Особенности формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)
Самостоятельность проявляется во всех сферах жизни и деятельности ребёнка: в процессе игры, в учебной и трудовой деятельности, самообслуживании. Основным видом труда младших дошкольников, является самообслуживание.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста
Самостоятельность проявляется во всех сферах жизни и деятельности ребёнка: в процессе игры, в учебной и трудовой деятельности, самообслуживании. Основным видом труда младших дошкольников является самообслуживание. Самообслуживание — это освоение детьми культурно-гигиенических навыков: навыков приема пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук, пользование туалетом.
В психолого - педагогической литературе большое место отводится проблеме трудового воспитания и развитию самостоятельности ребенка. Данной теме посвящены труды отечественных авторов: Н. М. Аксариной, Л. С. Выготского, Л. Н. Галигузовой, А. С. Малер, В. Г. Нечаевой, зарубежных авторов: У. Кристен, Л. Нюканен, Х. Рюкле и др.
По мнению Е. Ф. Акуловой, самообслуживание «имеет особое значение в раннем возрасте, так как оно является первой ступенью в трудовом воспитании детей и направлено на формирование у детей волевых, трудовых усилий, предпосылок к становлению самостоятельности» [1].
Самообслуживание, особенно в младшем дошкольном возрасте, имеет большие воспитательные и развивающие возможности. Эта мысль находит отражение в работах многих педагогов. Авторы подчеркивают его важность для воспитания внутренней культуры ребенка, отрицательного отношения к лени, неопрятности; осознания им себя как части общества; развития самостоятельности, силы воли, уверенности в своих силах.
Формирование у детей навыков, которые необходимы им в жизни, связаны с деятельностью, в значительной мере, направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Если навыки самообслуживания будут сформированы, то дошкольникам будет намного легче адаптироваться в современном обществе.
Самообслуживание считается основным видом труда ребенка младшего дошкольного возраста. Повторяемые режимные процессы, постоянные требования к младшим дошкольникам способствуют прочности навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживающему труду.
Как отмечает Е. Ю. Конина [2], труд по самообслуживанию способствует развитию у дошкольников координации движений, ловкости, формированию самостоятельности, меньшей зависимости от взрослого, уверенности в своих силах, желания и умения преодолевать препятствия, приучает к порядку. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, особо отмечают его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей младшего дошкольника.
С целью определения особенностей формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста,мы обратились к анализу основных образовательных программ: «Детство» и «От рождения до школы». В программе «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.) [2]. Целью которой является, обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного.
Особенности формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста представлены в разделах: «Социально-коммуникативное развитие» подраздел «Самообслуживание», а также в разделе «Физическое развитие» подраздел «Становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами» по возрастам. Дети первой младшей группы (от 2 до 3 лет) используют специфические, культурно фиксированные предметные действия, знают назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеют пользоваться ими. Владеют простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении. Имеют представления о простых предметах своей одежды (названия), назначении их, способах надевания (колготок, маечек, футболок, штанишек). У детей формирую элементарные культурно-гигиенические навыки. Дети приучаются к определенному жизненному ритму и порядку, к опрятности при осуществлении всех режимных процессов. В этом возрасте дети становятся более самостоятельными в мытье рук; умывании; полоскании рта; раздевании; пользовании горшком.
В программе «От рождения до школы» (Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) [3]. Основная цель программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Особенности формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста раскрываются в разделе «Социально-коммуникативное развитие», в подразделе «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание».
У детей первой младшей группы (от 2 до 3 лет) формируется привычка (вначале под контролем взрослого, а потом самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. С помощью взрослого дети уже умеют приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (расческой, носовым платком, полотенцем, салфеткой, горшком) [3].
В этом возрасте у детей формируется умение во время еды правильно держать ложку. Они учатся самостоятельно одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); аккуратно складывать снятую одежду в определенном порядке, приучаются к опрятности.
Анализ современных ПООП дошкольного образования: «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.) и «От рождения до школы» (Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), позволяет сделать вывод, что в программах уделяется большое значение развитию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. В каждой программе в разделе «Социально-коммуникативное развитие»» отводится место развитию самообслуживания и самостоятельности дошкольников, но в программе «Детство», особенности формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста представлены также и в разделе «Физическое развитие».
Таким образом, из анализа программ мы делаем вывод, что самообслуживание детей младшего дошкольного возраста включает в себя сформированность следующих навыков:
1) Навыки опрятности: при небольшой помощи воспитателя дети умеют пользоваться: носовым платком; салфеткой; расчёской; полотенцем; горшком; замечать непорядок в одежде, устранять его при помощи взрослых.
2) Навыки приёма пищи: детей учат жевать с закрытым ртом; пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту); пить из чашки, держа её двумя руками; брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.
3) Навыки одевания и раздевания: у детей развито умение, в определённой последовательности, одевать (снимать) различные предметы одежды; застёгивание пуговиц, завязывание поясов, бантов на одежде при небольшой помощи воспитателя [4].
Итак, самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость. Формирование навыков самообслуживания дополняет внутреннюю культуру дошкольников: они стремятся быть полезными, не обременять окружающих, помогать им обходиться своими силами; всегда требуют определенных физических и умственных усилий, выступающие в деятельности детей младшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов.Особенности развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Особенности развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения...
Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Консультация для родителей.Среди приемов по формированию навыков самообслуживания на первом месте стоит прямое обучение - показ, напоминание, совместная деятельность ...
Работа с родителями по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Формирование навыков самообслуживания младших дошкольников...
Проект «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»
Проект по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста"...
Статья "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста"
"Мы не поможем людям , делая за них то, что они могли бы сделать сами"...
Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста
Раскрывается актуальность формирования навыков самообслуживания у детей четвертого года жизни и необходимые для этого условия....
«Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста».
Игровые приемы для формирования навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста....