Развивающие игры Б.Никитина.
статья
Родители, серьезно думающие о будущем своего ребенка, стараются начать его обучение с ранних лет, используя опыт педагогов прошлого, которые на практике доказали состоятельность своих взглядов. Не утрачивает актуальности методика Никитина, которая направлена на развитие и воспитание детей в игровой форме.
Главное отличие игр Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_b.nikitina.docx | 213.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающие игры Б.Никитина.
Родители, серьезно думающие о будущем своего ребенка, стараются начать его обучение с ранних лет, используя опыт педагогов прошлого, которые на практике доказали состоятельность своих взглядов. Не утрачивает актуальности методика Никитина, которая направлена на развитие и воспитание детей в игровой форме.
Частью системы Никитиных являются развивающие игры, способствующие развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. Главное при этом - творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению. По мнению Никитиных, родителям необходимо позаботится об интеллектуальном развитии ребенка с самого раннего возраста, так как формировать новые приемы мышления в старшем возрасте значительно труднее.
Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов:
- Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
- Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
- Решение задачи предстает перед малышом в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.
- Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью.
Особенности игр
Главное отличие игр Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.
В большинстве своем игры представлены в виде многофункциональных головоломок, предоставляющих простор для творчества. Их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра имеет набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора-механика и т.д.
В них удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать всё самостоятельно.
При этом взрослый не объясняет дошкольнику их правил — малыш просто погружается в игру благодаря сказке, подражая старшим, принимая участие в коллективных занятиях. Вскоре он начинает играть сам, а задачи постепенно усложняются. Подсказывать крохе ни в коем случае нельзя, он должен мыслить самостоятельно.
Значение игр для развития дошкольников
Игры Б.П. Никитина предназначены для развития мышления и совершенствования познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста. Диапазон задач необычайно широк по сложности, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или созидается нечто новое. Вот здесь - то и требуются особые качества мышления, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д…- все то, что в совокупности и составляет развитие мышления ребенка.
Развивающие игры Б.П. Никитина направлены на развитие наглядно-образного мышления. Они представлены в виде головоломок, нацеленных на узнавание и достраивание образов. Игра – это набор задач, которые можно решить с помощью кубиков, деталей из конструктора, кирпичиков…
Главное отличие игр Б.П. Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается наглядно- образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.
Нельзя требовать от ребенка, чтобы он решил задачу с первой же попытки. Немного подождите — и у малыша все получится.
Вот некоторые правила использования игр Никитиных:
- Сначала пробует взрослый. Он представляет сложности, с которыми может столкнуться ребёнок.
- Начинать игру следует с простого. В первой встрече с задачей у ребёнка должен быть и первый успех.
- Не показывать и не рассказывать ребёнку, как делать задание. Нужно только кратко сказать: «Сделай точно такой же узор, как на картинке».
- Во время игры не подсказывать, даже если очень хочется.
- Радоваться успехам. Обязательно поддерживать малыша похвалой.
- Не заставлять. Заканчивать игру на позитивной ноте. Не допускать, чтобы ребёнок устал.
- После игры убирать вместе с ребёнком наборы из кубиков в коробки. Хранить игры в определённом месте.
Виды игр
Рамки и вкладыши Монтессори
Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Основная задача — подобрать к данной рамке свой вкладыш. Кроме того рамки и вкладыши можно обводить, а затем и заштриховывать.
Сложи узор
Игра «Сложи узор» представляет собой 16 деревянных кубиков, где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. С такими маленькими детишками из кубиков можно выкладывать дорожки: синие, красные, желтые. Затем ребенок учится укладывать кубики в коробку определенным цветом вверх. И только после этого малыш приступает к выполнению простых узоров.
Сложи квадрат
Игра - головоломка «Сложи квадрат» для детей от двух лет. В игру входит по 12 разноцветных квадратов, разрезанных на части: из двух прямоугольников, из двух треугольников и т.д. Ребенку нужно вновь собрать квадраты из разрезанных частей.
Уникуб
«Уникуб» – это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. "Уникуб" представляет собой 27 небольших деревянных кубиков с цветными гранями. Ребенку нужно складывать из них различные трехмерные фигуры и композиции по предлагаемым схемам. Игра предназначена для детей от 1,5 лет.
Точечки
«Точечки» – это набор квадратных разноцветных карточек, на которые нанесены точки от нуля до десяти, и карточек с цифрами. Сначала ребенку нужно раскладывать квадраты по цвету, потом по порядку: от 0 до карточки с десятью точками (или цифрами) и т.д.
Кубики для всех
Игра «Кубики для всех» состоит из небольших кубиков, разным способом склеенных друг с другом в виде 7 фигурок, различных по форме и окрашенных в определенные цвета. Из таких фигур нужно сооружать по предложенным рисункам - заданиям различные модели, напоминающие куб или параллелепипед, дома, машинки, фигуры животных и т.д. Малыши могут строить свои модели, используя только 2–3 фигуры.
Дроби
Игра предназначена для детей от 3 лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок. На каждой расположено по 4 одинакового размера круга разных цветов. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек». С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, при этом можно сделать разноцветный кружок, сравнить их между собой.
Сегодня игры никитина - это хороший вариант проводить время вместе с детьми, развивая их память, внимание, воображение, творческие, логические и математические способности, а также проверяя то же самое у родителей. Более того: используя идеи и опыт Б.Никитина, многие папы и мамы смогут и сами придумать новую «развивающую игру» именно для своего малыша - исходя из его особенностей, склонностей и интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике "Путешествие в сказочную страну." (По развивающим играм Никитина Б.П.)
Конспект итогового занятия по математике с коррекционной направленностью для детей с нарушением зрения подготовительной группы....
Развивающие игры Б.П.Никитина
В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Их можно назвать спортивным...
Консультация для родителей: «Развивающая игра «Уникуб» (Б. П. Никитина)
Вы хотите, чтобы ваш ребёнок был внимательным, сообразительным, способным?Предлагаю вашему вниманию игру «Уникуб». Цель этой игры – развитие логического, аналитического мышления, способностей к решени...
Консультация для воспитателей: «Интеллектуальные развивающие игры Никитина»
Игры Никитина развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способност...
Интеллектуальные развивающие игры Никитиных
презентация...
Развивающие игры Бориса Павловича Никитина
«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но … не опаздывайте и, помогая … думайте сами» Б.П.Никити...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ: "ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА", ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША", "РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНА".
Цель семинара: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....