Рекомендации для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь»
консультация (средняя группа)

Рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx15.65 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

«Играем пальчиками и развиваем речь»

   В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

  М.И. Кольцова и другие исследователи Института физиологии детей и подростков АПН РФ подтвердили связь пальцевой моторики и речевой функции. Развивая мелкую моторику пальцев рук, можно стимулировать речевое развитие, способствует формированию плавности движении, необходимых для навыка письма.

  При развитии мелкой моторики важна точность выполнения движений. Детей нужно специально учить управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их.

1. Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности как:

лепка, рисование и раскраска, точноеобведение контуров предметов, соединение точек линиями разного направления, штриховка разного уровня сложности

составление аппликаций из бумаги, разных видов круп, природного материала, работа с ножницами, пришивание пуговиц, нанизывание бус, мозаика.конструирование фигурок из палочек.

  Эти упражнения всегда интересны детям и повышают их работоспособность во время занятий дома.

  Кроме этого, можно применять выполнение пальчиковой гимнастики и фигур из пальчиков.

2. Пальчиковая гимнастика- специальные движения пальцев рук, которые производятся совместно с речевым сопровождением. Это «Здравствуй, пальчик!», «Семья», «Прогулка» и т.д.

3. Фигурки из пальчиков можно придумывать самим: стол, стул, дерево, заяц, коза, гусь и т.д. Разнообразие этих фигур из пальчиков зависит от фантазии и желания играть.

«Рука - вышедший наружу мозг»,-писал Кант.

  Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций.

  Исследования ученых Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова - Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Как определить уровень развития речи ребенка первых лет жизни? Если малышу удается изолированно двигать пальцами - это говорящий ребенок. Если же мышцы пальцев напряженны, пальцы сгибаются и разгибаютсятолько вместе и не могут двигаться изолированно, стоит призадуматься. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено.   Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного возраста. Систематические упражнения, по мнению М.М. Кольцовой,«мощное средство повышения работоспособности головного мозга».

  Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

   Простейшее упражнение: в течение 2 - 3 минут ежедневно сгибать и разгибать каждый пальчик ребенка. На этом упражнении еще раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков.

  Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они сумели придумать потешки - «Сорока-белобока», «Мальчик - пальчик», «Ладушки-ладушки», - которые по сей день применяются на практике.

  С 10-месячного возраста малышу уже можно давать перебирать сначала более крупные и яркие предметы, затем - мелкие. С помощью одних развивают статическую координацию -удержание кисти руки в определенной позе («Заяц», «Коза», «Гусь»). Другие упражнения формируют динамическую координацию - способность к переключению с позы на позу, дифференцированные движения пальцев рук, координированную работу (одновременную и последовательную) кистей обеих рук («Ладонь-кулак») Для леворуких детей сначала упражнение отрабатывается на левой руке до достаточного автоматизма, потом на правой, затем проводится руками одновременно и попеременно.

  Процесс психического развития происходит при условии высокой двигательной активности детей. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Мозолистое тело, координирующее одновременную работу обоих полушарий, интенсивно развивается до семилетнего возраста. Для развития межполушарного взаимодействия можно предложить следующие упражнения:

«Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга.

«Лезгинка». Сложить левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. На высокой скорости одновременно изменить положение правой и левой рук.

«Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая - на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.

«Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо.  Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

 Главное, чтобы работа по развитию мелкой моторики проводилась систематически и результат порадует родителей и ребёнка. Успехов!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь»

Цель: ознакомление родителей с упражнениями и играми, направленными на  закрепление  звуков, развитие  мелкой моторики для коррекции речи....

Консультация для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь»

Проведение семинара – практикума для родителей первой младшей группы...

Практикумдля родителей "Играем пальчиками и развиваем речь"

Практикум для родителей "Играем пальчиками и развиваем речь"...

Рекомендации родителям: «Играем пальчиками и развиваем речь». (Проведение родительского собрания)

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно р...

Рекомендации для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь»

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие...