Мастер - класс для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь» .
консультация (младшая группа) по теме

Чакалова Светлана Викторовна

Развитие мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь» .

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

До сих пор недостаточно осмысленно взрослыми значение игр «Ладушки», «Коза рогатая» и др. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё  внимание  и  правильно  его  распределять.

4. Если  ребёнок  будет  выполнять  упражнения,  сопровождая  их  короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Все упражнения можно разделить на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук:

 

— развивают подражательную способность, достаточно простые и не требуют тонких дифференцированных движений;

—  учат напрягать и расслаблять мышцы;

— развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

—  учат переключаться с одного движения на другое.

«Солнце»

Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало.

Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть

II группа. Упражнения для пальцев условно статические:

—  совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

«Человечек»

«Топ-топ-топ!» — топают ножки,

Мальчик ходит по дорожке.

Указательный и средний пальцы «ходят» по столу.

III группа. Упражнения для пальцев динамические:

—  развивают точную координацию движений;

—  учат сгибать и разгибать пальцы рук;

—  учат противопоставлять большой палец остальным.

«Посчитаем»

Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.

Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать –

Крепкие, дружные,

Все такие нужные…

Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

«По кругу»

Покажи уменье другу,

Покружись-ка ты по кругу!

Пальцы сжать в кулак, большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

«Здравствуй пальчик, старший брат» 

По мере улучшения координации движений можно предложить детям сделать упражнение двумя руками одновременно.

Барсик сунул к мышкам нос.

«Мышки, есть один вопрос:

Может, знает кто из вас,

Скоро ль будет тихий час?»

   На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим по порядку вперед и назад. После двустишия – смена руки.  

С какого возраста можно начать выполнять эти упражнения?

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6 – 7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:

— поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;

— разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперёк;

— растирать пальчики спиралевидными движениями.

Затем можно выполнять некоторые упражнения III группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнении участвовали все пальчики.

Примерно с десяти месяцев, кроме пассивных упражнений III и II групп, ребёнка нужно учить:

—  катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;

—  рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;

—  перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.

Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы.

После освоения упражнений I группы приступайте к выполнению упражнений III и II групп, но уже в активной форме, то есть, все упражнения ребёнок выполняет сам.

Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-х лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь»

Цель: ознакомление родителей с упражнениями и играми, направленными на  закрепление  звуков, развитие  мелкой моторики для коррекции речи....

Консультация для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь»

Проведение семинара – практикума для родителей первой младшей группы...

Мастер-класс для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь» группа раннего возраста

Мастер-класс для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь» группа раннего возраста...

Мастер-класс для родителей "Играем пальчиками и развиваем речь"

Мастер-класс с родителями и детьми «Играем пальчиками и развиваем речь».Цель: ознакомление родителей с упражнениями и играми, направленными на развитие  мелкой моторики для разви...