Развиваем речь дошкольников через игру
статья (старшая группа) на тему

Ярукова Марина Петровна

 

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Задачи развития речи детей в игровой деятельности решаются более продуктивно, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_rech_doshkolnikov_cherez_igru.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент  образования города Москвы

Юго-западное окружное управление образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа №2115»

Структурное подразделение №5

______________________________________________________

117418, Москва, ул. Цюрупы, д.22А, т. 8 (499) 128-65-07

Развиваем речь дошкольников через игру

Составила воспитатель:

Ярукова Марина Петровна

г. Москва

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Задачи развития речи детей в игровой деятельности решаются более продуктивно, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Очень часто мы, взрослые, спешим что-то сделать за ребёнка, ответить на любой вопрос. Но всегда ли это оправдано? Набор готовых знаний не формирует потребности в процессе познания, стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижению цели. На многие вопросы ребёнок сам может найти ответ, и неважно, что только путём проб и ошибок. Любая игра решает определённую задачу, направленную на понимание, накопление, расширение знаний детей, а также речевых умений. В основе работы по развитию речи детей лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексического, грамматического, развитие связной речи). Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач, которые на каждом временном этапе выступают в разных сочетаниях. Поэтому нужно вызвать интерес к процессу познания, помочь детям самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы. Возможно ли надолго сохранить «огонёк» детской пытливости и жажды знаний? Конечно, возможно. Только так и должно быть! Главное не бояться быть добрым, ласковым с детьми. Твёрдая ориентация на ИГРУ как на средство, метод, форму организации развивающей деятельности маленьких человечков поможет педагогу сделать его труд радостным. Мы хотим показать, как проводится работа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности на примере одного дня. Утром воспитатель вносит в группу игрушку куклу Катю, которая будет встречать детей и находиться с ними в течение целого дня. Встречая детей, предлагаем поздороваться, рассказать о настроении, показать гостье игрушки и т. д. Во время общения с куклой следим за речью детей, ненавязчиво исправляем, так как речь воспитателя служит образцом для ребенка. Ритуал приветствия: «Доброе утро!» Задачи: — концентрация внимания; — создание благоприятной атмосферы. Предлагаю детям взяться за руки и вместе сказать «Доброе утро!» —шёпотом; — зевая; — обычным голосом; — прокричать. Создание проблемной ситуации: — к кукле придут гости, а в доме не прибрано. Предлагаю детям помочь кукле навести порядок. Утренняя гимнастика «Мамины помощники» Во время непосредственной образовательной деятельности предлагаем детям следующие игры. Игра «Что это?» Детям предлагается демонстрационный набор посуды. Необходимо правильно определить и назвать эти предметы.

Задачи:

  1. развивать умение понимать обращённую речь с опорой и без опоры на наглядность; -        
  2. стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства; -      
  3. развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2–3 простых фраз; -        
  4. обогащать словарь детей за счёт расширения представлений о предметах, объектах ближайшего окружения, их свойствах и качествах.

Дидактическая игра «Склей посуду» (по сюжету сказки «Федорено горе») В этой игре дети работают с раздаточным материалом. Задачи: развивать умение взаимодействовать со сверстниками (дети учатся согласовывать свои действия, учатся договариваться о действиях в игре с партнёром).

      Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие. Вначале, предлагая новую игру, сами четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха и могут в дальнейшем во время игры читать его сами.

После скалку мы возьмём,

 Тесто тонко раскатаем,

 Речедвигательная игра

 «Тесто мнём» Тесто мнём, мнём, мнём, Тесто жмём, жмём, жмём,

 Выпекать его поставим. Раз, два, три, четыре, пять-

 Не пора ли вынимать?

Задачи: развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата. Создание игровой ситуации «Угостим кукол чаем» (игра с проговариванием) Задачи: -          расширять лексической запас детей по данной теме; -          продолжать учить употреблять в речи существительные в ед. и мн. числе; -          развивать мышление, слуховое и зрительное внимание. Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким 3- 4-летним детям трудно. Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка. Подвижная игра «Кувшинчик» (с мячом) Один из участников игры — водящий. Он берёт мяч («кувшинчик») и, ударяя им об пол, приговаривает: Я кувшинчик уронил И о пол его разбил. Раз, два, три, Его, Витя, лови! После этих слов водящий ударяет мяч о пол, участник, имя которого было названо, ловит его. Участник, поймавший мяч, становится водящим, а кто не поймал — выходит из игры. Проводя такую работу, мы выявили, что в игровой деятельности речь ребенка достаточно хорошо развивается. Игровая деятельность, театрализованные представления и всевозможные игры раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений. В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова, учится правильно строить предложения. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей "Развиваем речь ребенка через игру - сказку"

В этом материале вы найдете игры для развития звукопроизношения, лексико-грамматического сторя речи и развития связной речи...

1.Развиваем речь ребёнка через игру-сказку. 2.Консультация для родителей "Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить".

1. Буклет "Развиваем речь ребёнка через игру-сказку" опубликован на сайте "Педразвитие.ру" .Родителям предлложены  речевые  игры со сказочной сюжетной линией для детей среднего и старшего до...

Семинар - практикум для родителей "Развиваем музыкальность дошкольников через игру"

Семинар - практикум для родителей "Развиваем музыкальность дошкольников через игру"...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРУ И ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ теоретический семинар для воспитателей

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ  ЧЕРЕЗ ИГРУ И ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ теоретический семинар для воспитателей...

Развитие диалогической и монологической речи дошкольников через игру- драматизацию

laquo;Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний».(К. Д. Ушинский.)...

Консультация для воспитателей «Развиваем речь ребенка через игру - сказку»

Консультация для воспитателей «Развиваем речь ребенка через игру - сказку»...