Диагностические задания для определения готовности к обучению письму.
тест (подготовительная группа)
Подборка диагностических заданий по определению готовности к письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тесты | 44.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностических заданий по определению готовности 1-классника к обучению письму.
«Развитие тонкой моторики и умения работать по образцу» (И.В.Дубровина, Т.В.Вохмянина, Е.Е.Данилова)
Ребенку предлагается срисовать слово, написанное латинскими буквами (или любое прописное слово).
1 уровень (высокий) – выполняет задание без ошибок или с одной незначительной ошибкой;
2 уровень (средний) – выполняет с 2-3 ошибками;
3 уровень (низкий) – не справляется с заданием, воспроизведение очень отдаленно напоминает образец.
«Пробы моторной одаренности» (Н.И.Озерецкого)
Определение уровня развития зрительно-моторной регуляции действий, моторной координации и ловкости.
Ребенку предлагается выполнить следующие задания:
Проба 1.
Простоять 10 секунд с открытыми глазами на носочках (на цыпочках), руки вдоль тела. Задание не засчитывается, если ребенок хоть раз коснулся пятками пола.
Проба 2.
Скатать шарик из квадратного листа бумажной салфетки (5см x 5см) поочередно, сначала пальцами правой, а потом левой рук. Время выполнения для правой руки – 15 секунд, а для левой – 20. Задание не засчитывается: 1) если ребенок помогал себе другой рукой; 2) скатал недостаточно компактные шарики.
Проба 3.
Прыгая на одной ноге, преодолеть расстояние в 5 метров по прямой сначала на правой, а потом, через промежуток в 30 секунд, на левой ноге. Задание не засчитывается, если ребенок отклонился от прямой больше чем на полметра, размахивал руками, коснулся пола согнутой ногой.
Проба 4.
Намотать нитку на катушку. Длина нитки 2 метра. Один конец нити закреплен на катушке. Сначала ребенок держит катушку в одной руке, а кончиками указательного и большого пальцев второй руки наматывает на катушку нить. Затем он меняет руки. Если ребенок крутит рукой, в которой держит катушку, то задание необходимо прервать и оно не засчитывается.
Проба 5.
Уложить спички в коробок. Перед ребенком кладут пустой спичечный коробок. По бокам от него помещают ровные, одинаковые по количеству спичек ряды (по 10 в каждом – левом и правом рядах). Необходимо, действуя одновременно двумя руками, брать спички за их концы большим и указательным пальцами из обоих рядов и класть в коробок. Время выполнения задания 20 секунд. Норматив: уложить в коробок не менее 5 спичек, взятых с каждой стороны. Задание не засчитывается: 1) если движения обеих рук разновременные; 2) уложено меньше чем по 5 спичек с каждой стороны.
За каждую правильно выполненную пробу ставится 1 балл
1 уровень (высокий) – 5 баллов
2 уровень (средний) – 4 балла
3 уровень (низкий) – 1-3 балла
«Графические пробы» Л.А. Венгера, Н.И. Озерецкого
Ребенок должен, не отрывая карандаш от бумаги, воспроизвести графические ряды из одного или двух сменяющихся звеньев: «цепочка», «заборчики», «башня-крыша».
Для анализа регулирующей функции речи задания предлагаются в двух вариантах: вначале – по наглядному образцу, а затем – по речевой инструкции: башня – крыша – башня – крыша.
1. Исследование точности движений
На рисунке нарисованы «дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы задача была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.
Инструкция. «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки» (дорожки по Л.А. Венгеру)
Критерии оценки:
• 4 балла – при выполнении задания выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш не отрывается от бумаги;
• 3 балла – выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз;
• 2 балла – выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз, наблюдаются синкинезии;
• 1 балл – не более трех выходов за пределы дорожки, неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, синкинезии;
• 0 баллов – невозможность выполнения, многочисленные выходы за пределы дорожки, многократное проведение по одному и тому же месту.
Исследование графических навыков
Инструкция:
1. «Проведи прямую линию».
2. «Проведи прямую линию слева направо».
3. «Проведи прямую линию сверху вниз».
4. «Проведи линию короче данной; длиннее данной».
5. «Соедини точки».
6. Рисование волнистых и ломаных линий (по образцу).
7. Рисование геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг).
8. Рисование неотрывно графических рядов (на удержание строчки) по линейке («заборчик», «цепочка»).
