что семья возьмет с собой вещи, в названии которых есть заданных звук. Когда ребенок называет правильное слово, он берет соответствующую картинку и кладет ее в чемодан.
;Я начну , а ты закончи»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
- учить детей употреблять существительные с предлогом, обогащать словарь детей по теме «семья», развивать воображение детей
Материал: сюжетные картинки
Ход: Педагог просит детей помочь закончить предложение. Демонстрируя картинку педагог проговаривает начало предложения, ребенок должен составить вторую часть предложения.
Мама положила зонт на …..
Дедушка купил газету в ….
Бабушка вяжет носки из …..
Сестра шьет платье для …
Тетя приехала из …
;Один - много»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- учить детей образовывать существительные во множественном числе .
Материал: мяч
Ход игры:
Дети стоят в кругу, педагог бросает мяч одному из детей, называя одного из членов семьи. Ребенок кидает мяч педагогу обратно, называя это слово во множественном числе.
;Кто больше»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- активизировать в речи детей слова по теме «семья»
Материал: карточки с изображением смайликов
Ход игры:
Педагог предлагает детям назвать ласковые слова для своей мамы (папы, бабушки). За каждое слово вручает ребенку смайлик. В конце игры подсчитывают, кто больше получил смайликов.
;Назови слова - родственники»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- активизировать в речи детей слова по теме «семья»
Материал: -
Ход игры:
Педагог предлагает детям назвать слова – родственники: семья – семейный, семейка, семьянин; родня – родные – родственники - родители
;Кто приехал»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- активизировать словарь детей по теме «семья», учить соотносить слова с движениями, развивать мелкую моторику рук.
Материал: -
Ход игры:
Кто приехал? (ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев)
Мы, мы, мы! (теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а кончиками остальных пальцев быстро и
одновременно хлопает три раза)
Мама, мама, это ты? (хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да (хлопает кончиками указательных пальцев)
Папа, папа, это ты? (хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопает кончиками средних пальцев)
Братец, братец, это ты?
или:
Ах, сестричка, это ты? (хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопает кончиками безымянных пальцев)
Дедушка, а это ты?
или:
Бабушка, а это ты? (хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопает кончиками мизинцев)
Все мы вместе, да, да, да! (хлопает в ладоши)
;Я покажу, а вы отгадайте»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
- учить передавать действия в движениях, развивать двигательное творчество.
Материал: -
Ход игры:
Дети стоят в кругу, в центре ведущий. Ведущий , обращаясь к детям говорит: «Я покажу, что делает ……(называет какого – либо члена семьи)». Ведущий показывает какое – то движение, а дети должны ответить «Мама моет посуду».
Инструкция: педагог должен обращать внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом.
23. «Семейные загадки»
Цель – учить детей отгадывать загадки.
Задачи:
- учить детей отгадывать загадки, используя прием смыслового приложения и запоминания, обогащать словарь детей по теме «семья»
Материал: мяч
Ход игры: педагог читает загадки, дети дают ответ.
Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша... | Я у мамы не один, У неё ещё есть сын, Рядом с ним я маловат, Для меня он — старший... | Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед — Мой родной, любимый... |
Кто же с маминой сестрой Приезжает к нам порой? На меня с улыбкой глядя, Здравствуй! — говорит мне... | Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: — Всех милее наша... | Фотография стоит В золотистой рамочке, Чей взгляд солнцем согревает? Взгляд любимой... |
Кто не в шутку, а всерьёз Нас забить научит гвоздь? Кто научит смелым быть? С велика упав, не ныть, И коленку расцарапав, Не реветь? Конечно ... |
24. Как у бабушки Маланьи»
Цель – обогащение активного словаря детей
Задачи:
- учить соотносить слова с движениями, развивать чувство юмора,
Материал –
Ход игры
Дети стоят в кругу, педагог стоит в центре. Дети произносят текст и выполняют движения:
Как у бабушки Маланьи было семь сыновей,
Было семь сыновей, все они без бровей! (закрывают руками брови)
Вот с такими глазами, (показывают руками круглые глаза)
Вот с такими ушами, (оттопыривают уши)
Вот с такими носами, (показывают большой нос)
Вот с такой головой, (большую голову)
Вот с такой бородой (наклоняются, показывают руками длинную бороду)
Все они сидели, на нее глядели, делали вот так!
После слов «Делали вот так!» Педагог дает задание детям: показать, как мама шьет и т. п.
Инструкция: игра может проводиться несколько раз по усмотрению педагога.
;Придумай загадку»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
- учить детей составлять описательный рассказ, активизировать в речи детей употребление определений, закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.
Материал: -
Ход игры: педагог предлагает детям придумать загадку про одного из членов своей семьи.
Инструкция: в начале игры педагог дает образец составления загадки.
29. «Кто возле кого»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
- обогатить речь детей пространственными предлогами.
Материал: сюжетная картинка по теме «семья»
Ход игры: педагог задает детям вопросы по картинке: «Кто возле мамы», «Кто рядом с дедушкой», «Кто около папы»
Инструкция: дети должны давать полный ответ: «Возле мамы сестра» и т.п.
;Вместе»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
- учить детей составлять предложения со словом «вместе», активизировать в речи детей употребление определений, закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.
Материал: -
Ход игры: педагог задает вопрос, что ты любишь делать вместе с мамой(папой, дедушкой, братом и т.д.). Ребенок должен дать полный ответ «Я вместе с мамой люблю гулять»
;Расскажи про семью»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
- обобщить знания детей по теме «семья», учить детей составлять сюжетный рассказ по схеме, активизировать в речи детей употребление слов по теме «семья», закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.
Материал: - опорная схема
Ход игры: педагог предлагает детям рассказать про свою семью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для дружной семьи. / картотека игр
В данной картотеке представлены игры для совместного времяпровождения в семье....
Физкультурный досуг "Играем в подвижные игры вместе с семьей"
Цель: доставить детям удовольствие, создать радостное настроение; вовлечение родителей в единое образовательное пространство - привлечь внимание родителей к подвижной игре как к средству развити...
Картотека игр «ИГРЫ ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ»
Картотека игр «ИГРЫ ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ»...
Дидактические игры по теме семья «Семья – это важно»
подборка дидактических игр по теме "Семья"...
Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасности.Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...
Картотека "Игры для всей семьи"
Картотека "Игры для всей семьи"Цель. Взаимодействие с членами семьи, улучшение пространственной ориентации, обучение приёмам релаксации.Развитие умения соотносить цвет предметов, слушать и в...
Картотека "Игры для всей семьи"
Картотека Игры для всей семьи....