Мастер - класс для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь» .
консультация (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь» .
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
До сих пор недостаточно осмысленно взрослыми значение игр «Ладушки», «Коза рогатая» и др. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.
Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.
Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Все упражнения можно разделить на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук:
— развивают подражательную способность, достаточно простые и не требуют тонких дифференцированных движений;
— учат напрягать и расслаблять мышцы;
— развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
— учат переключаться с одного движения на другое.
«Солнце»
Солнце утром рано встало, Всех детишек приласкало. | Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть |
II группа. Упражнения для пальцев условно статические:
— совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
«Человечек»
«Топ-топ-топ!» — топают ножки, Мальчик ходит по дорожке. | Указательный и средний пальцы «ходят» по столу. |
III группа. Упражнения для пальцев динамические:
— развивают точную координацию движений;
— учат сгибать и разгибать пальцы рук;
— учат противопоставлять большой палец остальным.
«Посчитаем»
Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.
Раз-два-три-четыре-пять! Будем пальчики считать – Крепкие, дружные, Все такие нужные… | Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого. |
«По кругу»
Покажи уменье другу, Покружись-ка ты по кругу! | Пальцы сжать в кулак, большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения. |
«Здравствуй пальчик, старший брат»
По мере улучшения координации движений можно предложить детям сделать упражнение двумя руками одновременно.
Барсик сунул к мышкам нос. «Мышки, есть один вопрос: Может, знает кто из вас, Скоро ль будет тихий час?» | На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим по порядку вперед и назад. После двустишия – смена руки. |
С какого возраста можно начать выполнять эти упражнения?
В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6 – 7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.
Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:
— поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;
— разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперёк;
— растирать пальчики спиралевидными движениями.
Затем можно выполнять некоторые упражнения III группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнении участвовали все пальчики.
Примерно с десяти месяцев, кроме пассивных упражнений III и II групп, ребёнка нужно учить:
— катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
— рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
— перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.
Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы.
После освоения упражнений I группы приступайте к выполнению упражнений III и II групп, но уже в активной форме, то есть, все упражнения ребёнок выполняет сам.
Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-х лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь»
Цель: ознакомление родителей с упражнениями и играми, направленными на закрепление звуков, развитие мелкой моторики для коррекции речи....
Консультация для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь»
Проведение семинара – практикума для родителей первой младшей группы...
Консультация для родителей "Играем пальчиками и развиваем речь"
Играя пальчиками, развивам речь...
Мастер-класс для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь» группа раннего возраста
Мастер-класс для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь» группа раннего возраста...
Мастер-класс для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь»
Разнообразие упражнений....
Мастер-класс для родителей "Играем пальчиками и развиваем речь"
Мастер-класс с родителями и детьми «Играем пальчиками и развиваем речь».Цель: ознакомление родителей с упражнениями и играми, направленными на развитие мелкой моторики для разви...
Мастер класс для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь»
Родительское собрание...