Играя, развиваем речь дошкольников.
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Играя, развиваем речь дошкольников.»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми по развитию речи, пропаганда и распространение разновидностей и форм работы с детьми по формированию и развитию речи детей.
Задачи:
- Познакомить педагогов с эффективными методами использования игровых технологий в жизни ребёнка.
- Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
- Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению интерактивных дидактических
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Игра – основной вид деятельности ребенка. Она обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления, позволяет выявить задатки и превратить их в возможности. И моя задача, как педагога, и на ООД, и в повседневной деятельности развивать познавательную активность детей.
И в этом мне помогают дидактические игры, которые в игровой форме помогают решать умственные задачи, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе, дают определенный объём знаний, развивают активность детей и самостоятельность их мышления.
Развитие речи – это значит, развивать звуковую культуру речи;
- Формировать грамматический строй речи;
- Обогащать словарный запас;
- Развивать связную речь.
Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры развивают у детей внимание к слову. Речь формируется в деятельности, а игра является ведущим видом деятельности, через неё дети отражают полученные знания, впечатления. Игра всегда инициатива, фантазия, эмоции. Еще Горький писал: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Дидактические игры должны быть кратковременными и многоцелевыми. В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные раннее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.
В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности. Игры на совершенствование лексико –грамматических категорий и развитие связной речи. Приемы мнемотехники эффективно используются для обогащения словаря дошкольников, при обучении составлению рассказов, для пересказов.
Игра « Карусель»
Предлагаю поиграть…Для игры нужно 4 человека,
Выберите предмет; встаньте по кругу
1-2-3- беги
1-2-3-замри. (Дети задают вопросы по очереди и отвечают на них)
Определим какой же банан? …..
« Опиши куклу»
Педагог показывает куклу и просит рассказать о ней, какая она?
- Что это? Кукла.
- Какая она? Нарядная, красивая…
- Что умеет делать Таня? Играть, рисовать, петь…
- Давайте вместе расскажем про Таню…
«Сравни животных»
Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку из сказки «Теремок».
- Мишка большой, а мышка…
- Какой еще мишка? Толстый, косолапый..
- А мышка? …
- Что любит мишка?
- А мышка?...
- Лапы у мишки толстые, а у мышки?...
- А у кого хвост длиннее?
«Распространи предложение»
Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы.
Например:
- Дети идут …. (куда, зачем?) в школу.
- Дети идут в школу, чтобы…
«Назови ласково»
«Кто где живет»
«Прятки»
Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико– грамматических категорий родного языка.
Интерактивная игра –это метод обучения и воспитания, в котором воедино соединяются функции образования, развития и воспитания детей. Одним из ведущих направлений применения интерактивной игры является исследовательская и познавательная деятельность ребенка.
Ребенок получает информацию через познавательные процессы: восприятие,
мышление, воображение, ощущение, внимание, речь, память. В основе развития познавательных процессов лежат анализаторы, благодаря им ребенок более эффективно и полно познает окружающий его мир.
Главным преимуществом интерактивных игр является наглядность –инструмент усвоения новых понятий, свойств, явлений.
Кроме наглядности, дети так же воспринимают новую
информацию на слух, с помощью движения объектов. Кроме того, занимаясь с интерактивными играми самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий, что отвечает принципу индивидуализации, в соответствие с ФГОС ДО .
С помощью интерактивных и мультимедийных средств, возможно моделировать различные ситуации из окружающей среды, составлять наглядные загадки на различные темы, знакомить детей с временами года, профессиями, жилищами животных, овощами и фруктами и т.д.
Отличительной чертой интерактивных игр является то, что они могут
использоваться во всех образовательных областях:
1. Физическое развитие– формирование представлений о здоровом образе
жизни, развитие инициативы, самостоятельности и творчеств двигательной
активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений, развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности, интереса и любви к спорту;
2. Развитие речи - развитие всех компонентов устной речи детей:
грамматического строя речи, связной речи —диалогической и монологической , формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи и т.д.
Существует несколько видов интерактивных игр для дошкольников: развивающие, обучающие, логические, игры-забавы. У нас есть «Маленький гений», где собраны игры познавательного характера, игры по обучению грамоте, математические. Вот например «Строитель», «Маленький архитектор» и другие.
Использование интерактивных игр наравне с традиционными методами обучения повышает эффективность образования и воспитания детей, усиливает уровень понимания информации, развивает творческие способности детей.
Без дыхательной гимнастики не обойтись..
Установлено, что старший дошкольный возраст является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой деятельности. Формирование навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза – первая ступень обучения грамоте. Первоначальная работа по формированию звукобуквенного анализа и синтеза должна проводиться с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Это практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове. Так же стимулирует познавательный интерес и повышает речевую активность детей.
Таким образом, тщательно отобранные и хорошо спланированные игры помогают детям чувствовать себя успешными и компетентными. Я стараюсь создать такие условия, чтобы каждый ребенок мог проявить себя в рамках его собственных возможностей. Основная цель – не достижение совершенства, а развитие.
Результатом работы с детьми в этом направлении является то, что в группе создана комфортная атмосфера доверия, свободы творчества. Помогает расширять словарный запас детей, и их кругозор.
При условии систематического использования в воспитательно-образовательном процессе игрового набора Дары Фребеля в сочетании с традиционными методами и приемами обучения, обогащаются интеллектуальные впечатления и интересы детей 5-7 лет, значительно повышается их речевая активность.
Использование в работе различных материалов программы дают возможность детям 5-7 лет не только получить познавательную информацию, но и способствуют повышению мотивации к речевому общению, желанию делиться впечатлениями, высказыванию своих предположений, поиску ответов на вопросы. Что в целом положительно влияет на развитие речи и формирование речемыслительной деятельности воспитанников.
Дайте детству состояться – дайте детям наиграться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей"
Развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом.( через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры.)...
Развиваем речь дошкольников через игру
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Задачи развития речи детей в игровой деятельности решаются более продукти...
Развиваем речь дошкольников в игре.
Развиваем речь в игре...
«Играя, развиваем речь детей. Звуки речи».
Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.Задачи:1. Образовательные:- познакомить с понятиями «речевой и неречевой звук...
Консультации для родителей по развитию речи " Развиваем речь дошкольника"
Советы по развитию речи детей. Речевые нормативы....
Консультация для родителей «Играя, развиваем речь дошкольников»
Игра - ведущая деятельность детей, она пронизывает всю их жизнь. Способствует физическому и духовному здоровью, является обширной информацией, методом обучения и воспитания детей. С ее помощью создают...
Мастер-класс по развитию речи старших дошкольников "Играем и развиваем речь дошкольника"
Сообщение о мастер-классе по развитию речи в подготовительной группе.В этом учебном г...