Критерии оценки:
• 4 балла – графические навыки сформированы соответственно возрасту;
• 3 балла – задание выполняется медленно, неуверенно;
• 2 балла – задание выполняется медленно, неуверенно, с отрывом карандаша от бумаги;
• 1 балл – нарушена плавность движений, появляются микро-и макрографии;
• 0 баллов – задание не выполняется
«Штриховка прямоугольника» (Е.А.Солнцева)
Инструкция: выполнить штриховку по образцу: вертикально (сверху вниз),
расстояние между линиями одинаковое
Критерии оценки:
1 уровень (высокий) – следует точному выполнению задания по образцу; линия ровная, ведётся сверху вниз, одним движением руки; выдерживает одинаковое расстояние между линиями (2 балла)
2 уровень (средний) – придерживается при выполнении задания образцу; линия ровная, ведётся сверху вниз, одним движением руки; не всегда выдерживает одинаковое расстояние между линиями (1 балла)
3 уровень (низкий) – часто смотрит на образец; линия не ровная отрывистая;
путается с направлением штриховки; не выдерживает одинакового расстояния между линиями (0 баллов)
Методика «Мячики»
На рисунке изображены кегли и мячик. Ребёнку нужно «попасть» мячиками в кеглю, т.е.
провести карандашом прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю;
2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в
кеглю);
1 балл – 3 и более ошибок
«Продолжи узор» (модифицированный вариант методики Г.Ф. Кумариной)
Назначение задания: установить уровень развития зрительного анализа, умение удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, и переносить его на рабочий лист; выявить умение устанавливать закономерность, способность к самоконтролю и самообучению.
Организация работы. Узор-образец выполняется заранее на доске, расчерченной в клетку (или на большом листе бумаги, прикрепленном к доске):
Узор выполняется двумя цветами, например красным и синим. Детям раздаются чистые листы в клетку. Перед каждым ребенком лежит шесть цветных карандашей.
Работа состоит из двух частей:
1) срисовывание и продолжение трех узоров;
2) самоконтроль и в случае необходимости – перерисовывание узора (узоров), в котором (в которых) допущены ошибки.
Инструкция к 1-й части задания состоит из трех этапов:
а) «Конечно, все вы раньше рисовали узоры и, надеюсь, любите это делать. Сейчас вы нарисуете на своих листочках первый узор – такой же, как на доске, – и продолжите его до конца строки».
б) «Теперь срисуйте такой же, как на доске, второй узор и его тоже продолжите до конца строки».
в) «А теперь срисуйте третий узор и тоже продолжите его до конца строки».
Инструкция ко 2-й части задания:
«Теперь сверьте всю вашу работу с узорами, нарисованными на доске: выполняйте задание от нижнего рисунка к верхнему. Если увидите у себя ошибку, исправлять не надо. Нарисуйте новый узор пониже. (Учитель показывает на доске, где следует рисовать исправленный вариант.) Все ли поняли задание? Спросите сейчас, если что-то непонятно».
Оценка задания (оценивается лучший вариант)
- 4-й уровень: все три узора срисованы и продолжены правильно: соблюдена закономерность в расположении, величине линий, чередовании цветов;
- 3-й уровень: срисованы правильно второй и третий варианты узора;
- 2-й уровень: срисован правильно третий вариант;
- 1-й уровень: все узоры срисованы неправильно.
Оценка самоконтроля
- 4-й уровень: а) задание сразу выполняет правильно; б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно;
- 3-й уровень: при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;
- 2-й уровень: а) при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет; б) при повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок;
- 1-й уровень: при наличии ошибок к заданию не возвращается.
Оценка развития графических навыков
- 4–3-й уровень: линии достаточно ровные, в основном выдержаны границы каждой линии и рисунка в целом;
- 2–1-й уровень: линии неровные, границы линий соблюдаются плохо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланк "Протокол индивидуальной психологической диагностики на определение готовности ребенка к школьному обучению"
Бланк протокола индивидуальной психологической диагностики на определение готовности к школьному обучению....
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
В старшем дошкольном возрасте, к 7 годам у ребенка начинают формироваться умения, которые необходимы ему для дальнейшего обучения в школе, и именно поэтому возраст 7 лет считают идеальным для начала ш...
Тестирование на определение готовности к обучению в школе
Данные тесты носят рекомендательный характер. Помогут определить сильные и слабые стороны в развитии вашего ребенка, помочь ему подготовиться к школе, сделать его прибывание там комфортным....
Диагностические методики для определения готовности к обучению в школе
В помощь воспитателям и педагогам-психологам диагностические материалы для проведения обследовавния ребенка на готовность к обучению в школе....
Диагностические задания-определение способности к самостоятельному построению наглядной модели-подсказки.
Из пособия Котовой Е.В.,Кузнецовой С.В.,Романовой Т.А.-"Развитие творческих способностей дошкольников"....
Диагностический материал для определения психологической готовности детей к школьному обучению.
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые ш...
Конкурс. Диагностические задания для определения уровня развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
За основу диагностики уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста взята экспресс-диагностика, составленная Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко: «Экспресс-диагностика в детском ...